Файл: Цейтлин Г.М. Аэродинамика и динамика полета самолета с ТРД учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 149
Скачиваний: 17
удвоенной |
сумме |
напряжении |
всех |
п вихрей, |
проходящих через |
|||||||
этот |
контур: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
(1.8) |
Если вихрей в потоке нет, |
циркуляция |
скорости |
по |
любому |
||||||||
замкнутому |
контуру равна нулю. Такой поток |
называют |
п о т е н |
|||||||||
ц и а л ь н ы м . |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
Рассмотрим |
поле окружных |
скоростей, |
индуцируемых |
(наводи |
||||||||
мых) в потоке вихрем. Многочисленные исследования |
показывают, |
|||||||||||
что |
центральная |
часть — ядро |
вихря — вращается |
как |
твердый |
|||||||
стержень, т. е. |
с |
постоянной |
угловой |
|
|
|
|
|||||
скоростью. |
Значит, |
внутри |
ядра |
|
|
|
|
|||||
окружная |
скорость |
и = шг |
линейно |
|
|
|
|
|||||
возрастает с удалением от оси вихря |
|
|
|
|
||||||||
(рис. |
1.3). |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Для того чтобы выявить характер |
|
|
|
|
||||||||
изменения |
окружной |
скорости вне |
|
|
|
|
||||||
ядра, охватим его контуром в виде |
|
|
|
|
||||||||
окружности |
произвольного |
радиуса |
г |
|
|
|
|
|||||
с центром на оси вихря. В силу |
симме- |
|
|
|
|
Рис. 1.2. К определению циркуляции |
Рис. 1.3. Поле скоростей, индуци |
скорости по контуру |
рованных вихрем |
трии картины проекция вектора скорости на касательную к такому контуру одинакова во всех его точках и совпадает с окружной ско ростью U. Записав выражения (1.7) и (1.8) применительно к дан ному случаю, получаем 2 тег С/ = 2 /, откуда следует, что окружная скорость гиперболически убывает с удалением от оси:
U |
= ~ . |
(1.9) |
§ 1.4. Проявление инертности |
воздуха. Связь между |
изменениями |
давления и скорости на элементарном участке струйки |
Как |
уже упоминалось, |
основными |
механическими |
свойствами |
|
воздуха являются инертность, вязкость и сжимаемость. |
|
||||
Под |
и н е р т н о с т ь ю |
т е л а в |
механике |
понимают его спо |
|
собность |
сопротивляться |
изменению |
скорости. |
Мерой |
инертности |
13
тела является его масса: чем она больше, тем большую силу нуж но приложить к телу, чтобы сообщить ему заданное ускорение. Применим второй закон Ньютона, выражающий эту закономер ность, к элементарному воздушному слою толщиной dx, движуще муся слева направо в произвольной струйке (рис. 1.4). Пусть на
Рис. 1.4. К выводу дифферепци алыюго уравнения Бернулли
левой |
границе |
этого слоя |
воздух |
|||
имеет скорость |
V и давление р, а на |
|||||
правой — соответственно |
V + dV |
и |
||||
p\-dp. |
Обозначим |
плотность воз |
||||
духа в данном |
слое р, а площадь по |
|||||
перечного сечения |
струйки |
f. |
|
|
||
Очевидно, что |
рассматриваемый |
|||||
слой |
имеет объем |
dv — fdx — fVdt |
ив |
|||
нем заключена |
воздушная |
масса |
dm = pdv = pfVdt. Под действием раз ности сил давления dP = fp—f{p+]
i-dp)=—fdp эта масса приобретает |
ускорение / = -jf. |
По второму |
|
закону Ньютона dP — dm dV , т. е. —/dp — pfVdt |
dV , |
откуда |
|
после очевидных сокращений окончательно получаем |
|
|
|
—dp = ?VdV. |
|
(1.10) |
|
Напомним, что произведение pV |
встречавшееся |
ранее в |
курсе термодинамики, выражает массу воздуха, .проходящую в еди ницу времени через единицу площади поперечного сечения струйки, и называется удельным расходом.
Из уравнения (1.10), которое называют уравнением Бернулли
вдифференциальной форме, следует:
—что изменение давления вдоль струйки является обязатель ным условием изменения скорости;
—что приращения давления и скорости всегда противоположны по знаку (повышение давления сопровождается уменьшением ско рости, и наоборот);
—что чем выше удельный расход воздуха pV, тем больше тре буется изменить давление, чтобы получить заданное изменение скорости.
