Файл: Этмекджиян А.А. Технический прогресс и повышение эффективности капитального строительства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 97

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

руководства народным хозяйством в соответствие с новыми тре­ бованиями.

Впроцессе проведения мероприятий решаются проблемы ук­ репления и дальнейшего совершенствования централизованного государственного руководства народным хозяйством в сочетании

срасширением хозяйственной самостоятельности и развитием инициативы предприятий, внедрения экономических методов ру­ ководства и подлинного хозяйственного расчета, усиления эконо­ мического стимулирования, повышения научного уровня плани­ рования и ускорения темпов внедрения научно-технических до­ стижений во все отрасли народного хозяйства.

Врешениях XXIV съезда КПСС подчеркивается, что претво­ рение в жизнь новой системы планирования и экономического

стимулирования — одна из важнейших задач на

ближайшие

годы.

 

Новая экономическая система исходит из следующих основ­

ных принципов:

 

сочетание централизованного государственного

планирования

и регулирования с расширением прав и развитием хозяйствен­ ной инициативы строительных организаций, творческой инициа­ тивы коллективов и отдельных работников;

повышение уровня экономического обоснования планов и полная их сбалансированность по всем важнейшим показате­ лям;

обеспечение стабильности планов; разработка и утверждение перспективных планов строительных организаций как долголет­ ней основы всей их производственной деятельности;

повышение материальной заинтересованности работников не только в результатах их личного труда, но и в конечных резуль­ татах деятельности строительных организаций, т. е. в ускорении ввода в действие производственных мощностей и объектов, по­ вышении качества строительной продукции, увеличении при­ были;

взаимная материальная ответственность всех участников строительного процесса за выполнение плановых и договорных обязательств и развитие прямых хозяйственных связей между ними;

усиление роли прибыли в деятельности строительных орга­ низаций.

Резюмируя, таким образом, содержание новой системы пла­ нирования и экономического стимулирования в строительстве, можно сказать, что она означает усиление экономических мето­ дов управления хозяйством при смягчении чрезмерно жестких и ненужных в современной обстановке административных ограни­ чений; усиление планового начала, реализуемого на основе на­ учного государственного планирования и полного хозяйственного расчета на предприятиях; создание такого экономического кли­ мата, в котором материальные стимулы побуждают каждое звено

272


строительного производства и каждого отдельного работника действовать в интересах предприятия и государства.

Конкретное содержание новой экономической системы скла­ дывается из двух взаимосвязанных разделов.— первый из них охватывает мероприятия в области планирования капитального строительства, второй касается упорядочения строительного про­ изводства.

Важнейшими требованиями, вытекающими из программных документов нашей партии, являются:

значительное сокращение 'числа утверждаемых сверху пока­ зателей плана;

создание фондов экономического стимулирования в подряд­ ных организациях (фонд материального поощрения, фонд жи­ лищного строительства и социально-культурных мероприятий, фонд развития производства), главным образом, за счет при­ были;

установление платы за использование производственных ос­ новных фондов и оборотных средств;

расширение хозяйственной самостоятельности и прав подряд­ ных организаций в части применения систем оплаты труда, си­ стем премирования, установления прямых связей и укрепления договорных отношений с другими предприятиями;

переход к расчетам за законченные объекты и крупные этапы работ и связанное с этим расширение сферы кредитных опера­ ций.

Строительным организациям, на которые распространяется Положение о социалистическом государственном производствен­ ном предприятии, утверждаются сверху следующие плановые по­ казатели:

1. По строительному производству. Ввод в действие в уста­ новленном порядке производственных мощностей и объектов строительства в соответствии с утвержденным проектом и ти­ тульными списками строек.

Объемы строительных и монтажных работ по объектам или этапам, заканчиваемым в планируемом году и подлежащем сдаче заказчику по их сметной стоимости.

