Файл: Цейтлин Г.М. Аэродинамика и динамика полета самолета с ТРД учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 153
Скачиваний: 17
ность либо скорость звука. Чтобы не выполнять каждый раз допол нительных вычислений, уравнение Бернулли можно заранее запи сать в соответствующей форме. Для этого, подставляя, в первый член уравнения выражения температуры из уравнения газового со стояния Т = ~ — ^ - и из формулы скорости звука Г = - ~ - , получим
|
|
с т = —• — — Ср |
|
р = |
к |
р • |
|
||||
|
|
Р |
R ' 9 |
cp — cv |
р |
k — 1 ' р ' |
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
а |
|
|
|
|
|
Р' |
kR |
|
cp — cv |
" ft — 1 * |
|
|||
Соответственно уравнению Бернулли можно придать три тож |
|||||||||||
дественные |
формы: |
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
срТ + |
- р = |
const; |
|
(1.18-1) |
|||
|
|
|
• ^ Т - Т + |
^ " = |
С 0 П ^ ; |
|
( 1 Л 8 " 2 ) |
||||
|
|
|
|
- 1 |
а 2 |
+ |
4 - = const. |
|
(1.18-3) |
||
|
|
|
|
~ |
' |
2 |
|
|
|
|
|
Скорость |
движения |
воздуха |
можно |
выразить |
через число М: |
||||||
V = Mo. Соответственно получаем еще две удобные формы записи |
|||||||||||
уравнения |
Бернулли: |
" у ( ь _ |
} + М 2 ) = |
const |
и |
- у - ( а—"Г + |
|||||
4- М2 j = |
const, |
или после |
сокращений: |
|
|
|
|||||
|
|
|
а2(т=гт+ |
|
|
= |
= |
const;' |
|
(1.18-4). |
|
|
|
|
r ( ^ - r |
+ M 2 |
) = = |
^ - |
= const. |
(1.18-5) |
Уравнение Бернулли без учета |
сжимаемости |
воздуха (для ма |
||
лых чисел М) легко |
получить, проинтегрировав |
уравнение (1.10) |
||
при условии p=const: |
|
|
|
|
|
- J dp = |
p f VdV; |
|
|
|
|
o-; |
|
|
Л + 4 _ Л + |
^ Г Н ] . |
|
{ U 9 ) |
|
Величину-~~ = g |
называют с к о р о с т н ы м |
н а п о р о м , |
||
а давление р | - ^ j , |
действующее |
по поверхности, |
параллельной |
|
линиям тока, — с т а т и ч е с к и м |
д а в л е н и е м . |
|
|
При выводе уравнения (1.19) сечения f\ и /2 были взяты совер шенно произвольно. Поэтому полученный результат можно распро странять и на любые другие сечения струйки:
Pi + <7i = Pi + Чч = - • • — Рп + qn = c o n s t -
Закономерность, выражаемую этим уравнением, обычно форму лируют так: в н е с ж и м а е м о м п о т о к е с у м м а с т а т и ч е с к о г о д а в л е н и я и с к о р о с т н о г о н а п о р а в о в с е х с е ч е н и я х о д н о й и т о й ж е с т р у й к и о д и н а к о в а .
Напомним, что полный запас энергии давления некоторой массы
газа, занимающей объем v при давлении |
р, Еяавл — ри. Поэтому |
статическое д.авлениер=-~^1^•^-=^-~j |
выражает энергию дав |
ления единицы объема газа. Скоростной напор выражает кинетическую энергию единицы объема газа:q =—^~ — ~2~- Таков энер гетический смысл членов уравнения Бернулли без учета сжимае мости воздуха.
§ 1.9. Зависимость параметров состояния воздуха от скорости его движения
Представим себе воздушную |
струйку, имеющую форму сопла |
Л аваля (рис. 1.10). Будем считать, |
что струйка начинается в камере, |
где поддерживаются постоянные значения параметров То, ро, ро при
Рис. 1.10. Характерные сечения струйки |
|
скорости V0 = 0, и выходит в полный вакуум ( Г в = р в |
= рв = 0). Если |
на всем протяжении струйки выполняется условие |
адиабатности, |
полный запас энергии воздуха во всех ее сечениях одинаков. |
|
В сечении f0 воздух неподвижен и, следовательно, вся его энер- |
|
гия имеет форму потенциальной энергии: — = срТ0. |
Температуру |
Го, соответствующую нулевой скорости при данном запасе энергии
23
воздуха, называют температурой адиабатно заторможенного пото ка или просто температурой торможения.
