Файл: Этмекджиян А.А. Технический прогресс и повышение эффективности капитального строительства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 146

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Выработка на одного работающего по Главмосстрою за пе­ риод 1954—1970 гг. возросла почти в 4 раза и достигла 8461 руб., а на трех домостроительных комбинатах она почти в 3 раза вы­ ше, чем по Главмосстрою в целом, и составила в 1970 г. в сред­ нем 25 413 руб.

Дальнейшее развитие специализации в строительстве нераз­ рывно связано с совершенствованием производственного коопе­ рирования, внедрением более эффективных форм управления не­ сколькими специализированными подразделениями на основе их производственного объединения.

В этой связи представляют интерес созданные впервые в строительной практике в Москве несколько производственных и производственно-монтажных объединений, в том числе:

производственно-монтажное объединение для изготовления и монтажа металлоконструкций и стальных витражей—Москов­ ское государственное строительно-монтажное объединение «Моспроммонтаж» на базе треста «Моспроммонтаж» в составе ряда специализированных управлений, завода металлоконструкций и строящегося завода строительных металлоконструкций;

производственное объединение для изготовления электромон­ тажных изделий, электрооборудования и электроконструкций — Московское государственное производственное объединение «Моспромэлектроконструкция» в составе основного завода элек­ троизделий, электромеханического завода распределительных устройств и строящегося завода электромонтажных заготовок;

производственное объединение для изготовления санитарнотехнических изделий, вентиляционных заготовок и оборудова­ ния—Московское государственное производственное объедине­ ние «Моссантехпром» в составе основного монтажного завода (головное предприятие), второго монтажного завода, завода сан­ техоборудования и строящегося завода вентиляционных загото­ вок;

производственное объединение для изготовления конструкций зданий, товарного бетона и раствора — Московское государствен­ ное производственное объединение «Мосстройконструкция» в составе завода товарного бетона и нестандартного железобетона (головное предприятие), комбината производственных предприя­ тий, бетонного завода;

производственное объединение по капитальному ремонту строительных и дорожных машин и оборудования — Московское государственное производственное объединение «Мосремстроймаш» в составе опытного ремонтно-механического завода строи­ тельно-дорожных машин (головное предприятие), завода по ре­ монту башенных кранов и завода по ремонту автокранов;

производственное объединение для изготовления новой стро­ ительной техники и технологической оснастки — Московское го­ сударственное производственное объединение «Моспромстроймеханизация» в составе опытного завода новых строительных ме-

151


ханизмов «Строймеханизация» (головное предприятие), завода строительных машин и оборудования «Стройоборудование», за­ вода строительных машин и оборудования «Стройоборудование» и завода по изготовлению строительного инструмента и оснастки.

Техническая сложность строящихся промышленных предприя­ тий и развитие специализации требуют повышения роли и прав генподрядных строительных организаций, а также повышения их распорядительно-координационных функций и специализации по важнейшим отраслям промышленного строительства в систе­ ме территориальных органов управления строительством, корен­ ного улучшения планирования и управления строительным про­ изводством.

Созданная в последние годы схема управления строительст­ вом на основе территориально-отраслевого принципа формирова­ ния строительных министерств является наиболее эффективной в осуществлении возрастающих объемов капитального строитель­ ства во всех отраслях народного хозяйства страны.

В основу управления строительством положена трехзвенная система, при которой высшим звеном управления является Союз­ но-республиканское строительное министерство СССР или союз­ но-республиканское строительное министерство республики; средним звеном — территориальные главные управления, област­ ные (краевые) управления по строительству (строительные объединения, комбинаты). Первичным звеном в управлении строительством является трест (или приравненная к нему орга­ низация), действующий в соответствии с Положением о социали­ стическом государственном производственном предприятии.

Эта система управления несомненно себя оправдывает и спо­ собствует выполнению строительством основной задачи — свое­ временному вводу в действие объектов. В ближайшие годы эта система, видимо, не претерпит каких-либо принципиальных из­ менений. Следует, однако, имеющиеся в некоторых случаях нео­ боснованные отклонения устранить и привести в соответствие с указанной выше схемой.

Наряду со специализацией первичных звеньев строительного производства важнейшим условием дальнейшего совершенство­ вания структуры управления строительством является укрупне­ ние трестов, комбинатов и строительно-монтажных, управлений.

В1971 г. в стране действовало 2234 строительно-монтажных треста и в их составе почти 17 тыс. первичных строительных и монтажных организаций.

Впоследние годы в ряде промышленных министерств намеча­ ется тенденция создания в своем подчинении строительно-мон­ тажных организаций. Такие организации, как правило, маломощ­ ные, слабо оснащены необходимыми техническими средствами и не могут обеспечить требования современного уровня производ­ ства строительно-монтажных работ.

