В зависимости от разности между получаемой при сборке и требуемой величиной исходного размера устанавливают необходи- . мое количество прокладок.
Подвижные компенсаторы бывают с периодическим и с непре рывным автоматическим регулированием. При использовании первых требумая точность исходного размера, достигнутая вначале, может восстанавливаться в размерной цепи периодически за счет повторных регулирований подвижного компенсатора; при наличии вторых точность поддерживается в цепи непрерывно, автомати чески. Примерами периодически регулируемого компенсатора могут служить конусная разрезная втулка для компенсации диа метрального износа (рис. 185, б), винтовой регулятор в регули руемых скобах и т. д.
Способ регулирования позволяет достигать высокой точности и поддерживать ее в размерной цени во время эксплуатации машины при расширенных допусках всех размеров цепи. Он находит широкое применение.
Особое значение этот способ приобретает при решении раз мерных цепей, в которых имеются размеры, меняющиеся по вели чине во время эксплуатации. К его недостаткам следует отнести увеличение количества деталей в машине, чем усложняются их конструкция, сборка и эксплуатация.
Способ пригонки. При этом способе предписанная точность исходного размера достигается дополнительной обработкой при сборке детали по одному из заранее намеченных составляющих размеров цепи. Здесь детали по всем размерам, входящим в цепь, изготовляют с допусками, экономически приемлемыми для данных условий производства.
Для того чтобы пригонка всегда осуществлялась за счет пред варительно выбранного размера, называемого технологическим компенсатором, необходимо по этому размеру оставлять припуск на пригонку, достаточный для компенсации величины превышения исходного размера и вместе с тем наименьший для сокращения объема пригоночных работ. Значение 8'АК технологического компенсатора определяют по уравнению (224).
Основное преимущество способа пригонки — возможность до стижения высокой точности исходного размера при экономически приемлемых величинах допусков остальных размеров. Однако он имеет и существенные недостатки: величину снимаемого припуска, как правило, можно установить только после предварительной сборки деталей цепи; требуются трудоемкие подгоночные работы, выполняемые высококвалифицированными рабочими; увеличи ваются трудоемкость и цийл сборки; возникают трудности при замене быстроизнашивающнхся деталей и т. д.
Способ пригонки можно применять 'только в индивидуальном и мелкосерийном производствах, когда нельзя использовать иные способы обеспечения требуемой точности. В индивидуальном и мелкосерийном производствах, когда это допускается' конструк-