Файл: Этмекджиян А.А. Технический прогресс и повышение эффективности капитального строительства.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 147
Скачиваний: 0
организаций Грузинской ССР, Узбекской ССР, Эстонской ССР производительность башенных кранов на 1 т грузоподъемности составляет 0,69—0,45 г.
Наиболее характерным показателем эффективности исполь зования башенных кранов как основных монтажных механизмов в жилищном и культурно-бытовом строительстве является выра ботка жилой площади (м2 ) в год на один кран.
Если в целом по стране на один башенный кран приходится около 5000 м2 введенной в эксплуатацию жилой площади, то в таких крупных специализированных организациях, как Главмос- строй,—8500 м2, Главленинградстрой — около 8000 м2. Как указывалось выше, наиболее рациональное использование техни ческой производительности башенных кранов обеспечивается многими домостроительными комбинатами. Эта производитель ность достигается созданием потоков на монтаже зданий, кото рый производится непрерывно по единому графику.
Развитие, специализации и дальнейшее совершенствование организации производства строительно-монтажных работ способ ствуют коренному улучшению использования средств механиза ции, ускорению строительства, сокращению его трудоемкости.
Достижения науки и техники, качественные сдвиги в структу ре строительных механизмов, выпускаемых промышленностью, развитие специализации, рост профессионального мастерства кадров механизаторов позволили пересмотреть и сократить нор мативные затраты машинного времени для выполнения отдель ных видов работ.
Так, на разработку 1000 м3 грунта экскаваторами емкостью
ковша |
1 м3 в отвал количество машино-смен сокращено по срав |
нению |
с действующими нормами на 27%; а емкостью ковша |
0,5 MZ |
— на 28%- При разработке грунта с погрузкой на автоса |
мосвалы при емкости ковша 0,5 м3 количество машино-смен со кращено на 38%. Значительно сокращены нормы машинного вре мени при выполнении земляных работ скреперами емкостью до 3 м3 — на 19%; емкостью до 15 м3— на 17%- На 15% сокраще но количество машино-смен при разработке грунта самоходными грейдерами.
Дальнейшее развитие и совершенствование механизции тяже лых и трудоемких работ в строительстве является главным усло вием обеспечения выполнения всевозрастающих объемов капи тальных вложений, сокращения трудоемкости, продолжительно сти строительства, снижения его стоимости и повышения каче ства.
Девятым пятилетним планом предусматривается дальнейшее улучшение структуры производства и поставки организациям строительных машин. Так, например, средняя емкость ковша экс каватора к 1975 г. составит более 0,5 м3 , средняя мощность буль дозера составит 115 л. с. против 88,6 в 1970 г.; емкость скрепе ра — 7,5 м3 при средней емкости ковша скреперов, выпускавшихся
155
в 1970 г.,—5,95 мъ. Для дальнейшей механизации ручных работ предусматривается выпуск в 1975 г. более 3,1 млн. единиц меха низированного инструмента и др.
Перед строителями поставлена задача в ближайшие годы за вершить комплексную механизацию основных и вспомогательных
процессов в строительстве. |
|
Уровень механизации основных |
видов работ в строительстве |
к концу пятилетия, т. е. к 1975 г., |
составит: земляных — 99,2%*. |
монтаж конструкций — 98,5%; бетонные и железобетонные рабо т ы — 90%; погрузочно-разгрузочные — 98%; штукатурные — 75%; малярные — 80%. что обеспечит рост производительности труда в строительстве только за счет повышения уровня механи зации более чем на 10% и позволит высвободить около 500 тыс. рабочих.
Госстроем СССР с участием заинтересованных министерств и
ведомств |
СССР разработаны следующие основные направления |
в области |
механизации: |
совершенствование структуры парка строительных и транс портных машин за счет развития производства и внедрения в строительство мощных высокопроизводительных машин, обеспе чивающих повышение эффективности механизации производства строительных и монтажных работ;
увеличение оснащенности строительства механизированным инструментом, обеспечивающим повышение производительности труда на вспомогательных операциях, выполняемых вручную при производстве монтажных, отделочных, санитарно-технических, электромонтажных и других работ;
внедрение новых методов и средств автоматизации и диспет черской связи;
улучшение использования действующего парка машин за счет осуществления организационных и технических мероприятий по совершенствованию форм управления парком машин;
организация системы планово-предупредительных ремонтов, технического обслуживания и профилактики.
