Файл: Цейтлин Г.М. Аэродинамика и динамика полета самолета с ТРД учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 150
Скачиваний: 17
где отношение скорости движения воздуха к скорости звука
(1.14)
называют числом М.
Таким образом, соотношение между относительными измене ниями плотности и скорости движения воздуха на элементарном участке струйки определяется числом М, квадрат которого показы вает, на сколько процентов изменяется плотность при изменении скорости на 1 %:
Знак «—» в последней формуле, как и в формуле (1.13), указы вает на противоположность знаков dp и dV: при увеличении ско рости (dV>0) плотность уменьшается (rfp<0) и наоборот.
При малых числах М (практически до 0,4—0,5) проявление сжимаемости воздуха можно не учитывать. Так, при М = 0,2 изме нению скорости на 1 % соответствует изменение плотности всего на 0,04%. С увеличением числа М сжимаемость воздуха проявляется все сильнее. При М = 1 относительные изменения плотности и ско
рости становятся численно одинаковыми. При |
М > 1 (в |
сверхзву |
ковом потоке) плотность воздуха изменяется |
быстрее, |
чем ско |
рость. |
|
|
§1.7. Уравнение постоянства расхода. Связь между формой струйки и изменением скорости
Напомним, что секундным массовым расходом воздуха в любом сечении струйки называют массу воздуха, проходящую через это
сечение за 1 с. |
Если в |
сечении |
площадью |
/ [м2 ] (рис. 1.7) |
воздух |
|
имеет |
плотность |
р [кг/м3 ] и движется со скоростью V [м/с], |
то за |
|||
время |
dt через это сечение проходит масса |
воздуха dm = pdv~pfVdt |
||||
и секундный массовый |
расход записывается |
в виде |
|
|||
|
|
|
mc = |
pVf [кг/с]. |
|
|
На основании закона сохранения вещества можно утверждать, что в установившемся потоке секундный массовый расход воздуха через все сечения одной и той же струйки одинаков. В противном случае количество воздуха в объеме между двумя фиксированными сечениями струйки изменялось бы с течением времени. Соответст венно изменялись бы плотность и другие параметры, установив шееся движение было бы невозможным.
Присваивая сечениям и всем параметрам потока в этих сече ниях одинаковые порядковые номера, для любой струйки в уста-
повившемся потоке можно записать уравнение постоянства |
расхо |
да (или уравнение неразрывности): |
|
PiVVi = Рг^аД = • • • = PnVJn = Щ [ кг/с] = const. |
(1.15) |
Как было показано, при малых числах М сжимаемость воздуха практически не проявляется. В этом случае плотность воздуха во всех сечениях струйки одинакова и в уравнении (1.15) ее можно сократить:
|
VJx^V<j2=... |
= Vnfn = vu |
[MS /CJ = const. |
(1.16) |
|
Величину Vc — mdp [м3 /с] |
называют |
секундным объемным |
рас |
||
ходом |
воздуха, а уравнение |
(1.16) —уравнением постоянства |
рас |
||
хода |
(неразрывности) без учета сжимаемости воздуха. Из уравне |
но1
х
Рис. 1.7. К выводу уравнения постоян ства расхода
ния (1.16) следует, что при малых числах М скорость воздуха об ратно пропорциональна площади поперечного сечения струйки:
v 2 — V\ПГ |
J- • |
J 2 |
/2 |
В общем случае (при любых значениях числа М) изменение ско рости зависит не только от изменения площади сечения струйки, а и от изменения плотности:
ЛРа Лр
Логарифмируя и дифференцируя уравнение неразрывности (1.15), получаем
Для того чтобы найти связь между изменениями скорости и площади поперечного сечения на элементарном участке струйки,
19
подставим в последнее уравнение соотношение (1.13). Тогда после элементарных преобразований получим
|
|
dV |
_ |
1 |
df |
(1-17) |
|
|
V |
|
М2 — |
I f ' |
|
|
|
|
|
|||
Из |
уравнения |
(1.17) следует: |
|
|
||
— |
в дозвуковом потоке |
( М < 1 ) |
знаки |
приращений скорости |
||
(dV) |
