Файл: Этмекджиян А.А. Технический прогресс и повышение эффективности капитального строительства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 119

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

эксплуатационные базы механизации. Имеющиеся базы механи­ зации не удовлетворяют потребности строительства, и многие из них расположены в неприспособленных для ремонта зданиях, не оснащены необходимым станочным оборудованием и являются, по существу, временными мастерскими.

Поэтому одной из важных задач специализированных органи­ заций механизации является создание новых и реконструкция действующих эксплуатационных баз, количество которых в бли­ жайшие годы должно быть, как минимум, удвоено. Следует от­ метить, что планом на 1971—1975 гг. предусматривается около 200 млн. руб. на строительство новых и реконструкцию имеющих­ ся баз по ремонту и эксплуатации строительных механизмов.

Для сокращения затрат труда и времени простоя машин в техническом обслуживании могут быть увеличены промышлен­ ное производство и поставка строительным организациям передвижных механизированных средств по техническому обслу­ живанию и текущему ремонту машин типа мастерских «Техпо­ мощь», агрегатов технического ухода АТУ-А и АТУ-П, автоза­ правщиков горючими материалами, маслотопливозаправщиков МЗ-3904, прицепов-тяжеловозов (трайлеров) с тягачами и т. д.

Для того чтобы решить вопрос об обеспечении грузового авто­ мобильного парка строительных организаций нужными мощно­ стями для производства капитального ремонта автомобилей, следует упорядочить всю систему планирования и организации капитального ремонта автомобилей. С этой целью в стране дол­ жны быть созданы междуведомственные территориальные авто­ ремонтные заводы, специализированные по типам машин. Только такие заводы обеспечат качественный ремонт автомобилей и по­ зволят снизить расстояния их перевозок, стоимость которых по­ рой достигает стоимости самого ремонта.

Для обеспечения нормальной эксплуатации автопарка (хра­ нения, производства технического обслуживания и эксплуата­ ционных ремонтов автомобилей) в строительных организациях должны быть созданы необходимые производственно-эксплуата­ ционные базы.

Широкое развитие должна получить система ремонта с ис­ пользованием сменных агрегатов, узлов, обеспечивающая сокра­ щение продолжительности, трудоемкости и стоимости восстанов­ ления средств механизации и транспорта.

Бетонорастворные заводы. Основным направлением в об­ ласти совершенствования технологии и организации приготовле­ ния бетонной смеси и строительных растворов является создание автоматизированных и высокопроизводительных предприятий то­ варного бетона и раствора.

В настоящее время технический уровень приготовления бето­ нов все еще отстает от требований технического прогресса. Пол­ ностью автоматизированных бетонорастворных заводов имеется крайне недостаточно.

224


Дозировочное оборудование во многом несовершенно, отсут­ ствуют приборы контроля качества приготовляемой смеси по автоматическому определению влажности материалов с коррек­ тирующими устройствами веса воды и заполнителей, количества отсеков расходных бункеров для хранения и дозировки фрак­ ционированных заполнителей недостаточно, конструкции бетоно­ смесителей, в том числе принудительного действия, несовершен­ ны, нередко отсутствуют самозаписывающие приборы, учитываю­ щие расход материалов и выдачу бетонной (растворной) смеси. Количество сравнительно крупных бетоносмесителей (объем готового замеса 800 и 1600 л) составляет всего 5% общего числа бетоносмесителей в стране, а их суммарная емкость около 12% общей емкости парка бетоносмесительных машин. В этих усло­ виях стоимость приготовления смеси и трудозатраты довольно значительны.

На стройках еще имеется большой парк отдельных бетоно- и растворосмесителей емкостью до 500 л с типовыми подъемника­ ми, при использовании которых затрачивается в 3—4 раза боль­ ше ручного труда, чем на заводах.

Объем замеса самого крупного отечественного бетоносмеси­ теля 1,6 мъ; в США, ФРГ, Швеции, Франции и других странах широко используются смесители с объемом замеса 3—6 м3. Наибольший цикличный бетоносмеситель, выпущенный в США, имеет объем замеса 16,7 м3, в стандарте США предусмотрен еще больший перспективный типоразмер. Использование малых сме­ сительных узлов, а также отдельно стоящих смесителей (не в установках) приводит к удорожанию смеси и большим трудозат­ ратам.

В ГОСТе на бетоносмесители принудительного перемешива­ ния и на гравитационные бетоносмесители предусмотрен выпуск смесителей с объемом готового замеса до 3 мъ. Емкость бетоно­ смесителей в перспективе должна быть повышена до 6 мг.

