Файл: Этмекджиян А.А. Технический прогресс и повышение эффективности капитального строительства.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 119
Скачиваний: 0
эксплуатационные базы механизации. Имеющиеся базы механи зации не удовлетворяют потребности строительства, и многие из них расположены в неприспособленных для ремонта зданиях, не оснащены необходимым станочным оборудованием и являются, по существу, временными мастерскими.
Поэтому одной из важных задач специализированных органи заций механизации является создание новых и реконструкция действующих эксплуатационных баз, количество которых в бли жайшие годы должно быть, как минимум, удвоено. Следует от метить, что планом на 1971—1975 гг. предусматривается около 200 млн. руб. на строительство новых и реконструкцию имеющих ся баз по ремонту и эксплуатации строительных механизмов.
Для сокращения затрат труда и времени простоя машин в техническом обслуживании могут быть увеличены промышлен ное производство и поставка строительным организациям передвижных механизированных средств по техническому обслу живанию и текущему ремонту машин типа мастерских «Техпо мощь», агрегатов технического ухода АТУ-А и АТУ-П, автоза правщиков горючими материалами, маслотопливозаправщиков МЗ-3904, прицепов-тяжеловозов (трайлеров) с тягачами и т. д.
Для того чтобы решить вопрос об обеспечении грузового авто мобильного парка строительных организаций нужными мощно стями для производства капитального ремонта автомобилей, следует упорядочить всю систему планирования и организации капитального ремонта автомобилей. С этой целью в стране дол жны быть созданы междуведомственные территориальные авто ремонтные заводы, специализированные по типам машин. Только такие заводы обеспечат качественный ремонт автомобилей и по зволят снизить расстояния их перевозок, стоимость которых по рой достигает стоимости самого ремонта.
Для обеспечения нормальной эксплуатации автопарка (хра нения, производства технического обслуживания и эксплуата ционных ремонтов автомобилей) в строительных организациях должны быть созданы необходимые производственно-эксплуата ционные базы.
Широкое развитие должна получить система ремонта с ис пользованием сменных агрегатов, узлов, обеспечивающая сокра щение продолжительности, трудоемкости и стоимости восстанов ления средств механизации и транспорта.
Бетонорастворные заводы. Основным направлением в об ласти совершенствования технологии и организации приготовле ния бетонной смеси и строительных растворов является создание автоматизированных и высокопроизводительных предприятий то варного бетона и раствора.
В настоящее время технический уровень приготовления бето нов все еще отстает от требований технического прогресса. Пол ностью автоматизированных бетонорастворных заводов имеется крайне недостаточно.
224
Дозировочное оборудование во многом несовершенно, отсут ствуют приборы контроля качества приготовляемой смеси по автоматическому определению влажности материалов с коррек тирующими устройствами веса воды и заполнителей, количества отсеков расходных бункеров для хранения и дозировки фрак ционированных заполнителей недостаточно, конструкции бетоно смесителей, в том числе принудительного действия, несовершен ны, нередко отсутствуют самозаписывающие приборы, учитываю щие расход материалов и выдачу бетонной (растворной) смеси. Количество сравнительно крупных бетоносмесителей (объем готового замеса 800 и 1600 л) составляет всего 5% общего числа бетоносмесителей в стране, а их суммарная емкость около 12% общей емкости парка бетоносмесительных машин. В этих усло виях стоимость приготовления смеси и трудозатраты довольно значительны.
На стройках еще имеется большой парк отдельных бетоно- и растворосмесителей емкостью до 500 л с типовыми подъемника ми, при использовании которых затрачивается в 3—4 раза боль ше ручного труда, чем на заводах.
Объем замеса самого крупного отечественного бетоносмеси теля 1,6 мъ; в США, ФРГ, Швеции, Франции и других странах широко используются смесители с объемом замеса 3—6 м3. Наибольший цикличный бетоносмеситель, выпущенный в США, имеет объем замеса 16,7 м3, в стандарте США предусмотрен еще больший перспективный типоразмер. Использование малых сме сительных узлов, а также отдельно стоящих смесителей (не в установках) приводит к удорожанию смеси и большим трудозат ратам.
В ГОСТе на бетоносмесители принудительного перемешива ния и на гравитационные бетоносмесители предусмотрен выпуск смесителей с объемом готового замеса до 3 мъ. Емкость бетоно смесителей в перспективе должна быть повышена до 6 мг.
Большинство бетонорастворных заводов и установок недо статочно оснащено средствами автоматики. Многие созданные автоматизированные бетонорастворосмесительные узлы и заводы все еще не отвечают комплексу необходимых технических требо ваний, а их системы автоматического управления разработаны без учета унификации, использования новых средств и послед них достижений в области автоматизации.
