Файл: Бергер И.И. Токарное дело учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 393

Скачиваний: 11

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Отсчет величины перемещения салазок при установке резца на размер детали производится по лимбам. Лимб продольной подачи имеет цену деления 1 мм (по особому заказу станок снабжается лимбом с ценой деления 0,1 мм). Лимб поперечной подачи выпол­ нен с ценой деления 0,05 мм на диаметр. Лимб верхних салазок имеет цену деления 0,05 мм.

Задняя бабка закрепляется на станине рукояткой 15 с эксцент­ риковым зажимом. Маховичок 17 перемещения пиноли снабжен лимбом с ценой деления 0,05 мм. Пиноль зажимается рукояткой И. Четырехпозиционный резцедержатель поворачивается и закреп­ ляется рукояткой 6.

Регулировка станка. В процессе эксплуатации зазоры в под­ вижных соединениях станка постепенно увеличиваются, что сни­ жает точность его работы. Для уменьшения зазоров в станке 1К62, как и в других токарных станках, предусмотрена возможность ре­ гулировки наиболее ответственных соединений. Регулировке под-

Рпс. 185. Опоры шпинделя станка 1К62.

лежат подшипники шпинделя, фрикционная муфта коробки скоро­ стей, тормоз, клинья и планки салазок суппорта, гайка винта попе­

речной подачи.

п о д ш и п н и к о в

шп и н д е л я. На

Р е г у л и р о в к а

рис. 185 показаны опоры шпинделя 1К62. Передней опорой служит регулируемый двухрядный роликовый подшипник 7, а задней — два радиально-упорных шариковых подшипника 3 и 4. Осевая на­ грузка на шпиндель 1 воспринимается только радиально-упорными подшипниками задней опоры.

Подшипник 7 имеет коническое отверстие во внутреннем коль­ це, которое насаживается на коническую переднюю шейку шпин­ деля. Для выбора зазора в деталях этого подшипника поступают следующим образом. Ослабляют стопорный винт 6 и ключом пово­ рачивают гайку 5. Последняя через промежуточную втулку подтя­ гивает внутреннее кольцо подшипника на шейку вала. Благодаря

<

Рис. 186. Фрикционная муфта станка 1К62.


упругой деформации кольцо немного расширяется и выбирает за­ зоры в подшипнике. Затем стопорный винт 6 снова зажимают. По­ сле этого необходимо проверить шпиндель на радиальный отжим. Для этого в его отверстие устанавливают оправку с коническим хвостовиком и свободной длиной 300 мм. К центрирующей шейке шпинделя подводят штифт индикатора и за свободный конец оправ­ ки вручную отжимают шпиндель. При этом отклонение стрелки индикатора не должно превышать 0,01 мм.

Осевые зазоры в подшипниках задней опоры выбирают гай­ кой 2. Для этого пинолыо задней бабки нажимают на передний центр и, не прилагая большого усилия, плотно подтягивают гайку 2 и закрепляют стопорным винтом.

Выполняя регулировку подшипников шпинделя, следует по­ мнить, что слишком сильное подтягивание их может вызвать тугое проворачивание шпинделя и нагревание подшипников в работе в результате повышенного трения сильно сжатых деталей. Поэтому после указанной регулировки надо проверить вращение шпинделя. Он должен легко проворачиваться от руки при установке зубчатых

колес коробки скоростей в нейтральное положение.

Фрикционная

Р е г у л и р о в к а

ф р и к ц и о н н о й

муфты.

двусторонняя муфта

(рис. 186) установлена на первом валу 1 ко­

робки скоростей и осуществляет передачу

вращения

и усилий от

этого вала через зубчатый механизм на шпиндель. Муфта работает за счет сил трения, возникающих между торцами стальных дисков 5 при их, сжатии. С течением времени диски изнашиваются, умень­ шаются по толщине и муфта может пробуксовывать. Такое явление вызывает усиленный износ и нагревание деталед муфты. Работать на станке с неотрегулированной муфтой нельзя.

Муфта регулируется нажимными гайками 2 и 4, навинченными на кольцо 3. Гайки можно повернуть лишь после того, как защелка 6 вдавлена в кольцо 3. Отрегулированная муфта должна вклю­ чаться плавно, без резких ударов в механизме коробки скоростей.

Р е г у л и р о в к а т о р м о з а . На валу III коробки скоростей (см. рис. 184) установлен ленточный тормоз, производящий тормо­ жение шпинделя после выключения станка. При ослаблении тор­ можения ленту тормоза можно подтянуть регулировочным винтом, расположенным снаружи задней стенки передней бабки.

Способы регулирования зазоров в подвижных соединениях суппорта были рассмотрены при изучении устройства суппорта (см. рис. 177).

Регулировку станка обычно делает опытный слесарь-ремонт­ ник. Однако это же может производить сам токарь при условии, что он хорошо знает правила регулировки и проверки станка после ее выполнения.

