Файл: Этмекджиян А.А. Технический прогресс и повышение эффективности капитального строительства.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 99
Скачиваний: 0
контактной аппаратурой, счетно-решающими и вычислительными устройствами, включая парное и групповое управление; освоить прогрессивную технологию изготовления лифтов, способствую щую улучшению их качества и значительному снижению стои мости; создать более совершенные и экономичные пассажирские подъемники непрерывного действия (патерностеры).
Лифты должны поставляться комплектно со всем вспомога тельным оборудованием и аппаратурой, укрупненными узлами, прошедшими на заводах испытание и регулировку.
Для нормальной эксплуатации зданий и сооружений имеет существенное значение увеличение продолжительности службы технического оборудования, снижение эксплуатационных затрат, повышение производительности труда и качества продукции.
Для нормальных условий эксплуатации зданий и сооружений необходимо обеспечить удобное обслуживание таких элементов зданий, как окна, двери, ворота, фонарные надстройки и устрой ства верхнего света, полы, стены, потолки, кровли, светильники, установки по отоплению, вентиляции, кондиционированию воз духа и пр. Между тем до сих пор отсутствуют апробированные конструкции этого оборудования и промышленностью не выпу скаются в серийном порядке такие устройства и установки, ко торые обеспечили бы механизацию и автоматизацию открывания и закрывания тяжелых ворот и дверей, оконных и фонарных пе реплетов, чистку остекления, поддержание в чистоте помещений, уборку снега и льда с кровель и другие работы.
Целесообразно изготовлять и поставлять стройкам оконные и фонарные металлические переплеты комплектно с приборами ручного и механического открывания и закрывания. Необходимо также разработать и освоить промышленное производство меха низмов механического открывания тяжелых ворот и дверей.
Следует сконструировать оборудование для механизации экс плуатационного обслуживания зданий и сооружений, в частности снегоуборочных крышевых машин, машин для уборки полов, стен и потолков, передвижных раздвижных вышек для чистки светильников и замены ламп, приспособлений и механизмов для чистки и остекления окон и фонарей, а также алюминиевых пе реплетов и витражей.
Гл а ва VII. УЛУЧШЕНИЕ ПЛАНИРОВАНИЯ
ИЭКОНОМИЧЕСКОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА
Строительство как отрасль народного хозяйства представляет собой сложную систему с многочисленными межотраслевыми и внутриотраслевыми связями. В инвестиционном процессе участ вуют научно-исследовательские и проектно-конструкторские- ор ганизации, государственные органы планирования, финансирова ния и снабжения, подрядные строительно-монтажные организа ции, предприятия — поставщики материалов и оборудования, транспортные предприятия. Объемы строительных работ непре рывно возрастают. В текущем пятилетии, т. е. в 1971—1975 гг., объем подрядных работ составит 274 млрд. руб., или на 43,2% больше, чем было выполнено за 1966—1970 гг. Технология и ор ганизация строительства, все более усложняясь, требуют четкого взаимодействия всех элементов этой системы. Возникает необ ходимость коренного совершенствования методов научного уп равления, чтобы полностью реализовать экономический потен циал социалистического способа производства. Для этого необ ходимо привести в соответствие формы и методы планирования капитального строительства и экономического стимулирования строительного производства с уровнем строительной техники, с потребностями быстро развивающейся экономики нашей страны. Между тем в планировании и строительстве есть еще серьезные недостатки. Главные из них — нарушение пропорций и несбалан сированность планов строительства, что проявляется, во-первых, в отсутствии необходимой увязки между планируемыми объе мами строительно-монтажных работ и развитием мощностей строительных организаций, а также между объемами работ и планом ввода в действие объектов и производственных мощно стей, во-вторых, в несогласованности между планируемыми объ емами строительно-монтажных работ и планами поставок мате риально-технических ресурсов, в-третьих, в отсутствии увязки планов нового строительства с планами окончания строительства и ввода в действие объектов и производственных мощностей, на ходящихся в процессе строительства.
Несоблюдение одного из основных принципов научного управ ления— сбалансированности планов — приводит к распылению ресурсов по многочисленным объектам, удлинению сроков строи тельства и задержке ввода объектов в действие.
268
В течение ряда лет несколько сдерживаются темпы роста эффективности строительства, что является в значительной мере следствием вовлечения в сферу производства все новых и новых объектов и образования больших объемов незавершенного строи тельства. На протяжении последних пяти лет объем незавершен ного строительства устойчиво сохраняется на высоком уровне и составляет до 75% к годовому объему капитальных вложений при среднем нормативном уровне по строительству в целом около 60%.
Нередки еще случаи, когда в планы капитального строитель ства включаются объекты без должного технико-экономического обоснования, при отсутствии необходимой проектной докумен тации. В ряде случаев местные органы вместо строгого контроля за выполнением народнохозяйственных планов по вводу в дейст вие мощностей допускали отвлечение сил и ресурсов на строи тельство второстепенных объектов, зачастую не предусмотрен ных планом и не обеспеченных материальными и денежными ресурсами.
Все еще велики недостатки и при подготовке проектной доку ментации. Частые переделки проектов в ходе строительства приводят к бросовым затратам, удлинению сроков строитель ства, нарушению нормальной технологии строительного произ водства и к систематическому превышению сметной стоимости вводимых в действие производственных мощностей.
