Файл: Этмекджиян А.А. Технический прогресс и повышение эффективности капитального строительства.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 146
Скачиваний: 0
Выработка на одного работающего по Главмосстрою за пе риод 1954—1970 гг. возросла почти в 4 раза и достигла 8461 руб., а на трех домостроительных комбинатах она почти в 3 раза вы ше, чем по Главмосстрою в целом, и составила в 1970 г. в сред нем 25 413 руб.
Дальнейшее развитие специализации в строительстве нераз рывно связано с совершенствованием производственного коопе рирования, внедрением более эффективных форм управления не сколькими специализированными подразделениями на основе их производственного объединения.
В этой связи представляют интерес созданные впервые в строительной практике в Москве несколько производственных и производственно-монтажных объединений, в том числе:
производственно-монтажное объединение для изготовления и монтажа металлоконструкций и стальных витражей—Москов ское государственное строительно-монтажное объединение «Моспроммонтаж» на базе треста «Моспроммонтаж» в составе ряда специализированных управлений, завода металлоконструкций и строящегося завода строительных металлоконструкций;
производственное объединение для изготовления электромон тажных изделий, электрооборудования и электроконструкций — Московское государственное производственное объединение «Моспромэлектроконструкция» в составе основного завода элек троизделий, электромеханического завода распределительных устройств и строящегося завода электромонтажных заготовок;
производственное объединение для изготовления санитарнотехнических изделий, вентиляционных заготовок и оборудова ния—Московское государственное производственное объедине ние «Моссантехпром» в составе основного монтажного завода (головное предприятие), второго монтажного завода, завода сан техоборудования и строящегося завода вентиляционных загото вок;
производственное объединение для изготовления конструкций зданий, товарного бетона и раствора — Московское государствен ное производственное объединение «Мосстройконструкция» в составе завода товарного бетона и нестандартного железобетона (головное предприятие), комбината производственных предприя тий, бетонного завода;
производственное объединение по капитальному ремонту строительных и дорожных машин и оборудования — Московское государственное производственное объединение «Мосремстроймаш» в составе опытного ремонтно-механического завода строи тельно-дорожных машин (головное предприятие), завода по ре монту башенных кранов и завода по ремонту автокранов;
производственное объединение для изготовления новой стро ительной техники и технологической оснастки — Московское го сударственное производственное объединение «Моспромстроймеханизация» в составе опытного завода новых строительных ме-
151
ханизмов «Строймеханизация» (головное предприятие), завода строительных машин и оборудования «Стройоборудование», за вода строительных машин и оборудования «Стройоборудование» и завода по изготовлению строительного инструмента и оснастки.
Техническая сложность строящихся промышленных предприя тий и развитие специализации требуют повышения роли и прав генподрядных строительных организаций, а также повышения их распорядительно-координационных функций и специализации по важнейшим отраслям промышленного строительства в систе ме территориальных органов управления строительством, корен ного улучшения планирования и управления строительным про изводством.
Созданная в последние годы схема управления строительст вом на основе территориально-отраслевого принципа формирова ния строительных министерств является наиболее эффективной в осуществлении возрастающих объемов капитального строитель ства во всех отраслях народного хозяйства страны.
В основу управления строительством положена трехзвенная система, при которой высшим звеном управления является Союз но-республиканское строительное министерство СССР или союз но-республиканское строительное министерство республики; средним звеном — территориальные главные управления, област ные (краевые) управления по строительству (строительные объединения, комбинаты). Первичным звеном в управлении строительством является трест (или приравненная к нему орга низация), действующий в соответствии с Положением о социали стическом государственном производственном предприятии.
Эта система управления несомненно себя оправдывает и спо собствует выполнению строительством основной задачи — свое временному вводу в действие объектов. В ближайшие годы эта система, видимо, не претерпит каких-либо принципиальных из менений. Следует, однако, имеющиеся в некоторых случаях нео боснованные отклонения устранить и привести в соответствие с указанной выше схемой.
Наряду со специализацией первичных звеньев строительного производства важнейшим условием дальнейшего совершенство вания структуры управления строительством является укрупне ние трестов, комбинатов и строительно-монтажных, управлений.
В1971 г. в стране действовало 2234 строительно-монтажных треста и в их составе почти 17 тыс. первичных строительных и монтажных организаций.
Впоследние годы в ряде промышленных министерств намеча ется тенденция создания в своем подчинении строительно-мон тажных организаций. Такие организации, как правило, маломощ ные, слабо оснащены необходимыми техническими средствами и не могут обеспечить требования современного уровня производ ства строительно-монтажных работ.
Как известно, мелкие строительно-монтажные организации не
152
обеспечивают надлежащую производительность труда и рента бельность, не способствуют интенсификации строительного про изводства и увеличивают продолжительность строительства объ ектов. Более того, это порождает создание мелких, полукустар ных предприятий производственной базы, обеспечивающих нуж ды только «своего» ведомства.