Неотложной задачей является совершенствование автомати ческих систем бетонных заводов и установок.
Недостатки заводов проявляются и в неточности дозирова ния, а также отсутствии в их составе необходимых устройств для учета количества переработанных материалов. Перспективным является создание дозаторов непрерывного действия, работаю щих как в непрерывном, так и цикличном режиме, с унифици рованными основными элементами их конструктивных устройств и с автоматическим учетом расхода материалов. Применение та-
Закаэ 2195 |
225 |
|
ких дозаторов открывает широкие возможности для дальнейшего совершенствования технологии и оборудования бетонорастворо^ смесительных заводов и установок как цикличного, так и непре рывного действия.
Основным направлением создания новой индустрии товарного бетона должно быть строительство сети комплексно-автоматизи рованных районных заводов. Для относительно мелких и рассре доточенных строек может быть создан парк передвижных инвен тарных мелких высокомеханизированных бетонорастворных установок.
На крупных районных бетонных заводах коэффициент исполь зования оборудования составляет 0,6 и может быть доведен до 0,8, в то время как на мелких он ниже 0,2. Средний коэффициент использования оборудования на бетонных заводах состав ляет 0,25.
Анализ основных технико-экономических показателей круп ных районных автоматизированных бетонных заводов подтверж дает их экономическую эффективность. Если, например, принять за 100% трудовые затраты на 1 мг бетона, приготовленного на маломощном заводе, то на механизированном они составляют лишь 45%. себестоимость ниже на 22—24% и даже при некото ром увеличении среднего расстояния перевозки бетона себестои мость 1 мг, изготовленного на автоматизированном заводе, франко-строительная площадка на 12—14% ниже, чем на малых заводах, а качество бетона несравнимо выше. В этом отношении характерны технико-экономические показатели введенного в дей
ствие в Москве в 1971 г. автоматизированного растворного |
заво |
|||||
да, выпускающего 14 марок и видов раствора мощностью 200 |
M1IHJ |
|||||
приведенные в табл. 43. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а |
43 |
|
Техническая характеристика |
секционного |
|
автоматизированного |
|
||
растворного узла на два смесителя |
емкостью 1800 |
л |
|
|||
|
Наименование |
|
|
Единица |
Показатели |
|
|
|
|
измерения |
|||
|
|
|
|
|
|
|
Техническая |
производительность |
|
|
М3/ч |
200 |
|
Установленная мощность |
|
|
кет |
352 |
||
Объем замеса по выходу готовой |
смеси . . . |
м3 |
1.8 |
|||
Время приготовления одного замеса |
|
сек |
58 |
|||
Количество |
обслуживающего |
персонала |
в |
чел. |
6 |
|
|
|
|
|
|||
Производительность одного чел. в смену . . . |
л3 |
220 |
||||
Стоимость приготовления 1 м3 раствора . . . |
руб. |
0—88 |
||||
Габаритные |
размеры |
|
|
м |
9x12x15,4 |
Предприятия по производству инвентарных зданий. Одним из основных направлений повышения технического уровня организа-
226
ции и эффективности строительного производства является пере ход от неэкономичных временных зданий и сооружений, возводи мых на строительных площадках, к инвентарным сооружениям передвижного, контейнерного и сборно-разборного типов завод ского изготовления.
При этом следует разработать и внедрить в производство но вые типы более рациональных проектных решений со значительно сниженным весом инвентарных зданий благодаря применению но вых эффективных конструкций и материалов — тонкого листового металла, водостойкой бакелизированной фанеры, древесностру жечных и древесноволокнистых плит, синтетических материалов.
В пятилетнем плане развития народного хозяйства СССР на 1971—1975 гг. предусматривается значительный рост производ ства и применения инвентарных сборно-разборных, передвижных пли контейнерных зданий и сооружений. В 1975 г. выпуск цельноперевозных и передвижных зданий возрастет до 67 тыс. шт. про тив 24 тыс. шт. в 1970 г., или почти в 3 раза, контейнерных — до 50,3 тыс. шт. против 12 тыс. шт. в 1970 г., или более чем в 4 раза, и сборно-разборных — до 430 тыс. м2 против 272 тыс. м2 в 1970 г.
