Файл: Этмекджиян А.А. Технический прогресс и повышение эффективности капитального строительства.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 93
Скачиваний: 0
ники, механизации и автоматизации, а также капитального ре монта и модернизации средств труда.
Эти средства могут использоваться также на подготовку про изводства, совершенствование технологии, внедрение научной организации труда. Из этого же фонда выплачиваются проценты и погашаются ссуды банка, выданные на внедрение новой тех ники, и другие мероприятия по развитию производства.
Источниками формирования фонда развития производства яв ляются, во-первых, отчисления от прибыли, во-вторых, сохраняе мая в распоряжении строительной организации часть амортиза ционных отчислений, предназначенных для полного восстановле ния, и выручка от реализации выбывшего и излишнего имуще ства, которое числилось в составе основных фондов.
Норматив амортизационных отчислений, сохраняемых в рас поряжении строительно-монтажных организаций, целесообразно установить несколько выше, чем в промышленности, поскольку в строительстве структура фондов иная.
Фонд материального поощрения предусматривается исполь зовать:
на премирование рабочих и всех других категорий работников по установленным премиальным системам;
для единовременного поощрения отличившихся работников за выполнение особо важных производственных заданий;
на выплату дополнительных вознаграждений работникам за общие годовые результаты работы строительно-монтажной орга низации;
на оказание единовременной материальной помощи работни кам.
Фонд социально-культурных мероприятий и жилищного стро ительства предназначается для улучшения культурно-бытового обслуживания, а также для строительства, расширения и капи тального ремонта жилых домов и культурно-бытовых учрежде ний, улучшения жилищных условий работников строительно-мон тажных организаций.
Фонд материального поощрения будет формироваться за счет отчислений от прибыли, а также за счет средств, получаемых от заказчиков для премирования работников за ввод в действие производственных мощностей и объектов строительства. Фонд социально-культурных мероприятий и жилищного строительства создается за счет прибыли. Кроме того, в фонд материального поощрения включаются суммы премий, выплачиваемых рабочим по фонду заработной платы: по сдельно-премиальной и повре менно-премиальной системам оплаты труда и др.
Вместо принятой в промышленности сложной системы обра зования фондов экономического стимулирования в строительстве предусмотрено образование этих фондов путем прямого отчисле ния средств по установленным нормативам от всей массы полу ченной прибыли по мере сдачи готовых объектов или этапов ра-
19 |
Заказ 2195 |
277 |
бот; эти нормативы должны быть стабильными в течение ряда лет.
При сдаче заказчикам работ по этапам в установленные сроки разрешается расходовать на поощрение работников строительномонтажных организаций ежеквартально не более 70% средств, поступающих в фонд материального поощрения за счет отчисле ний от прибыли. Остальная часть этих отчислений может быть использована после ввода в действие объекта в целом.
Премии, начисленные работникам аппарата строительно-мон тажных организаций, в части, образованной за счет отчисления от прибыли при относительном перерасходе фонда заработной платы, уменьшаются, а при возмещении допущенного перерас хода за период до 6 месяцев частично или полностью восстанав ливаются.
В целях повышения заинтересованности строительно-монтаж ных организаций в улучшении использования производственных
фондов вводится плата за основные фонды и оборотные |
средства |
за счет прибыли. |
|
Вопрос об установлении платы за использование |
основных |
фондов и оборотных средств теоретически и практически один из наиболее сложных в программе экономических преобразований, намечаемых и экспериментируемых в строительном производ стве.
Плата за фонды представляет собой, с одной стороны, новую форму отношений по перераспределению прибавочного продукта между государством и предприятием, а с другой — экономиче ский стимул улучшения использования фондов.
Сложность этого вопроса определяется своеобразным соста вом производственных фондов строительного производства, а также неравномерным их распределением между строительными предприятиями.
Размер оборотных средств в строительстве, если исчислять его по принятой системе бухгалтерского учета, относительно неве лик, поскольку он не включает стоимость незавершенного строи тельного производства (строительно-монтажные работы по не сданным в эксплуатацию объектам).
При системе расчетов по единичным расценкам эти работы в подавляющей своей части оплачиваются заказчиками и лишь в небольших суммах отражаются на балансе подрядных организа ций. Между тем по своей экономической сущности они, бесспор но, относятся к категории оборотных средств строительства как отрасли народного хозяйства. По мере развития расчетов за за конченные объекты эти суммы будут постепенно переходить на баланс подрядных организаций.
Таким образом, общая величина средств, находящихся в ма териальном обороте строительного производства, увеличится в конечном счете и значительно превысит стоимость основных про изводственных фондов.
