Файл: Этмекджиян А.А. Технический прогресс и повышение эффективности капитального строительства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 118

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

тали и узлы технологических трубопроводов, электротехнические и санитарно-технические конструкции и изделия, заготовки для монтажа средств автоматизации и контроля. Своей продукцией эти предприятия обеспечивают монтаж всех видов технологиче­ ского и подъемно-транспортного оборудования, технологических трубопроводов, электротехнических и внутренних санитарно-тех- нических устройств и других монтажных работ.

В настоящее время доля этих монтажных работ составляет около 20% общего объема подрядных строительно-монтажных работ. В дальнейшем он будет возрастать в связи с улучшением структуры капитальных вложений (повышением доли активных производственных фондов) благодаря увеличению в их общем объеме доли реконструкции предприятий (с установкой нового оборудования в существующих зданиях), применению более про­ изводительного технологического оборудования, развитию откры­ тых технологических установок, широкой автоматизации произ­ водственных процессов, росту электрификации городов, сел и транспорта, оснащению объектов жплнщно-гражданского строи­ тельства более сложным инженерным оборудованием.

Наряду с выполнением больших объемов работ монтажными организациями в ближайшее десятилетие будет освоен монтаж новых сложных видов оборудования, конструкций и устройств с высокими технологическими параметрами, крупными единичны­ ми мощностями и автоматизированным управлением. Будет зна­ чительно сокращена продолжительность производства всех видов монтажных работ и снижена их себестоимость.

Эти задачи могут быть решены путем дальнейшего совершен­ ствования монтажных работ (имеется в виду значительное по­ вышение уровня их индустриализации), в связи с чем развитие предприятий монтажных организаций является одним из наибо­ лее эффективных мероприятий.

В настоящее время централизованно в виде конструкций и изделий изготовляется только 42% поступающих в монтаж мате­ риальных ресурсов, в том числе 35% на заводах и базах строи­ тельной индустрии и 7% на предприятиях других отраслей про­ мышленности. Из остальных 58% около 20—25% изделий посту­ пает непосредственно в монтаж в виде материалов, а 33—38% изготовляется на стройках в процессе монтажа или в мелких ку­ старных мастерских.

Доля материальных ресурсов в стоимости монтажных работ составляет в среднем 55—75%. в том числе по механомонтажу — 53%, электромонтажу—58%, монтажу внутренней санитарной техники—63% и монтажу средств автоматизации—40%. В свя­ зи с ростом производительности труда и снижением удельного веса заработной платы и накладных расходов в сметной стои­ мости работ доля материальных затрат в дальнейшем будет по­ вышаться примерно на 0,5% в год.

При определении возможного роста уровня индустриального

220



Изготовления конструкций и изделий в десятилетие 1971—1980 гг. следует иметь в виду, что из общего объема материальных ресур­ сов около 20—25% составляют материалы, поступающие непо­ средственно в монтаж и не требующие укрупнителы-юй сборки и переработки. В связи с этим максимально возможный уровень индустриального изготовления конструкций и изделий составля­ ет около 75—80% всех материальных ресурсов.

Ведущим направлением в индустриализации монтажных ра­ бот наряду с развитием предприятий монтажных организаций явится значительное повышение удельного веса конструкций и изделий, изготовляемых предприятиями других отраслей про­ мышленности и поставляемых в монтаж в виде готовых узлов и агрегатов.

Для обеспечения возрастающих объемов индустриального изготовления конструкций и изделий на предприятиях строитель­ ной индустрии необходимо значительно развить мощности пред­ приятий монтажных организаций.

Примерный рост ввода в действие мощностей по группам предприятий монтажных организаций исходя из растущей пот­ ребности строительства в 1975 г. составит (в%) :

Предприятия

технологических

металлоконструкций, трубо­

 

проводных деталей, узлов и заготовок

 

50

Предприятия

электромонтажных

конструкций

и заготовок

35

Предприятия

санитарно-технических

изделий

и заготовок

32

Предприятия

вентиляционных заготовок

 

40

Предприятия

заготовок для монтажа

средств

автоматизации

 

и контроля

 

 

 

10

 

Рост объема производства будет обеспечен в первую очередь за счет полного использования производственных резервов, мак­ симальной типизации и нормализации конструкций и изделий для организации серийного производства, а также специализации предприятий по выпуску ограниченной (унифицированной) но­ менклатуры изделий с автоматизацией основных производствен­ ных процессов и созданием поточного производства. Многое мо­ жет дать централизованное планирование и материальное обе­ спечение производственной деятельности предприятий.

Что касается нового строительства, то наилучшей формой представляется сооружение крупных межрайонных заводов, из­ готовляющих типовые и транспортабельные конструкции. Строи­ тельство объединенных баз следует ограничить новыми районами сосредоточенного строительства для изготовления нетиповых и негабаритных изделий, а строительство небольших индивидуаль­ ных баз может допускаться только в исключительных случаях при недостатке мощности для одного из видов монтажных работ.

