Файл: Этмекджиян А.А. Технический прогресс и повышение эффективности капитального строительства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 131

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

строительных материалов, деталей и конструкций при возведе­ нии зданий и сооружений с учетом достигнутого уменьшения по­ терь, повышения качества и степени заводской готовности кон­ струкций, деталей и изделий в соответствии с новыми ГОСТами и техническими условиями. В сметных нормах сокращены затраты на временные здания и сооружения за счет применения сборноразборных конструкций, повышены требования к увеличению их оборачиваемости и эксплуатационным качествам, учтено и улуч­ шение годового режима использования основных строительных машин, повышение их производительности и уровня механиза­ ции тяжелых и трудоемких работ в строительстве.

Новые сметные нормы обеспечивают снижение сметной стои­ мости отдельных видов работ (в сопоставимых ценах на продук­ цию промышленности и тарифных ставках заработной платы). Так, например, сметная стоимость основных видов земляных ра­ бот снижается на 5—10%, а сметная стоимость горно-вскрышных работ — на 8—10%. Нормы обеспечивают снижение стоимости отдельных видов буро-взрывных работ на 12% и гидромеха­ низированных земляных работ в среднем на 5—7%.

Затраты на монтаж сборных железобетонных и бетонных конструкций сокращаются в связи с применением более эконо­ мичных конструкций и уменьшением потребности их по объему для соответствующих частей здания.

Сметные затраты на монтаж 1 т металлоконструкций хотя и повысились в среднем на 2% за счет увеличения затрат на уст­ ройство стыков, приходящихся в большем количестве на 1 т кон­ струкций, однако общая сметная стоимость работ с учетом стои­ мости металлоконструкций снижается в результате сокращения потребности в металле на сооружение в целом.

Сметная стоимость каменных работ снижена на 2—3% по сравнению со сметной стоимостью, исчисленной по старым нор­ мам за счет увеличения производительности труда рабочих и сни­ жения норм расходов материалов.

По некоторым деревянным конструкциям возможно некото­ рое уменьшение расхода лесоматериалов, при этом их сметная стоимость снижается примерно на 1 %.

В новых сметных нормах прокладка внутренних трубопро­ водов (водопровода, канализации, газо- и теплоснабжения) предусмотрена из готовых узлов и деталей, изготовленных на за­ водах или в мастерских взамен устройства трубопроводов из от­ дельных труб и фасонных частей, снижен процент отхода труб и уменьшены, согласно типовым решениям, толщины стенок труб. Это привело к снижению сметной стоимости работ в пределах 4 - 5 % .

Нормами на работы по теплоснабжению предусмотрены про­ грессивные методы сварки и монтажа труб, применение более экономичных тонкостенных труб, за счет чего снижена общая стоимость работ примерно на 1—2%.

112


Сметные нормы на укладку магистральных и промысловых трубопроводов разного назначения предусматривают применение методов поточного производства работ механизированными ко­ лоннами, что дает значительное снижение затрат на их сооруже­ ние.

Новые сметные нормы на устройство автомобильных дорог отражают современные требования к прочности последних и со­ противлению условиям износа. Одновременно предусмотрена максимальная механизация работ с увеличением затрат на экс­ плуатацию машин и снижением затрат труда. В целом сметная стоимость указанных работ снижается на 2—3%.

В нормах на строительные работы по электрификации желез­ ных дорог в связи с изменением структуры локомотивного парка уточнены время задержек и условия пробега установочных по­ ездов по перегонам при работе в перерывах между движением поездов, что снизило сметную стоимость работ на 7—8%.

Сопоставимый уровень сметной стоимости горнопроходческих работ по новым нормам снизился на 2—3% по сравнению с преж­ ними.

В результате проведенного пересмотра новые сметные нормы должны дать снижение сметной стоимости строительных работ по сравнению со старыми (в сопоставимых ценах) в среднем на 3,86%.

Сметные затраты труда по сравнению со СНиП, который дей­ ствовал до 1 января 1969 г., сократились на 23%, а сметные*рас­ ходы по отдельным элементам затрат изменились в следующих размерах:

сметные расходы на заработную плату рабочих по сравнению с расходами по данному элементу сметной стоимости, определяе­ мыми по ранее действующим СНиП, сократились до 15,4% (при одинаковых ставках заработной платы рабочих);

сметные расходы на материалы, детали и конструкции сокра­ тились на 1,04%, а по эксплуатации строительных машин увели­ чились на 2,9% за счет более высокого уровня механизации стро­ ительных работ, учтенного в новых сметных нормах.