§ 1.5. Проявление вязкости воздуха, сила вязкого трения
В я з к о с т ь ю с р е д ы называют ее способность сопротивлять ся сдвигу одних слоев относительно других.
Как известно из курса физики, вязкость газов обусловлена тем, что в процессе хаотического теплового движения молекулы перехо дят из слоя в слой. Каждая молекула с массой тм, пришедшая из слоя J (рис. 1.5) в слой 2, сообщает ему импульс mM(Vi — V2).
14
В результате |
на слой 2 действует сила вязкого |
трения, |
равная сум |
|
ме таких импульсов за единицу времени.и направленная |
вперед. |
|||
Таким же образом и слой 2 действует на слой |
1, но здесь |
импуль |
||
сы mM(V2—Vi) |
отрицательны и сила вязкого |
трения |
направлена |
|
назад. |
|
|
|
|
Между слоями образуется переходный слой, в котором скорость постепенно изменяется от V\ до V%. График, изображающий изме нение скорости вдоль нормали к линиям тока в переходном слое,
называют профилем скоростей, а производную-^-, характеризую щую темп изменения скорости, — градиентом скорости по нормали к линиям тока.
Рис. 1.5. Профиль скоростей в переходном слое
Сила вязкого трения F, действующая со стороны одного воз душного слоя на другой на площадке S [м2 ], параллельной линиям
тока, пропорциональна градиенту |
dV |
|
|
||
|
|
|
|||
|
F = |
p S - ^ [ H ] . |
|
(1.11-1) |
|
Сила, приходящаяся на единицу площади |
|
|
|||
JL— |
d V |
4 - = — - ] , |
|
(1-11-2) |
|
S |
^ |
dn |
|
||
|
|
|
|||
называется напряжением |
вязкого трения. Входящий в э т у зависи- |
||||
|
|
|
т |
кг |
называется |
мость коэффициент пропорциональности р= -jy[_ |
м - с |
||||
|
|
|
dn |
|
|
коэффициентом динамической вязкости. Для воздуха при темпера
туре / = 1 5 ° С р.= 1,752 |
кг/м-с. |
С |
повышением температуры интен |
||
сивность |
хаотического |
движения |
молекул возрастает и |
коэффи |
|
циент |
увеличивается. |
|
|
|
|
|
§ 1.6. Проявление сжимаемости воздуха. |
|
|||
|
Скорость звука и число М |
|
|||
С ж и м а е м о с т ь ю |
тела |
называют его способность |
изменять |
свою плотность при изменении давления. Газы (в сравнении с твер дыми и жидкими телами) легко поддаются сжатию и расширению,
15
так как в них средние расстояния между молекулами во много раз превышают размеры самих молекул и, следовательно, межмолеку лярные силы невелики. Количественной характеристикой сжимае- rfp г с2 I
мости является производная ~jp[~^2 |
jy |
показывающая, как |
скоро |
||||
'изменяется плотность воздуха с изменением давления. |
|
|
|||||
Вместо сжимаемости |
можно рассматривать |
у п р у г о с т ь |
воз |
||||
духа — его способность |
сопротивляться |
изменению плотности. Ха- |
|||||
|
|
|
dp |
г м 2 |
1 |
|
|
рактеристика упругости — производная |
—- ^-^-J . |
|
|
||||
Величины записанных выше производных зависят от состояния |
|||||||
воздуха и от характера |
процесса, |
в котором |
изменяются |
давление |
|||
и плотность. В аэродинамике рассматриваются |
процессы |
разгона |
и торможения воздуха при обтекании различных тел. Так как теп лопроводность воздуха низка и разности температур между смеж
ными струйками невелики, то за время |
прохождения |
некоторой |
воздушной массы около тела, измеряемое |
долями секунды, сколь |
|
ко-нибудь существенный теплообмен между струйками |
практиче |
ски невозможен. Это значит, что указанные процессы можно счи тать адиабатными. Более того, вне переходных слоев и при плав
ном изменении параметров в воздушных струйках нет также |
«вну |
||||||
треннего подвода тепла» (за счет необратимого |
перехода механи |
||||||
ческой энергии в тепло).- Поэтому |
при вычислении |
производных |
|||||
dp |
dp |
|
|
|
|
|
|
—• |
и - ~ |
можно |
воспользоваться |
уравнением |