Самое отрицательное в этом процессе то, что образование но вых строительно-монтажных организаций в ряде случаев опере жает темпы роста объемов строительно-монтажных работ, что приводит к снижению среднего объема работ на один трест или одно строительно-монтажное управление.
Такое положение не имеет каких-либо экономических обосно ваний и, естественно, входит в противоречие с одной из основных тенденций в структуре управления при ускоренном техническом прогрессе — укрупнения первичных звеньев управления.
Основным направлением совершенствования организацион ных форм управления строительством является создание круп ных территориальных строительных объединений. Гоцовые объе мы работ таких объединений должны составлять примерно 200— 250 млн. руб.
2. МЕХАНИЗАЦИЯ СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫХ РАБОТ
Современное строительное производство является высокораз витой механизированной и энерговооруженной отраслью.
В настоящее время в строительстве занято более ПО тыс. экс каваторов, свыше 100 тыс. бульдозеров, около 30 тыс. скреперов, 128 тыс. гусеничных, пневмоколесных, автомобильных, башенных и железнодорожных кранов.
Ежегодный объем выполняемых строительных и монтажных работ с применением средств массовой механизации достигает: земляных работ — более б млрд. м3, приготовления бетонных смесей — более ПО млн. м3, монтажа железобетонных, стальных и других конструкций — около 200 млн. т.
Наиболее многочисленной в строительстве по праву считается профессия механизатора — 500 тыс. чел.
Механизация наиболее трудоемких строительных работ до
стигла высокого уровня (по отчету за |
1970 г. в % ) : |
|||
Земляные |
работы |
(комплексная механизация) |
98,9 |
|
Монтаж |
бетонных |
и железобетонных |
конструкций |
(комп |
лексная механизация) |
|
97,5 |
||
Бетонные |
и железобетонные работы |
(комплексная |
меха |
|
низация) |
|
|
88,4 |
|
Строительство: |
|
|
|
|
автомобильных дорог |
|
86,8 |
||
железных дорог |
|
|
84,6 |
153
магистральных |
трубопроводов . . . . |
90,9 |
|||
высоковольтных |
линий |
электропередач |
93,1 |
||
Приготовление |
бетона (комплексная механизация) |
76,5 |
|||
Приготовление |
раствора |
|
59,6 |
||
Механизация |
погрузки |
и разгрузки: |
|
||
нерудных материалов |
. . .' |
95,6 |
|||
строительных конструкций, леса и металла |
96,2 |
||||
камня, |
гравия, |
щебня, |
песка и шлака . . |
71,2 |
|
Малярные |
работы |
|
|
71,9 |
В течение ближайшего времени в строительстве должно быть обеспечено повышение производительности механизмов в сред нем на 15—30%. Эти требования имеют решающее значение в деле выполнения заданий, предусмотренных девятым пятилетним планом по росту производительности труда в строительстве.
Анализ отчетных данных, опыт работы многочисленных пере довых специализированных организаций, осуществляющих ра циональное использование парка строительных машин, убеди тельно показывает, какие значительные резервы имеются для вы полнения этих заданий.
При общем росте производительности основных строительных
машин на многих строительных площадках |
выработка |
механиз |
||||||
мов остается еще на низком |
уровне. Это происходит из-за не |
|||||||
удовлетворительной |
организации |
использования |
строительных |
|||||
машин, распыления их по многочисленным |
строительно-монтаж |
|||||||
ным организациям, вследствие чего резервы |
повышения |
уровня |
||||||
механизации работ не вполне используются. |
|
|
|
|
||||
Производительность основных строительных механизмов до |
||||||||
стигла: |
экскаваторов |
(на |
1 мг |
емкости ковша) — 132 |
тыс. м3; |
|||
бульдозеров — 57,8 тыс. ж 3 ; |
кранов башенных |
(на |
1 т грузоподъ |
|||||
емности) |
— 1,06 т; кранов |
стреловых (на |
1 |
г |
грузоподъемно |
|||
сти) — 0,48 т. |
|
|
|
|
|
|
|
Эффективное использование строительных машин, как пока зывают опыт и анализ отчетных данных, находится в прямой за висимости от системы управления ими.
В результате последовательного осуществления курса на спе циализацию в строительстве созданы и успешно действуют около 100 специализированных трестов механизированного выполнения строительно-монтажных работ и эксплуатации строительных ма
шин. Кроме того, в составе |
общестроительных |
трестов |
создано |
|||
более 500 управлений |
механизации |
строительных работ. |
|
|||
|
Производительность башенных кранов на 1 г грузоподъемно |
|||||
сти на монтажных работах в среднем составила |
1 г в то время |
|||||
как |
в специализированных |
организациях Украинской |
ССР — |
|||
1,86 |
т; Минтяжстроя |
СССР—1,73 |
т; Главленинградстроя — |
|||
1,7 г; Главмосстроя — 1,43 т. |
|
|
|
|
Там, где эксплуатация крупных строительных машин рассре доточена по мелким строительно-монтажным организациям, их производительность значительно ниже средней. Например, в ряде
154