Файл: Бергер И.И. Токарное дело учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 345

Скачиваний: 11

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

тяжелым. Грипп опасен тем, что может давать серьезные осложне­ ния: падение сердечной деятельности (коллапс), воспаление моз­ га и др.

Острый катар верхних дыхательных путей — сравнительно лег­ кое инфекционное заболевание, не оставляющее после себя иммуни­ тета. Возбудителем его являются различные микроорганизмы и вирусы. Предрасполагающими моментами болезни служат все фак­ торы, снижающие сопротивляемость организма, основными из кото­ рых являются простуда и нарушение гигиенического режима. Забо­ левание проявляется в виде насморка, кашля, недомогания, вяло­ сти, температура может быть нормальной либо повышенной. Бо­ лезнь может давать осложнение.на легкие, уши и др.

Ангина — заразная болезнь, вызываемая болезнетворными микробами (стрептококками, стафилококками и др.). При простуде и пониженной сопротивляемости организма эти микробы, находясь в организме, начинают размножаться и вызывают заболевание. Характерными симптомами болезни являются:' боль в глотке, го­ ловная боль, чувство разбитости, повышение температуры до 38—40°С, на шее прощупываются увеличенные и болезненные лим­ фатические узлы. У одних больных при осмотре горла можно заме­ тить только покраснение слизистой оболочки зева, задней стенки глотки и увеличение миндалин. Такая ангина называется катараль­ ной. У других — на покрасневших миндалинах видны круглые бело­ вато-желтые точки (фолликулы). Такая ангина называется фолли­ кулярной. Существуют и другие разновидности ангин — лакунар­ ная, пленочно-язвенная и флегманозная.

Ангина может давать опасные осложнения — ревматизм, воспа­

ление почек, ушей и др.

 

Возбудители рассмотренных болезней содержатся в слизи, вы­

 

деляемой больными. При кашле, чихании они с капельками слюны

 

рассеиваются в воздухе, а также оседают на окружающих предме­

 

тах. Поэтому распространителем болезни является не только сам

'

больной, но предметы, которыми он пользуется.

Для предупреждения гриппа, катаров верхних дыхательных пу­

 

тей, ангин и других простудных заболеваний необходимо повышать

 

сопротивляемость организма путем организации рационального пи­

 

тания, режима дня и закаливания организма. При возникновении

 

очага болезни следует:

 

1) изолировать больного в отдельную комнату или отгородить

 

ширмой;

 

2)больной должен пользоваться отдельной посудой и поло­

тенцем;

3)лица, ухаживающие за больным, должны носить марлевые

маски;

4)все вещи, зараженные слизью больного (платки, полотенце, посуда), должны обязательно кипятиться и мыться в мыльном рас­ творе;

5)помещение, где находится больной, необходимо хорошо про­ ветривать.


В нашей стране для профилактики вирусного гриппа применя­ ются специальные прививки противогриппозными сыворотками, бла­ годаря которым число заболеваний значительно уменьшается.

Опасным желудочно-кишечным заболеванием является дизен­ терия, которая вызывается дизентерийной палочкой, способной со­ храняться длительное время во внешней среде — в почве, воде, продуктах питания. Эти микробы быстро погибают от действия де­

зинфицирующих

растворов

хлорной извести, карболовой

кислоты

и др.

микробы

попадают во внешнюю среду

только

Дизентерийные

с выделениями из кишечника больных людей. Они распространя­ ются несколькими путями.

Контактным путем — при рукопожатии, соприкосновении с больным или его вещами и посудой, на которых находятся возбуди­ тели дизентерии. Попадая на руки, затем в рот и пищеварительный тракт, они могут вызвать заболевание. Отсюда дизентерию назы­ вают «болезнью грязных рук».

Второй путь — через зараженную микробами пищу при упо­ треблении немытых овощей и фруктов, на которые микробы могут быть занесены грязными руками больных или мухами. Дизентерия может также распространяться через загрязненную воду.

В летне-осенний период времени в распространении дизентерии особую роль играют мухи. Они садятся на выделения больных лю­ дей и затем на своих лапках и крылышках переносят дизентерийные палочки на пищевые продукты.

Острая дизентерия имеет инкубационный период 2—3 дня. За­ болевание начинается с общего недомогания, повышения темпера­ туры, вялости, понижения аппетита. В тяжелых случаях темпера­ тура поднимается до 39—40° С и может появиться рвота.

При дизентерии характерны схваткообразные боли внизу жи­ вота, стул учащенный с примесыо крови и слизи или одной слизи. В тяжелых случаях поражается сердечно-сосудистая', нервная сис­ тема, печень, желудок и другие внутренние органы.

Опасны также легкие формы дизентерии, когда больной не об­ ращается к врачу и заболевание переходит в хроническую форму. Такой больной становится источником заражения окружающих лиц.

Профилактика дизентерии. При каждом случае растройства функции кишечника надо немедленно обратиться к врачу.

Важно содержать в чистоте и порядке территорию дворов и улиц. Мусор, отбросы и нечистоты должны систематически выво­ зиться. Надворные уборные и выгребные ямы надо содержать в хо­ рошем санитарном состоянии, периодически дезинфицировать их; выгребные ямы закрывать крышками. Территорию вокруг колодцев содержать в чистоте, пользоваться общим ведром.

