Файл: Этмекджиян А.А. Технический прогресс и повышение эффективности капитального строительства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 95

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

предназначенные для охраны труда, повышения уровня тех­ ники безопасности, улучшения и оздоровления условий труда в строительных предприятиях;

законсервированные по решениям, принятым в установлен­ ном порядке.

Вопрос о том, платить ли за фонды исходя из их фак­ тического наличия или исходя из размера установленного фонда и суммы устойчивых пассивов, теоретически до конца не решен.

Например, в Болгарской Народной Республике стоимость производственных фондов, подлежащих обложению налогом, ис­ числяется по пассиву баланса предприятия за предшествующий месяц. В этом случае предприятие платит государству как бы за долгосрочный кредит, а уставный фонд может использовать по своему усмотрению и держать часть средств в банке, получая в свою очередь определенный процент, который должен быть мень­ ше платы за фонды. Однако, по мнению большинства экономи­ стов, более эффективной и наглядной формой стимулирования представляется плата за производственные фонды по их факти­ ческому наличию, отражаемому в активе баланса. Государство заинтересовано в снижении фактических остатков оборотных средств и ускорении их оборачиваемости. Состояние же статей баланса, хотя и отражает в известной мере экономические про­ цессы, не является решающим фактором при выборе методов стимулирования.

Вносить в бюджет плату за фонды должен их владелец. Этот тезис представляется бесспорным. Но в современных условиях специализации основные фонды нередко используются на нача­ лах аренды или оказания услуг. Не получится ли так, что за фонды будет платить тот, кто ими не пользуется? НИИ эконо­ мики строительства Госстроя СССР рекомендует доплату к пла­ ново-расчетным ценам за использование механизмов за счет вы­ чета из плановой прибыли строительных организаций, которые пользуются этими механизмами.

Поскольку прокредитованные фонды исключаются из числа подлежащих оплате, то, очевидно, плата за фонды не должна быть выше процентной ставки за кредит. В ином случае подряд­ ные организации могли бы вместо собственных оборотных средств широко пользоваться кредитом по пониженным ставкам, что не отвечает интересам государства. В этой связи заслужи­ вает внимания вопрос об установлении различных ставок платы за основные фонды и оборотные средства, причем за оборотные средства целесообразно установить пониженную плату по срав­ нению с основными фондами.

Следует отметить, что установление платы за фонды в даль­ нейшем потребует переоценки действующих фондов, которые числятся на балансе по восстановительной стоимости исходя из новых цен на строительную продукцию. Переоценка их, начатая

281


в 1972 г., охватит, разумеется, не

только строительство, но также

и фонды всех отраслей народного

хозяйства.

Что касается материального поощрения, то задача заклю­ чается в переходе от сложившихся систем премирования, кото­ рые недостаточно эффективны как по показателям премирова­ ния, так и по достигаемым на их основе результатам, к целена­ правленному стимулированию, которое обеспечит активную заинтересованность коллективов и отдельных работников в уско­ рении ввода в действие, увеличении прибыли, улучшении каче­ ства работ.

До введения новой системы работники практически не преми­ ровались ни за увеличение прибыли или перевыполнение зада­ ний по снижению себестоимости строительно-монтажных работ, ни за улучшение качества работ и строительной продукции, ни за ускорение ввода в действие, ни за улучшение использования ос­ новных фондов и ускорение оборачиваемости оборотных средств.

Таким образом, новая система премирования в строительстве исходит из следующих положений:

основными показателями премирования должны быть конеч­ ные наиболее важные результаты деятельности строительных предприятий — ввод в действие объектов в срок и досрочно, при­ быль, качество работ и качество строительной продукции, эффек­ тивность ее для потребителей, улучшение использования фондов;

основным источником премирования должен быть фонд мате­ риального поощрения;

системы и показатели планирования должны быть гибки, кон­ кретны и должны обеспечивать на различных участках работы достижение конечных результатов;

размер премий должен стимулировать создание и сохранение постоянных рабочих кадров строительных предприятий, способ­ ствовать борьбе с текучестью.

В указанном выше постановлении ЦК КПСС и Совета Ми­ нистров СССР от 28 мая 1969 г. предусмотрен ряд важных меро­ приятий в этой области.

