Файл: Цейтлин Г.М. Аэродинамика и динамика полета самолета с ТРД учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 194

Скачиваний: 17

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

емной силе и коэффициента ,Scxp дополнительного сопротивления давления, обусловленного увеличением угла атаки, но не связан­ ного непосредственно с образованием подъемной силы:

"х р

х р-

 

 

При дозвуковом обтекании коэффициент Асхр

имеет

вихревую

природу и пренебрежимо мал-до

значений су«0,5

сутах.

Далее он

постепенно возрастает и на срывных режимах становится соизме­

рим с другими составными частями коэффициента

сх.

 

 

всегда

Коэффициент

индуктивного

сопротивления,

который

 

пропорционален

с2 ,

в общем

виде

записывают

так:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ьх

I

•Ас].

 

 

 

 

 

(4.10)

Параметр

А = y p f y

называют

к о э ф ф и ц и е н т о м

 

и н д у к ­

т и в н о с т и

к р ы л а .

Как следует

из формулы (4.6-2),

при до*

звуковом

обтекании

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

А

= 1 +

8

 

 

 

 

 

(4.11)

Таким

образом,

уравнение

поляры имеет

вид

 

 

 

 

 

 

 

 

сх = сх0+

 

Асхр

+ Ас*.

 

 

 

 

 

(4.12-1)

Составные

части

коэффициента

лобового

сопротивления

крыла

в соответствии

с выражением

 

(4.12-1) показаны на

рис.

 

4.10.

 

 

 

 

 

 

 

В большинстве случаев в полете

 

 

 

 

 

 

 

используются

достаточно

 

малые

 

 

 

 

 

 

 

углы

атаки,

что

позволяет

упро­

 

 

 

 

 

 

стить

уравнение

поляры,

исключив

 

 

 

 

 

 

 

из него член

Асхр:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-лгО +

Ас\.

 

 

(4.12-2)

 

 

 

 

 

 

 

Каждой точке

поляры

соответст­

Lyopt

 

 

 

 

 

 

вует определенный угол атаки. Что­

 

 

 

 

 

 

 

бы связать точки поляры крыла с

 

 

 

 

 

 

 

углами атаки, рядом с ней строится

Рис. 4.11.

Поляра

крыла,

>.

 

график су (а)

в таком

же

масштабе

 

щего

крутку

 

 

 

по оси Су, как это сделано,

 

напри­

 

 

 

 

 

 

 

мер,

на рис. 4.12.

 

 

 

 

 

Если

крыло

имеет

крутку

 

по основным

профилям,

отклонен­

ный носок или закрылок на части размаха, а также любые другие конструктивные особенности, усугубляющие различия в условиях обтекания отдельных его участков, то минимальное значение коэф­

фициента

сх может не соответствовать

углу а0 (рис.

4.11). Дело

в том, что

при углах атаки, близких к

а0 , различные

участки та­

кого крыла отбрасывают воздух в разные стороны. При этом про* тивоположные по знаку подъемные силы участков взаимно урав-

110


новешиваются, а силы индуктивного сопротивления, направленные назад, и при положительной, и при отрицательной подъемной силе складываются. В этом случае оптимальное по сопротивлению рас­ пределение нагрузки по размаху• может иметь место при %pt¥=ao- Для таких крыльев уравнение поляры записывается в виде

^ с х в а я + А ( с у - с у в р ^ .

(4.12-3)

Желательно, чтобы крыло создавало необходимую для полета подъемную силу при возможно меньшем лобовом сопротивлении.

В связи с этим для оценки аэродинамического

совершенства

кры­

ла вводится понятие а э р о д и н а м и ч е с к о е

к а ч е с т в о ,

кото­

рое определяется как отношение подъемной силы к лобовому со­ противлению:

 

 

 

 

 

( 4

Л 2 )

Так как для любого

крыла при су~0

схо¥=0,

то

0

= - ^ - =

0.

