Файл: Этмекджиян А.А. Технический прогресс и повышение эффективности капитального строительства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 132

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Не уделяется должного внимания связи промышленного узла с городскими районами. Градостроители в свою очередь не все­ гда учитывают промышленные предприятия, которые являются неотъемлемой частью городского ансамбля. Участие градострои­ телей в составлении генеральных планов промышленных узлов намного повышает качество застройки промышленных террито­ рий и позволяет наилучшим образом увязывать интересы про­ мышленности и города.

Наиболее слабой стороной схем генеральных планов явля­ ются архитектурно-планировочные решения. Промышленный узел — это прежде всего планировочный комплекс, поэтому не­ достатки в архитектурно-планировочных решениях отражаются на общем техническом уровне разрабатываемых схем.

Всхемах генеральных планов ряда промышленных узлов пре­ дусматривается преимущественно железнодорожный транспорт, нередко со сложной схемой внутризаводских путей. Автомобиль­ ный транспорт и новые экономичные виды непрерывного транс­ порта применяются еще недостаточно, хотя при их внедрении повышается производительность труда, сокращается стоимость перевозок, уменьшаются капитальные затраты.

Внекоторых проектах недостаточно отражено благоустрой­ ство и озеленение территорий. Изыскание приемов озеленения, отвечающих назначению участков промышленной территории и прилегающих санитарно-защитных зон, должно быть неотъемле­ мой частью проектирования промышленных узлов.

Ксожалению, на пути реализации наиболее совершенного в техническом и экономическом отношении принципа размещения, проектирования и строительства предприятий, объединенных в промышленные комплексы, до сих пор не преодолены некоторые трудности. Проектировщики в ряде случаев не располагают ос­ новными исходными материалами для проектирования и планами строительства на перспективу, а схемы районных планировок и генеральные планы городов (особенно малых и средних) во мно­ гих случаях отсутствуют.

Все это снижает эффективность и сдерживает более широкое внедрение рациональной организации размещения и строитель­ ства межотраслевых промышленных комплексов.

Плановые органы не всегда принимают должное участие в ре­ шении главнейших вопросов, обеспечивающих самое широкое распространение строительства объектов промышленных комп­ лексов, Не учитывают при планировании и финансировании не­ обходимость обеспечения комплексной застройки территорий промышленных узлов. В ряде случаев в текущих и перспектив­ ных планах развития народного хозяйства не предусматривается опережающее строительство вспомогательных производств и хо­ зяйств, инженерных сооружений и коммуникаций, общих для предприятий промышленных узлов.

Серьезным препятствием при решении вопросов проектирова-

117


ния и строительства промышленных узлов являются ведомствен­ ные тенденции, проявляемые порой отдельными министерствами и технологическими проектными организациями, особенно при назначении головного застройщика общеузловых объектов.

Некоторые отраслевые технологические институты неохотно сотрудничают с территориальными проектными организациями или настаивают на решениях, продиктованных ведомственными интересами.

При огромных масштабах капитального строительства в от­ дельных районах и крупных городах нельзя считать нормаль­ ным, когда строительное проектирование осуществляется десят­ ками, а в Москве более 100 проектными организациями, подве­ домственными различным ведомствам, без должной увязки с об­ щими требованиями генерального плана.

Стремление строить отдельные предприятия с самостоятель­ ными дорогостоящими системами водо-, тепло- и энергоснабже­ ния, канализации, транспортными сооружениями и магистраля­ ми, мастерскими, подсобно-вспомогательными и другими здания­ ми и сооружениями — одно из серьезных препятствий на пути широкого внедрения строительства предприятий, объединенных

впромышленный узел.

Сучетом накопленного опыта проектирования и строитель­ ства промышленных узлов Госстроем СССР совместно с Госпла­ ном СССР разработан и утвержден единый в стране порядок размещения, проектирования, планирования и финансирования промышленных районов, состоящих из нескольких предприятий, находящихся в ведении различных отраслевых ведомств.

Для обеспечения наиболее эффективного использования капитальных вложений в народном хозяйстве путем широкого рас­ пространения рационального размещения и блокировки предпри­ ятий в составе промышленных узлов необходимо предусматри­ вать в народнохозяйственных планах строительство промышлен­ ных узлов и общеузловых объектов, а также повышать качество технико-экономических обоснований строительства и размещения промышленных предприятий, согласовывая их со схемами раз­ вития и размещения производительных сил соответствующих эко­ номических районов и союзных республик и с генеральной схемой развития и размещения производительных сил страны.

Эти требования непосредственно

вытекают из

решений

XXIV съезда КПСС, где указывается

на необходимость

«расши­

рить практику строительства промышленных предприятий с об­ щими для группы предприятий объектами вспомогательных про­ изводств и хозяйств, инженерными сооружениями и коммуника­ циями» '.

Важным резервом повышения эффективности капитальных вложений в сельском производственном строительстве является

1 Материалы XXIV съезда КПСС. М., Политиздат, 1971, стр. 271—272.

