Файл: Этмекджиян А.А. Технический прогресс и повышение эффективности капитального строительства.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 131
Скачиваний: 0
строительных материалов, деталей и конструкций при возведе нии зданий и сооружений с учетом достигнутого уменьшения по терь, повышения качества и степени заводской готовности кон струкций, деталей и изделий в соответствии с новыми ГОСТами и техническими условиями. В сметных нормах сокращены затраты на временные здания и сооружения за счет применения сборноразборных конструкций, повышены требования к увеличению их оборачиваемости и эксплуатационным качествам, учтено и улуч шение годового режима использования основных строительных машин, повышение их производительности и уровня механиза ции тяжелых и трудоемких работ в строительстве.
Новые сметные нормы обеспечивают снижение сметной стои мости отдельных видов работ (в сопоставимых ценах на продук цию промышленности и тарифных ставках заработной платы). Так, например, сметная стоимость основных видов земляных ра бот снижается на 5—10%, а сметная стоимость горно-вскрышных работ — на 8—10%. Нормы обеспечивают снижение стоимости отдельных видов буро-взрывных работ на 1—2% и гидромеха низированных земляных работ в среднем на 5—7%.
Затраты на монтаж сборных железобетонных и бетонных конструкций сокращаются в связи с применением более эконо мичных конструкций и уменьшением потребности их по объему для соответствующих частей здания.
Сметные затраты на монтаж 1 т металлоконструкций хотя и повысились в среднем на 2% за счет увеличения затрат на уст ройство стыков, приходящихся в большем количестве на 1 т кон струкций, однако общая сметная стоимость работ с учетом стои мости металлоконструкций снижается в результате сокращения потребности в металле на сооружение в целом.
Сметная стоимость каменных работ снижена на 2—3% по сравнению со сметной стоимостью, исчисленной по старым нор мам за счет увеличения производительности труда рабочих и сни жения норм расходов материалов.
По некоторым деревянным конструкциям возможно некото рое уменьшение расхода лесоматериалов, при этом их сметная стоимость снижается примерно на 1 %.
В новых сметных нормах прокладка внутренних трубопро водов (водопровода, канализации, газо- и теплоснабжения) предусмотрена из готовых узлов и деталей, изготовленных на за водах или в мастерских взамен устройства трубопроводов из от дельных труб и фасонных частей, снижен процент отхода труб и уменьшены, согласно типовым решениям, толщины стенок труб. Это привело к снижению сметной стоимости работ в пределах 4 - 5 % .
Нормами на работы по теплоснабжению предусмотрены про грессивные методы сварки и монтажа труб, применение более экономичных тонкостенных труб, за счет чего снижена общая стоимость работ примерно на 1—2%.
112
Сметные нормы на укладку магистральных и промысловых трубопроводов разного назначения предусматривают применение методов поточного производства работ механизированными ко лоннами, что дает значительное снижение затрат на их сооруже ние.
Новые сметные нормы на устройство автомобильных дорог отражают современные требования к прочности последних и со противлению условиям износа. Одновременно предусмотрена максимальная механизация работ с увеличением затрат на экс плуатацию машин и снижением затрат труда. В целом сметная стоимость указанных работ снижается на 2—3%.
В нормах на строительные работы по электрификации желез ных дорог в связи с изменением структуры локомотивного парка уточнены время задержек и условия пробега установочных по ездов по перегонам при работе в перерывах между движением поездов, что снизило сметную стоимость работ на 7—8%.
Сопоставимый уровень сметной стоимости горнопроходческих работ по новым нормам снизился на 2—3% по сравнению с преж ними.
В результате проведенного пересмотра новые сметные нормы должны дать снижение сметной стоимости строительных работ по сравнению со старыми (в сопоставимых ценах) в среднем на 3,86%.
Сметные затраты труда по сравнению со СНиП, который дей ствовал до 1 января 1969 г., сократились на 23%, а сметные*рас ходы по отдельным элементам затрат изменились в следующих размерах:
сметные расходы на заработную плату рабочих по сравнению с расходами по данному элементу сметной стоимости, определяе мыми по ранее действующим СНиП, сократились до 15,4% (при одинаковых ставках заработной платы рабочих);
сметные расходы на материалы, детали и конструкции сокра тились на 1,04%, а по эксплуатации строительных машин увели чились на 2,9% за счет более высокого уровня механизации стро ительных работ, учтенного в новых сметных нормах.
