Файл: Цейтлин Г.М. Аэродинамика и динамика полета самолета с ТРД учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 200

Скачиваний: 17

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

значение оптимальной скорости второй половины переворота опре­ деляется в виде

 

V,

. = V

1

п?' э

(11.30)

 

1 opt

i г.п mm Доп

у

у"

 

Естественно,

что увеличить

скорость

от V73B до V o p ,

скачком в

момент прохода

положения в = 270° нельзя. Однако вблизи этого

положения cos в

столь мал, что отклонения скорости от оптималь­

ной программы

не имеют

существенного

 

значения.

 

Конкретная программа выполнения переворота с минимальной потерей высоты должна определяться с учетом особенностей дан­ ного типа самолета. Для самолетов с небольшой тяговооруженностыо, большим коэффициентом индуктивности и большим временем приемистости двигателя может оказаться целесообразным перед вводом в переворот на скорости, близкой к эволютивной, увеличить обороты до полных или даже включить форсаж и выпустить тор­ мозные щитки, а далее при определенном угле отрицательного пи­ кирования убрать воздушные тормоза. На самолетах с малым ко­ эффициентом индуктивности и хорошей приемистостью двигателя может потребоваться лишь кратковременное увеличение тяги при в « ± 6 0 + 70° и т. п.

§ 11.9. Горка

Собственно горкой называют маневр самолета по восходящей прямолинейной или близкой к прямолинейной траектории, как пра­

вило, с углом наклона,

превышающим

располагаемый

угол устано­

вившегося подъема при данном

 

 

режиме

работы

силовой

уста­

 

 

новки. Горка как маневр, кро­

 

 

ме

собственно

горки,

включа­

 

 

ет еще криволинейные

участки

 

 

ввода

и

вывода

(рис.

11.13).

 

 

В

ряде

случаев

(например, на

 

 

больших

стратосферных

высо­

 

 

тах, где эксплуатационный

диа­

 

 

пазон

скоростей

достаточно

 

 

узок,

а

 

располагаемая

пере­

 

 

грузка

не

позволяет интенсив­

 

 

но

искривлять

траекторию)

 

 

горка

может

выполняться по

Рис. 11.13. Горка

S-образной

траектории,

без

 

 

прямолинейного

 

участка.

 

 

 

 

При учебных полетах в зону для отработки техники пилотиро­

вания под горкой

понимается фигура

пилотажа, при

выполнении

которой самолет движется по прямолинейной траектории с набором высоты.

Горки с углами подъема 6 ^ 3 0 ° называют пологими,

а при

6 > 3 0 ° — крутыми. Угол горки с S-образной траекторией

опреде­

ляется в точке ее перегиба.

 

359



Ввод в горку осуществляется обычно на достаточно большой скорости, вплоть до максимально допустимой. Вывод из маневра

(фигуры) должен быть закончен на скорости

не

менее

 

эволю-

тивной.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Для ввода самолета в горку летчик

увеличивает

перегрузку.

При этом

центростремительная

сила У — Gcos6

искривляет траек­

торию кверху. На прямолинейном участке горки

нормальная

пере­

грузка пу

cos в . Для вывода

из горки

необходимо

уменьшить пе­

регрузку.

Если при этом

она

остается

положительной,

то

сила

G cos в — У, искривляющая траекторию

книзу, невелика

и вывод из

 

 

 

маневра

 

протекает

 

 

доста­

 

 

 

точно

вяло,

сопровождается

 

 

 

значительным

уменьшением

 

 

 

скорости. Интенсивность вы­

 

 

 

вода

можно

повысить

пере­

 

 

 

водом

самолета

на

 

отрица­

 

 

 

тельные

перегрузки,

 

но

их

 

 

 

эксплуатационные

 

значения

 

 

 

строго ограничены. В

боевой

 

 

 

обстановке

 

вялое

и

моно­

 

 

 

тонное

 

завершение

 

маневра

 

 

 

вообще

нежелательно,

так

 

 

 

как

теряется

фактор

внезап­

 

 

 

ности. Противник

легко мо­

Рис. 11.14. К расчету

горки

жет

разгадать тактический

замысел

и, применив

 

рацио­

 

 

 

 

 

 

 

нальный

 

контрманевр,

за-

хватить инициативу. На выводе из горки,

кроме

того,

 

носовая

часть самолета длительно закрывает цель

и ее можно

просто по­

терять. Поэтому вывод из горки в вертикальной

плоскости

обычно

применяется лишь при сравнительно небольших

углах

в г . Другие

способы вывода (разворотом, двумя полубочками),

пригодные при

любых углах 9Г , будут рассмотрены в гл. 13.

 

 

интегрированием

Расчет горки можно выполнить численным

уравнений движения, как это было показано

в § 11.6. Естественно,

на прямолинейном участке в качестве аргумента следует использо­ вать не угол 6, который здесь постоянен, а время или скорость.

Для приближенного расчета горки можно осреднить и считать постоянными параметры на ее участках. При изложении последо­ вательности расчета значения параметров в различных точках

траектории

будем

отмечать

индексами, соответствующими

обозна­

чениям

этих

точек

на схеме

(рис. 11.14). Средние значения пара­

метров

на участках

отметим

двойными индексами — по обозначе­

нию начала

и конца

участка.

