Файл: Цейтлин Г.М. Аэродинамика и динамика полета самолета с ТРД учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 150

Скачиваний: 17

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

где отношение скорости движения воздуха к скорости звука

(1.14)

называют числом М.

Таким образом, соотношение между относительными измене­ ниями плотности и скорости движения воздуха на элементарном участке струйки определяется числом М, квадрат которого показы­ вает, на сколько процентов изменяется плотность при изменении скорости на 1 %:

Знак «—» в последней формуле, как и в формуле (1.13), указы­ вает на противоположность знаков dp и dV: при увеличении ско­ рости (dV>0) плотность уменьшается (rfp<0) и наоборот.

При малых числах М (практически до 0,4—0,5) проявление сжимаемости воздуха можно не учитывать. Так, при М = 0,2 изме­ нению скорости на 1 % соответствует изменение плотности всего на 0,04%. С увеличением числа М сжимаемость воздуха проявляется все сильнее. При М = 1 относительные изменения плотности и ско­

рости становятся численно одинаковыми. При

М > 1 (в

сверхзву­

ковом потоке) плотность воздуха изменяется

быстрее,

чем ско­

рость.

 

 

§1.7. Уравнение постоянства расхода. Связь между формой струйки и изменением скорости

Напомним, что секундным массовым расходом воздуха в любом сечении струйки называют массу воздуха, проходящую через это

сечение за 1 с.

Если в

сечении

площадью

/ [м2 ] (рис. 1.7)

воздух

имеет

плотность

р [кг/м3 ] и движется со скоростью V [м/с],

то за

время

dt через это сечение проходит масса

воздуха dm = pdv~pfVdt

и секундный массовый

расход записывается

в виде

 

 

 

 

mc =

pVf [кг/с].

 

 

На основании закона сохранения вещества можно утверждать, что в установившемся потоке секундный массовый расход воздуха через все сечения одной и той же струйки одинаков. В противном случае количество воздуха в объеме между двумя фиксированными сечениями струйки изменялось бы с течением времени. Соответст­ венно изменялись бы плотность и другие параметры, установив­ шееся движение было бы невозможным.

Присваивая сечениям и всем параметрам потока в этих сече­ ниях одинаковые порядковые номера, для любой струйки в уста-


повившемся потоке можно записать уравнение постоянства

расхо­

да (или уравнение неразрывности):

 

PiVVi = Рг^аД = • • • = PnVJn = Щ [ кг/с] = const.

(1.15)

Как было показано, при малых числах М сжимаемость воздуха практически не проявляется. В этом случае плотность воздуха во всех сечениях струйки одинакова и в уравнении (1.15) ее можно сократить:

 

VJx^V<j2=...

= Vnfn = vu

[MS /CJ = const.

(1.16)

Величину Vc mdp 3 /с]

называют

секундным объемным

рас­

ходом

воздуха, а уравнение

(1.16) —уравнением постоянства

рас­

хода

(неразрывности) без учета сжимаемости воздуха. Из уравне­

но1

х

Рис. 1.7. К выводу уравнения постоян­ ства расхода

ния (1.16) следует, что при малых числах М скорость воздуха об­ ратно пропорциональна площади поперечного сечения струйки:

v 2 — V\ПГ

J- •

J 2

/2

В общем случае (при любых значениях числа М) изменение ско­ рости зависит не только от изменения площади сечения струйки, а и от изменения плотности:

ЛРа Лр

Логарифмируя и дифференцируя уравнение неразрывности (1.15), получаем

Для того чтобы найти связь между изменениями скорости и площади поперечного сечения на элементарном участке струйки,

19



подставим в последнее уравнение соотношение (1.13). Тогда после элементарных преобразований получим

 

 

dV

_

1

df

(1-17)

 

 

V

 

М2

I f '

 

 

 

 

Из

уравнения

(1.17) следует:

 

 

в дозвуковом потоке

( М < 1 )

знаки

приращений скорости

(dV)