Во многих случаях проектные организации допускают неточ ное определение сметной стоимости объектов, а утверждающие инстанции и экспертиза не выявляют подлинных размеров тре буемых капитальных вложений. Это относится, например, к Нурекской и Киевской гидростанциям, многим стройкам химиче ской, металлургической, нефтеперерабатывающей промышленно сти, а также к объектам гражданского строительства, например гостинице «Россия» в Москве и др. Существенные отклонения в первоначально определенные сметные стоимости допущены на строительстве таких крупнейших комплексов, как строительство автомобильных заводов в гг. Тольятти и Набережные Челны, Мо сковского завода им. Ленинского комсомола и др.
Зачастую после ввода в действие построенных предприятий длительное время не достигаются проектные показатели мощно стей, себестоимости продукции, производительности труда.
Выборочная проверка органами Государственной экспертизы соблюдения утвержденных правительством проектных показате лей по ряду предприятий химической промышленности выявила факты значительного превышения численности работающих.
Так, например, на Днепропетровском шинном заводе числен ность работающих фактически превышала в полтора раза чис ленность, утвержденную проектом.
Аналогичное положение отмечается и на Волжском химиче ском комбинате, где фактическая численность работающих по
269
производству синтетического каучука превышала проектную на 47% и в шинном производстве — на 26%. Значительно превыше на проектная численность работающих и на ряде промышленных
предприятий Москвы, в частности на ряде заводов |
станкоинстру- |
|||||||
ментальной промышленности, |
заводе им. Ленинского |
комсомола |
||||||
и др. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Превышение |
численности |
работающих в сравнении с про |
|||||
ектом приводит |
не только к |
снижению |
производительности, но |
|||||
и |
отражается |
на |
бытовых |
условиях, |
поскольку |
фактическая |
||
нагрузка превышает проектную, |
в результате чего, |
например, |
||||||
в |
химической и |
нефтехимической |
промышленности |
обеспечен |
ность работающих бытовыми помещениями не отвечает норма тивам. Поэтому учет в планах в полном комплексе всех основ ных технико-экономических показателей, вытекающих из утвер жденного проекта, и экономическое стимулирование их быстрей шего освоения являются важной задачей, непосредственно свя занной с повышением эффективности капитальных вложений и общественного производства в целом.
Некоторые министерства и ведомства, а также планирующие органы ежегодно включают в планы строительства все новые и новые объекты, невзирая на перегрузку подрядных организа ций. Этому в значительной степени способствует применение по казателя объема строительно-монтажных работ в качестве одного из основных при планировании и оценке деятельности подрядных организаций.
При оценке деятельности строительной организации по вало вой продукции создается внешнее благополучие в выполнении плана по объему работ, по производительности труда, по выра ботке в денежном выражении, а также благоприятные возможно сти для получения средств на заработную плату, которые выда ются в зависимости от объема выполненных работ по сметной стоимости. В результате этого нарушается нормальная техноло гия производства работ, происходит распыление ресурсов.
Планирование по «валу» не стимулирует концентрации ресур сов на пусковых объектах, сокращение числа одновременно строящихся объектов, снижение объемов незавершенного строи тельства. Поскольку применение дорогостоящих материалов и конструкций способствует увеличению объема работ и выработке в стоимостном выражении, то строительные организации в ряде случаев не имеют стимулов для снижения издержек производ ства, применения более дешевых материалов и конструкций, со кращения расстояний их перевозки.
В связи с этим были случаи, когда планирование по объему работ в сметной стоимости сдерживало внедрение новых техни ческих решений, направленных на снижение стоимости строи тельства.
Эти недостатки наряду с неупорядоченностью системы эконо мического стимулирования, отсутствием необходимых прав у ру-
270
ководителей строительных организаций и линейного персонала препятствуют установлению подлинного хозяйственного расчета
вдеятельности строительных организаций.
Вкачестве главного показателя при планировании и оценке деятельности строительно-монтажных организаций установлен ввод в действие объектов и производственных мощностей. Од нако иа практике до сих пор значительное место в планирова нии и оценке деятельности этих организаций продолжает зани мать показатель «валового» объема строительно-монтажных ра бот по их сметной стоимости.
Впрямой зависимости от объема работ определяется показа тель производительности труда (выработки). В меру выполне ния плана по объему работ производится выдача банком средств на заработную плату. Это приводит к тому, что строители во многих случаях экономически заинтересованы выполнять в пер вую очередь «дорогостоящие» материалоемкие работы с боль шим удельным весом стоимости материалов (монтаж строитель ных конструкций, каменные, железобетонные работы и др.) и менее заинтересованы в выполнении трудоемких работ, напри мер отделочных, которые непосредственно связаны с вводом в
действие объектов.
Действовавшая ранее система экономического стимулирова ния строительных организаций и материального поощрения кол лективов и работников не всегда ориентировала на достижение главных результатов — ввод в действие, прибыль, качество. По этим причинам многие строительно-монтажные организации си стематически не выполняют плановых заданий по вводу в дейст вие производственных мощностей, сдают построенные объекты в эксплуатацию с многочисленными недоделками, при невысоком качестве строительных и монтажных работ.
Поэтому всемерное совершенствование механизмов управле ния, планирования и экономического стимулирования является активно действующим фактором роста эффективности строитель ного производства и экономической эффективности капитальных вложений.
1. НОВАЯ СИСТЕМА ПЛАНИРОВАНИЯ КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА
Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР в со ответствии с решениями сентябрьского (1965 г.) Пленума ЦК КПСС разработали мероприятия по устранению ранее перечис ленных серьезных недостатков и приняли постановление от 28 мая 1969 г. «О совершенствовании планирования капиталь ного строительства и об усилении экономического стимулирова ния строительного производства».
Эти решения направлены на повышение эффективности обще ственного производства и должны привести систему планового
271