Размер премий за ввод в действие производственных мощно­ стей и объектов строительства в срок повышен в среднем по на­ родному хозяйству до 2,2% сметной стоимости выполненных строительно-монтажных работ по введенным в действие объек­ там. Это значит, что сумма премий за ввод в действие увеличится примерно вдвое по сравнению с нынешним уровнем и достигнет в среднем 4—5% общего годового фонда заработной платы всех работников строительного производства. С учетом же того, что премируются не все без исключения работники, становится впол­ не реальной возможность получения месячного оклада (ставки) ежегодно.

Более того, при сокращении сроков ввода в действие против установленных не менее чем на 30% размер премии повышается на 50%, а при сокращении сроков на 10—20% премии повыша-

282


ются соответственно на 10—25%. Премии за ввод в действие дифференцированы по отраслям народного хозяйства и промыш­ ленности.

Заинтересованность рабочих в повышении качества работ бу­ дет стимулироваться увеличенным размером премиальных до­ плат в зависимости от качества при применении прогрессивносдельной и повременно-сдельной оплаты труда, а также при до­ плате бригадирам за руководство работой бригад.

Однако повышение качества строительной продукции — одна из центральных проблем эффективности строительного произ­ водства— этим далеко не исчерпывается. Качество, если тракто­ вать его в широком смысле слова, включает такие понятия, как надежность, долговечность, комфорт, эстетические свойства, точ­ ность исполнения. Высокое качество начинается с модели строи­ тельной продукции, т. е. с проекта. Для исполнения проекта требуются хорошие материалы, правильная технология, качест­ венные машины, приборы, инструмент и, главное,— квалифици­ рованные мастера, любители и знатоки своего дела, которыми исстари славилось строительство в нашей стране. К сожалению, за последние 15—20 лет уровень строительного мастерства за­ метно отстает от роста техники. Причины этого — уравнительная оплата труда строителей, независимо от качества работы, урав­ нительная оплата заказчиком выполненных строительно-монтаж­ ных работ, вытекающее отсюда стремление подрядных организа­ ций выполнить побольше работ, не всегда считаясь с их качест­ вом. Аналогичные тенденции наблюдаются и в промышленности строительных материалов, что проявляется на уровне отдельных предприятий в низкой заводской готовности изделий, а на уровне

отрасли в целом — в отставании

выпуска отделочных

материа­

лов, красок,изделий из пластмасс и др.

 

Новая экономическая система

в промышленности

и строи­

тельстве создает предпосылки для устранения перечисленных не­ достатков на основе укрепления прямых связей между постав­ щиками материалов и строительными организациями, примене­ ния скидок и надбавок к ценам в зависимости от качества (сортности) продукции промышленности и строительства, мате­ риального и морального стимулирования мастеров своего дела.

Перевод строительно-монтажных организаций на новую си­

стему

планирования и экономического стимулирования

начался

с 1970 г. К началу

1973 г. на новые методы хозяйствования пере­

ведено

свыше 560

строительных предприятий, которые

выпол­

няют свыше 20% всего объема строительно-монтажных работ в стране. В течение нынешнего пятилетия, в соответствии с Дирек­ тивами XXIV съезда КПСС по пятилетнему плану развития на­ родного хозяйства СССР на 1971—1975 гг., должен быть завер­ шен перевод предприятий всех отраслей народного хозяйства на

новую систему планирования

и экономического стимулирования.

В связи с этим темп перевода

строительно-монтажных организа-

283


ций должен усилиться. В 1970—1972 гг. по каждой переводимой организации нормативы отчислений в фонды экономического стимулирования согласовывались с Междуведомственной комис­ сией при Госплане СССР. С учетом накопленного за три года осуществления хозяйственной реформы в строительстве такой порядок изменен. Установлены исходные нормы образования фондов экономического стимулирования для министерств и ве­ домств. Начиная с 1973 г. нормативы отчислений в фонды эконо­ мического стимулирования для строительных организаций, пере­ водимых на новую систему хозяйствования, устанавливаются самими министерствами и ведомствами, в пределах средних норм, без согласования этих нормативов по каждой организации с Междуведомственной комиссией.

2. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ РЕФОРМЫ И ПУТИ ЕЕ ДАЛЬНЕЙШЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

Экономические результаты, достигаемые на основе улучшения планирования и усиления экономического стимулирования в строительстве, реализуются на трех уровнях: народное хозяй­ ство в целом, строительное предприятие как хозяйственная еди­ ница и коллектив работников.

Главный результат для народного хозяйства — ускорение вво­ да в действие производственных мощностей и объектов социаль­ но-культурного назначения. В настоящее время продолжитель­ ность строительства производственных объектов, как известно, чрезмерно велика. Это является следствием несбалансированно­ сти плана, распыления ресурсов по многочисленным объектам, а также недостатков в планировании и организации строительного производства.

В результате упорядочения экономической работы можно ожидать, что размер незавершенного строительства снизится до нормативного уровня, новые производственные мощности будут своевременно вступать в строй, что приведет к увеличению вы­ пуска продукции, улучшению ее качества. Экономический резуль­ тат этих мероприятий по прогнозу НИИ экономики строитель­ ства оценивается значительным приростом национального дохода ежегодно после охвата хозяйственной реформой большинства предприятий строительной индустрии, т. е. примерно через 3— 4 года после начала перехода на новую систему.

Вторая группа экономических результатов реформы относит­ ся к сфере деятельности строительных предприятий. В новых условиях создаются реальные предпосылки для выбора наиболее эффективных вариантов производства и хозяйственной деятель­ ности.

Стабильность плана и многолетняя перспектива позволяют

284


вести работы на научной основе с применением оптимальных си­ стем планирования и управления. Открываются возможности использования прибыли, кредита банка и амортизационных от­ числений для формирования собственных производственных фон­ дов, приобретения оборудования, пополнения оборотных средств. Прямые связи с заказчиками, проектными организациями, по­ ставщиками материалов, транспортными организациями откры­ вают широкий простор для творческой инициативы коллектива. На этой основе увеличивается прибыль предприятия, повышается производительность труда и тем самым создается основа для увеличения фонда материального поощрения и фонда жилищного строительства и социально-культурных мероприятий. Эффектив­ ность хозяйственной реформы можно иллюстрировать опытом строительных предприятий Главмосстроя, переведенных на но­ вую систему.

Результаты их деятельности значительно лучше, чем в других организациях Главмосстроя. Так, по вводу в эксплуатацию жи­ лой площади план 1971 г. в целом по Главмосстрою был пере­ выполнен, причем организации, работавшие в новых условиях, выполнили план на 106,6%, тогда как все остальные организа­ ции Главмосстроя — лишь на 99,4%.

Строительно-монтажные организации, переведенные на новую систему планирования и экономического стимулирования, как правило, обеспечивают опережающее перевыполнение планов по основным технико-экономическим показателям.

По сравнению с прошлым отчетным годом прибыль возросла на 57,2% при росте объемов работ, выполненных собственными силами, на 11,7% и объемов строительно-монтажных работ по объектам или этапам, сдаваемым заказчикам, на 18,5%.

Технико-экономические показатели строительно-монтажных организаций, переведенных на новые условия хозяйствования, в сравнении с показателями других строительных организаций главка (не переведенных на новую систему) значительно выше (табл.54).

Следует отметить, что по строительно-монтажным организа­ циям, работающим в условиях новой системы планирования, удельный вес фонда заработной платы в объеме выполненных строительно-монтажных работ сократился по сравнению с пред­ шествующим отчетным годом и составил в 1971 г. 10,06% против 10,85 по сравниваемому кругу организаций в 1970 г.

За 1971 г. строительные организации, работая в новых усло­ виях планирования и экономического стимулирования, ввели в

действие жилой площади 1316,7 тыс. м2, выполнив план на 102%. Против прошлого года ввод жилой площади увеличился на 57,1 тыс. м2, или на 4,5%, в то время как по другим организациям Главмосстроя, не переведенным на новые условия хозяйствова­ ния, не обеспечен рост ввода жилой площади по сравнению с предыдущим годом. Так, по управлению жилищного строитель-

285