Для такого развития инвентарных зданий предусматривается в течение пятилетия построить и ввести в действие 18 специали зированных заводов по их производству. Такие заводы мощно стью по 5000 шт. передвижных или контейнерных зданий строят ся Миннефтегазстроем в г. Октябрьском Башкирской АССР; Минмонтажспецстроем СССР в г. Георгиу-Деж Воронежской об ласти, Минсельстроем СССР в г. Староконстантинове Украин ской ССР. Строятся также заводы и в системе Минстройматериалов СССР в г. Вязьме Смоленской области; Минтрансстроем в г. Нижнеудинске; Минводхозом СССР в г. Крапоткине и др. Запроектированы и должны строиться в ближайшее время за воды инвентарных зданий Минтяжстроя СССР, Минпромстроя
СССР и Минстроя СССР.
Создание специализированных предприятий по производству инвентарных зданий различного назначения позволит обеспечить подрядные строительные организации и будет способствовать со вершенствованию организации строительства.
Существенное значение имеет организация производства спе циальной мебели и хозяйственного инвентаря, так как передвиж ные, цельноперевозные контейнерные и сборно-разборные здания и сооружения должны выпускаться оснащенными всем необходи мым оборудованием, инвентарем и мебелью.
Должное развитие получат также плавучие базы и отдель ные объекты строительной индустрии, в том числе в сочетании с наземными инвентарными временными зданиями и сооруже ниями.
Производственно-комплектовочные базы. В ближайшие 10— 12 лет должна быть завершена организация производственнокомплектовочных баз материально-технического снабжения стро-
227
ительных организаций в районах сосредоточенного строитель ства. Такие базы целесообразно создавать в ведении производ ственных строительно-монтажных комбинатов, объединений и крупных строительно-монтажных трестов или в ведении террито риальных главных управлений или главных управлений матери ально-технического снабжения.
Производственно-комплектовочные базы включают механизи рованные склады, в которых сосредоточиваются материалы для строительных организаций данного района (комбината, объеди нения), поступающие в нетранзитных количествах и поставляе мые на склады строительных трестов или непосредственно на объекты в централизованном порядке с доукомплектовкой, а так же централизованные мастерские по переработке отдельных ви дов строительных материалов и полуфабрикатов с непосредст венной доставкой готовой продукции на строительные объекты (взамен создания мелких мастерских при каждом тресте).
Указанные базы следует строить по типовым проектам, раз работанным для районов с годовым объемом строительно-мон тажных работ: до 50, 50—80, 80—120, 120 млн. руб. в год и более.
Пропорциональное развитие производства современного ин вентаря, технологической оснастки и др.— одно из важнейших условий повышения эффективности строительного производства и поэтому должно быть постоянно в центре внимания планирую щих и хозяйственных органов.
Г л а ва VI. МЕЖОТРАСЛЕВЫЕ СВЯЗИ СТРОИТЕЛЬСТВА
1. МЕЖОТРАСЛЕВОЙ БАЛАНС СТРОИТЕЛЬСТВА
Повышение эффективности общественного производства тре бует совершенствования методов установления народнохозяйст венных пропорций, широкого внедрения в практику планирова ния натуральных и стоимостных балансов и повышения уровня их обоснования, выявления оптимальных производственных свя зей. Только объединение натуральных и стоимостных балансов в единую систему взаимоувязанных расчетов позволяет раскрыть всю совокупность экономических связей в общественном произ водстве и установить экономически обоснованные пропорции и темпы в развитии отдельных отраслей народного хозяйства. Та кой системой взаимоувязанных расчетов является межотрасле вой баланс, применение которого представляет собой одно из перспективных направлений совершенствования планирования и новый, более высокий этап в развитии балансового метода.
Межотраслевой баланс народного хозяйства представляет со бой, как известно, комплекс взаимоувязанных расчетов, включа ющий следующие важнейшие составные элементы: межотрасле вой баланс производства и распределения продукции народного хозяйства в стоимостном выражении, в котором отражаются наи более общие пропорции расширенного социалистического воспро изводства; межотраслевой материальный баланс в натуральном выражении; межотраслевой баланс затрат труда; межотраслевой баланс основных и оборотных фондов; межотраслевые балансы республик, экономических районов и межрайонные (межрегио нальные) балансы, а также балансы межотраслевых связей от раслей народного хозяйства (отраслевые блоки), разработка ко торых имеет важнейшее значение для выявления экономически обоснованных пропорций в развитии смежных отраслей, связан ных единством конечного продукта (отраслевых комплексов). К крупнейшим из них относится блок строительства и его мате риально-технической базы.
Межотраслевые связи строительства сложны и многогранны. Оно непосредственно обслуживается более чем 70 отраслями производства. Повышение эффективности строительства в реша ющей мере зависит от уровня развития отраслей, обслуживаю щих его материально-техническими ресурсами. В этой связи при менение межотраслевого баланса приобретает для строительства и его производственной базы особо важное значение.
16 |
Заказ 2195 |
229 |