Повышение эффективности комплексной механизации земля ных работ будет достигнуто за счет увеличения мощных машин на выполнении крупных сосредоточенных объемов работ (скре перов с ковшом емкостью до 50 м3, бульдозеров и рыхлителей на тракторах мощностью до 500 л. с. и пневмоколёсных тягачах мощностью до 630 л. с, роторных экскаваторов производительно стью до 1500 м3 и др.), применения большегрузных транспорт ных средств (автосамосвалов и землевозных тележек грузоподъ емностью до 120 г) . Для выполнения зачистных работ и работ по отделке земляных сооружений должны быть внедрены универ сальные планировщики с ковшом емкостью до 0,65 м3 , расшире на номенклатура навесного оборудования для бурения шпуров, уплотнения грунта, разработки мерзлых грунтов.
Совершенствование способов механизации монтажа строи-
156
тельных конструкций должно обеспечиваться повышением удель ного веса стреловых (гусеничных, пневмоколесных и автомобиль ных) кранов в промышленном, энергетическом и сельском строи тельстве, а также с увеличением единичной мощности гусеничных кранов до 160—250 т и пневмоколесных кранов до 100—160 т. В сельском строительстве целесообразно внедрять автомобильные краны с башенно-стреловым оборудованием грузоподъемностью 10 и 16 т.
В связи с ростом этажности зданий в составе парка монтаж ных кранов должен увеличиваться удельный вес кранов для вы сотного строительства, обеспечивающих строительство зданий высотой до 100 м. Необходимо освоить и внедрить грузопасса жирские подъемники для подъема рабочих и грузов при строи тельстве зданий повышенной этажности.
Совершенствование производства бетонных и железобетонных работ может быть достигнуто созданием и внедрением самоход ных бетоноукладчиков, эффективных типов бетононасосов и пневмонагнетателей с учетом применения их также при строительстве зданий повышенной этажности; применение метода непрерывного бетонирования крупных массивов с помощью ленточных бетоно
укладчиков, внедрения автобетономешалок |
и автобетоновозов |
для доставки бетонной смеси к месту укладки. |
|
Основным направлением развития механизации и повышения |
|
эффективности транспортных работ является |
улучшение струк |
туры парка транспортных средств в строительстве за счет увели чения удельного веса специализированных средств для транспор тирования строительных материалов и конструкций (автоцемен товозов, бетоно- и растворовозов, панелевозов, землевозных теле жек, фермо- и балковозов и др.), увеличение в составе парка большегрузных транспортных средств и, в частности, увеличение средней грузоподъемности автосамосвалов до 9—12 т и более, а также развитие перевозок строительных материалов с примене нием контейнеров, поддонов, пакетирования и предварительной комплектации грузов.
Развитие и повышение эффективности механизации строи тельных работ в ближайшую и более отдаленную перспективу должно быть достигнуто путем значительного улучшения струк туры парка машин, применяемых в строительстве, за счет осна щения строительных организаций высокопроизводительными ма шинами повышенной мощности, а также новыми машинами и ин струментами для механизации работ, выполняемых вручную.
Необходимо создать и внедрить системы машин, наиболее полно соответствующие технологическим требованиям и услови ям производства, работ в отдельных отраслях строительства.
Должны быть внедрены принципиально новые высокоэффек тивные средства механизации на основе использования достиже ний науки и техники. Для строительства в районах с особыми условиями (районы Севера, пустынь, горные районы) строитель-
157
ные организации должны быть оснащены машинами в специаль ном исполнении.
Должна быть также резко повышена оснащенность строи тельных организаций механизированным инструментом и маши нами для выполнения отделочных, сантехнических, кровельных и других работ, а также вспомогательных операций, на которых в настоящее время используется преимущественно ручной труд.
Применяемые в строительстве машины и механизированный инструмент должны обладать высокой эксплуатационной надеж ностью, что позволит значительно снизить затраты труда при их эксплуатации.