Экономически выгодно строительство предприятий более крупных мощностей по сравнению с предусмотренными в дейст­ вующих типовых проектах в связи со значительным возрастанием концентрации объемов подрядных работ, выполнением в широ-

221


кпх масштабах работ по типизации и нормализации изготовляе­ мых предприятиями конструкций и изделий.

Капитальные вложения в первую очередь следует направлять на реконструкцию и расширение действующих предприятий, дальнейшее расширение введенных в последние годы и строя­ щихся в настоящее время типовых предприятий, проектами кото­ рых предусмотрена возможность удвоения их мощности. При этом имеется в виду преимущественное развитие заводов техно­ логических металлоконструкций и трубопроводных узлов и заво­ дов заготовок для монтажа средств автоматизации, а также сооружение районных баз для обеспечения сельского и водохо­ зяйственного строительства электромонтажными, санитарио-тех- нпческими изделиями и заготовками.

Расчеты показывают, что развитие индустриального изготов­ ления поступающих в монтаж конструкций и изделий повысит производительность труда на монтажных работах на 10—15%, сократит потребность в рабочих для изготовления конструкций и изделий на стройках и значительно снизит расходы по изготов­

лению и монтажу, обеспечит сокращение времени на их

монтаж

и наладку и ускорит ввод в действие основных фондов.

 

Асфальтобетонные заводы. В связи со значительным

разви­

тием дорожного строительства и производством для этих целей асфальтобетона необходимо широкое внедрение высокомеханизи­ рованных и автоматизированных инвентарных сборно-разборных заводов и установок, а для обеспечения асфальтобетоном город­ ских и промышленных строек — развитие сети автоматизирован­ ных стационарных заводов. Эти заводы, как правило, находятся в системе организаций, выполняющих дорожные и иные специ­ альные работы. В Москве, например, предприятия по производ­ ству асфальтобетона сосредоточены в специализированном Главном управлении Мосгорисполкома — Главмосинжстрое.

Существующие предприятия не отвечают современным требо­ ваниям. Поэтому важно организовать проектирование и ком­ плексное промышленное производство новых заводов и установок производительностью 12, 25, 50 и 100 т/ч. Также необходимо обеспечить проектирование и производство оборудования для приготовления материалов дорожных покрытий, способного ра­ ботать при удлиненном строительном сезоне (включая отрица­ тельные температуры), установок для подогрева минерального порошка, оборудования для замены парового обогрева битума высококипящими теплоносителями и др.

Требуется создать оборудование для новых прогрессивных технологических схем приготовления материалов для дорожных покрытий (покрытия из литого асфальта, холодных смесей, по­ лимерные, гуммированные покрытия и др.).

Ремонтные заводы и базы эксплуатации строительных машин и транспортных средств. Для обеспечения постоянной высокой технической готовности парка строительных и дорожных машин

222


и автотранспортных средств, значительного повышения качества, резкого снижения трудоемкости и стоимости ремонта машин и механизмов требуется расширить сеть специализированных ре­ монтных заводов и баз эксплуатации, находящихся в ведении строительно-монтажных организаций.

Мощность заводов по капитальному ремонту машин обеспе­ чивает потребности строительства лишь на 65—70%.

Для того чтобы в ближайшие годы полностью удовлетворить потребности строительных организаций в указанных мощностях, необходимо построить новые заводы и обеспечить интенсифика­ цию производства и улучшение использования действующих за­ водов. Лучший метод для этого — широкое внедрение агрегатноузлового ремонта строительных машин, что в свою очередь требует постановки оборотных агрегатов и узлов, а также увели­ чения поставки запасных частей. Кроме того, в составе ремонт­ ных заводов нужно организовать специализированные цехи для восстановления изношенных деталей, что сократит потребность в запасных частях, поставляемых промышленностью.

Коренное улучшение ремонта строительной техники требует проведения междуведомственной специализации заводов и осу­ ществления единой технической политики в совершенствовании технологии и организации ремонта машин. Для этого было бы полезно централизовать управление и планирование загрузки ремонтных предприятий.

Учитывая имеющиеся производственные связи между строи­ тельными организациями и заводами, значительный удельный вес в программах заводов неремонтной продукции, а также недо­ статок мощностей по ремонту в строительстве, работу по изме­ нению организационной структуры управления ремонтной базы можно провести в несколько этапов.

Основные ремонтные заводы целесообразно сосредоточить в ремонтных трестах (или управлениях) строительных министерств и ведомств, что позволит осуществить специализацию и будет способствовать развитию междуведомственной кооперации.

В последующие годы в связи с ростом объема капитального ремонта строительных машин и мощностей ремонтных предприя­ тий необходима дальнейшая централизация управления и плани­ рования загрузки ремонтной базы строительства. Это позволит улучшить использование производственных мощностей и повы­ сить эффективность и технический уровень ремонта строитель­ ной техники. В этом отношении представляет несомненный интерес опыт Главмосстроя, создавшего комплексное производ­ ственное объединение по ремонту строительных машин — «Мосремстроймаш», в состав которого вошли несколько специализи­ рованных ремонтных заводов.

Для улучшения условий эксплуатации и технического обслу­ живания строительных машин трестов и управлений механиза­ ции в каждом управлении и участке необходимо создавать

2J3