С увеличением угла атаки коэффициент

су и аэродинамическое

ка­

чество возрастают, но

поскольку су(а)

— линейная

функция,

а

сх(а)—параболическая,

то при некотором угле

атаки

ои а ив аэро­

динамическое качество достигает максимума, после чего начинает уменьшаться.

Угол атаки Нанв, при котором аэродинамическое качество кры­

ла максимально,

называют

н а и в ы г о д н е й ш и м

у г л о м

а т а-

к и данного

дрыла.

 

 

 

 

 

осиаив^Зн-б0 ),

Так как

угол

ап а 1 1 В у

крыльев

невелик

(обычно

то можно, воспользовавшись уравнением поляры

(4.12-2),

выра­

зить аэродинамическое

качество

через

одну переменную

величи­

ну— коэффициент

Су и

исследовать зависимость Ку)

на

мак­

симум:

 

 

 

cv

г...

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+ Act

 

 

 

 

 

д К

с х 0

+ Ас2 2 Л с 2

с у 0

Ас2у

 

 

 

Для наивыгоднейшего угла

атаки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г

— Аг2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

хо + ^ с у н а и в ) 2

 

 

 

 

 

и, поскольку знаменатель —конечная

величина:

 

 

 

 

 

 

сх0 ^ у н а и в ~

0>

 

 

 

 

откуда

 

 

 

 

Vlp-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(4ЛЗ)

ш


Коэффициент

сх при наивыгоднейшем угле

атаки

 

 

с* наив = сх о +

Ас] м и в =

сх

о +

Л ^

=

х 0 .

 

(4.14)

Максимальное

аэродинамическое

качество

крыла

 

 

И

_ С У " З И В

— l / - £ * i

 

1

_

1

 

1 Г Ч

Так как с у н а и в =

(«наив — яо)> т 0

наивыгоднейший

угол

атаки

крыла

 

 

 

 

 

 

 

 

 

« н а и в ^

— + « 0 = —

| / " X + « 0 .

 

( 4 Л 6 )

1^-1

_

' О <*ноив

а

Рис. 4.12. Характерные углы атаки; аэродинамическое качество крыла

На поляре аэродинамическое качество крыла для любого угла

атаки а определяется как тангенс угла

ср наклона

луча, проведен­

ного из начала координат через точку поляры,

соответствующую

этому углу

атаки (рис. 4.12):

 

 

 

tfi-r^tg^.

 

(4-17-1)

Разумеется, при определении аэродинамического качества кры­

ла путем непосредственного

измерения

угла а> необходимо учесть

масштабные

коэффициенты

по осям поляры (f(c

и Кс )'•

 

tf

= t g ? ^ .

 

(4.17-2)

112


Чтобы найти точку, соответствующую наивыгоднейшему углу атаки, нужно провести касательную к поляре из начала коорди­ нат. В этом случае угол <рт а х больше, чем для любой другой точки поляры и, следовательно, аэродинамическое качество макси­ мально.

Точку, соответствующую углу атаки <хНаив, можно найти и на основании соотношения (4.14), отложив на поляре схнаив = 2 сх0.

Характерно, что любому углу атаки а1Н аив соответствует угол атаки a2>affauB с таким же аэродинамическим качеством. Точки поляры, соответствующие таким парным углам, лежат на одном

луче, проведенном из начала

координат.

 

 

 

Для плоских крыльев, не

имеющих каких-либо дополнитель­

ных конструктивных элементов, влияющих

на величину

сх0,

вид

поляры в пределах бессрывного обтекания

и величина Km

ах ПОЧТИ

полностью определяются удлинением крыла

X, с уменьшением

ко­

торого повышается коэффициент индуктивности Л, вследствие чего

наклон поляры (вправо) увеличивается, а Ктих

уменьшается.

