Файл: Этмекджиян А.А. Технический прогресс и повышение эффективности капитального строительства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 147

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

организаций Грузинской ССР, Узбекской ССР, Эстонской ССР производительность башенных кранов на 1 т грузоподъемности составляет 0,69—0,45 г.

Наиболее характерным показателем эффективности исполь­ зования башенных кранов как основных монтажных механизмов в жилищном и культурно-бытовом строительстве является выра­ ботка жилой площади 2 ) в год на один кран.

Если в целом по стране на один башенный кран приходится около 5000 м2 введенной в эксплуатацию жилой площади, то в таких крупных специализированных организациях, как Главмос- строй,—8500 м2, Главленинградстрой — около 8000 м2. Как указывалось выше, наиболее рациональное использование техни­ ческой производительности башенных кранов обеспечивается многими домостроительными комбинатами. Эта производитель­ ность достигается созданием потоков на монтаже зданий, кото­ рый производится непрерывно по единому графику.

Развитие, специализации и дальнейшее совершенствование организации производства строительно-монтажных работ способ­ ствуют коренному улучшению использования средств механиза­ ции, ускорению строительства, сокращению его трудоемкости.

Достижения науки и техники, качественные сдвиги в структу­ ре строительных механизмов, выпускаемых промышленностью, развитие специализации, рост профессионального мастерства кадров механизаторов позволили пересмотреть и сократить нор­ мативные затраты машинного времени для выполнения отдель­ ных видов работ.

Так, на разработку 1000 м3 грунта экскаваторами емкостью

ковша

1 м3 в отвал количество машино-смен сокращено по срав­

нению

с действующими нормами на 27%; а емкостью ковша

0,5 MZ

— на 28%- При разработке грунта с погрузкой на автоса­

мосвалы при емкости ковша 0,5 м3 количество машино-смен со­ кращено на 38%. Значительно сокращены нормы машинного вре­ мени при выполнении земляных работ скреперами емкостью до 3 м3 — на 19%; емкостью до 15 м3— на 17%- На 15% сокраще­ но количество машино-смен при разработке грунта самоходными грейдерами.

Дальнейшее развитие и совершенствование механизции тяже­ лых и трудоемких работ в строительстве является главным усло­ вием обеспечения выполнения всевозрастающих объемов капи­ тальных вложений, сокращения трудоемкости, продолжительно­ сти строительства, снижения его стоимости и повышения каче­ ства.

Девятым пятилетним планом предусматривается дальнейшее улучшение структуры производства и поставки организациям строительных машин. Так, например, средняя емкость ковша экс­ каватора к 1975 г. составит более 0,5 м3 , средняя мощность буль­ дозера составит 115 л. с. против 88,6 в 1970 г.; емкость скрепе­ ра — 7,5 м3 при средней емкости ковша скреперов, выпускавшихся

155


в 1970 г.,—5,95 мъ. Для дальнейшей механизации ручных работ предусматривается выпуск в 1975 г. более 3,1 млн. единиц меха­ низированного инструмента и др.

Перед строителями поставлена задача в ближайшие годы за­ вершить комплексную механизацию основных и вспомогательных

процессов в строительстве.

 

Уровень механизации основных

видов работ в строительстве

к концу пятилетия, т. е. к 1975 г.,

составит: земляных — 99,2%*.

монтаж конструкций — 98,5%; бетонные и железобетонные рабо­ т ы — 90%; погрузочно-разгрузочные — 98%; штукатурные — 75%; малярные — 80%. что обеспечит рост производительности труда в строительстве только за счет повышения уровня механи­ зации более чем на 10% и позволит высвободить около 500 тыс. рабочих.

Госстроем СССР с участием заинтересованных министерств и

ведомств

СССР разработаны следующие основные направления

в области

механизации:

совершенствование структуры парка строительных и транс­ портных машин за счет развития производства и внедрения в строительство мощных высокопроизводительных машин, обеспе­ чивающих повышение эффективности механизации производства строительных и монтажных работ;

увеличение оснащенности строительства механизированным инструментом, обеспечивающим повышение производительности труда на вспомогательных операциях, выполняемых вручную при производстве монтажных, отделочных, санитарно-технических, электромонтажных и других работ;

внедрение новых методов и средств автоматизации и диспет­ черской связи;

улучшение использования действующего парка машин за счет осуществления организационных и технических мероприятий по совершенствованию форм управления парком машин;

организация системы планово-предупредительных ремонтов, технического обслуживания и профилактики.