По мере разгона воздуха потенциальная энергия постепенно переходит в кинетическую. Так как ее общий запас при этом не
меняется \срТ - f ~ const), то увеличение скорости сопро
вождается понижением температуры. Подобное явление можно наблюдать, например, при заправке самолетной воздушной си стемы сжатым воздухом: вентиль баллона даже в жаркую погоду часто покрывается инеем. Это объясняется именно тем, что нахо дившийся в баллоне воздух, проходя через небольшое отверстие вентиля, разгоняется до значительной скорости.
В общем случае, в произвольном сечении струйки, соотношение
между потенциальной и |
кинетической энергиями может |
быть |
любым. |
|
|
В критическом сечении |
струйки / к р скорость воздуха равна |
ме |
стной скорости звука. Обе эти численно равные физические величи
ны принято обозначать |
акр. |
Поэтому энергию |
1 кг |
воздуха |
в сече |
||||||||
нии /К р-соответственно выражению (1.18-3) |
можно |
записать |
в |
виде |
|||||||||
|
|
1 |
П2 | акР |
_ k + ] |
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
k — luKP~T- |
2 |
~~ k ~ 1 |
2 |
|
' |
|
|
|
|
||
Отсюда видно, что в критическом сечении |
потенциальная и ки- |
||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
1 |
нетическая части энергии всегда находятся в соотношении |
|
|
: у , |
||||||||||
т. е. (при £ = 1,4) |
запас |
потенциальной |
энергии |
превышает |
кинети |
||||||||
ческую энергию ровно в пять раз. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
В сечении / в |
(на выходе |
в вакуум) |
процесс |
перехода |
потенци |
||||||||
альной |
энергии |
в кинетическую |
завершается |
и воздух |
обладает |
||||||||
|
|
|
|
|
Е |
|
е |
|
|
|
|
|
|
только |
кинетической |
энергией |
— = — Ц ^ - . |
|
Наибольшую |
ско |
|||||||
рость |
Удред, До которой |
воздух мог бы |
адиабатно |
разогнаться |
при |
условии полного перевода всей потенциальной энергии в кинетиче
скую,, называют |
п р е д е л ь н о й с к о р о с т ь ю |
данного |
потока. |
/ в ) |
|||||||
Запишем уравнение Бернулли для трех характерных |
(/0 , fKp, |
||||||||||
и произвольного |
(/) сечений |
струйки: |
|
|
|
|
|
|
|
||
|
СрТо = -JZZJ" |
~f"1=8 ~~ТГ" ^ |
С Р Т |
+ ~ Г ^ |
1 Г = |
c o n s |
L |
( 1 |
• 2 ° ) |
||
В |
струйках, обтекающих |
части |
самолета в |
полете, |
может |
не |
|||||
быть |
сечения fo, |
в котором |
скорость равнялась |
бы |
нулю. |
Разгон |
|||||
воздуха до скорости Уцред в атмосфере |
вообще |
невозможен. |
При |
небольшой дозвуковой или большой сверхзвуковой скорости полета воздушные струйки могут не иметь и критического сечения /К р, в ко тором осуществлялся бы переход через скорость звука. Независимо от этого параметры Го, а к р и Уп р е д имеют большое практическое зна чение, поскольку, как видно ^из уравнения (1.20), каждый из них однозначно определяет полный запас энергии единицы массы воз-
24
духа в данном потоке. Между этими параметрами существует по стоянное соотношение
Лж
Для воздуха при £ = 1,4 и с р « 1 0 0 0 кг-град
V % „ = 6a£p «20007-0.