и площади |
сечения |
(df) |
противоположны — воздух разго |
||
няется при сужении струйки и тормозится при ее расширении; |
||||||
— |
в сверхзвуковом потоке |
( М > 1 ) |
знаки |
dV и df одинаковы — |
для разгона воздуха необходимо расширение струйки, при сужении
струйки |
происходит торможение воздуха |
(другие |
особенности |
тор |
|||||||||
|
|
|
|
|
можения |
сверхзвукового |
пото |
||||||
|
|
|
|
|
ка |
будут |
рассмотрены |
ниже); |
|||||
|
|
|
|
|
|
— |
непрерывный |
разгон воз |
|||||
|
|
|
|
|
духа |
от |
дозвуковой |
до сверх |
|||||
V< |
о |
|
|
|
звуковой |
скорости |
возможен |
||||||
|
|
|
|
|
только |
в струйке, |
имеющей |
||||||
|
|
|
|
|
форму сопла |
Лаваля |
(рис. |
1.8), |
|||||
|
|
У-а |
|
|
а |
непосредственный |
переход |
||||||
|
|
|
|
через |
скорость |
звука |
( М = 1 ) |
||||||
|
|
|
|
|
может осуществляться |
только |
|||||||
Рис. |
1.8. |
Форма струйки, |
обеспечиваю |
в |
минимальном |
сечении такой |
|||||||
щая |
разгон |
воздуха до |
сверхзвуковой |
струйки. |
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
скорости |
|
|
Скорость |
воздуха, |
равную |
|||||
|
|
|
|
|
|
||||||||
|
|
|
|
|
местной скорости звука, и се |
||||||||
чение, в котором это равенство осуществляется, называют |
к р и т и |
||||||||||||
ч е с к и м и |
и обозначают соответственно |
с к р |
и fK P . |
|
|
|
ско |
||||||
В основе перечисленных соотношений |
между |
изменениями |
рости и площади сечения струйки лежит выявленная ранее физи
ческая |
закономерность: с увеличением числа М сжимаемость |
воз |
духа проявляется все сильнее и при М > 1 плотность воздуха |
изме |
|
няется |
быстрее, чем скорость. |
|
§ 1.8. Уравнение Бернулли
Как известно из курсов физики и термодинамики, энергия Е массы воздуха т, движущейся со скоростью V на высоте Я при температуре Т, давлении р и плотности р, складывается из энталь пии (теплосодержания) тсрТ, кинетической энергии ~2~ и потен циальной энергии сил веса mgH:
Е = mcpT + ~ - + mgH [ Д ж ] .
Если считать, что теплообмена между струйками нет, т. е. обес печивается адиабатность процесса, и если, кроме того, воздух не выполняет никакой внешней работы, то на основании закона сохра нения энергии можно утверждать, что полный запас энергии любой
20
заданной массы воздуха во всех сечениях одной и той же струйки одинаков:
mV mVi
mcpTn + + mgHn Е [Дж] — const.
При обтекании частей самолета высота И расположения сече ний струйки над горизонтальной плоскостью 0—0, принятой за на чало отсчета (рис. 1.9), изменяется мало, а удельный вес воздуха невелик. Поэтому изменениями потенциальной энергии сил веса (в сравнении с изменениями других видов энергии) можно пре-
Рис. 1.9. Изменения высоты центров сечений струйки около крыла
небречь. Кроме того, все члены записанного выше уравнения ба ланса энергии можно разделить на массу т . В результате полу чаем уравнение Бернулли:
V\ |
|
V\ |
|
V\ |
срТ\ + -~2~ — ср^2 |
+ ~2~ — • • • — срГп |
Н |
2~ ~ |
|
m |
L кг |
сг J |
|
|
Сумма энтальпии и кинетической энергии единицы массы воз |
||||
духа во всех сечениях одной и той же струйки при условии адиабат |
||||
ное™ постоянна. |
|
|
|
|
Оговоримся, что наличие вязкого трения |
и |
резкие изменения |
||
параметров при выполнении общего условия |
адиабатности не яв |
ляются препятствием для применения уравнения Бернулли, так как
за |
счет внутреннего подвода тепла общий запас энергии воздуха |
не |
меняется. |
Энтальпия газа складывается из тепловой, или внутренней, энер гии cvT (для 1 кг) и энергии сил давления — = RT:
При решении практических задач вместо температуры воздуха могут быть заданы (или требуется определить) давление и плот-
21