Повышение эффективности комплексной механизации земля­ ных работ будет достигнуто за счет увеличения мощных машин на выполнении крупных сосредоточенных объемов работ (скре­ перов с ковшом емкостью до 50 м3, бульдозеров и рыхлителей на тракторах мощностью до 500 л. с. и пневмоколёсных тягачах мощностью до 630 л. с, роторных экскаваторов производительно­ стью до 1500 м3 и др.), применения большегрузных транспорт­ ных средств (автосамосвалов и землевозных тележек грузоподъ­ емностью до 120 г) . Для выполнения зачистных работ и работ по отделке земляных сооружений должны быть внедрены универ­ сальные планировщики с ковшом емкостью до 0,65 м3 , расшире­ на номенклатура навесного оборудования для бурения шпуров, уплотнения грунта, разработки мерзлых грунтов.

Совершенствование способов механизации монтажа строи-

156


тельных конструкций должно обеспечиваться повышением удель­ ного веса стреловых (гусеничных, пневмоколесных и автомобиль­ ных) кранов в промышленном, энергетическом и сельском строи­ тельстве, а также с увеличением единичной мощности гусеничных кранов до 160—250 т и пневмоколесных кранов до 100—160 т. В сельском строительстве целесообразно внедрять автомобильные краны с башенно-стреловым оборудованием грузоподъемностью 10 и 16 т.

В связи с ростом этажности зданий в составе парка монтаж­ ных кранов должен увеличиваться удельный вес кранов для вы­ сотного строительства, обеспечивающих строительство зданий высотой до 100 м. Необходимо освоить и внедрить грузопасса­ жирские подъемники для подъема рабочих и грузов при строи­ тельстве зданий повышенной этажности.

Совершенствование производства бетонных и железобетонных работ может быть достигнуто созданием и внедрением самоход­ ных бетоноукладчиков, эффективных типов бетононасосов и пневмонагнетателей с учетом применения их также при строительстве зданий повышенной этажности; применение метода непрерывного бетонирования крупных массивов с помощью ленточных бетоно­

укладчиков, внедрения автобетономешалок

и автобетоновозов

для доставки бетонной смеси к месту укладки.

 

Основным направлением развития механизации и повышения

эффективности транспортных работ является

улучшение струк­

туры парка транспортных средств в строительстве за счет увели­ чения удельного веса специализированных средств для транспор­ тирования строительных материалов и конструкций (автоцемен­ товозов, бетоно- и растворовозов, панелевозов, землевозных теле­ жек, фермо- и балковозов и др.), увеличение в составе парка большегрузных транспортных средств и, в частности, увеличение средней грузоподъемности автосамосвалов до 9—12 т и более, а также развитие перевозок строительных материалов с примене­ нием контейнеров, поддонов, пакетирования и предварительной комплектации грузов.

Развитие и повышение эффективности механизации строи­ тельных работ в ближайшую и более отдаленную перспективу должно быть достигнуто путем значительного улучшения струк­ туры парка машин, применяемых в строительстве, за счет осна­ щения строительных организаций высокопроизводительными ма­ шинами повышенной мощности, а также новыми машинами и ин­ струментами для механизации работ, выполняемых вручную.

Необходимо создать и внедрить системы машин, наиболее полно соответствующие технологическим требованиям и услови­ ям производства, работ в отдельных отраслях строительства.

Должны быть внедрены принципиально новые высокоэффек­ тивные средства механизации на основе использования достиже­ ний науки и техники. Для строительства в районах с особыми условиями (районы Севера, пустынь, горные районы) строитель-

157


ные организации должны быть оснащены машинами в специаль­ ном исполнении.

Должна быть также резко повышена оснащенность строи­ тельных организаций механизированным инструментом и маши­ нами для выполнения отделочных, сантехнических, кровельных и других работ, а также вспомогательных операций, на которых в настоящее время используется преимущественно ручной труд.

Применяемые в строительстве машины и механизированный инструмент должны обладать высокой эксплуатационной надеж­ ностью, что позволит значительно снизить затраты труда при их эксплуатации.