Зависимость температуры воздуха от скорости его движения очевидна из уравнения (1.20). Ее принято записывать в относитель ных параметрах
^ = 1 |
- 1 ^ Г |
( 1 - 2 2 4 ) |
или на основании соотношения |
(1.21): |
|
|
|
(1.22-2) |
' о |
\ v пред |
/ |
Для того чтобы определить температуру торможения, достаточ но знать скорость и температуру в каком-либо одном сечении струйки-: В реальных задачах, связанных с обтеканием частей само лета, как правило, известны значения V<x> и Тж невозмущенного по тока. Тогда из формулы (1.22-1):
|
|
Ъ - т . + Ъ |
^ |
+ т*- |
|
( 1 - 2 3 - 1 } |
||
Если известна не скорость, а число М» невозмущенного потока, |
||||||||
можно воспользоваться уравнением (1.18-5). Поскольку |
при |
Т=Т0 |
||||||
число М = 0, то |
7 1 0 ^ f e ^ _ 1 + 0 j = 7"оо^-^~- + M l j , откуда |
|
||||||
|
То = |
Т„ |
(1 + |
Ml) |
= Tm (1 + |
0,2M'J. |
(1.23-2) |
|
После того как |
определена |
температура То, скорость |
Уарея |
на |
||||
ходится |
из соотношения (1.21). |
|
|
|
|
|
||
Для |
того чтобы |
представить |
себе |
порядок |
величин, |
приведем |
несколько примеров. Так, в стандартных условиях на уровне моря
числу М полета, равному 0,5, |
соответствуют |
7 0 =302° абс, УП ред= |
||||
= 773 м/с, й к р |
= 317 м/с. ПриМ,»=1,0 |
Г0 = 346° абс, |
Уп Р ед = 832 |
м/с, |
||
о„р = 338 м/с. |
При М<* = 2,0 |
Г 0 = 5 1 8 0 |
абс, |
Ул р е д=1030 м/с, |
= |
|
= 423 м/с. |
|
|
|
|
|
|
Поскольку |
скорость звука |
пропорциональна УТ, |
то |
|
||
|
£ Г - [ ' - ( т £ г ) Г - |
<••*> |
Если в струйке выполняется не только общее условие адиабатности (отсутствие теплообмена с окружающей средой), но и усло вие изоэнтропности (отсутствие внутреннего подвода тепла, свя-
25
заНного с трением и резкими изменениями Параметров), то можно воспользоваться уравнением идеальной адиабаты и перейти от от-
Т
носительной температуры -jr- к относительным значениям давления и плотности:
* - ( £ Г-['-(-£ г)'Л
|
т_ |
1 |
1 - |
2,5 |
р |
*-1 |
(1.26) |
||
Ро |
То |
|
( ^ п р е д ) |
- |
Параметры р0 |
и ро называют |
соответственно |
давлением и плот |
ностью идеально заторможенного потока. Их значения можно оп
ределить |
из |
формул (1.25) |
и |
(1.26), если |
известны |
скорость, |
дав |
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ление |
и |
плотность |
воз |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
духа в каком-либо одном |
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
сечении. Давление ра так |
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
же |
часто |
называют |
п о л |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
н ы м д а в л е н и е м |
дан |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ного |
потока. |
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Графики |
зависимостей |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
(1.22), |
(1.24), |
(1.25) |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
и |
|
(1.26) |
приведены |
на |
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
рис. 1.11. Как видно, уве |
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
личение |
скорости |
сопро |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
вождается |
|
уменьшением |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
W Vnpeg |
всех |
параметров |
состоя |
||||||||
Рис. 1.11. |
Изменения |
параметров |
состояния |
ния |
воздуха. |
Физические |
||||||||||||
причины |
этой закономер |
|||||||||||||||||
воздуха |
при изоэнтропном |
разгоне |
ности |
были |
рассмотре |
|||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ны |
ранее. |
Так, |
падение |
|||||
температуры |
обусловлено |
переходом |
теплосодержания |
воздуха |
||||||||||||||
в кинетическую энергию, |
понижение |
давления |
объясняется |
про |
||||||||||||||
явлением |
|
инертности |
|
воздуха |
' ( с м - § |
1-4). |
|
а |
расширение |
|||||||||
(уменьшение |
плотности) —проявлением |
его |
сжимаемости |
(см. |
||||||||||||||
§1 . 6) . |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Параметры состояния воздуха в критическом сечении струйки |
||||||||||||||||||
(при V—aKp) |
|
легко получить, |
подставляя |
в соответствующие |
фор |
|||||||||||||
( |
V |
\ 2 |
( |
« к Р V |
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
М У Л Ы |
п р е д , |
|
V пред |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- ^ = 4 - = |
0,833; |
- ^ - = |
1^0,833 = |
0,912; |
|
|
||||||||||
|
12- |
= 0,8333 , 5 |
= |
0,528; |
= |
0.8332 , 5 = |
0,636. |
|
|
|||||||||
|
Ро |
|
|
|
|
|
|
Ро |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
26