Для

борьбы с

мухами окна в квартире надо закрывать

марлей

или сеткой.

Продукты хранить в холодном месте закры­

тыми.

Уничтожать

мух хлопушками, ядовитой бумагой, дус­

том ДДТ и др.


Овощи и фрукты перед употреблением обдавать кипятком. Мо­ локо пить только в кипяченом виде. Воду, взятую из случайных ис­ точников, перед употреблением кипятить.

В борьбе с дизентерией большое значение имеют профилакти­ ческие прививки и повышение сопротивляемости организма.

Вопросы для повторения

1.Объясните сущность и значение гигиены труда и промышленной санитарии.

2.Какие причины вызывают утомление человека?

3.Какое значение имеет обученность рабочего для уменьшения его утом­ ляемости?

4.Объясните влияние организации рабочего места на утомляемость человека.

5.В чем заключается организация рационального режима труда и отдыха?

6.Укажите продолжительность рабочего дня и допустимый вес переносимо­ го груза для подростков.

7.В чем должен заключаться уход за рабочей одеждой?

8.Какое значение имеет правильная поза для работающего?

9.Какое значение имеет механизация трудоемких работ для уменьшения утомляемости? Приведите примеры.

10.Объясните содержание и значение производственной гимнастики, физи­ ческой культуры и закаливания организма для здоровья человека.

11.Как должен быть организован режим питания для работающих?

12.Какие болезни называются инфекционными? Укажите их возбудителен.

13.Как могут проникать микробы инфекционных болезней в организм че­

ловека?

14.Как протекает инфекционное заболевание? Укажите его периоды.

15.В чем заключается иммунитет организма к инфекционным заболеваниям? Как его можно создать?

16.Объясните пути распространения и признаки гриппа, катара верхних дыхательных путей и ангины? Какие осложнения они могут вызывать в организ­ ме человека?

17.Какие меры предупреждения следует соблюдать при простудных забо­ леваниях?

18.Назовите признаки дизентерии.

19.Как распространяется дизентерия и какие меры предосторожности сле­ дует предпринимать?

§2. Санитарные требования к рабочим помещениям

Производственные помещения строятся в соответствии с сани­ тарными нормами строительного проектирования. Этими нормами, в частности, предусматривается на каждого работающего не менее 4 м2 площади и 13 м3 объема помещения. Высота помещений должна быть не менее 3,2 м.

При эксплуатации производственных помещений большое зна­ чение имеют условия их содержания: чистота, освещенность, венти­ ляция и температура воздуха.

Чистота приучает людей к организованности, дисциплине, повы­ шает общую культуру производства, что способствует повышению производительности труда и качества продукции.

Рациональная система освещения производственного помеще­ ния и рабочих мест снижает зрительное и общее утомление, а также травматизм. При плохом освещении у рабочего быстро устают гла­ за, притупляется внимание, следствием чего нередко бывают не­ счастные случаи.



Освещение может быть естественным, когда используется днев­ ной свет, и искусственным, когда применяются лампочки и светиль­ ники дневного света.

Для обеспечения нормального естественного освещения цех должен иметь высокие окна, необходимую ширину пролета и боль­ шие световые фонари в крыше. Этому способствует также светлая поверхность стен и потолков, значительно в большей степени отра­ жающая световой поток.

Искусственное освещение цеха и рабочего места должно быть достаточным, равномерным и не давать ярких бликов и резких те­ ней. Так, норма освещенности рабочего места токаря должна нахо­ диться в пределах: 150—300 лк для ламп накаливания и 500—700 лк для люмнннсцентных ламп.

Помимо общего освещения, рабочие места оборудуются лампа­ ми местного освещения, питаемыми током напряжением 36 в. Как правило, рабочая зона стайка освещается сзади, справа и сверху. Нежелателен свет слева и ни в коем случае недопустим прямо в глаза.

Чистота окон, световых фонарей и электрических ламп влияет на освещенность цеха и рабочего места. Грязные запыленные окна плохо пропускают солнечный свет. Покрытое пылью стекло электро­ ламп значительно снижает освещенность помещения. Поэтому в ме­ ханических цехах стекла окоп, арматуру и лампы следует очищать не реже двух раз в месяц.

Производственные помещения должны хорошо проветриваться, так как отклонения от нормальной температуры и запыленность воз­ духа ухудшают условия труда, приводят к снижению производитель­ ности, способствуют возникновению заболеваний. Зимой в ме­ ханических цехах температура должна быть в пределах 16—18° С.

Лучшая вентиляция в механических цехах естественная, осу­ ществляемая через световые фонари в крышах и форточки окон. В современных цехах устраивают искусственную приточно-вытяж­ ную вентиляцию, которая бывает общей и местной. Последняя ис­ пользуется на рабочих местах, связанных с интенсивным выделени­ ем пыли (заточные и шлифовальные станки).

Вопросы для повторения

1.Какие санитарные нормы предусмотрены для производственных по­ мещений?

2.Какое значение имеет чистота производственных помещений?

3.Объясните, как должна осуществляться рациональная система освещения производственных помещений и рабочих мест?

4.Как осуществляется вентиляция производственных помещений и отдель­

ных рабочих мест?

і