Файл: Этмекджиян А.А. Технический прогресс и повышение эффективности капитального строительства.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 118
Скачиваний: 0
тали и узлы технологических трубопроводов, электротехнические и санитарно-технические конструкции и изделия, заготовки для монтажа средств автоматизации и контроля. Своей продукцией эти предприятия обеспечивают монтаж всех видов технологиче ского и подъемно-транспортного оборудования, технологических трубопроводов, электротехнических и внутренних санитарно-тех- нических устройств и других монтажных работ.
В настоящее время доля этих монтажных работ составляет около 20% общего объема подрядных строительно-монтажных работ. В дальнейшем он будет возрастать в связи с улучшением структуры капитальных вложений (повышением доли активных производственных фондов) благодаря увеличению в их общем объеме доли реконструкции предприятий (с установкой нового оборудования в существующих зданиях), применению более про изводительного технологического оборудования, развитию откры тых технологических установок, широкой автоматизации произ водственных процессов, росту электрификации городов, сел и транспорта, оснащению объектов жплнщно-гражданского строи тельства более сложным инженерным оборудованием.
Наряду с выполнением больших объемов работ монтажными организациями в ближайшее десятилетие будет освоен монтаж новых сложных видов оборудования, конструкций и устройств с высокими технологическими параметрами, крупными единичны ми мощностями и автоматизированным управлением. Будет зна чительно сокращена продолжительность производства всех видов монтажных работ и снижена их себестоимость.
Эти задачи могут быть решены путем дальнейшего совершен ствования монтажных работ (имеется в виду значительное по вышение уровня их индустриализации), в связи с чем развитие предприятий монтажных организаций является одним из наибо лее эффективных мероприятий.
В настоящее время централизованно в виде конструкций и изделий изготовляется только 42% поступающих в монтаж мате риальных ресурсов, в том числе 35% на заводах и базах строи тельной индустрии и 7% на предприятиях других отраслей про мышленности. Из остальных 58% около 20—25% изделий посту пает непосредственно в монтаж в виде материалов, а 33—38% изготовляется на стройках в процессе монтажа или в мелких ку старных мастерских.
Доля материальных ресурсов в стоимости монтажных работ составляет в среднем 55—75%. в том числе по механомонтажу — 53%, электромонтажу—58%, монтажу внутренней санитарной техники—63% и монтажу средств автоматизации—40%. В свя зи с ростом производительности труда и снижением удельного веса заработной платы и накладных расходов в сметной стои мости работ доля материальных затрат в дальнейшем будет по вышаться примерно на 0,5% в год.
При определении возможного роста уровня индустриального
220
Изготовления конструкций и изделий в десятилетие 1971—1980 гг. следует иметь в виду, что из общего объема материальных ресур сов около 20—25% составляют материалы, поступающие непо средственно в монтаж и не требующие укрупнителы-юй сборки и переработки. В связи с этим максимально возможный уровень индустриального изготовления конструкций и изделий составля ет около 75—80% всех материальных ресурсов.
Ведущим направлением в индустриализации монтажных ра бот наряду с развитием предприятий монтажных организаций явится значительное повышение удельного веса конструкций и изделий, изготовляемых предприятиями других отраслей про мышленности и поставляемых в монтаж в виде готовых узлов и агрегатов.
Для обеспечения возрастающих объемов индустриального изготовления конструкций и изделий на предприятиях строитель ной индустрии необходимо значительно развить мощности пред приятий монтажных организаций.
Примерный рост ввода в действие мощностей по группам предприятий монтажных организаций исходя из растущей пот ребности строительства в 1975 г. составит (в%) :
Предприятия |
технологических |
металлоконструкций, трубо |
|
||
проводных деталей, узлов и заготовок |
|
50 |
|||
Предприятия |
электромонтажных |
конструкций |
и заготовок |
35 |
|
Предприятия |
санитарно-технических |
изделий |
и заготовок |
32 |
|
Предприятия |
вентиляционных заготовок |
|
40 |
||
Предприятия |
заготовок для монтажа |
средств |
автоматизации |
|
|
и контроля |
|
|
|
10 |
|
Рост объема производства будет обеспечен в первую очередь за счет полного использования производственных резервов, мак симальной типизации и нормализации конструкций и изделий для организации серийного производства, а также специализации предприятий по выпуску ограниченной (унифицированной) но менклатуры изделий с автоматизацией основных производствен ных процессов и созданием поточного производства. Многое мо жет дать централизованное планирование и материальное обе спечение производственной деятельности предприятий.
Что касается нового строительства, то наилучшей формой представляется сооружение крупных межрайонных заводов, из готовляющих типовые и транспортабельные конструкции. Строи тельство объединенных баз следует ограничить новыми районами сосредоточенного строительства для изготовления нетиповых и негабаритных изделий, а строительство небольших индивидуаль ных баз может допускаться только в исключительных случаях при недостатке мощности для одного из видов монтажных работ.