Как известно, мелкие строительно-монтажные организации не

152


обеспечивают надлежащую производительность труда и рента­ бельность, не способствуют интенсификации строительного про­ изводства и увеличивают продолжительность строительства объ­ ектов. Более того, это порождает создание мелких, полукустар­ ных предприятий производственной базы, обеспечивающих нуж­ ды только «своего» ведомства.

Самое отрицательное в этом процессе то, что образование но­ вых строительно-монтажных организаций в ряде случаев опере­ жает темпы роста объемов строительно-монтажных работ, что приводит к снижению среднего объема работ на один трест или одно строительно-монтажное управление.

Такое положение не имеет каких-либо экономических обосно­ ваний и, естественно, входит в противоречие с одной из основных тенденций в структуре управления при ускоренном техническом прогрессе — укрупнения первичных звеньев управления.

Основным направлением совершенствования организацион­ ных форм управления строительством является создание круп­ ных территориальных строительных объединений. Гоцовые объе­ мы работ таких объединений должны составлять примерно 200— 250 млн. руб.

2. МЕХАНИЗАЦИЯ СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫХ РАБОТ

Современное строительное производство является высокораз­ витой механизированной и энерговооруженной отраслью.

В настоящее время в строительстве занято более ПО тыс. экс­ каваторов, свыше 100 тыс. бульдозеров, около 30 тыс. скреперов, 128 тыс. гусеничных, пневмоколесных, автомобильных, башенных и железнодорожных кранов.

Ежегодный объем выполняемых строительных и монтажных работ с применением средств массовой механизации достигает: земляных работ — более б млрд. м3, приготовления бетонных смесей — более ПО млн. м3, монтажа железобетонных, стальных и других конструкций — около 200 млн. т.

Наиболее многочисленной в строительстве по праву считается профессия механизатора 500 тыс. чел.

Механизация наиболее трудоемких строительных работ до­

стигла высокого уровня (по отчету за

1970 г. в % ) :

Земляные

работы

(комплексная механизация)

98,9

Монтаж

бетонных

и железобетонных

конструкций

(комп­

лексная механизация)

 

97,5

Бетонные

и железобетонные работы

(комплексная

меха­

низация)

 

 

88,4

Строительство:

 

 

 

автомобильных дорог

 

86,8

железных дорог

 

 

84,6

153


магистральных

трубопроводов . . . .

90,9

высоковольтных

линий

электропередач

93,1

Приготовление

бетона (комплексная механизация)

76,5

Приготовление

раствора

 

59,6

Механизация

погрузки

и разгрузки:

 

нерудных материалов

. . .'

95,6

строительных конструкций, леса и металла

96,2

камня,

гравия,

щебня,

песка и шлака . .

71,2

Малярные

работы

 

 

71,9

В течение ближайшего времени в строительстве должно быть обеспечено повышение производительности механизмов в сред­ нем на 15—30%. Эти требования имеют решающее значение в деле выполнения заданий, предусмотренных девятым пятилетним планом по росту производительности труда в строительстве.

Анализ отчетных данных, опыт работы многочисленных пере­ довых специализированных организаций, осуществляющих ра­ циональное использование парка строительных машин, убеди­ тельно показывает, какие значительные резервы имеются для вы­ полнения этих заданий.

При общем росте производительности основных строительных

машин на многих строительных площадках

выработка

механиз­

мов остается еще на низком

уровне. Это происходит из-за не­

удовлетворительной

организации

использования

строительных

машин, распыления их по многочисленным

строительно-монтаж­

ным организациям, вследствие чего резервы

повышения

уровня

механизации работ не вполне используются.

 

 

 

 

Производительность основных строительных механизмов до­

стигла:

экскаваторов

(на

1 мг

емкости ковша) — 132

тыс. м3;

бульдозеров — 57,8 тыс. ж 3 ;

кранов башенных

(на

1 т грузоподъ­

емности)

— 1,06 т; кранов

стреловых (на

1

г

грузоподъемно­

сти) — 0,48 т.

 

 

 

 

 

 

 

Эффективное использование строительных машин, как пока­ зывают опыт и анализ отчетных данных, находится в прямой за­ висимости от системы управления ими.

В результате последовательного осуществления курса на спе­ циализацию в строительстве созданы и успешно действуют около 100 специализированных трестов механизированного выполнения строительно-монтажных работ и эксплуатации строительных ма­

шин. Кроме того, в составе

общестроительных

трестов

создано

более 500 управлений

механизации

строительных работ.

 

 

Производительность башенных кранов на 1 г грузоподъемно­

сти на монтажных работах в среднем составила

1 г в то время

как

в специализированных

организациях Украинской

ССР —

1,86

т; Минтяжстроя

СССР—1,73

т; Главленинградстроя —

1,7 г; Главмосстроя — 1,43 т.

 

 

 

 

Там, где эксплуатация крупных строительных машин рассре­ доточена по мелким строительно-монтажным организациям, их производительность значительно ниже средней. Например, в ряде

154