Файл: Этмекджиян А.А. Технический прогресс и повышение эффективности капитального строительства.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 97
Скачиваний: 0
руководства народным хозяйством в соответствие с новыми тре бованиями.
Впроцессе проведения мероприятий решаются проблемы ук репления и дальнейшего совершенствования централизованного государственного руководства народным хозяйством в сочетании
срасширением хозяйственной самостоятельности и развитием инициативы предприятий, внедрения экономических методов ру ководства и подлинного хозяйственного расчета, усиления эконо мического стимулирования, повышения научного уровня плани рования и ускорения темпов внедрения научно-технических до стижений во все отрасли народного хозяйства.
Врешениях XXIV съезда КПСС подчеркивается, что претво рение в жизнь новой системы планирования и экономического
стимулирования — одна из важнейших задач на |
ближайшие |
годы. |
|
Новая экономическая система исходит из следующих основ |
|
ных принципов: |
|
сочетание централизованного государственного |
планирования |
и регулирования с расширением прав и развитием хозяйствен ной инициативы строительных организаций, творческой инициа тивы коллективов и отдельных работников;
повышение уровня экономического обоснования планов и полная их сбалансированность по всем важнейшим показате лям;
обеспечение стабильности планов; разработка и утверждение перспективных планов строительных организаций как долголет ней основы всей их производственной деятельности;
повышение материальной заинтересованности работников не только в результатах их личного труда, но и в конечных резуль татах деятельности строительных организаций, т. е. в ускорении ввода в действие производственных мощностей и объектов, по вышении качества строительной продукции, увеличении при были;
взаимная материальная ответственность всех участников строительного процесса за выполнение плановых и договорных обязательств и развитие прямых хозяйственных связей между ними;
усиление роли прибыли в деятельности строительных орга низаций.
Резюмируя, таким образом, содержание новой системы пла нирования и экономического стимулирования в строительстве, можно сказать, что она означает усиление экономических мето дов управления хозяйством при смягчении чрезмерно жестких и ненужных в современной обстановке административных ограни чений; усиление планового начала, реализуемого на основе на учного государственного планирования и полного хозяйственного расчета на предприятиях; создание такого экономического кли мата, в котором материальные стимулы побуждают каждое звено
272
строительного производства и каждого отдельного работника действовать в интересах предприятия и государства.
Конкретное содержание новой экономической системы скла дывается из двух взаимосвязанных разделов.— первый из них охватывает мероприятия в области планирования капитального строительства, второй касается упорядочения строительного про изводства.
Важнейшими требованиями, вытекающими из программных документов нашей партии, являются:
значительное сокращение 'числа утверждаемых сверху пока зателей плана;
создание фондов экономического стимулирования в подряд ных организациях (фонд материального поощрения, фонд жи лищного строительства и социально-культурных мероприятий, фонд развития производства), главным образом, за счет при были;
установление платы за использование производственных ос новных фондов и оборотных средств;
расширение хозяйственной самостоятельности и прав подряд ных организаций в части применения систем оплаты труда, си стем премирования, установления прямых связей и укрепления договорных отношений с другими предприятиями;
переход к расчетам за законченные объекты и крупные этапы работ и связанное с этим расширение сферы кредитных опера ций.
Строительным организациям, на которые распространяется Положение о социалистическом государственном производствен ном предприятии, утверждаются сверху следующие плановые по казатели:
1. По строительному производству. Ввод в действие в уста новленном порядке производственных мощностей и объектов строительства в соответствии с утвержденным проектом и ти тульными списками строек.
Объемы строительных и монтажных работ по объектам или этапам, заканчиваемым в планируемом году и подлежащем сдаче заказчику по их сметной стоимости.
Кроме того, для определения потребности в материальных ре сурсах, фонде заработной платы и оборотных средствах строи тельно-монтажным организациям устанавливаются вышестоя щими организациями в качестве расчетных показателей общий и выполняемый собственными силами объемы подрядных работ. Общий объем работ распределяется по заказчикам.
2.По труду— общий фонд заработной платы (годовой) я за дание по росту производительности труда.
3.По финансам — прибыль, платежи в бюджет и ассигнова ния из бюджета.
4.По собственному капитальному строительству—ввод в
действие производственных мощностей, объектов и основных
273
фондов за счет централизованных капитальных вложений; об щий объем централизованных капитальных вложений, в том чи
сле объем строительно-монтажных работ. |
|
|
5. По внедрению новой техники — задания, |
связанные с раз |
|
витием и |
совершенствованием строительного |
производства. |
6. По |
материально-техническому снабжению — объем поста |
|
вок материалов, машин, механизмов и других |
материально-тех |
|
нических ресурсов. |
|
Все остальные показатели плана утверждению вышестоящи ми организациями не подлежат, разрабатываются самими строи тельно-монтажными организациями и используются плановыми органами как расчетные материалы для составления планов.
Важен вопрос о показателях, которые не подлежат утвержде нию вышестоящими организациями. Представляется, что мини мальный перечень этих показателей должен быть обязательным.
Эти показатели, хотя они разрабатываются и утверждаются самими строительными организациями, необходимы вышестоя щим организациям и плановым органам как информация для со ставления планов, для анализа деятельности организаций и для сопоставления их с фактическими результатами.
Важнейшей особенностью новой системы является установле ние показателя объема строительных и монтажных работ по за конченным объектам и этапам работ в денежном выражении. Одновременно меняется и содержание показателя прибыли. Если ранее прибыль определялась по выполненным объемам строи тельно-монтажных работ, то в новых условиях она будет опреде ляться в зависимости от реализуемых (сданных заказчику) за конченных объектов или этапов работ, поскольку из отчислений от прибыли и в зависимости от выполнения плана по прибыли формируется значительная часть фонда материального поощре ния, а также фонда жилищного строительства и социально-куль турных мероприятий.