Увеличение мощности и рабочих скоростей строительных ма­ шин должно сопровождаться значительным улучшением и дру­ гих технико-экономических показателей машин, обеспечивающих повышение безопасности и производительности труда рабочих.

Для выполнения отдельных технологических процессов строи­ тельные машины должны оснащаться средствами для програм­ много и дистанционного управления.

В конструкции машин широкое внедрение получит гидропри­ вод, обеспечивающий повышение производительности и расшире­ ние технологических возможностей при производстве работ.

Для обеспечения высокого уровня технической готовности и улучшения использования парка машин необходимо обеспечить строительные организации ремонтно-эксплуатациониыми базами, включающими стационарные и передвижные мастерские, уком­ плектованные необходимыми подъемно-транспортными средства­ ми, станочным, сварочным и прочим оборудованием, стендами, приборами безразборной диагностики и др.

Повышение механизации строительных и монтажных работ, улучшение использования строительных и дорожных машин, со­ вершенствование структуры парка механизмов и увеличение еди­ ничной мощности машин и транспортных средств позволит обес­ печить значительный рост производительности труда, сокращение

продолжительности и снижение стоимости

строительства.

 

3. ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ

 

 

 

СТРОИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА

 

 

 

Важнейшим условием повышения производительности

труда

и качества строительства, ускорения ввода

объектов в

действие

и снижения их стоимости является совершенствование

организа­

ции строительства и методов производства

строительных

работ.

За последние годы проделана значительная работа

по

повы­

шению темпов научно-технического прогресса в области техноло­ гии и организации строительного производства. Создан ряд инст­ руктивно-нормативных и методических документов по вопросам организационно-технической подготовки строительного производ­ ства. Обеспеченность строек проектами организации строитель-

158


ства и производства работ, а также типовыми технологическими картами достигла 65—70%.

В области организации строительного производства действу­ ют нормативные документы, которыми предусмотрено примене­ ние поточно-индустриальных методов строительства, крупноблоч­ ного монтажа зданий и сооружений, внедрения высокопроизводи­

тельных машин и механизмов, новых прогрессивных

материалов

и конструкций,

а также рациональной

организации

строитель­

ства.

 

 

 

 

Нормы и правила

строительного производства, в

отличие от

обязательных

норм

проектирования,

носят рекомендательный

характер. Они ориентируют на более высокий уровень индустриа­ лизации строительства, важнейшими элементами которого явля­ ются: комплексная механизация строительно-монтажных работ, максимальная сборность применяемых конструкций, массовое заводское производство унифицированных деталей, конструкций, блоков и узлов с высокой степенью их готовности и прогрессив­ ные методы производства работ. Все это направлено как на уско­ рение ввода объекта в действие, так и на снижение стоимости строительства.

Нормы и правила строительного производства предусматри­ вают переход на централизованное приготовление бетона (раст­ вора) на крупных механизированных заводах взамен приготов­ ления его на локальных установках, что снижает стоимость при­ готовления в среднем до 3 %.

Широкое применение опускных, колодцев взамен кессонов с разработкой грунта при помощи гидромониторно-насосных уста­ новок и других средств механизации дает значительную эконо­ мию в затратах труда.

Указания по возведению железобетонных сооружений в скользящей опалубке направлены на повышение качества работ, сокращение продолжительности строительства этих сооружений на 20—25% и снижение стоимости строительства на 3—5%. Ин­ струкцией по монтажу сборных железобетонных конструкций промышленных зданий и сооружений предусматривается воз­ можность сократить сроки монтажа этих конструкций до 20%, снизить его стоимость до 10%, а самое главное — повысить ка­ чество монтажа.

Впервые разработаны правила и нормы монтажа оборудова­ ния, позволяющие устранить непроизводительные трудовые за­ траты и сократить в 1,5—2 раза работы, выполняемые на месте монтажа.

Правила и нормы монтажа технологических трубопроводов предусматривают снижение трудовых затрат до 25% и сокраще­ ние сроков монтажа в 2 раза.

Утверждены новые главы СНиП, регламентирующие правила производства и приемки работ по монтажу оборудования домен­ ных цехов и металлоконструкций коксовых батарей.

159