Файл: Хробостов С.Н. Эксплуатация машинно-тракторного парка учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 217
Скачиваний: 3
Ркр,кгс
Рис. 11. Тяговая характеристика трактора.
При эксплуатации машинно-тракторного парка боль шой интерес представляет тяговая характеристика трак тора, построенная на основе данных тяговых испытаний. Она дает более точные показатели, чем характеристика, построенная на основе теоретических расчетов.
Для получения такой характеристики проводят тяго вые испытания трактора на различных передачах. Под бирают однородный по типу и состоянию обработки уча сток поля длиной 400 м с ровным горизонтальным релье фом. Нагружают трактор специальной тормозной те лежкой, другим трактором или прицепным орудием (ча ще всего плугом). Тяговое усилие замеряют динамо метром, включенным между трактором и прицепным орудием или тормозной тележкой.
Двигатель |
трактора, |
подвергаемого |
тяговым |
испы |
|
таниям, |
должен быть технически исправным и |
иметь |
|||
нормальные параметры |
регуляторной |
характеристики |
|||
(Nc, пя, |
G4, ge). |
Чтобы |
убедиться в этом, его проверяют |
||
на тормозной |
установке. |
|
|
||
Перед началом испытания двигатель и трансмиссию |
|||||
трактора |
прогревают. |
|
|
|
66
|
Во |
время тяговых испытаний |
на |
каждой |
передаче |
|
трактора проводят несколько опытов |
(около 10): снача |
|||||
ла |
при |
холостом |
ходе трактора, |
а затем примерно при |
||
25, |
50, |
75, 85, 100 |
и более процентах |
полной |
нагрузки |
трактора на данной передаче вплоть до остановки дви гателя от перегрузки или до остановки трактора вслед ствие буксования движителей.
В диапазоне от 85% до полной перегрузки трактора
проводят |
5—7 опытов, чтобы |
точнее установить законо |
|
мерность |
изменения показателей тяговой характеристи |
||
ки в этой |
области нагрузки. |
|
|
Для каждой нагрузки делают два |
опыта — замеря |
||
ют показатели при движении |
трактора |
по участку туда |
и обратно. Для построения графика принимают средние данные по двум замерам. При каждом опыте замеряют:
тяговое усилие трактора (по |
динамометру), |
продолжи |
||
тельность опыта, частоту вращения ведущих |
колес или |
|||
звездочек трактора (среднюю |
частоту |
вращения |
право |
|
го и левого колеса), расход |
топлива |
за время |
опыта |
(применяется специальный мерный бачок) и температу ру воды в радиаторе.
По результатам каждого опыта определяют следую
щие |
показатели. |
|
|
|
|
|
|
|
||
1. |
Скорость |
vp |
(км/ч) движения |
трактора |
|
|||||
|
|
|
|
Ур = |
3 , 6 у , |
|
|
|
|
|
где |
L—длина |
опытного |
участка |
(расстояние |
между |
|||||
|
контрольными вешками), м; |
|
|
|
||||||
|
t — время прохождения длины участка, с. |
|
||||||||
2. |
Частоту |
вращения п д |
(об/мин) |
|
коленчатого вала |
|||||
двигателя |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
«д = |
б 0 ^ А , |
|
|
|
|
|
где |
ftp—средняя |
частота вращения |
ведущих звездочек |
|||||||
|
или |
ведущих колес трактора |
за |
время |
прохо |
|||||
|
да |
пути |
при данной загрузке |
трактора, |
об/мин; |
|||||
|
i0— общее |
передаточное |
отношение |
трансмиссии |
||||||
|
трактора. |
|
|
|
|
|
|
|||
3. Тяговую |
мощность NHP |
(л. с.) |
трактора |
|
||||||
|
|
|
|
Д/ |
Р к р |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
к р ~ |
270 |
' |
|
|
|
|
б* |
67 |
где |
Р к р — с р е д н е е тяговое усилие |
трактора, |
замерен |
||
ное динамометром, кгс. |
|
|
|
||
|
4. Буксование |
б трактора, % |
|
|
|
|
|
б = |
O P J Z ^ I O O , |
|
|
|
|
|
Пр |
|
|
где |
пх—средняя |
частота |
вращения |
ведущих |
звездочек |
или ведущих колес за время прохождения пути без на
грузки на крюке, об/мин. |
|
|
5. Часовой расход G 4 |
топлива, г |
|
G4 |
= 3,6^-n , |
|
где G o n — расход топлива |
за время опыта, г. |
|
6. Удельный расход gKp |
(г/л. с. ч.) топлива |
|
Результаты подсчетов |
|
по каждому опыту сводят |
в таблицу и по ним строят тяговую характеристику трак тора. На горизонтальной оси графика в масштабе от кладывают тяговое усилие трактора, а на вертикальной — крюковую мощность, скорость, частоту вращения ко ленчатого вала, буксование, часовой и удельный расхо ды топлива. Наносят на график точки, отражающие ко личественное значение каждого показателя при соот ветствующей нагрузке, затем соединяют их линией и получают тяговую характеристику трактора на одной из
передач для |
данных почвенных |
условий |
(она |
аналогич |
|||||
на тяговой |
характеристике, |
изображенной на |
рисунке |
||||||
И ) . |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Исходя из графика, можно сделать следующие вы |
|||||||||
воды. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1. Тяговая |
(крюковая) мощность трактора |
на |
данной |
||||||
передаче по |
|
мере |
увеличения |
нагрузки |
PKV |
на |
крюке |
||
до известного |
предела возрастает. |
Достигнув |
макси |
||||||
мального значения |
в точке |
М, |
она с |
увеличением РК р |
падает. При некотором максимальном тяговом сопроти влении на крюке трактор останавливается вследствие заглохания двигателя от перегрузки или полного буксо вания движителей.