Кроме того, для определения потребности в материальных ре­ сурсах, фонде заработной платы и оборотных средствах строи­ тельно-монтажным организациям устанавливаются вышестоя­ щими организациями в качестве расчетных показателей общий и выполняемый собственными силами объемы подрядных работ. Общий объем работ распределяется по заказчикам.

2.По трудуобщий фонд заработной платы (годовой) я за­ дание по росту производительности труда.

3.По финансам прибыль, платежи в бюджет и ассигнова­ ния из бюджета.

4.По собственному капитальному строительствуввод в

действие производственных мощностей, объектов и основных

273


фондов за счет централизованных капитальных вложений; об­ щий объем централизованных капитальных вложений, в том чи­

сле объем строительно-монтажных работ.

 

5. По внедрению новой техники задания,

связанные с раз­

витием и

совершенствованием строительного

производства.

6. По

материально-техническому снабжению объем поста­

вок материалов, машин, механизмов и других

материально-тех­

нических ресурсов.

 

Все остальные показатели плана утверждению вышестоящи­ ми организациями не подлежат, разрабатываются самими строи­ тельно-монтажными организациями и используются плановыми органами как расчетные материалы для составления планов.

Важен вопрос о показателях, которые не подлежат утвержде­ нию вышестоящими организациями. Представляется, что мини­ мальный перечень этих показателей должен быть обязательным.

Эти показатели, хотя они разрабатываются и утверждаются самими строительными организациями, необходимы вышестоя­ щим организациям и плановым органам как информация для со­ ставления планов, для анализа деятельности организаций и для сопоставления их с фактическими результатами.

Важнейшей особенностью новой системы является установле­ ние показателя объема строительных и монтажных работ по за­ конченным объектам и этапам работ в денежном выражении. Одновременно меняется и содержание показателя прибыли. Если ранее прибыль определялась по выполненным объемам строи­ тельно-монтажных работ, то в новых условиях она будет опреде­ ляться в зависимости от реализуемых (сданных заказчику) за­ конченных объектов или этапов работ, поскольку из отчислений от прибыли и в зависимости от выполнения плана по прибыли формируется значительная часть фонда материального поощре­ ния, а также фонда жилищного строительства и социально-куль­ турных мероприятий.

Отчисления в фонды производятся по высшей норме при ус­ ловии выполнения плана. Это значит, что при невыполнении плана по прибыли норма отчислений снижается, а при перевы­ полнении плана норма снижается по отношению к сверхплановой прибыли. Поэтому для строительной организации в высшей сте­ пени важно подсчитать все источники получения прибыли, от­ разить их в плане и принять все меры для ее реализации.

Существует различие между общей прибылью, которая скла­ дывается из прибыли от сдачи работ и от прочей непроизводст­ венной деятельности, отражаемой на строительном балансе, и расчетной прибылью, определяемой путем вычета из общей при­ были платы за фонды и процентов за банковский кредит.

При этом выполнение плана оценивается путем сопоставле­ ния фактической прибыли по балансу с утвержденным в плане показателем общей прибыли. Нормативы отчислений в фонды экономического стимулирования определяются исходя из расчет-

274


ной прибыли. Смысл этого заключается в том, чтобы стимулиро­ вать наиболее экономичное использование основных фондов и оборотных средств и таким путем уменьшать сумму платежей за фонды, сохраняя на высоком уровне расчетную прибыль.

В строительных организациях Краснодарского края, Москов­ ской области и некоторых других при методическом руководстве НИИ экономики строительства Госстроя СССР в течение не­ скольких лет проводился экономический эксперимент по форми­ рованию прибыли по готовой (и частично готовой) строительной продукции. Этот метод заслужил положительную оценку со сто­ роны коллективов строительных организаций, а также вышестоя­ щих органов. Планирование и формирование прибыли по готовой продукции особенно эффективно в сочетании с расчетами за за­ конченные объекты и крупные этапы работ.

Прибыль эта складывается из экономии против сметной стои­ мости строительно-монтажных работ на объектах, сданных в эксплуатацию в планируемом (отчетном) году, иначе говоря, это разница между выручкой за сданные заказчику объекты и из­ держки производства по этим объектам за весь период строи­ тельства.