Смазка станка. Смазка механизмов коробки скоростей, короб­ ки подач и фартука осуществляется от индивидуальных плунжер­ ных насосов и разбрызгиванием масла вращающимися деталями передач. Кроме того, для смазки заднего подшипника шпинделя и правого подшипника ходового винта предусмотрена фитильная


смазка. Все остальные места станка, нуждающиеся в смазке, сма­ зываются вручную согласно схеме, изображенной на рис. 187,

Перед пуском станка масляные резервуары заполняются мас­ лом до уровня контрольных глазков. Этот уровень следует поддер­ живать периодической доливкой масла в течение всего срока экс­ плуатации станка. Маслом заполняются также масленки ручной смазки. В качестве смазочных материалов для станка 1К.62 реко­ мендуется масло индустриальное 20 (веретенное 3), а для смазки оси паразитного колеса гитары — вазелин технический или соли­ дол,

Рис.

187. Схема мест смазки стайка

1К62:

 

 

; — ось паразитного

колеса; 2 — сменные колеса

гитары;

3 —на­

правляющие

верхних

салазок; 4 — опоры

эксцентрикового

вала;

5 — подшипники ходового винта

и

валика; 6 — фитильная

смаз­

ка заднего подшипника

шпинделя;

7 — принудительная

смазка

переднего подшипника

шпинделя;

8 — винт поперечной

подачи;

5 — пнноль;

10

н 12 — направляющие задней бабки; 11 — под­

шипник впита

пнноли;

13 — винт

верхних

салазок; У4 — подшип­

ник винта

поперечной

подачи;

15 — ось

резцедержателя;

16

кран

для

смазки направляющих суппорта.

 

 

Масленки ручной смазки заполняются один раз в начале каж­ дой смены. Подача масла к направляющим каретки и поперечнымсалазкам суппорта производится краном 16. Кран имеет две ука­ зательные риски: О — открыто, 3 — закрыто. Промежуточными по­


ложениями крана можно регулировать количество подаваемого масла.

Масло в резервуарах передней бабки, коробки подач и фарту­ ка меняется первый раз через 10 дней работы станка, второй раз че­ рез 20 дней, а затем через каждые 40 дней.

2. Токарно-винторезный станок 1К620. Новый токарно-винто­ резный станок 1К620 создан на базе основной модели станка 1К.62 и имеет аналогичную компоновку. Большая мощность двигателя главного движения (10 кет) и широкий диапазон бесступенчато­ го регулирования чисел оборотов шпинделя (от 12 до 3000 об/мин) обеспечивают высокую производительность токарной обработки при максимальном использовании режущих возможностей твердо­ сплавных инструментов.

Бесступенчатое регулирование осуществляется фрикционным вариатором с раздвижными коническими шкивами (см. рис. 160, а), расположенным между главным двигателем и приемным валом коробки скоростей.

Весь диапазон чисел оборотов шпинделя разбит на четыре ин­ тервала (12—45; 50—180; 200—750; 300—750) в зависимости от пе­ редаточного отношения перебора коробки скоростей. Переход от одного интервала к другому осуществляется одной рукояткой, ко­ торую можно переключать на ходу станка. Для этой цели в коробке скоростей установлены три электромагнитные муфты: две для вклю­ чения правого и левого вращения шпинделя н одна тормозная.

Бесступенчатое изменение чисел оборотов шпинделя в преде­ лах каждого интервала производится кнопочной станцией, установ­ ленной спереди каретки суппорта. Одна кнопка служит для увели­ чения чисел оборотов, вторая — для уменьшения. Фактические числа оборотов шпинделя указываются на шкале тахометра.

Возможности механизма подач такие же, как на станке 1К.62. На каретке суппорта станка 1К620, около маховичка ручного перемещения поперечных салазок, смонтирована дополнительно специальная рукоятка для реверсирования шпинделя при нареза­ нии резьб с одновременным быстрым выводом резца из резьбовой канавки. При поворотах этой рукоятки переключаются электро­

магнитные муфты коробки скоростей.

Верхние салазки суппорта имеют механическое перемещение, что значительно расширяет технологические возможности станка при обработке конических поверхностей.

Фартук станка имеет четыре электромагнитные муфты, кото­ рые осуществляют включение продольных и поперечных движений суппорта одной рукояткой, как в станке 1К62. Эти же муфты по­ зволяют применять на станке электрокопирование для обработки фасонных поверхностей.

3. Токарно-винторезный станок 1А616 (рис. 188). Станок 1А616 позволяет высокопроизводительно выполнять обработку деталей диаметром: над станиной до 320 мм, над суппортом — до 180 мм и длиной обтачивания до 660 мм, а также нарезание резьб резцами. Станок имеет широкий диапазон изменения скоростей шпинделя от