Файл: Этмекджиян А.А. Технический прогресс и повышение эффективности капитального строительства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 93

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ники, механизации и автоматизации, а также капитального ре­ монта и модернизации средств труда.

Эти средства могут использоваться также на подготовку про­ изводства, совершенствование технологии, внедрение научной организации труда. Из этого же фонда выплачиваются проценты и погашаются ссуды банка, выданные на внедрение новой тех­ ники, и другие мероприятия по развитию производства.

Источниками формирования фонда развития производства яв­ ляются, во-первых, отчисления от прибыли, во-вторых, сохраняе­ мая в распоряжении строительной организации часть амортиза­ ционных отчислений, предназначенных для полного восстановле­ ния, и выручка от реализации выбывшего и излишнего имуще­ ства, которое числилось в составе основных фондов.

Норматив амортизационных отчислений, сохраняемых в рас­ поряжении строительно-монтажных организаций, целесообразно установить несколько выше, чем в промышленности, поскольку в строительстве структура фондов иная.

Фонд материального поощрения предусматривается исполь­ зовать:

на премирование рабочих и всех других категорий работников по установленным премиальным системам;

для единовременного поощрения отличившихся работников за выполнение особо важных производственных заданий;

на выплату дополнительных вознаграждений работникам за общие годовые результаты работы строительно-монтажной орга­ низации;

на оказание единовременной материальной помощи работни­ кам.

Фонд социально-культурных мероприятий и жилищного стро­ ительства предназначается для улучшения культурно-бытового обслуживания, а также для строительства, расширения и капи­ тального ремонта жилых домов и культурно-бытовых учрежде­ ний, улучшения жилищных условий работников строительно-мон­ тажных организаций.

Фонд материального поощрения будет формироваться за счет отчислений от прибыли, а также за счет средств, получаемых от заказчиков для премирования работников за ввод в действие производственных мощностей и объектов строительства. Фонд социально-культурных мероприятий и жилищного строительства создается за счет прибыли. Кроме того, в фонд материального поощрения включаются суммы премий, выплачиваемых рабочим по фонду заработной платы: по сдельно-премиальной и повре­ менно-премиальной системам оплаты труда и др.

Вместо принятой в промышленности сложной системы обра­ зования фондов экономического стимулирования в строительстве предусмотрено образование этих фондов путем прямого отчисле­ ния средств по установленным нормативам от всей массы полу­ ченной прибыли по мере сдачи готовых объектов или этапов ра-

19

Заказ 2195

277


бот; эти нормативы должны быть стабильными в течение ряда лет.

При сдаче заказчикам работ по этапам в установленные сроки разрешается расходовать на поощрение работников строительномонтажных организаций ежеквартально не более 70% средств, поступающих в фонд материального поощрения за счет отчисле­ ний от прибыли. Остальная часть этих отчислений может быть использована после ввода в действие объекта в целом.

Премии, начисленные работникам аппарата строительно-мон­ тажных организаций, в части, образованной за счет отчисления от прибыли при относительном перерасходе фонда заработной платы, уменьшаются, а при возмещении допущенного перерас­ хода за период до 6 месяцев частично или полностью восстанав­ ливаются.

В целях повышения заинтересованности строительно-монтаж­ ных организаций в улучшении использования производственных

фондов вводится плата за основные фонды и оборотные

средства

за счет прибыли.

 

Вопрос об установлении платы за использование

основных

фондов и оборотных средств теоретически и практически один из наиболее сложных в программе экономических преобразований, намечаемых и экспериментируемых в строительном производ­ стве.

Плата за фонды представляет собой, с одной стороны, новую форму отношений по перераспределению прибавочного продукта между государством и предприятием, а с другой — экономиче­ ский стимул улучшения использования фондов.

Сложность этого вопроса определяется своеобразным соста­ вом производственных фондов строительного производства, а также неравномерным их распределением между строительными предприятиями.

Размер оборотных средств в строительстве, если исчислять его по принятой системе бухгалтерского учета, относительно неве­ лик, поскольку он не включает стоимость незавершенного строи­ тельного производства (строительно-монтажные работы по не сданным в эксплуатацию объектам).

При системе расчетов по единичным расценкам эти работы в подавляющей своей части оплачиваются заказчиками и лишь в небольших суммах отражаются на балансе подрядных организа­ ций. Между тем по своей экономической сущности они, бесспор­ но, относятся к категории оборотных средств строительства как отрасли народного хозяйства. По мере развития расчетов за за­ конченные объекты эти суммы будут постепенно переходить на баланс подрядных организаций.

Таким образом, общая величина средств, находящихся в ма­ териальном обороте строительного производства, увеличится в конечном счете и значительно превысит стоимость основных про­ изводственных фондов.