Поскольку сравнение новых и ранее действующих норм про­ изводится только по сопоставимым работам, т. е. для одинако­ вых конструктивных решений частей зданий и сооружений, то при сопоставлении сметной стоимости по зданиям и сооружениям в целом будет получено дополнительное снижение стоимости. Это снижение достигается за счет применения прогрессивных смет­ ных норм на новые конструкции и изделия, не имеющих аналогов для сопоставления с действующими нормами, а также за счет снижения сметной стоимости конструкций и деталей заводского производства, которые ранее выполнялись на стройке и оплачи­ вались по более высоким сметным ценам на основе местных норм.

Основные направления технического прогресса в строитель­ стве на перспективу предусматривают дальнейшее совершенст-

8

Заказ 2195

113


вование нормативно-технической базы строительства, разработку новых и пересмотр действующих нормативных документов и го­ сударственных стандартов на основе передового отечественного и зарубежного опыта проектирования и строительства и прак­ тики применения норм и стандартов.

3.ПРОГРЕССИВНЫЕ ПРОЕКТНЫЕ РЕШЕНИЯ

ВПРОИЗВОДСТВЕННОМ СТРОИТЕЛЬСТВЕ

До недавнего времени промышленные объекты проектирова­ лись обособленно, возможности кооперации в строительстве и в работе предприятий учитывались далеко не полностью.

В результате неэкономного использования отведенной терри­ тории, дублирования объектов (особенно подсобно-вспомогатель­ ного назначения), инженерных и транспортных коммуникаций, сетей и сооружений затрачивались излишние средства.

За последние годы расширяется практика размещения, про­ ектирования и строительства промышленных комплексов на ос­ нове единых нормативных объемно-планировочных и конструк­ тивных решений, утверждаемых Госстроем СССР. Предприятия, независимо от их ведомственной принадлежности, строятся в од­ ном промышленном комплексе с объединенными подсобно-вспо­ могательными объектами этих хозяйств, инженерными, транс­ портными коммуникациями и с единым жилищным и культурнобытовым комплексом. Это позволяет значительно сократить ка­ питальные вложения и снизить эксплуатационные расходы пред­ приятий.

Проектной разработке таких комплексов предшествует тща­ тельное технико-экономическое обоснование, осуществляемое со­ ответствующими территориальными проектными организациями Госстроя СССР с участием технологических, специализирован­ ных и других институтов, подведомственных различным мини­ стерствам и ведомствам.

Врезультате изучения планов и условий намечаемого на бли­ жайшие годы промышленного строительства, ознакомления с действующими и строящимися предприятиями путем их обсле­ дования и выявления природных условий и ресурсов в экономи­ ческих районах территориальными проектными организациями разработано более двухсот схем генеральных планов промыш­ ленных узлов, а также ряд предложений по упорядочению сло­ жившейся застройки и схем размещения проектируемых пред­ приятий для отдельных промышленных районов.

Всоставе утвержденных промышленных узлов около 3000 предприятий.

Сметная стоимость строительства объединенных предприятий при реализации решений, предусмотренных в утвержденных Гос-

114


строем СССР схемах генеральных планов промышленных узлов (по данным НИИЭС) снизится более чем на 500 млн. руб., а экс­ плуатационные затраты — до 150 млн. руб. в год. При этом в промышленных узлах значительно сокращаются: общая терри­ тория, занятая предприятиями,— на 3,8 тыс. га, или на 9%; про­ тяженность железнодорожных путей-—на 379 км, или на 21%; автомобильных дорог — на 260 км, или на 11%; число отдельных зданий и сооружений — на 2658, или на 26%; количество типо­ размеров железобетонных конструкций и других изделий завод­ ского изготовления — в 3—5 раз.

В зависимости от конкретных условий (количества и видов блокируемых предприятий, размещения на местности, обеспече­ ния электроэнергией и паром и др.) снижение капитальных вло­ жений в строительство предприятий, объединенных в промыш­ ленные узлы, по сравнению с ранее принятыми проектными ре­ шениями, ориентировочно определяется на 4—10%, а в ряде случаев и более.