Увеличение мощности и рабочих скоростей строительных ма шин должно сопровождаться значительным улучшением и дру гих технико-экономических показателей машин, обеспечивающих повышение безопасности и производительности труда рабочих.
Для выполнения отдельных технологических процессов строи тельные машины должны оснащаться средствами для програм много и дистанционного управления.
В конструкции машин широкое внедрение получит гидропри вод, обеспечивающий повышение производительности и расшире ние технологических возможностей при производстве работ.
Для обеспечения высокого уровня технической готовности и улучшения использования парка машин необходимо обеспечить строительные организации ремонтно-эксплуатациониыми базами, включающими стационарные и передвижные мастерские, уком плектованные необходимыми подъемно-транспортными средства ми, станочным, сварочным и прочим оборудованием, стендами, приборами безразборной диагностики и др.
Повышение механизации строительных и монтажных работ, улучшение использования строительных и дорожных машин, со вершенствование структуры парка механизмов и увеличение еди ничной мощности машин и транспортных средств позволит обес печить значительный рост производительности труда, сокращение
продолжительности и снижение стоимости |
строительства. |
|
|
3. ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ |
|
|
|
СТРОИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА |
|
|
|
Важнейшим условием повышения производительности |
труда |
||
и качества строительства, ускорения ввода |
объектов в |
действие |
|
и снижения их стоимости является совершенствование |
организа |
||
ции строительства и методов производства |
строительных |
работ. |
|
За последние годы проделана значительная работа |
по |
повы |
шению темпов научно-технического прогресса в области техноло гии и организации строительного производства. Создан ряд инст руктивно-нормативных и методических документов по вопросам организационно-технической подготовки строительного производ ства. Обеспеченность строек проектами организации строитель-
158
ства и производства работ, а также типовыми технологическими картами достигла 65—70%.
В области организации строительного производства действу ют нормативные документы, которыми предусмотрено примене ние поточно-индустриальных методов строительства, крупноблоч ного монтажа зданий и сооружений, внедрения высокопроизводи
тельных машин и механизмов, новых прогрессивных |
материалов |
|||
и конструкций, |
а также рациональной |
организации |
строитель |
|
ства. |
|
|
|
|
Нормы и правила |
строительного производства, в |
отличие от |
||
обязательных |
норм |
проектирования, |
носят рекомендательный |
характер. Они ориентируют на более высокий уровень индустриа лизации строительства, важнейшими элементами которого явля ются: комплексная механизация строительно-монтажных работ, максимальная сборность применяемых конструкций, массовое заводское производство унифицированных деталей, конструкций, блоков и узлов с высокой степенью их готовности и прогрессив ные методы производства работ. Все это направлено как на уско рение ввода объекта в действие, так и на снижение стоимости строительства.
Нормы и правила строительного производства предусматри вают переход на централизованное приготовление бетона (раст вора) на крупных механизированных заводах взамен приготов ления его на локальных установках, что снижает стоимость при готовления в среднем до 3 %.
Широкое применение опускных, колодцев взамен кессонов с разработкой грунта при помощи гидромониторно-насосных уста новок и других средств механизации дает значительную эконо мию в затратах труда.
Указания по возведению железобетонных сооружений в скользящей опалубке направлены на повышение качества работ, сокращение продолжительности строительства этих сооружений на 20—25% и снижение стоимости строительства на 3—5%. Ин струкцией по монтажу сборных железобетонных конструкций промышленных зданий и сооружений предусматривается воз можность сократить сроки монтажа этих конструкций до 20%, снизить его стоимость до 10%, а самое главное — повысить ка чество монтажа.
Впервые разработаны правила и нормы монтажа оборудова ния, позволяющие устранить непроизводительные трудовые за траты и сократить в 1,5—2 раза работы, выполняемые на месте монтажа.
Правила и нормы монтажа технологических трубопроводов предусматривают снижение трудовых затрат до 25% и сокраще ние сроков монтажа в 2 раза.
Утверждены новые главы СНиП, регламентирующие правила производства и приемки работ по монтажу оборудования домен ных цехов и металлоконструкций коксовых батарей.
159