и площади

сечения

(df)

противоположны — воздух разго­

няется при сужении струйки и тормозится при ее расширении;

в сверхзвуковом потоке

( М > 1 )

знаки

dV и df одинаковы —

для разгона воздуха необходимо расширение струйки, при сужении

струйки

происходит торможение воздуха

(другие

особенности

тор­

 

 

 

 

 

можения

сверхзвукового

пото­

 

 

 

 

 

ка

будут

рассмотрены

ниже);

 

 

 

 

 

 

непрерывный

разгон воз­

 

 

 

 

 

духа

от

дозвуковой

до сверх­

V<

о

 

 

 

звуковой

скорости

возможен

 

 

 

 

 

только

в струйке,

имеющей

 

 

 

 

 

форму сопла

Лаваля

(рис.

1.8),

 

 

У-а

 

 

а

непосредственный

переход

 

 

 

 

через

скорость

звука

( М = 1 )

 

 

 

 

 

может осуществляться

только

Рис.

1.8.

Форма струйки,

обеспечиваю­

в

минимальном

сечении такой

щая

разгон

воздуха до

сверхзвуковой

струйки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

скорости

 

 

Скорость

воздуха,

равную

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

местной скорости звука, и се­

чение, в котором это равенство осуществляется, называют

к р и т и ­

ч е с к и м и

и обозначают соответственно

с к р

и fK P .

 

 

 

ско­

В основе перечисленных соотношений

между

изменениями

рости и площади сечения струйки лежит выявленная ранее физи­

ческая

закономерность: с увеличением числа М сжимаемость

воз­

духа проявляется все сильнее и при М > 1 плотность воздуха

изме­

няется

быстрее, чем скорость.

 

§ 1.8. Уравнение Бернулли

Как известно из курсов физики и термодинамики, энергия Е массы воздуха т, движущейся со скоростью V на высоте Я при температуре Т, давлении р и плотности р, складывается из энталь­ пии (теплосодержания) тсрТ, кинетической энергии ~2~ и потен­ циальной энергии сил веса mgH:

Е = mcpT + ~ - + mgH [ Д ж ] .

Если считать, что теплообмена между струйками нет, т. е. обес­ печивается адиабатность процесса, и если, кроме того, воздух не выполняет никакой внешней работы, то на основании закона сохра­ нения энергии можно утверждать, что полный запас энергии любой

20


заданной массы воздуха во всех сечениях одной и той же струйки одинаков:

mV mVi

mcpTn + + mgHn Е [Дж] — const.

При обтекании частей самолета высота И расположения сече­ ний струйки над горизонтальной плоскостью 0—0, принятой за на­ чало отсчета (рис. 1.9), изменяется мало, а удельный вес воздуха невелик. Поэтому изменениями потенциальной энергии сил веса (в сравнении с изменениями других видов энергии) можно пре-

Рис. 1.9. Изменения высоты центров сечений струйки около крыла

небречь. Кроме того, все члены записанного выше уравнения ба­ ланса энергии можно разделить на массу т . В результате полу­ чаем уравнение Бернулли:

V\

 

V\

 

V\

срТ\ + -~2~ — ср^2

+ ~2~ — • • • — срГп

Н

2~ ~

m

L кг

сг J

 

 

Сумма энтальпии и кинетической энергии единицы массы воз­

духа во всех сечениях одной и той же струйки при условии адиабат­

ное™ постоянна.

 

 

 

 

Оговоримся, что наличие вязкого трения

и

резкие изменения

параметров при выполнении общего условия

адиабатности не яв­

ляются препятствием для применения уравнения Бернулли, так как

за

счет внутреннего подвода тепла общий запас энергии воздуха

не

меняется.

Энтальпия газа складывается из тепловой, или внутренней, энер­ гии cvT (для 1 кг) и энергии сил давления — = RT:

При решении практических задач вместо температуры воздуха могут быть заданы (или требуется определить) давление и плот-

21