 

 

Участок

ввода

1-2 заменим дугой окружности, радиус

которой

на основании формулы

(11.17-2) определяется в виде

 

 

 

 

 

г,1-2

 

1-2

(11.31-1)

 

 

 

 

 

 

360


В зависимости от тяговооруженности, коэффициента

индуктив­

ности и выбора средней перегрузки

п

,_2

 

ввода средняя скорость

V 1 J 2

 

ввода

принимается

либо

равной

скорости

V\

начала ввода,

либо несколько отличной от нее. Величина

 

1 + coser

— среднее

значение cosG

на вводе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Набор

 

(прирост)

 

высоты

в

процессе

ввода,

как

видно

из

рис. 11.14, равен

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

A// 1 . 2 ==r 1 . 2 - / - ] . 2 cos0 r

= ^ . 2 ( l

- c o s « r ) .

 

(11.31-2)

Скорость V2 конца ввода определяется

по

известной

формуле

равнопеременного

движения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

V2 =

Vl

+ J\Jl.2.

 

 

 

 

 

 

(11.31-3)

Здесь

продолжительность ввода

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2wj_20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

' 1 - 2 =

360l/,.2

 

 

 

 

 

 

(П.31-4)

а среднее

ускорение

на вводе

согласно

уравнению (11.14-2)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

/

 

 

1 +

cos6 \

 

 

 

 

, , . „ .

 

 

 

 

 

 

 

•Л-2 =4^.-2

 

2

 

J

 

дя,.2

 

 

(П.31-5)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

определяется для

средней

высоты

Ии2

И1-\

 

^—.средней

ско­

рости

V b 2

H

средней

перегрузки п У

1 Т

 

 

 

 

 

 

 

 

 

После

определения

V2

целесообразно

сравнить

величины

Vх.2

и

2

— - .

В

случае

большого

 

расхождения

следует

принять

 

 

V

4-

V

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

V b 2

= -—L2—-

и выполнить второе

приближение.

уравнение

ба­

Для расчета

прямолинейного

участка

запишем

ланса

энергетических

высот

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Н2

+ ^

+ nxMLM

 

= Я 3

+

^

,

 

 

 

(11.32)

где

Н^Нг

 

+

Ш^

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

п х

М

— средняя продольная

перегрузка;

 

 

 

 

 

 

 

 

Z2 .3 длина прямолинейного участка.

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитывая, что # 3

— # 2

= Д # 2 _ 3

есть

набор

высоты

на

прямоли­

нейном участке

горки

и что L — - ^ - ^ (см. рис. 11.14),

находим

 

 

 

 

 

 

 

^ 2 - з -

 

, 2

„ ; „ - •

 

 

 

 

(п . 33)

361


Скорость V3 начала вывода

из горки выбирается

(задается) та­

кой,

чтобы в конце

вывода обеспечивалось условие V4

V3&. Есте­

ственно, чем больше

угол в горки, тем большей должна

быть и ско­

рость

F 3 . Средняя

продольная

перегрузка

« f 2 _ 3

прямолинейного

 

 

 

 

 

 

 

 

V

4- V

 

 

участка

определяется

для скорости 1/'2=

— ^ — ~ 1

]

высоты/У2 3 ,

которая

сначала

выбирается ориентировочно.

После

определения

Л//2 3

// 2 3 сравнивается

с п о л у с у м м о й — ^ — - •

При грубых рас-

хождениях следует

принять

2_3 — — ^ — - ,

снова

определить

2и

уточнить

набор

высоты

АН23.

 

 

 

 

Участок вывода рассчитывается подобно участку ввода.

При

скоротечных

энергичных

горках

небольшой

протяженно­

сти

для грубо

приближенной

 

оценки

возможностей самолета

можно пренебречь изменением полного запаса механической энер­

гии. Тогда

из условия # э = const при заданных скоростях ввода Vx

и вывода

V3 высота в конце вывода

2g '

а при заданных высотах Н\ и Я 4 скорость в конце вывода

В

большинстве

случаев летчик

использует

энергичную

горку

для

интенсивного

преобразования

кинетической

энергии

(скоро­

сти)

в потенциальную энергию (высоту). Если общий запас энер­

гии достаточен, то, выбирая угол горки, летчик, исходя из такти­ ческих соображений, руководствуется прежде всего временными ха­ рактеристиками, так как ему нужно успеть своевременно выйти в определенную точку воздушного пространства. Однако необходимо учитывать (особенно при ограниченном запасе энергии), что при увеличении угла горки выигрыш времени почти всегда сопрово­ ждается проигрышем в конечных значениях высоты или скорости маневра. Дело в том, что в диапазоне скоростей и высот устано­ вившегося горизонтального полета располагаемая продольная пе-. регрузка на прямолинейном участке горки всегда положительна. Чем круче горка, тем короче путь, проходимый самолетом в задан­ ном интервале высот, и,, следовательно, меньше энергия, накапли­ ваемая самолетом в процессе самого маневра. Кроме того, при

больших углах Ог участок

ввода удлиняется и выполняется со зна­

чительными перегрузками

пу.

На этом участке величина ti^vумень­

шается или даже становится

отрицательной. Это явление тем су­

щественней, чем меньше удлинение крыла.

Иная картина получается для длительных горок, целью кото­ рых обычно является уже не быстрый набор высоты за счет имею­ щейся кинетической энергии, а перевод самолета на новый режим полета, характеризующийся не только большей (против началь-

362