Файл: Этмекджиян А.А. Технический прогресс и повышение эффективности капитального строительства.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 124
Скачиваний: 0
ускорении технического прогресса и развитии всей экономики страны.
К числу основных направлений технического прогресса в строительном проектировании относятся: унификация проектных решений, рациональное размещение и блокирование предприя тий, совершенствование объемно-планировочных и конструктив ных решений, сокращение материалоемкости, трудоемкости и продолжительности возведения зданий и сооружений.
Технический прогресс в проектных решениях связан с типиза цией и унификацией объемно-планировочных и конструктивных решений зданий и сооружений, позволяющих обеспечить произ водство унифицированных конструкций и дающих возможность организовать выполнение строительных и монтажных работ со временными индустриальными методами.
Основная экономическая идея унификации заключается в том, чтобы сократить число типов и размеров конструкций, из готовляемых на заводах, и таким образом достичь экономии со вокупных затрат в промышленном производстве, проектировании (за счет уменьшения затрат труда проектировщиков) и в строи тельном производстве путем совершенствования и создания гиб кой технологии. Такая технология обеспечит выпуск унифициро ванных конструкций с различными фактурами, многообразием их отделки и быстрой переналадки для комплексного производства более экономичных деталей по новым типовым или индивиду альным проектам.
На первом этапе индустриализации строительства обилие применяемых типов зданий и сооружений, многообразие объем но-планировочных параметров и конструктивных решений сдер живало развитие индустриальных методов, а следовательно, сокращение продолжительности и снижение стоимости строи тельства.
Унификация объемно-планировочных и конструктивных ре шений промышленных зданий и сооружений была начата еще в годы первых пятилеток, когда строительство стало приобретать массовый характер.
В тридцатых годах ведущими проектными организациями были установлены унифицированные сетки колонн одноэтажных зданий машиностроительной промышленности, а также разрабо таны типовые секции этих зданий.
Постоянно увеличивающийся объем промышленного и граж данского строительства в послевоенный период, переход на инду стриальные методы возведения зданий и сооружений из эле ментов заводского изготовления потребовали проведения унифи кации и типизации в общегосударственном масштабе.
В 1954 г. были разработаны и утверждены нормы модульной системы в строительстве, где определялись размер основного модуля (100 мм) и общие принципы образования ряда укруп ненных модулей. Основные положения по унификации конструк-
99
ций промышленных зданий устанавливали параметры зданий массового применения (высота, пролеты, шаг колонн), а также правила привязки основных конструктивных элементов к разбивочным осям зданий. Нормы и основные положения, а также ка талог типовых индустриальных конструкций для промышленного строительства явились началом внедрения результатов унифи кации и типизации в практику проектирования и строительства. Они были положены в основу унификации объемно-планировоч ных и конструктивных решений производственных зданий, про водившейся в тот период по отдельным отраслям промышлен ности.
Дальнейшая индустриализация строительства на базе широ кого применения сборного железобетона и металлоконструкций потребовала совершенствования модульной координации в строи тельстве, расширения и углубления унификации конструктивных элементов, частей зданий и сооружений.
Была проведена межотраслевая унификация объемно-плани ровочных и конструктивных решений производственных зданий важнейших отраслей промышленности, в жилищном и культур но-бытовом строительстве.
В результате этой работы были установлены унифицирован ные параметры и габаритные схемы одноэтажных и многоэтаж ных зданий межотраслевого применения, разработаны номенкла тура и каталог конструктивных элементов заводского изготовле ния, а также составлены «Основные положения по унификации объемно-планировочных и конструктивных решений промышлен ных зданий».
На основе габаритных схем и каталога типовых конструкций были разработаны типовые проектные материалы для использо вания их в конкретном проектировании: рабочие чертежи унифи цированных секций (УТС) и унифицированных типовых проле тов (УТП) производственных и вспомогательных зданий, а так же типовые детали зданий.
В настоящее время проектирование для промышленного строительства развивается по трем взаимосвязанным направ лениям:
унификация объемно-планировочных и конструктивных па раметров сооружений и разработка типовых решений для ис пользования при проектировании промышленных объектов;
разработка типовых проектов, включающих технологическую
истроительную части отдельных цехов, производств, инженерных
идругих сооружений для многократного применения;
создание типовых зданий (секций) межотраслевого назна чения, ' блокирование их, особенно в условиях развивающегося кооперирования в размещении, проектировании в строитель стве группы предприятий различных ведомств на одной терри тории.
При современных темпах технического прогресса в промыш-
100
ленности и строительстве главным направлением следует счи тать первое.