Кроме того, ввиду значительного сокращения объема строи­ тельных работ при объединении предприятий, обеспечения един­ ства строительных решений и значительного уменьшения коли­ чества типоразмеров конструкций себестоимость строительных работ по объектам промышленного узла, по сравнению со строи­ тельством разобщенных предприятий, может быть сокращена примерно до 10%.

Так, например, в Новоульяновском промышленном узле, про­ ектирование которого ранее осуществляли 9 проектных органи­ заций, предусмотрено сократить территорию застройки с 59,8 до 37,5 га, протяженность автодорог с 18,1 до 9,3 км, количество зданий и сооружений с 57 до 31 и количество типоразмеров кон­ струкций со 136 до 37. Капитальные затраты снижены на 5,6 млн. руб., или на 5,4%.

В Кемерове (Заискитимский район) намечалось, разместить 17 отдельных предприятий разных отраслей, которые проектиро­ вали 15 проектных организаций. Предполагалось построить кро­ ме ТЭЦ еще 7 самостоятельных котельных, а также 17 ремонт­ ных цехов, складские хозяйства и ряд других подсобно-вспомо­ гательных объектов.

В этом промышленном узле, разработанном Сибирским Промстройпроектом, площадь застраиваемой территории сокращена с 522 до 404 га; протяженность железной дороги с 21 до 10 км и автодороги с 23 до 19 км; количество зданий и сооружений умень­ шено с 91 до 56, а типоразмеров конструкций со 184 до 42. Капи­ тальные затраты снижены на 7,15 млн. руб., или на 5,2%.

Ташаузский промышленный узел, разработанный институтом Узгипротяжпром, предусматривает сокращение территории за­ стройки с 90 до 73 га, протяженность железных дорог с 9,3 до 8,6 км и автодорог с 3,7 до 2,5 км, уменьшение количества зданий и сооружений с 55 до 35 и типоразмеров конструкций со 157 до

115


75. В результате капитальные затраты снижены на 5,7 млн. руб., или на 19%.

В Кишиневе (Новочеканский район) заканчивается строи­ тельство первой очереди промышленного комплекса. По ранее разработанным проектам здесь должны были строиться 9 пред­ приятий машиностроительной и стекольной промышленности, входящих в систему различных министерств и имеющих само­ стоятельные обслуживающие и вспомогательные объекты: ко­ тельные, компрессорные, склады, мастерские и т. д. В схеме ге­ нерального плана этого комплекса протяженность железных до­ рог сокращена с 8,7 до 6,1 км; автодорог — с 12,8 до 7,2 км; территория застройки уменьшена со 108,8 до 61 га, число отдель­ но стоящих зданий, предусмотренных по всем ведомственным проектам, снижено за счет блокирования с 60 до 28. В резуль­ тате капитальные затраты уменьшены на 14,6% при сохранении намеченных объемов производства и значительном улучшении его технико-экономических показателей.

Как показывает анализ многих проектных решений, наиболь­ шая эффективность достигается при формировании промышлен­ ных узлов из вновь проектируемых предприятий, строящихся и подлежащих расширению, реконструкции. Упорядочение сложив­ шейся застройки существующих предприятий более сложно и менее эффективно. Однако оно необходимо, особенно в крупных городах по соображениям градостроительного порядка.

Вэтом отношении представляют научно-технический и эконо­ мический интерес создание в Москве промышленного комплекса автомобильного завода им. Ленинского комсомола и решение крупной градостроительной задачи на большой заболоченной территории. При разработке схем генеральных планов промыш­ ленных узлов встречаются и отдельные недостатки, особенно при их реализации.

Внекоторых случаях предложения по формированию про­ мышленных узлов не имеют необходимых технико-экономических обоснований целесообразности строительства предприятий и на­ мечаемого кооперирования. При этом территории для промыш­ ленных узлов иногда выбираются без тщательного анализа ва­ риантов размещения предприятий.

Практика работы над схемами генеральных планов выдвигает задачу более глубокого технико-экономического анализа и срав­ нительной оценки принимаемых решений. Необходимо, в част­ ности, учитывать несинхронный ввод в действие различных пред­ приятий и, следовательно, временное замораживание затрат на общеузловые коммуникации и хозяйства, работающие в началь­ ный период не на полную мощность. Возникают трудности и в процессе эксплуатации общеузловых объектов. Для полного учета всех этих факторов требуются экономические расчеты и обоснования. Для участия в разработке схем еще недостаточно привлекаются экономисты.

116