Отчисления в фонды производятся по высшей норме при ус ловии выполнения плана. Это значит, что при невыполнении плана по прибыли норма отчислений снижается, а при перевы полнении плана норма снижается по отношению к сверхплановой прибыли. Поэтому для строительной организации в высшей сте пени важно подсчитать все источники получения прибыли, от разить их в плане и принять все меры для ее реализации.
Существует различие между общей прибылью, которая скла дывается из прибыли от сдачи работ и от прочей непроизводст венной деятельности, отражаемой на строительном балансе, и расчетной прибылью, определяемой путем вычета из общей при были платы за фонды и процентов за банковский кредит.
При этом выполнение плана оценивается путем сопоставле ния фактической прибыли по балансу с утвержденным в плане показателем общей прибыли. Нормативы отчислений в фонды экономического стимулирования определяются исходя из расчет-
274
ной прибыли. Смысл этого заключается в том, чтобы стимулиро вать наиболее экономичное использование основных фондов и оборотных средств и таким путем уменьшать сумму платежей за фонды, сохраняя на высоком уровне расчетную прибыль.
В строительных организациях Краснодарского края, Москов ской области и некоторых других при методическом руководстве НИИ экономики строительства Госстроя СССР в течение не скольких лет проводился экономический эксперимент по форми рованию прибыли по готовой (и частично готовой) строительной продукции. Этот метод заслужил положительную оценку со сто роны коллективов строительных организаций, а также вышестоя щих органов. Планирование и формирование прибыли по готовой продукции особенно эффективно в сочетании с расчетами за за конченные объекты и крупные этапы работ.
Прибыль эта складывается из экономии против сметной стои мости строительно-монтажных работ на объектах, сданных в эксплуатацию в планируемом (отчетном) году, иначе говоря, это разница между выручкой за сданные заказчику объекты и из держки производства по этим объектам за весь период строи тельства.
Если же экономия получена на переходящих объектах, то она не считается прибылью, пока продукция не сдана заказчику. Эта сумма планируется и учитывается отдельно как нереализованная прибыль (экономия) по незавершенной строительной продукции. Такой порядок стимулирует ускорение ввода объекта в действие, поскольку прибыль считается реализованной лишь после сдачи заказчику законченных объектов или (для частично готовой про дукции) крупных этапов работ.
Впромышленности к числу утверждаемых сверху показате лей, как известно, относится помимо прибыли также и рентабель ность, измеряемая отношением прибыли к стоимости производст венных основных фондов и нормируемых оборотных средств. Нужен ли такой показатель в строительных предприятиях?
Встроительстве за последние годы по мере углубления спе циализации происходит своеобразный процесс концентрации про изводственных основных фондов в трестах механизации и в не которых монтажных организациях, тогда как многие обще строительные организации и некоторые специализированные субподрядные организации работают почти без собственных ос новных фондов. Поэтому определение рентабельности по основ ным фондам привело бы к резким различиям величины рента бельности отдельных организаций и несопоставимости при оценке их деятельности. Что же касается оборотных средств как базы для определения рентабельности, то здесь многое зависит от того, относить ли незавершенное строительное производство к катего рии оборотных средств, как это вытекает из экономической сущ ности вопроса, или следовать сложившейся практике и считать оплаченные заказчиками строительно-монтажные работы реали-
275
зованной продукцией. Так или иначе, но стоимость производст венных основных фондов и оборотных средств сегодня не может служить надежной базой для исчисления рентабельности строи тельных предприятий.
Практика ценообразования подсказывает решение этого во проса на основе исчисления рентабельности как отношения при были к сметной стоимости реализованной продукции. Такой по рядок и принят в переведенных на новую систему организациях Главмосстроя.
По управлениям механизации рентабельность определяется по аналогии с промышленными предприятиями как отношение всей суммы балансовой прибыли к среднегодовой стоимости про изводственных основных фондов и оборотных средств.
Вопросы, связанные с организацией производства и производ ственно-хозяйственной деятельности, решаются строительными и монтажными организациями самостоятельно. Это относится и к планированию таких важных показателей производственно-хо зяйственной деятельности, как численность работников, себе стоимость строительно-монтажных работ, квартальное распреде ление фондов заработной платы и ряд других.
Строительным и монтажным организациям предоставляется право устанавливать наиболее рациональную структуру управ ления строительным производством.
Впроцессе проведения экономической реформы в строитель стве значительно улучшена вся система организации экономиче ского стимулирования.
Всистеме мероприятий по усилению экономического стиму лирования строительного производства предусматривается созда ние трех фондов предприятия, аналогично тому, как это преду смотрено решениями сентябрьского (1965 г.) Пленума ЦК КПСС для промышленности и с учетом экономических особенностей строительства.
Фонд развития производства создается как один из экономи ческих инструментов расширения прав строительных предприя тий. Наличие его позволяет реализовать самостоятельность пред приятия и его инициативу в вопросах внедрения новой техники, расширения объема производства и повышения технического уровня.
Фонд социально-культурных мероприятий и жилищного стро ительства, а также фонд материального поощрения создают за интересованность коллектива и отдельных работников в увеличе нии прибыли и выполнении основных плановых показателей. Та ким образом, эти три фонда в совокупности объединяют интересы предприятия, коллектива и отдельных работников, стимулируют их деятельность, направленную к общей цели — повышению эф фективности строительного производства.
Средства фонда развития производства предназначаются для финансирования капитальных вложений на внедрение новой тех-
276