Проектирование промышленных объектов с использованием типовых решений открывает широкие возможности для внедре ния новых прогрессивных технологий, кооперирования произ водств, укрупнения зданий, компактного размещения их на гене ральных планах предприятий и в промышленных узлах, учета размеров и рельефа территории, гидрогеологических и климати ческих условий и очередности строительства. Вместе с тем это позволяет обеспечить необходимые условия для индустриализа ции строительства и сокращения продолжительности проектиро вания.
Некритическое использование при проектировании промыш ленных объектов типовых комплексных проектов отдельных це хов и производств в ряде случаев сдерживает внедрение перечис ленных прогрессивных решений, так как эти проекты в условиях
непрерывного технического прогресса быстро стареют, |
а частое |
|
их |
обновление приводит к непроизводительной затрате |
времени |
и |
труда. |
|
Поэтому разработка комплексных типовых проектов целесо образна в том случае, если они многократно применяются в те чение короткого периода для строительства однотипных пред приятий, цехов и различных сооружений определенной мощности (например, в пищевой промышленности), а также при проектиро вании зданий подсобно-вспомогательного назначения.
При дальнейшем развитии и совершенствовании межотрасле вой унификации промышленных зданий следует учитывать усло вия, возникающие в результате научно-технического прогресса в промышленности и строительстве, появления в связи с этим но вых рациональных типов зданий, получающих распространение в различных отраслях промышленности. Это относится, напри мер, к герметизированным зданиям со специальным температур- но-влажностным режимом и скрытой прокладкой инженерных коммуникаций, универсальных одноэтажных и многоэтажных зданий с укрупненной сеткой колонн, зданий с техническими этажами, зданий павильонного типа и т. п.
Представляется возможность на основе обобщения опыта проектирования и строительства новых типов зданий определить область их применения, провести унификацию параметров и раз работать для них соответствующие габаритные схемы.
Одновременно с совершенствованием системы межотрасле вой унификации целесообразно проводить межвидовую унифи кацию объемно-планировочных и конструктивных решений зда ний различного назначения, которая позволит сократить общее число типоразмеров конструкций в строительстве, сократить тру доемкость и повысить рентабельность в процессе их заводского изготовления и монтажа. Каталог унифицированных изделий (конструкций) обеспечивает интересы производителя, который
101
стремится наладить массовое производство однотипной продук ции, интересы заказчика, требующего отразить в проекте кон кретные особенности данного объекта, и запросы строителей, стремящихся повысить уровень индустриализации и сократить продолжительность строительства.
Таким образом, экономический эффект от применения типо вых и унифицированных объемно-планировочных и конструктив ных решений складывается, во-первых, из экономии в сфере про изводства, достигаемой в результате повышения серийности заказов и сокращения количества типоразмеров, а также из сни жения капитальных вложений в результате повышения произво дительности заводов, во-вторых, из сокращения трудоемкости и стоимости монтажа и, в-третьих, из уменьшения стоимости архи тектурно-строительной части проектов, разрабатываемых с ис пользованием рабочих чертежей унифицированных конструкций и деталей и роста производительности труда работников проект ных организаций.
Получаемый при этом экономический эффект, как правило, превышает дополнительные затраты, возникающие в ряде слу чаев от применения унифицированных объемно-планировочных решений и конструкций по сравнению с индивидуальными реше ниями.
Дополнительный экономический эффект возникает благодаря сокращению продолжительности строительства из-за ускорения проектирования, изготовления типовых конструкций и их мон тажа, что способствует вводу в эксплуатацию промышленных объектов в более короткие сроки.
Развитие унификации позволяет также снизить расход мате риалов и стоимость унифицированных конструкций по сравнению с индивидуальными вследствие более тщательной их разработки, а также улучшить качество конструкций, изготовляемых в завод ских условиях.
Монтаж зданий из унифицированных конструкций более бы стро осваивается рабочими, а поэтому повышается производи тельность их труда. Кроме того, из-за ограниченного числа типо размеров уменьшается количество применяемых монтажных при способлений, траверс, кондукторов.
Существенное упрощение планировочных и объемных реше ний крупных блокированных производственных зданий дости гается благодаря требованиям, изложенным в основных положе ниях по унификации объемно-планировочных и конструктивных решений производственных зданий.
Дальнейшее повышение экономической эффективности объ емно-планировочных и конструктивных решений промышленных зданий и сооружений может быть достигнуто в результате уточ нения принятых градаций унифицированных параметров высот, нагрузок и др. (в соответствии с современными требованиями технологии различных отраслей промышленности и строитель
на