W
Если использование основных фондов экономически стиму лировалось амортизационными отчислениями, то ускорение обо рачиваемости оборотных средств ничем не стимулировалось. Бо лее того, сложившаяся практика нередко приводила к увеличе нию оборотных средств, поскольку рост выполненных, хотя и не сданных в эксплуатацию, объемов работ означал выполнение плана, право на фонд заработной платы, рост «производительно сти труда».
Отсюда вытекает, что экономический потенциал повышения эффективности строительного производства определяется не только возможностями улучшения использования основных фон дов, но в большей мере улучшением использования оборотных средств за счет уменьшения сверхнормативного объема незавер шенного строительства.
Уровень оснащенности строительных предприятий основными фондами характеризуется технологически обоснованными рез кими колебаниями по отраслям и видам строительства, типам специализированных подрядных организаций.
Если в промышленности жесткая технология производства сближает по крайней мере физическое содержание основных фондов однотипных предприятий, то в строительстве многовари антные возможности последовательности и совмещения различ ных видов работ приводят к существенным различиям фондооснащенности.
Например, фондооснащенность в общестроительных трестах Главцентростроя составила от 5 до 17 коп. на 1 рубль выполнен ных строительно-монтажных работ, а в управлениях механиза ции— 75 коп.; в общестроительных и специализированных тре стах управления жилищного строительства № 1 Главмосстроя — от 1 до 4,7 коп., а в тресте Мосстроймеханизация— 1 р. 63 к.; в трестах Главалмаатастрой — 5,3—6 коп., а в тресте Алмаатастроймеханизация — 9 р. 18 к. *
Оборотные средства строительной индустрии также распре делены между отдельными организациями крайне неравномерно. Их величина зависит от материалоемкости различных видов ра бот и продолжительности производственного цикла. Если в мон тажных и специализированных строительных организациях доля материалов в стоимости выполняемых работ относительно неве лика, а производственный цикл непродолжителен, то у генераль ных подрядчиков, выполняющих общестроительные работы, раз мер оборотных средств нередко превышает 100% годовой строи тельной продукции.
Источником платы за фонды служит прибыль (чистый доход) строительных предприятий. За счет прибыли также формируются фонды экономического стимулирования, оплачивается кредит на
* У с п е н с к и й |
В. Как определять рентабельность строительного произ |
водства. «Экономика |
строительства», 1966, № 11. |
279
капитальные вложения, пополняются оборотные средства, произ водятся другие платежи.
Норма прибыли, включенная в цены на строительную продук цию, была недостаточна для этих целей, поскольку она состав ляла всего 2,44% сметной стоимости строительно-монтажных работ. В настоящее время она повышена до 5,66%.
Однако задача предприятий и их коллективов заключается не только в том, чтобы получить в составе цены нормативную при быль. В условиях новой экономической системы создаются все условия для получения более высокой прибыли, которая затем направляется в одной части на государственные нужды в инте ресах расширенного воспроизводства и повышения материаль ного и культурного уровня населения, а в другой — служит непо средственным источником формирования фондов предприятия, расходуемых на экономическое стимулирование работников, кол лективов и на развитие производства.
При установлении платы за фонды в строительстве возни кает ряд практически важных методических вопросов, в том числе:
платить за фонды исходя из балансовой или остаточной их стоимости (за вычетом износа);
какие элементы фондов следует исключить из числа подлежа щих оплате;
платить за фонды по фактическому их наличию или по пас сиву баланса;
кто должен вносить плату за фонды, принадлежащие одному владельцу (тресту механизации), но используемые другими вла дельцами (общестроительными организациями);
в какой связи должна находиться плата за фонды с процент ными вставками за кредит.
В качестве базы для платы за фонды принята балансовая их стоимость, хотя некоторые экономисты и производственные ра ботники высказывались за то, чтобы платить исходя из остаточ ной стоимости. Однако это привело бы к серьезным трудностям в учете, особенно при расчетах за арендованные фонды, и к при менению различных баз при исчислении платы за фонды и амор тизационных отчислений. Кроме того, снижение платы за фонды по мере их износа не будет стимулировать обновление фондов и технический прогресс в строительных предприятиях.
Что касается изъятий из платы за фонды, то здесь целесооб разно освободить от платы следующие категории производст венных основных фондов:
созданные (приобретенные) за счет банка — до погашения ссуды, чтобы не платить дважды и за фонды, и за ссуду;
созданные за счет фонда развития производства — в течение двух лет после ввода их в действие, чтобы стимулировать исполь зование собственных средств предприятия вместо государствен ных капитальных вложений;
280