Файл: Этмекджиян А.А. Технический прогресс и повышение эффективности капитального строительства.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 132
Скачиваний: 0
Не уделяется должного внимания связи промышленного узла с городскими районами. Градостроители в свою очередь не все гда учитывают промышленные предприятия, которые являются неотъемлемой частью городского ансамбля. Участие градострои телей в составлении генеральных планов промышленных узлов намного повышает качество застройки промышленных террито рий и позволяет наилучшим образом увязывать интересы про мышленности и города.
Наиболее слабой стороной схем генеральных планов явля ются архитектурно-планировочные решения. Промышленный узел — это прежде всего планировочный комплекс, поэтому не достатки в архитектурно-планировочных решениях отражаются на общем техническом уровне разрабатываемых схем.
Всхемах генеральных планов ряда промышленных узлов пре дусматривается преимущественно железнодорожный транспорт, нередко со сложной схемой внутризаводских путей. Автомобиль ный транспорт и новые экономичные виды непрерывного транс порта применяются еще недостаточно, хотя при их внедрении повышается производительность труда, сокращается стоимость перевозок, уменьшаются капитальные затраты.
Внекоторых проектах недостаточно отражено благоустрой ство и озеленение территорий. Изыскание приемов озеленения, отвечающих назначению участков промышленной территории и прилегающих санитарно-защитных зон, должно быть неотъемле мой частью проектирования промышленных узлов.
Ксожалению, на пути реализации наиболее совершенного в техническом и экономическом отношении принципа размещения, проектирования и строительства предприятий, объединенных в промышленные комплексы, до сих пор не преодолены некоторые трудности. Проектировщики в ряде случаев не располагают ос новными исходными материалами для проектирования и планами строительства на перспективу, а схемы районных планировок и генеральные планы городов (особенно малых и средних) во мно гих случаях отсутствуют.
Все это снижает эффективность и сдерживает более широкое внедрение рациональной организации размещения и строитель ства межотраслевых промышленных комплексов.
Плановые органы не всегда принимают должное участие в ре шении главнейших вопросов, обеспечивающих самое широкое распространение строительства объектов промышленных комп лексов, Не учитывают при планировании и финансировании не обходимость обеспечения комплексной застройки территорий промышленных узлов. В ряде случаев в текущих и перспектив ных планах развития народного хозяйства не предусматривается опережающее строительство вспомогательных производств и хо зяйств, инженерных сооружений и коммуникаций, общих для предприятий промышленных узлов.
Серьезным препятствием при решении вопросов проектирова-
117
ния и строительства промышленных узлов являются ведомствен ные тенденции, проявляемые порой отдельными министерствами и технологическими проектными организациями, особенно при назначении головного застройщика общеузловых объектов.
Некоторые отраслевые технологические институты неохотно сотрудничают с территориальными проектными организациями или настаивают на решениях, продиктованных ведомственными интересами.
При огромных масштабах капитального строительства в от дельных районах и крупных городах нельзя считать нормаль ным, когда строительное проектирование осуществляется десят ками, а в Москве более 100 проектными организациями, подве домственными различным ведомствам, без должной увязки с об щими требованиями генерального плана.
Стремление строить отдельные предприятия с самостоятель ными дорогостоящими системами водо-, тепло- и энергоснабже ния, канализации, транспортными сооружениями и магистраля ми, мастерскими, подсобно-вспомогательными и другими здания ми и сооружениями — одно из серьезных препятствий на пути широкого внедрения строительства предприятий, объединенных
впромышленный узел.
Сучетом накопленного опыта проектирования и строитель ства промышленных узлов Госстроем СССР совместно с Госпла ном СССР разработан и утвержден единый в стране порядок размещения, проектирования, планирования и финансирования промышленных районов, состоящих из нескольких предприятий, находящихся в ведении различных отраслевых ведомств.
Для обеспечения наиболее эффективного использования капитальных вложений в народном хозяйстве путем широкого рас пространения рационального размещения и блокировки предпри ятий в составе промышленных узлов необходимо предусматри вать в народнохозяйственных планах строительство промышлен ных узлов и общеузловых объектов, а также повышать качество технико-экономических обоснований строительства и размещения промышленных предприятий, согласовывая их со схемами раз вития и размещения производительных сил соответствующих эко номических районов и союзных республик и с генеральной схемой развития и размещения производительных сил страны.
Эти требования непосредственно |
вытекают из |
решений |
XXIV съезда КПСС, где указывается |
на необходимость |
«расши |
рить практику строительства промышленных предприятий с об щими для группы предприятий объектами вспомогательных про изводств и хозяйств, инженерными сооружениями и коммуника циями» '.
Важным резервом повышения эффективности капитальных вложений в сельском производственном строительстве является
1 Материалы XXIV съезда КПСС. М., Политиздат, 1971, стр. 271—272.
118
создание сельскохозяйственных промышленных комплексов, раз мещение которых должно осуществляться на основе схем район ной планировки. В состав этих комплексов должны входить такие предприятия, как животноводческие и птицеводческие помещения, производства по переработке сельскохозяйственной продукции, склады, мастерские и др.