118


создание сельскохозяйственных промышленных комплексов, раз­ мещение которых должно осуществляться на основе схем район­ ной планировки. В состав этих комплексов должны входить такие предприятия, как животноводческие и птицеводческие помещения, производства по переработке сельскохозяйственной продукции, склады, мастерские и др.

До настоящего времени предприятия и складские хозяйства, обслуживающие колхозы и совхозы, в основном, строятся в виде отдельных объектов на обособленных площадках. К ним отно­ сятся: элеваторы и зерносклады, мельницы, комбикормовые за­ воды, хлопкоочистительные заводы, тукосмесительные установки и склады минеральных удобрений, ремонтные предприятия для сельхозтехники, материально-технические склады и другие объ­ екты.

Рассредоточенное размещение указанных предприятий и скла­ дов приводит к необходимости строительства дорог и инженер­ ных коммуникаций -большой протяженности.

При создании единых производственных и складских комп­ лексов, объединенных производственно-распределительных баз сельского хозяйства имеется возможность сократить протяжен­ ность всех коммуникаций и применить блокировку ряда зданий. Расчеты показывают, что строительство комплексов производ­ ственно-распределительных баз может снизить стоимость строи­ тельства примерно на 10—15% и дать экономию в эксплуатаци­ онных расходах до 7—10%.

Внастоящее время промышленные здания проектируют, как отмечалось выше, на основе унифицированных строительных параметров и типовых конструкций.

Объемно-планировочные решения производственных зданий характеризуются сравнительно крупными сетками колонн, про­ стой конфигурацией планов, минимальным количеством пере­ падов высот. Значительное распространение получило блокиро­ вание основных производственных, складских и подсобно-вспомо­ гательных помещений в одном здании; ряд предприятий проек­ тируется как корпус-завод. Все это позволяет значительно повы­ сить индустриалы-юсть промышленного строительства, увеличить плотность застройки, сократить протяженность транспортных и инженерных коммуникаций, улучшить технико-экономические показатели промышленного строительства.

Вдальнейшем при выборе объемно-планировочных решений производственных зданий целесообразно исходить из требований наилучшей организации технологического процесса, возможно­ стей его пересмотра в процессе эксплуатации, создания лучших условий труда, возможности расширения производства, рацио­ нального использования территорий, высоких архитектурнохудожественных качеств зданий, наиболее эффективных эконо­ мических показателей как важнейших условий повышения произ­ водительности труда и улучшения качества продукции.

119


Эти требования могут быть выполнены лишь при дальнейшем применении блокирования основных, подсобных и вспомогатель­ ных цехов и помещений с целью сокращения заводских террито­ рий и объема строительства, особенно при размещении промыш­ ленных предприятий на пригодных для сельского хозяйства зем­ лях. Здания промышленного назначения, располагаемые в пре­ делах городской застройки на стесненных участках, целесооб­ разно проектировать преимущественно многоэтажными.

Промышленные здания должны быть универсальными, с «гиб­ кими» объемно-планировочными решениями, облегчающими мо­ дернизацию технологических процессов и позволяющими повы­ сить срок их морального износа.

Универсальность и «гибкость» зданий может достигаться пре­ жде всего путем применения крупных сеток колонн (в том числе квадратных сеток). Технико-экономические исследования приво­ дят к заключению, что для одноэтажных многопролетных про­ мышленных зданий массового типа могут быть рекомендованы:

для бескрановых цехов — сетки колонн 12 X 18 м;

для производства с малогабаритным технологическим обору­ дованием (например, в ряде производств легкой и пищевой про­

мышленности), а также для зданий небольшой

ширины — сетки

колонн 6 X 12,6 X 18 м\

 

для

крановых

цехов — пролеты 18 и 24 м при шаге средних

колонн

12 JU;

 

 

для

отдельных

производств — более крупные

пролеты — 30 и

36 м.

 

 

 

Для

ряда производств с крупногабаритным

оборудованием

(например, кузнечно-прессовые цехи машиностроительных заво­ дов, цехи металлургических заводов) может быть применен укрупненный шаг колонн 18 и 24 м, так как при этом возникает существенная экономия производственной площади в связи с бо­ лее рациональным размещением крупного оборудования.

Для многоэтажных промышленных зданий целесообразно при­

менять сетки 6 X 6, 6 X 9, а также 6 X 12 и 6 X

18 м (при полез­

ной нагрузке до 1000

кг/м2).

 

Одним из условий

повышения «гибкости»

зданий является

сокращение количества внутренних стен и перегородок, если это допустимо по технологическому процессу, и размещение оборудо­ вания независимо от несущих и ограждающих конструкций.

В практике проектирования целесообразно применять новые

прогрессивные

типы

промышленных зданий—-универсальные

одноэтажные

здания

с крупной и в том числе с квадратной сет­

кой колонн,

многоэтажные здания с укрупненной

сеткой

колонн

6 X 1 2 м, здания

павильонного типа, здания с межферменными

и цокольными этажами и т. д. В ряде случаев полезно

повышать

унификацию габаритных схем и разработанных

на

их

основе

типовых конструкций.

 

 

 

Производственные

здания целесообразно проектировать, как

120