Файл: Якушев А.И. Взаимозаменяемость, стандартизация и технические измерения учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 301

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В зависимости от разности между получаемой при сборке и требуемой величиной исходного размера устанавливают необходи- . мое количество прокладок.

Подвижные компенсаторы бывают с периодическим и с непре­ рывным автоматическим регулированием. При использовании первых требумая точность исходного размера, достигнутая вначале, может восстанавливаться в размерной цепи периодически за счет повторных регулирований подвижного компенсатора; при наличии вторых точность поддерживается в цепи непрерывно, автомати­ чески. Примерами периодически регулируемого компенсатора могут служить конусная разрезная втулка для компенсации диа­ метрального износа (рис. 185, б), винтовой регулятор в регули­ руемых скобах и т. д.

Способ регулирования позволяет достигать высокой точности и поддерживать ее в размерной цени во время эксплуатации машины при расширенных допусках всех размеров цепи. Он находит широкое применение.

Особое значение этот способ приобретает при решении раз­ мерных цепей, в которых имеются размеры, меняющиеся по вели­ чине во время эксплуатации. К его недостаткам следует отнести увеличение количества деталей в машине, чем усложняются их конструкция, сборка и эксплуатация.

Способ пригонки. При этом способе предписанная точность исходного размера достигается дополнительной обработкой при сборке детали по одному из заранее намеченных составляющих размеров цепи. Здесь детали по всем размерам, входящим в цепь, изготовляют с допусками, экономически приемлемыми для данных условий производства.

Для того чтобы пригонка всегда осуществлялась за счет пред­ варительно выбранного размера, называемого технологическим компенсатором, необходимо по этому размеру оставлять припуск на пригонку, достаточный для компенсации величины превышения исходного размера и вместе с тем наименьший для сокращения объема пригоночных работ. Значение 8'АК технологического компенсатора определяют по уравнению (224).

Основное преимущество способа пригонки — возможность до­ стижения высокой точности исходного размера при экономически приемлемых величинах допусков остальных размеров. Однако он имеет и существенные недостатки: величину снимаемого припуска, как правило, можно установить только после предварительной сборки деталей цепи; требуются трудоемкие подгоночные работы, выполняемые высококвалифицированными рабочими; увеличи­ ваются трудоемкость и цийл сборки; возникают трудности при замене быстроизнашивающнхся деталей и т. д.

Способ пригонки можно применять 'только в индивидуальном и мелкосерийном производствах, когда нельзя использовать иные способы обеспечения требуемой точности. В индивидуальном и мелкосерийном производствах, когда это допускается' конструк-

403


дней изделия, применяют способ совместной обработки деталей в предварительно собранном виде или установленных в одном приспособлении.

§65. КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ О РАСЧЕТЕ ПЛОСКИХ

ИПРОСТРАНСТВЕННЫХ РАЗМЕРНЫХ ЦЕПЕЙ

Плоские и пространственные размерные цепи рассчитывают теми же методами, что и линейные. Необходимо лишь привести их к виду линейных размерных цепей. Это достигается путем проектирова­ ния размеров плоской цепи на одно направление, обычно совпа­

дающее с направлением

исходного (или замыкающего)

размера,

 

 

 

а пространственной

цепи —

 

 

 

на две или три взаимно пер­

 

 

 

пендикулярные оси.

 

 

 

 

 

В качестве примера рас­

 

 

 

смотрим плоскую размерную

 

 

 

цень с замыкающим (сбороч­

 

 

 

ным)

размером

А д,

опреде­

 

 

 

ляющим

максимальное

про­

 

 

 

дольное

перемещение толка­

 

 

 

теля (рис. 186, а, б). Приведем

 

 

 

эту

цепь

к

линейной

(рис.

 

 

 

186,

в),

у

которой

А'з =

 

 

 

= А3 cos а.

 

зависимости

 

 

 

Используя

 

 

 

(189),

(205),

(207), определим

 

 

 

допуск

замыкающего

раз­

 

 

 

мера:

методу

максимума —

 

 

 

по

 

 

 

минимума

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

т — J

 

 

 

 

/45

 

 

64,

=

2

й т « ^ < 227)

 

8)

 

 

 

 

i= 1

 

 

 

 

 

теоретико - вероятностным

 

 

 

Рис. 186.

К расчету плоской размер­

методом

т- 1

 

 

 

ной цепи:

 

64

 

/

6 4 Ш ,

а — эскиз

узла; б — плоская

размерная

 

 

 

2

 

цепь; в — линейная размерная цепь

 

 

 

 

д А <

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(228)

д А

где dAiл частная производная функция замыкающего размера

по г-му составляющему размеру; ее называют также передаточным отношением

Передаточные отношения характеризуют степень и характер влияния погрешностей размеров составляющих звеньев на замыкающее. Для цепей с параллельными звеньями все переда-

404


точные отношения равны плюс единице (для увеличивающих раз­ меров) или минус единице (для уменьшающих). При определении допуска замыкающего (или исходного) размера передаточные

отношения

следует принимать по абсолютным значениям.

Определим отклонение замыкающего размера х плоской раз­ мерной цепи (рис. 187). Поминальные размеры и отклонения

А 4

Рис. 187. Плоская размер ная цепь

составляющих размеров, а также углы их наклона заданы. Углы (5 и у допусками не ограничены.

Находим номинальную

величину размера х по уравнению

x = f(A !, П2)

cos Р-f Л2cosy-

Отклонение замыкающего

размера по

формуле (227)

6® = ^

г бЛ1 + ^ б Л 2,

(229)

где 6/41 и 6И2 — отклонения

составляющих

размеров.