W


Если использование основных фондов экономически стиму­ лировалось амортизационными отчислениями, то ускорение обо­ рачиваемости оборотных средств ничем не стимулировалось. Бо­ лее того, сложившаяся практика нередко приводила к увеличе­ нию оборотных средств, поскольку рост выполненных, хотя и не сданных в эксплуатацию, объемов работ означал выполнение плана, право на фонд заработной платы, рост «производительно­ сти труда».

Отсюда вытекает, что экономический потенциал повышения эффективности строительного производства определяется не только возможностями улучшения использования основных фон­ дов, но в большей мере улучшением использования оборотных средств за счет уменьшения сверхнормативного объема незавер­ шенного строительства.

Уровень оснащенности строительных предприятий основными фондами характеризуется технологически обоснованными рез­ кими колебаниями по отраслям и видам строительства, типам специализированных подрядных организаций.

Если в промышленности жесткая технология производства сближает по крайней мере физическое содержание основных фондов однотипных предприятий, то в строительстве многовари­ антные возможности последовательности и совмещения различ­ ных видов работ приводят к существенным различиям фондооснащенности.

Например, фондооснащенность в общестроительных трестах Главцентростроя составила от 5 до 17 коп. на 1 рубль выполнен­ ных строительно-монтажных работ, а в управлениях механиза­ ции— 75 коп.; в общестроительных и специализированных тре­ стах управления жилищного строительства № 1 Главмосстроя — от 1 до 4,7 коп., а в тресте Мосстроймеханизация— 1 р. 63 к.; в трестах Главалмаатастрой — 5,3—6 коп., а в тресте Алмаатастроймеханизация — 9 р. 18 к. *

Оборотные средства строительной индустрии также распре­ делены между отдельными организациями крайне неравномерно. Их величина зависит от материалоемкости различных видов ра­ бот и продолжительности производственного цикла. Если в мон­ тажных и специализированных строительных организациях доля материалов в стоимости выполняемых работ относительно неве­ лика, а производственный цикл непродолжителен, то у генераль­ ных подрядчиков, выполняющих общестроительные работы, раз­ мер оборотных средств нередко превышает 100% годовой строи­ тельной продукции.

Источником платы за фонды служит прибыль (чистый доход) строительных предприятий. За счет прибыли также формируются фонды экономического стимулирования, оплачивается кредит на

* У с п е н с к и й

В. Как определять рентабельность строительного произ­

водства. «Экономика

строительства», 1966, № 11.

279


капитальные вложения, пополняются оборотные средства, произ­ водятся другие платежи.

Норма прибыли, включенная в цены на строительную продук­ цию, была недостаточна для этих целей, поскольку она состав­ ляла всего 2,44% сметной стоимости строительно-монтажных работ. В настоящее время она повышена до 5,66%.

Однако задача предприятий и их коллективов заключается не только в том, чтобы получить в составе цены нормативную при­ быль. В условиях новой экономической системы создаются все условия для получения более высокой прибыли, которая затем направляется в одной части на государственные нужды в инте­ ресах расширенного воспроизводства и повышения материаль­ ного и культурного уровня населения, а в другой — служит непо­ средственным источником формирования фондов предприятия, расходуемых на экономическое стимулирование работников, кол­ лективов и на развитие производства.

При установлении платы за фонды в строительстве возни­ кает ряд практически важных методических вопросов, в том числе:

платить за фонды исходя из балансовой или остаточной их стоимости (за вычетом износа);

какие элементы фондов следует исключить из числа подлежа­ щих оплате;

платить за фонды по фактическому их наличию или по пас­ сиву баланса;

кто должен вносить плату за фонды, принадлежащие одному владельцу (тресту механизации), но используемые другими вла­ дельцами (общестроительными организациями);

в какой связи должна находиться плата за фонды с процент­ ными вставками за кредит.

В качестве базы для платы за фонды принята балансовая их стоимость, хотя некоторые экономисты и производственные ра­ ботники высказывались за то, чтобы платить исходя из остаточ­ ной стоимости. Однако это привело бы к серьезным трудностям в учете, особенно при расчетах за арендованные фонды, и к при­ менению различных баз при исчислении платы за фонды и амор­ тизационных отчислений. Кроме того, снижение платы за фонды по мере их износа не будет стимулировать обновление фондов и технический прогресс в строительных предприятиях.

Что касается изъятий из платы за фонды, то здесь целесооб­ разно освободить от платы следующие категории производст­ венных основных фондов:

созданные (приобретенные) за счет банка — до погашения ссуды, чтобы не платить дважды и за фонды, и за ссуду;

созданные за счет фонда развития производства — в течение двух лет после ввода их в действие, чтобы стимулировать исполь­ зование собственных средств предприятия вместо государствен­ ных капитальных вложений;

280