До настоящего времени предприятия и складские хозяйства, обслуживающие колхозы и совхозы, в основном, строятся в виде отдельных объектов на обособленных площадках. К ним отно сятся: элеваторы и зерносклады, мельницы, комбикормовые за воды, хлопкоочистительные заводы, тукосмесительные установки и склады минеральных удобрений, ремонтные предприятия для сельхозтехники, материально-технические склады и другие объ екты.
Рассредоточенное размещение указанных предприятий и скла дов приводит к необходимости строительства дорог и инженер ных коммуникаций -большой протяженности.
При создании единых производственных и складских комп лексов, объединенных производственно-распределительных баз сельского хозяйства имеется возможность сократить протяжен ность всех коммуникаций и применить блокировку ряда зданий. Расчеты показывают, что строительство комплексов производ ственно-распределительных баз может снизить стоимость строи тельства примерно на 10—15% и дать экономию в эксплуатаци онных расходах до 7—10%.
Внастоящее время промышленные здания проектируют, как отмечалось выше, на основе унифицированных строительных параметров и типовых конструкций.
Объемно-планировочные решения производственных зданий характеризуются сравнительно крупными сетками колонн, про стой конфигурацией планов, минимальным количеством пере падов высот. Значительное распространение получило блокиро вание основных производственных, складских и подсобно-вспомо гательных помещений в одном здании; ряд предприятий проек тируется как корпус-завод. Все это позволяет значительно повы сить индустриалы-юсть промышленного строительства, увеличить плотность застройки, сократить протяженность транспортных и инженерных коммуникаций, улучшить технико-экономические показатели промышленного строительства.
Вдальнейшем при выборе объемно-планировочных решений производственных зданий целесообразно исходить из требований наилучшей организации технологического процесса, возможно стей его пересмотра в процессе эксплуатации, создания лучших условий труда, возможности расширения производства, рацио нального использования территорий, высоких архитектурнохудожественных качеств зданий, наиболее эффективных эконо мических показателей как важнейших условий повышения произ водительности труда и улучшения качества продукции.
119
Эти требования могут быть выполнены лишь при дальнейшем применении блокирования основных, подсобных и вспомогатель ных цехов и помещений с целью сокращения заводских террито рий и объема строительства, особенно при размещении промыш ленных предприятий на пригодных для сельского хозяйства зем лях. Здания промышленного назначения, располагаемые в пре делах городской застройки на стесненных участках, целесооб разно проектировать преимущественно многоэтажными.
Промышленные здания должны быть универсальными, с «гиб кими» объемно-планировочными решениями, облегчающими мо дернизацию технологических процессов и позволяющими повы сить срок их морального износа.
Универсальность и «гибкость» зданий может достигаться пре жде всего путем применения крупных сеток колонн (в том числе квадратных сеток). Технико-экономические исследования приво дят к заключению, что для одноэтажных многопролетных про мышленных зданий массового типа могут быть рекомендованы:
для бескрановых цехов — сетки колонн 12 X 18 м;
для производства с малогабаритным технологическим обору дованием (например, в ряде производств легкой и пищевой про
мышленности), а также для зданий небольшой |
ширины — сетки |
||
колонн 6 X 12,6 X 18 м\ |
|
||
для |
крановых |
цехов — пролеты 18 и 24 м при шаге средних |
|
колонн |
12 JU; |
|
|
для |
отдельных |
производств — более крупные |
пролеты — 30 и |
36 м. |
|
|
|
Для |
ряда производств с крупногабаритным |
оборудованием |
(например, кузнечно-прессовые цехи машиностроительных заво дов, цехи металлургических заводов) может быть применен укрупненный шаг колонн 18 и 24 м, так как при этом возникает существенная экономия производственной площади в связи с бо лее рациональным размещением крупного оборудования.
Для многоэтажных промышленных зданий целесообразно при
менять сетки 6 X 6, 6 X 9, а также 6 X 12 и 6 X |
18 м (при полез |
|
ной нагрузке до 1000 |
кг/м2). |
|
Одним из условий |
повышения «гибкости» |
зданий является |
сокращение количества внутренних стен и перегородок, если это допустимо по технологическому процессу, и размещение оборудо вания независимо от несущих и ограждающих конструкций.
В практике проектирования целесообразно применять новые
прогрессивные |
типы |
промышленных зданий—-универсальные |
||||
одноэтажные |
здания |
с крупной и в том числе с квадратной сет |
||||
кой колонн, |
многоэтажные здания с укрупненной |
сеткой |
колонн |
|||
6 X 1 2 м, здания |
павильонного типа, здания с межферменными |
|||||
и цокольными этажами и т. д. В ряде случаев полезно |
повышать |
|||||
унификацию габаритных схем и разработанных |
на |
их |
основе |
|||
типовых конструкций. |
|
|
|
|||
Производственные |
здания целесообразно проектировать, как |
120