Поскольку сравнение новых и ранее действующих норм про изводится только по сопоставимым работам, т. е. для одинако вых конструктивных решений частей зданий и сооружений, то при сопоставлении сметной стоимости по зданиям и сооружениям в целом будет получено дополнительное снижение стоимости. Это снижение достигается за счет применения прогрессивных смет ных норм на новые конструкции и изделия, не имеющих аналогов для сопоставления с действующими нормами, а также за счет снижения сметной стоимости конструкций и деталей заводского производства, которые ранее выполнялись на стройке и оплачи вались по более высоким сметным ценам на основе местных норм.
Основные направления технического прогресса в строитель стве на перспективу предусматривают дальнейшее совершенст-
8 |
Заказ 2195 |
113 |
вование нормативно-технической базы строительства, разработку новых и пересмотр действующих нормативных документов и го сударственных стандартов на основе передового отечественного и зарубежного опыта проектирования и строительства и прак тики применения норм и стандартов.
3.ПРОГРЕССИВНЫЕ ПРОЕКТНЫЕ РЕШЕНИЯ
ВПРОИЗВОДСТВЕННОМ СТРОИТЕЛЬСТВЕ
До недавнего времени промышленные объекты проектирова лись обособленно, возможности кооперации в строительстве и в работе предприятий учитывались далеко не полностью.
В результате неэкономного использования отведенной терри тории, дублирования объектов (особенно подсобно-вспомогатель ного назначения), инженерных и транспортных коммуникаций, сетей и сооружений затрачивались излишние средства.
За последние годы расширяется практика размещения, про ектирования и строительства промышленных комплексов на ос нове единых нормативных объемно-планировочных и конструк тивных решений, утверждаемых Госстроем СССР. Предприятия, независимо от их ведомственной принадлежности, строятся в од ном промышленном комплексе с объединенными подсобно-вспо могательными объектами этих хозяйств, инженерными, транс портными коммуникациями и с единым жилищным и культурнобытовым комплексом. Это позволяет значительно сократить ка питальные вложения и снизить эксплуатационные расходы пред приятий.
Проектной разработке таких комплексов предшествует тща тельное технико-экономическое обоснование, осуществляемое со ответствующими территориальными проектными организациями Госстроя СССР с участием технологических, специализирован ных и других институтов, подведомственных различным мини стерствам и ведомствам.
Врезультате изучения планов и условий намечаемого на бли жайшие годы промышленного строительства, ознакомления с действующими и строящимися предприятиями путем их обсле дования и выявления природных условий и ресурсов в экономи ческих районах территориальными проектными организациями разработано более двухсот схем генеральных планов промыш ленных узлов, а также ряд предложений по упорядочению сло жившейся застройки и схем размещения проектируемых пред приятий для отдельных промышленных районов.
Всоставе утвержденных промышленных узлов около 3000 предприятий.
Сметная стоимость строительства объединенных предприятий при реализации решений, предусмотренных в утвержденных Гос-
114
строем СССР схемах генеральных планов промышленных узлов (по данным НИИЭС) снизится более чем на 500 млн. руб., а экс плуатационные затраты — до 150 млн. руб. в год. При этом в промышленных узлах значительно сокращаются: общая терри тория, занятая предприятиями,— на 3,8 тыс. га, или на 9%; про тяженность железнодорожных путей-—на 379 км, или на 21%; автомобильных дорог — на 260 км, или на 11%; число отдельных зданий и сооружений — на 2658, или на 26%; количество типо размеров железобетонных конструкций и других изделий завод ского изготовления — в 3—5 раз.
В зависимости от конкретных условий (количества и видов блокируемых предприятий, размещения на местности, обеспече ния электроэнергией и паром и др.) снижение капитальных вло жений в строительство предприятий, объединенных в промыш ленные узлы, по сравнению с ранее принятыми проектными ре шениями, ориентировочно определяется на 4—10%, а в ряде случаев и более.