идеальной |
адиа |
|
баты — изоэнтропы |
-Ру = const, логарифмируя |
и дифференцируя |
|||||
которое, |
находим |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
k-^- = kRT. |
|
(1.12-1) |
||
|
В правой части формулы (1.12-1) мы видим |
известное из |
курса |
||||
физики выражение |
квадрата скорости звука: a2 |
= kRT |
[м2 /с2 ]. |
Таким образом, сжимаемость и упругость воздуха характеризу ются скоростью звука: чем она больше, тем более упруг и менее сжимаем воздух:
4 е = « 2 ;
|
d? |
1__ |
|
(1.12-2) |
|
|
|
||
|
dp |
~ а? |
|
|
Имея |
значения газовой постоянной |
R и показателя |
изоэнтро |
|
пы k, можно получить рабочую |
формулу |
для вычисления |
скорости |
|
звука в |
воздухе |
|
|
|
|
а - 2 0 , 1 |
К Г [м/с], |
(1.12-3) |
16
Зная, как изменяется температура с/высотой (см. формулу 1.2), легко определить закон изменения скорости звука для МСА в тро посфере:
|
|
|
ан |
= 340~Ш |
[м/с], |
|
|
||
где Н — высота |
в километрах. |
|
|
|
|
||||
В стратосфере Т = 231,5° = const и |
соответственно |
а = 295,1 м/с. |
|||||||
З в у к о м |
в |
аэродинамике называют |
процесс распространения |
||||||
в воздухе небольших |
изменений давления и плотности. Этот про |
||||||||
цесс осуществляется |
в форме перехода молекул из слоя в слой при |
||||||||
их хаотическом |
движении. |
|
|
|
|
|
|||
Хаотическое |
движение |
молекул |
есть |
|
|
||||
всегда. Но пока |
во всех |
точках воздушного |
|
|
|||||
пространства давление и плотность одина |
|
|
|||||||
ковы, существует динамическое равновесие: |
|
|
|||||||
количества молекул, вылетающих из неко |
|
|
|||||||
торого объема и влетающих в него |
за |
то |
|
|
|||||
же время, равны между собой. Если же в |
|
|
|||||||
небольшом |
воздушном объеме Ди (рис. 1.6) |
|
|
||||||
давление или плотность, |
повысится, |
то |
в |
|
|
||||
следующее мгновение из него вылетит |
боль |
Рис. 1.6. |
Схема распро |
||||||
ше молекул, чем влетит, в результате |
уплот |
странения звуковой волны |
|||||||
ненным окажется соседний слой. Теперь из |
|
|
|||||||
него «избыточные» молекулы перейдут в следующий |
слой и т. д. |
||||||||
От объема Av во все стороны |
будет распространяться |
сферическая |
звуковая волна уплотнения. Скорость движения фронта звуковой
волны вдоль радиуса называется с к о р о с т ь ю з в у к а . |
|
Чем выше температура воздуха, тем быстрее движутся |
молеку |
лы. Это приводит, с одной стороны, к тому, что молекулы |
быстрее |
переходят из слоя в слой и, следовательно, увеличивается |
скорость |
звука, а с другой — к тому, что молекулы сильнее отталкивают друг
друга при соударениях и воздух становится |
более упругим. Из этих |
|||||||
физических представлений и вытекает тождественность |
характери |
|||||||
стики упругости воздуха и квадрата скорости звука. |
|
|
||||||
Проявление сжимаемости воздуха при его движении состоит в |
||||||||
том, что на участках |
струйки, где скорость |
увеличивается, давление |
||||||
падает и воздух расширяется. Наоборот, |
там, где струйка |
тормо |
||||||
зится, давление повышается |
и воздух сжимается. |
|
|
|||||
Найдем связь между изменениями плотности воздуха и скоро |
||||||||
сти его движения на элементарном |
участке |
струйки. |
Совершенно |
|||||
очевидно, что dp=-^dp. Отсюда |
на |
основании уравнений |
(1.10) и |
|||||
(1.12-2) получаем dp——?VJ*V |
• Перейдем |
к относительным |
измене |
|||||
ниям плотности ~ |
и скорости |
dV |
|
|
|
|
|
|
V |
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
dV |
|
|
|
|
(1.13) |
|
Р |
а? |
V |
|
|
Гос., |
||
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
мауч: |
17 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|