Экономически выгодно строительство предприятий более крупных мощностей по сравнению с предусмотренными в дейст вующих типовых проектах в связи со значительным возрастанием концентрации объемов подрядных работ, выполнением в широ-
221
кпх масштабах работ по типизации и нормализации изготовляе мых предприятиями конструкций и изделий.
Капитальные вложения в первую очередь следует направлять на реконструкцию и расширение действующих предприятий, дальнейшее расширение введенных в последние годы и строя щихся в настоящее время типовых предприятий, проектами кото рых предусмотрена возможность удвоения их мощности. При этом имеется в виду преимущественное развитие заводов техно логических металлоконструкций и трубопроводных узлов и заво дов заготовок для монтажа средств автоматизации, а также сооружение районных баз для обеспечения сельского и водохо зяйственного строительства электромонтажными, санитарио-тех- нпческими изделиями и заготовками.
Расчеты показывают, что развитие индустриального изготов ления поступающих в монтаж конструкций и изделий повысит производительность труда на монтажных работах на 10—15%, сократит потребность в рабочих для изготовления конструкций и изделий на стройках и значительно снизит расходы по изготов
лению и монтажу, обеспечит сокращение времени на их |
монтаж |
и наладку и ускорит ввод в действие основных фондов. |
|
Асфальтобетонные заводы. В связи со значительным |
разви |
тием дорожного строительства и производством для этих целей асфальтобетона необходимо широкое внедрение высокомеханизи рованных и автоматизированных инвентарных сборно-разборных заводов и установок, а для обеспечения асфальтобетоном город ских и промышленных строек — развитие сети автоматизирован ных стационарных заводов. Эти заводы, как правило, находятся в системе организаций, выполняющих дорожные и иные специ альные работы. В Москве, например, предприятия по производ ству асфальтобетона сосредоточены в специализированном Главном управлении Мосгорисполкома — Главмосинжстрое.
Существующие предприятия не отвечают современным требо ваниям. Поэтому важно организовать проектирование и ком плексное промышленное производство новых заводов и установок производительностью 12, 25, 50 и 100 т/ч. Также необходимо обеспечить проектирование и производство оборудования для приготовления материалов дорожных покрытий, способного ра ботать при удлиненном строительном сезоне (включая отрица тельные температуры), установок для подогрева минерального порошка, оборудования для замены парового обогрева битума высококипящими теплоносителями и др.
Требуется создать оборудование для новых прогрессивных технологических схем приготовления материалов для дорожных покрытий (покрытия из литого асфальта, холодных смесей, по лимерные, гуммированные покрытия и др.).
Ремонтные заводы и базы эксплуатации строительных машин и транспортных средств. Для обеспечения постоянной высокой технической готовности парка строительных и дорожных машин
222
и автотранспортных средств, значительного повышения качества, резкого снижения трудоемкости и стоимости ремонта машин и механизмов требуется расширить сеть специализированных ре монтных заводов и баз эксплуатации, находящихся в ведении строительно-монтажных организаций.
Мощность заводов по капитальному ремонту машин обеспе чивает потребности строительства лишь на 65—70%.
Для того чтобы в ближайшие годы полностью удовлетворить потребности строительных организаций в указанных мощностях, необходимо построить новые заводы и обеспечить интенсифика цию производства и улучшение использования действующих за водов. Лучший метод для этого — широкое внедрение агрегатноузлового ремонта строительных машин, что в свою очередь требует постановки оборотных агрегатов и узлов, а также увели чения поставки запасных частей. Кроме того, в составе ремонт ных заводов нужно организовать специализированные цехи для восстановления изношенных деталей, что сократит потребность в запасных частях, поставляемых промышленностью.
Коренное улучшение ремонта строительной техники требует проведения междуведомственной специализации заводов и осу ществления единой технической политики в совершенствовании технологии и организации ремонта машин. Для этого было бы полезно централизовать управление и планирование загрузки ремонтных предприятий.
Учитывая имеющиеся производственные связи между строи тельными организациями и заводами, значительный удельный вес в программах заводов неремонтной продукции, а также недо статок мощностей по ремонту в строительстве, работу по изме нению организационной структуры управления ремонтной базы можно провести в несколько этапов.
Основные ремонтные заводы целесообразно сосредоточить в ремонтных трестах (или управлениях) строительных министерств и ведомств, что позволит осуществить специализацию и будет способствовать развитию междуведомственной кооперации.
В последующие годы в связи с ростом объема капитального ремонта строительных машин и мощностей ремонтных предприя тий необходима дальнейшая централизация управления и плани рования загрузки ремонтной базы строительства. Это позволит улучшить использование производственных мощностей и повы сить эффективность и технический уровень ремонта строитель ной техники. В этом отношении представляет несомненный интерес опыт Главмосстроя, создавшего комплексное производ ственное объединение по ремонту строительных машин — «Мосремстроймаш», в состав которого вошли несколько специализи рованных ремонтных заводов.
Для улучшения условий эксплуатации и технического обслу живания строительных машин трестов и управлений механиза ции в каждом управлении и участке необходимо создавать
2J3