Большинство бетонорастворных заводов и установок недо­ статочно оснащено средствами автоматики. Многие созданные автоматизированные бетонорастворосмесительные узлы и заводы все еще не отвечают комплексу необходимых технических требо­ ваний, а их системы автоматического управления разработаны без учета унификации, использования новых средств и послед­ них достижений в области автоматизации.

Неотложной задачей является совершенствование автомати­ ческих систем бетонных заводов и установок.

Недостатки заводов проявляются и в неточности дозирова­ ния, а также отсутствии в их составе необходимых устройств для учета количества переработанных материалов. Перспективным является создание дозаторов непрерывного действия, работаю­ щих как в непрерывном, так и цикличном режиме, с унифици­ рованными основными элементами их конструктивных устройств и с автоматическим учетом расхода материалов. Применение та-

Закаэ 2195

225

 


ких дозаторов открывает широкие возможности для дальнейшего совершенствования технологии и оборудования бетонорастворо^ смесительных заводов и установок как цикличного, так и непре­ рывного действия.

Основным направлением создания новой индустрии товарного бетона должно быть строительство сети комплексно-автоматизи­ рованных районных заводов. Для относительно мелких и рассре­ доточенных строек может быть создан парк передвижных инвен­ тарных мелких высокомеханизированных бетонорастворных установок.

На крупных районных бетонных заводах коэффициент исполь­ зования оборудования составляет 0,6 и может быть доведен до 0,8, в то время как на мелких он ниже 0,2. Средний коэффициент использования оборудования на бетонных заводах состав­ ляет 0,25.

Анализ основных технико-экономических показателей круп­ ных районных автоматизированных бетонных заводов подтверж­ дает их экономическую эффективность. Если, например, принять за 100% трудовые затраты на 1 мг бетона, приготовленного на маломощном заводе, то на механизированном они составляют лишь 45%. себестоимость ниже на 22—24% и даже при некото­ ром увеличении среднего расстояния перевозки бетона себестои­ мость 1 мг, изготовленного на автоматизированном заводе, франко-строительная площадка на 12—14% ниже, чем на малых заводах, а качество бетона несравнимо выше. В этом отношении характерны технико-экономические показатели введенного в дей­

ствие в Москве в 1971 г. автоматизированного растворного

заво­

да, выпускающего 14 марок и видов раствора мощностью 200

M1IHJ

приведенные в табл. 43.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а

43

Техническая характеристика

секционного

 

автоматизированного

 

растворного узла на два смесителя

емкостью 1800

л

 

 

Наименование

 

 

Единица

Показатели

 

 

 

измерения

 

 

 

 

 

 

Техническая

производительность

 

 

М3

200

Установленная мощность

 

 

кет

352

Объем замеса по выходу готовой

смеси . . .

м3

1.8

Время приготовления одного замеса

 

сек

58

Количество

обслуживающего

персонала

в

чел.

6

 

 

 

 

Производительность одного чел. в смену . . .

л3

220

Стоимость приготовления 1 м3 раствора . . .

руб.

0—88

Габаритные

размеры

 

 

м

9x12x15,4

Предприятия по производству инвентарных зданий. Одним из основных направлений повышения технического уровня организа-

226


ции и эффективности строительного производства является пере­ ход от неэкономичных временных зданий и сооружений, возводи­ мых на строительных площадках, к инвентарным сооружениям передвижного, контейнерного и сборно-разборного типов завод­ ского изготовления.

При этом следует разработать и внедрить в производство но­ вые типы более рациональных проектных решений со значительно сниженным весом инвентарных зданий благодаря применению но­ вых эффективных конструкций и материалов — тонкого листового металла, водостойкой бакелизированной фанеры, древесностру­ жечных и древесноволокнистых плит, синтетических материалов.

В пятилетнем плане развития народного хозяйства СССР на 1971—1975 гг. предусматривается значительный рост производ­ ства и применения инвентарных сборно-разборных, передвижных пли контейнерных зданий и сооружений. В 1975 г. выпуск цельноперевозных и передвижных зданий возрастет до 67 тыс. шт. про­ тив 24 тыс. шт. в 1970 г., или почти в 3 раза, контейнерных — до 50,3 тыс. шт. против 12 тыс. шт. в 1970 г., или более чем в 4 раза, и сборно-разборных — до 430 тыс. м2 против 272 тыс. м2 в 1970 г.

Для такого развития инвентарных зданий предусматривается в течение пятилетия построить и ввести в действие 18 специали­ зированных заводов по их производству. Такие заводы мощно­ стью по 5000 шт. передвижных или контейнерных зданий строят­ ся Миннефтегазстроем в г. Октябрьском Башкирской АССР; Минмонтажспецстроем СССР в г. Георгиу-Деж Воронежской об­ ласти, Минсельстроем СССР в г. Староконстантинове Украин­ ской ССР. Строятся также заводы и в системе Минстройматериалов СССР в г. Вязьме Смоленской области; Минтрансстроем в г. Нижнеудинске; Минводхозом СССР в г. Крапоткине и др. Запроектированы и должны строиться в ближайшее время за­ воды инвентарных зданий Минтяжстроя СССР, Минпромстроя

СССР и Минстроя СССР.