Кроме того, ввиду значительного сокращения объема строи тельных работ при объединении предприятий, обеспечения един ства строительных решений и значительного уменьшения коли чества типоразмеров конструкций себестоимость строительных работ по объектам промышленного узла, по сравнению со строи тельством разобщенных предприятий, может быть сокращена примерно до 10%.
Так, например, в Новоульяновском промышленном узле, про ектирование которого ранее осуществляли 9 проектных органи заций, предусмотрено сократить территорию застройки с 59,8 до 37,5 га, протяженность автодорог с 18,1 до 9,3 км, количество зданий и сооружений с 57 до 31 и количество типоразмеров кон струкций со 136 до 37. Капитальные затраты снижены на 5,6 млн. руб., или на 5,4%.
В Кемерове (Заискитимский район) намечалось, разместить 17 отдельных предприятий разных отраслей, которые проектиро вали 15 проектных организаций. Предполагалось построить кро ме ТЭЦ еще 7 самостоятельных котельных, а также 17 ремонт ных цехов, складские хозяйства и ряд других подсобно-вспомо гательных объектов.
В этом промышленном узле, разработанном Сибирским Промстройпроектом, площадь застраиваемой территории сокращена с 522 до 404 га; протяженность железной дороги с 21 до 10 км и автодороги с 23 до 19 км; количество зданий и сооружений умень шено с 91 до 56, а типоразмеров конструкций со 184 до 42. Капи тальные затраты снижены на 7,15 млн. руб., или на 5,2%.
Ташаузский промышленный узел, разработанный институтом Узгипротяжпром, предусматривает сокращение территории за стройки с 90 до 73 га, протяженность железных дорог с 9,3 до 8,6 км и автодорог с 3,7 до 2,5 км, уменьшение количества зданий и сооружений с 55 до 35 и типоразмеров конструкций со 157 до
115
75. В результате капитальные затраты снижены на 5,7 млн. руб., или на 19%.
В Кишиневе (Новочеканский район) заканчивается строи тельство первой очереди промышленного комплекса. По ранее разработанным проектам здесь должны были строиться 9 пред приятий машиностроительной и стекольной промышленности, входящих в систему различных министерств и имеющих само стоятельные обслуживающие и вспомогательные объекты: ко тельные, компрессорные, склады, мастерские и т. д. В схеме ге нерального плана этого комплекса протяженность железных до рог сокращена с 8,7 до 6,1 км; автодорог — с 12,8 до 7,2 км; территория застройки уменьшена со 108,8 до 61 га, число отдель но стоящих зданий, предусмотренных по всем ведомственным проектам, снижено за счет блокирования с 60 до 28. В резуль тате капитальные затраты уменьшены на 14,6% при сохранении намеченных объемов производства и значительном улучшении его технико-экономических показателей.
Как показывает анализ многих проектных решений, наиболь шая эффективность достигается при формировании промышлен ных узлов из вновь проектируемых предприятий, строящихся и подлежащих расширению, реконструкции. Упорядочение сложив шейся застройки существующих предприятий более сложно и менее эффективно. Однако оно необходимо, особенно в крупных городах по соображениям градостроительного порядка.
Вэтом отношении представляют научно-технический и эконо мический интерес создание в Москве промышленного комплекса автомобильного завода им. Ленинского комсомола и решение крупной градостроительной задачи на большой заболоченной территории. При разработке схем генеральных планов промыш ленных узлов встречаются и отдельные недостатки, особенно при их реализации.
Внекоторых случаях предложения по формированию про мышленных узлов не имеют необходимых технико-экономических обоснований целесообразности строительства предприятий и на мечаемого кооперирования. При этом территории для промыш ленных узлов иногда выбираются без тщательного анализа ва риантов размещения предприятий.
Практика работы над схемами генеральных планов выдвигает задачу более глубокого технико-экономического анализа и срав нительной оценки принимаемых решений. Необходимо, в част ности, учитывать несинхронный ввод в действие различных пред приятий и, следовательно, временное замораживание затрат на общеузловые коммуникации и хозяйства, работающие в началь ный период не на полную мощность. Возникают трудности и в процессе эксплуатации общеузловых объектов. Для полного учета всех этих факторов требуются экономические расчеты и обоснования. Для участия в разработке схем еще недостаточно привлекаются экономисты.
116