Уве­

личение коэффициента сх0 не влияет на

наклон

поляры,

но

сдви­

гает ее вправо, что также приводит

к уменьшению величины

Ктах-

§ 4.5. Аэродинамический фокус и средняя

 

 

аэродинамическая

хорда

крыла

 

 

Физический смысл, определение

и основные

свойства

аэроди­

намического фокуса, рассмотренные применительно к крылу беско­ нечного размаха, остаются в силе и для реального крыла. Задача

сводится

к определению

положения

 

 

 

 

 

этой точки в крыле конечного раз­

 

 

 

 

 

маха.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рассмотрим

крыло

произволь­

 

 

 

 

 

ной

формы

(рис. 4.13). Будем

счи­

 

 

 

 

 

тать,

что момент

Мг0

крыла

при ну­

 

 

 

 

 

левой

подъемной

силе

учитывается

 

 

 

 

 

отдельно

и

что,

следовательно,

 

 

 

 

 

подъемная сила приложена в аэро­

 

 

 

 

 

динамическом

фокусе.

 

 

 

 

 

 

 

 

Выделим

 

в

крыле

элементар­

 

 

 

 

 

ный участок шириной dz. Этот уча­

 

 

 

 

 

сток

 

имеет

 

площадь

dS = b'dz

и,

 

 

 

 

 

следовательно, создает

подъемную

 

 

 

 

 

силу

dY = c'vqaob'dz,

приложенную в

Рис. 4.13.

К

определению

аэро­

аэродинамическом

фокусе сечения,

динамического

фокуса

и

САХ

т. е.

 

(при

дозвуковом

обтекании)

 

 

крыла

 

 

на XU

хорды

Ь'

сечения

от

ее

 

 

 

 

 

носка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

с'у

 

Ь'

 

Зная

законы распределения коэффициентов

и хорд

сече­

ний

по

полуразмаху крыла,

можно

построить

эпюру погонной

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

U 3


нагрузки

- j j - =

Я^су"

- &та нагрузка

приложена

на линии

аэро­

динамических фокусов сечений (на линии

'/4 хорд).

 

Точка

приложения

равнодействующей

погонной

нагрузки

и бу­

дет аэродинамическим

фокусом полукрыла. Эта точка расположе­

на под центром

тяжести площади

эпюры. Чтобы найти ее коорди­

нату zF,

запишем

момент

элементарной

нагрузки

относительно

оси Ох:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

dMx = dYz = c'^qjb'z

dz.

 

 

Суммарный

момент

распределенной

нагрузки полукрыла

 

 

 

 

 

 

12

 

 

 

 

 

 

 

 

м х

= Яж \

c'Vz

dz

 

 

 

 

 

 

 

 

о

 

 

 

 

 

равен моменту

равнодействующей

относительно той же оси

 

 

 

 

т

 

 

 

 

 

 

 

2

и

Отсюда поперечная координата аэродинамического фокуса по­ лукрыла определяется в виде

 

2 J c'yb'zdz

 

 

 

Z ? =

° CyS

<4Л8>

 

Поскольку аэродинамический фокус другого

полукрыла

рас­

положен симметрично относительно

оси Ох и в нем действует та­

кая же подъемная сила — ,

то фокус всего крыла лежит в пло­

скости его симметрии на прямой, соединяющей

аэродинамические

фокусы полукрыльев.

 

 

 

 

 

Одним из характерных свойств

аэродинамического фокуса про­

филя является то, что его положение на хорде

(при малых

чис­

лах М) не зависит от формы

профиля. Было бы весьма

удобно

и для реального крыла найти

продольную линейную базу,

на ко­

торой положение

аэродинамического фокуса крыла не зависело бы

от его геометрических параметров. Такой

базой

является

средняя

аэродинамическая

хорда

(САХ) крыла.

 

 

Ьа

 

 

С р е д н е й а э р о д и н а м и ч е с к о й

х о р д о й

реального

крыла называют хорду равновеликого участка крыла

бесконечного

размаха, имеющего такие

же, как и у данного

крыла,

моментные

характеристики. Под одинаковыми

моментными

характеристиками

сравниваемых крыльев в

данном

случае

подразумевается

равен­

ство моментов Мг относительно любой оси Oz, перпендикулярной

плоскости симметрии, при равных подъемных

силах и силах лобо­

вого сопротивления.

 

Для того чтобы моменты действительного крыла и участка

крыла бесконечного размаха относительно

произвольной оси Qz

U4