Передаточные отношения

 

 

 

df

п

дf

 

3 4 = с°3Р;

м ; = соаУ-

 

Тригонометрические функции углов условно считаем постоян­ ными, так как погрешности сторон треугольника незначительны.

Подставляя найденные значения передаточных отношений в формулу (229), получаем уравнение для определения допуска (отклонений) замыкающего размера

Ьх = бПх cos р -|-6Л2 cos у.

Если цепи рассчитывают теоретико-вероятностным методом, то находят координату середины поля допуска и допуск замыкающего размера. Координата середины поля допуска замыкающего раз­ мера по аналогии с выражением (208)

До* = 2

df

 

6/1г ув

df

6/4; ум

dAj yl

Д (Д г Ув ОС/

2

dAi ум До-^г ум Ь

i = 1

 

 

 

 

Для

рассматриваемого

примера

 

 

 

Д0х =

^Д0Л! + а! ^

j cos р — ^Д0Л 2 -f а2 ^

j cos у,

где а1 и а2 — коэффициенты относительной асимметрии кривых распределения отклонений составляющих размеров.

405


Соответственно допуск замыкающего размера

Ьх — У кf6^4j cos2 р + cos2у,

где и А*2 — коэффициенты относительного рассеяния отклоне­ ний составляющих размеров.

§ 66. РАСЧЕТ ЗАВИСИМЫХ ДОПУСКОВ НА РАССТОЯНИЕ МЕЖДУ ОСЯМИ ОТВЕРСТИЙ

Допуски на расстояния менаду осями отверстий назначают исходя из эксплуатационных требований (например, для отвер­ стий в корпусах под валы зубчатых передач) или из условия собираемости деталей (например, при соединении деталей бол­ тами или шпильками). Рассмотрим метод расчета зависимых до­ пусков на расстояния между осями отверстий исходя из их соби­ раемости.

При изготовлении деталей неизбежно некоторое смещение осей отверстий от заданного поминального расположения. В этом случае валы (болты или шпильки) свободно войдут в отверстия только при наличии гарантированного зазора. Этот зазор является компенсатором отклонения расстояния между осями отверстий относительно номинального расстояния менаду ними и обеспечи­ вает собираемость деталей. Допуски на расстояния между осями отверстий определяют исходя, из наихудшего для сборки случая (полагают, что зазор в соединении равен наименьшему зазору Апаим! образующемуся при сочетании наименьшего предельного размера отверстия и наибольшего предельного размера вала: межцентровое расстояние у одной детали выполнено по наиболь­ шему допустимому размеру Ь1ЯШб, а у другой детали — по на­ именьшему -£2наим). Условно принимают, что оси отверстий и валов расположены параллельно, а допуски не зависят от номи­ нальной величины расстояний между осями. Последнее допуще­ ние справедливо для случаев, когда сверление и последующее развертывание отверстий производят при помощи кондуктора или по разметке; здесь точность расстояний между осями отвер­ стий определяется в основном точностью расположения кондук­ торных втулок или разметки. При обработке отверстий на стан­ ках, где для перемещения шпинделя, несущего сверло, расточной резец или другой режущий инструмент, используется винт, рейка или другой подобный механизм, погрешность межосевых расстоя­ ний будет тем большей, чем больше величина этих расстояний. Это объясняется зависимой от межосевых расстояний накоплен­ ной погрешностью шага винтов, реек и колес станков, возникаю­ щей от их износа, а также от температурной и силовой деформаций

элементов, входящих

в систему СПИД. Эта погрешность

растет

с увеличением расстояния между осями отверстий.

 

Зависимые

допуски на расстояния между осями отверстий,

определенные

исходя

из наличия наименьшего зазора

Ддаим,

406


являются наименьшими. Действительное смещение осей отверстий может быть больше на величину, зависящую от действительных отклонений размеров отверстий и соединяемых с ними деталей, т. е. от действительной величины зазоров (см. гл. VI). При рас­ чете зависимых допусков используют методы расчета размерных цепей.

Соотношение между величиной зазора и величиной несоосности вала и отверстия. Обозначим действительные размеры отверстия через А, вала — через В, величину зазора — через Д и величину несоосности — через е (рис. 188, а).

Размерная цепь (рис. 188, б), определяющая связь между величиной несоосности е отверстия и вала и величиной зазора А, будет

* + е + 4 = В + Д.

Преобразовывая

это равен­

 

ство

(с учетом, что

А В —

 

Д),

получаем

 

 

 

 

е =

0,5Д.

(230)

 

Если вал проходит через два

 

отверстия (смещение оси каж­

 

дого

отверстия по

отношению

 

к оси вала равно соответст­

 

венно ех и е2,) то взаимное

 

смещение осей

отверстий будет

 

равно

ех 4~ е2,

т. е. несоосность

 

двух отверстий равняется сумме

 

несоосностей

обоих

отверстий

Рис. 188. К определению зазора при

относительно

этого

вала (рис.

несоосности отверстий и вала

188,

в).

Согласно

уравне­

 

нию (230) величина несоосности каждого отверстия с валом равна половине зазора между валом и данным отверстием. Сле­ довательно, несоосность двух отверстий, через которые проходит вал, не должна превосходить полусуммы обоих зазоров в этих сопряжениях, т. е.

в = 0,5(Д1 + Да).

(231)

Расчет зависимых допусков на расстояния между осями двух отверстий. При соединении деталей болтами расстояние между осями отверстий L может изменяться в пределах от Ь1Ш1g до Дпаим (рис. 189, а). Тогда

^■1наиб Т2Наим — 4' 4“^3 4“^4-

(232)

Для противоположных предельных значений имеем

■ ^ 2 н а и б

-^ а н а и м —

Ч "

4 ~ ез4 " е 4-

(233)

407