Создание специализированных предприятий по производству инвентарных зданий различного назначения позволит обеспечить подрядные строительные организации и будет способствовать со­ вершенствованию организации строительства.

Существенное значение имеет организация производства спе­ циальной мебели и хозяйственного инвентаря, так как передвиж­ ные, цельноперевозные контейнерные и сборно-разборные здания и сооружения должны выпускаться оснащенными всем необходи­ мым оборудованием, инвентарем и мебелью.

Должное развитие получат также плавучие базы и отдель­ ные объекты строительной индустрии, в том числе в сочетании с наземными инвентарными временными зданиями и сооруже­ ниями.

Производственно-комплектовочные базы. В ближайшие 10— 12 лет должна быть завершена организация производственнокомплектовочных баз материально-технического снабжения стро-

227


ительных организаций в районах сосредоточенного строитель­ ства. Такие базы целесообразно создавать в ведении производ­ ственных строительно-монтажных комбинатов, объединений и крупных строительно-монтажных трестов или в ведении террито­ риальных главных управлений или главных управлений матери­ ально-технического снабжения.

Производственно-комплектовочные базы включают механизи­ рованные склады, в которых сосредоточиваются материалы для строительных организаций данного района (комбината, объеди­ нения), поступающие в нетранзитных количествах и поставляе­ мые на склады строительных трестов или непосредственно на объекты в централизованном порядке с доукомплектовкой, а так­ же централизованные мастерские по переработке отдельных ви­ дов строительных материалов и полуфабрикатов с непосредст­ венной доставкой готовой продукции на строительные объекты (взамен создания мелких мастерских при каждом тресте).

Указанные базы следует строить по типовым проектам, раз­ работанным для районов с годовым объемом строительно-мон­ тажных работ: до 50, 50—80, 80—120, 120 млн. руб. в год и более.

Пропорциональное развитие производства современного ин­ вентаря, технологической оснастки и др.— одно из важнейших условий повышения эффективности строительного производства и поэтому должно быть постоянно в центре внимания планирую­ щих и хозяйственных органов.

Г л а ва VI. МЕЖОТРАСЛЕВЫЕ СВЯЗИ СТРОИТЕЛЬСТВА

1. МЕЖОТРАСЛЕВОЙ БАЛАНС СТРОИТЕЛЬСТВА

Повышение эффективности общественного производства тре­ бует совершенствования методов установления народнохозяйст­ венных пропорций, широкого внедрения в практику планирова­ ния натуральных и стоимостных балансов и повышения уровня их обоснования, выявления оптимальных производственных свя­ зей. Только объединение натуральных и стоимостных балансов в единую систему взаимоувязанных расчетов позволяет раскрыть всю совокупность экономических связей в общественном произ­ водстве и установить экономически обоснованные пропорции и темпы в развитии отдельных отраслей народного хозяйства. Та­ кой системой взаимоувязанных расчетов является межотрасле­ вой баланс, применение которого представляет собой одно из перспективных направлений совершенствования планирования и новый, более высокий этап в развитии балансового метода.

Межотраслевой баланс народного хозяйства представляет со­ бой, как известно, комплекс взаимоувязанных расчетов, включа­ ющий следующие важнейшие составные элементы: межотрасле­ вой баланс производства и распределения продукции народного хозяйства в стоимостном выражении, в котором отражаются наи­ более общие пропорции расширенного социалистического воспро­ изводства; межотраслевой материальный баланс в натуральном выражении; межотраслевой баланс затрат труда; межотраслевой баланс основных и оборотных фондов; межотраслевые балансы республик, экономических районов и межрайонные (межрегио­ нальные) балансы, а также балансы межотраслевых связей от­ раслей народного хозяйства (отраслевые блоки), разработка ко­ торых имеет важнейшее значение для выявления экономически обоснованных пропорций в развитии смежных отраслей, связан­ ных единством конечного продукта (отраслевых комплексов). К крупнейшим из них относится блок строительства и его мате­ риально-технической базы.

Межотраслевые связи строительства сложны и многогранны. Оно непосредственно обслуживается более чем 70 отраслями производства. Повышение эффективности строительства в реша­ ющей мере зависит от уровня развития отраслей, обслуживаю­ щих его материально-техническими ресурсами. В этой связи при­ менение межотраслевого баланса приобретает для строительства и его производственной базы особо важное значение.

16

Заказ 2195

229