Если же экономия получена на переходящих объектах, то она не считается прибылью, пока продукция не сдана заказчику. Эта сумма планируется и учитывается отдельно как нереализованная прибыль (экономия) по незавершенной строительной продукции. Такой порядок стимулирует ускорение ввода объекта в действие, поскольку прибыль считается реализованной лишь после сдачи заказчику законченных объектов или (для частично готовой про­ дукции) крупных этапов работ.

Впромышленности к числу утверждаемых сверху показате­ лей, как известно, относится помимо прибыли также и рентабель­ ность, измеряемая отношением прибыли к стоимости производст­ венных основных фондов и нормируемых оборотных средств. Нужен ли такой показатель в строительных предприятиях?

Встроительстве за последние годы по мере углубления спе­ циализации происходит своеобразный процесс концентрации про­ изводственных основных фондов в трестах механизации и в не­ которых монтажных организациях, тогда как многие обще­ строительные организации и некоторые специализированные субподрядные организации работают почти без собственных ос­ новных фондов. Поэтому определение рентабельности по основ­ ным фондам привело бы к резким различиям величины рента­ бельности отдельных организаций и несопоставимости при оценке их деятельности. Что же касается оборотных средств как базы для определения рентабельности, то здесь многое зависит от того, относить ли незавершенное строительное производство к катего­ рии оборотных средств, как это вытекает из экономической сущ­ ности вопроса, или следовать сложившейся практике и считать оплаченные заказчиками строительно-монтажные работы реали-

275


зованной продукцией. Так или иначе, но стоимость производст­ венных основных фондов и оборотных средств сегодня не может служить надежной базой для исчисления рентабельности строи­ тельных предприятий.

Практика ценообразования подсказывает решение этого во­ проса на основе исчисления рентабельности как отношения при­ были к сметной стоимости реализованной продукции. Такой по­ рядок и принят в переведенных на новую систему организациях Главмосстроя.

По управлениям механизации рентабельность определяется по аналогии с промышленными предприятиями как отношение всей суммы балансовой прибыли к среднегодовой стоимости про­ изводственных основных фондов и оборотных средств.

Вопросы, связанные с организацией производства и производ­ ственно-хозяйственной деятельности, решаются строительными и монтажными организациями самостоятельно. Это относится и к планированию таких важных показателей производственно-хо­ зяйственной деятельности, как численность работников, себе­ стоимость строительно-монтажных работ, квартальное распреде­ ление фондов заработной платы и ряд других.

Строительным и монтажным организациям предоставляется право устанавливать наиболее рациональную структуру управ­ ления строительным производством.

Впроцессе проведения экономической реформы в строитель­ стве значительно улучшена вся система организации экономиче­ ского стимулирования.

Всистеме мероприятий по усилению экономического стиму­ лирования строительного производства предусматривается созда­ ние трех фондов предприятия, аналогично тому, как это преду­ смотрено решениями сентябрьского (1965 г.) Пленума ЦК КПСС для промышленности и с учетом экономических особенностей строительства.

Фонд развития производства создается как один из экономи­ ческих инструментов расширения прав строительных предприя­ тий. Наличие его позволяет реализовать самостоятельность пред­ приятия и его инициативу в вопросах внедрения новой техники, расширения объема производства и повышения технического уровня.

Фонд социально-культурных мероприятий и жилищного стро­ ительства, а также фонд материального поощрения создают за­ интересованность коллектива и отдельных работников в увеличе­ нии прибыли и выполнении основных плановых показателей. Та­ ким образом, эти три фонда в совокупности объединяют интересы предприятия, коллектива и отдельных работников, стимулируют их деятельность, направленную к общей цели — повышению эф­ фективности строительного производства.

Средства фонда развития производства предназначаются для финансирования капитальных вложений на внедрение новой тех-

276