2. Мощность, |
соответствующую |
точке |
перегиба |
М |
|
и в большинстве |
случаев |
(если движущая |
сила не |
ог |
|
раничивается сцеплением |
с почвой) |
при |
нормальной |
68
(расчетной) частоте вращения пя совпадающую с мак симальной эффективной мощностью Л/г двигателя, на зывают максимальной тяговой мощностью трактора
к^тах |
|
3. Тяговое усилие, соответствующее |
максимальной |
тяговой мощности и нормальной частоте вращения колен чатого вала двигателя, называется нормальным (рас четным) тяговым усилием трактора Р к Р н на данной пе редаче. Следует отметить, что это не то усилие, до ко торого трактор загружают во время работы. Оптималь
ная |
величина тягового сопротивления |
на крюке тракто |
|
ра |
при выполнении сельскохозяйственных |
работ, как |
|
это |
будет рассмотрено ниже, зависит |
от |
ряда условий |
и может значительно отличаться от величины нормаль ного тягового усилия трактора.
4. Часовой расход топлива G4 возрастает по мере увеличения нагрузки на крюке. В точке М, соответству ющей максимальной тяговой мощности, он достигает максимального значения. Затем при режиме перегруз ки часовой расход снова падает в связи с тем, что ко
личество рабочих циклов в двигателе |
уменьшается. |
5. Удельный расход топлива gKp |
с увеличением на |
грузки уменьшается н становится минимальным в точке
максимальной |
крюковой мощности. |
При перегрузке |
трактора, по мере ухудшения условий |
рабочего процес |
|
са в двигателе |
при малой частоте вращения, удельный |
|
расход топлива |
возрастает. |
|
Тяговые характеристики, снятые при работе тракто |
ра на разных передачах и размещенные на одном графи ке, называются совмещенными тяговыми характеристи
ками трактора (рис. 12, 13, 14, 15, 16, |
17). |
|
По таким характеристикам определяют оптимальные |
||
режимы работы |
тракторов и агрегатов, |
а также техни |
ко-экономические показатели работы. |
|
|
Па тяговой характеристике для каждой передачи есть |
||
две зоны: первая |
(до перегиба кривой |
тяговой мощнос |
ти) отражает работу двигателя на регуляторе, вторая (после точки перегиба — на безрегуляторной ветви) со ответствует перегрузке двигателя.
Длительная работа на режиме перегрузки влечет за собой не только снижение динамических NKp и эконо мических ge показателей работы трактора, но и вызыва ет повышенный износ двигателя, что еще более снижает эффективность эксплуатации трактора.
69
пд,'о5/мин
О WO 200 300 Ш |
500 |
BOO 700 800 900 Рнр,НГС |
Рис. 12. Тяговая характеристика |
трактора Т-40 при работе |
|
на I , I I , I I I и I V передачах |
на |
почве, подготовленной под |
посев. |
|
При анализе эксплуатационных показателей тракто ра по совмещенной тяговой характеристике необходимо учитывать следующее.
1. Максимальная тяговая мощность трактора с пере ходом на высшие скорости увеличивается, если на низ ших скоростях сцепление движителей с почвой было не-
70
достаточным для реализации полной мощности двига
теля, |
и уменьшается, если оно было достаточным. |
2. |
Удельный расход топлива увеличивается при рабо |
те на каждой передаче по мере увеличения недогрузки или перегрузки трактора. Наименьший удельный рас-
/7, иб/MUH
Рис. 13. Тяговая характеристика трактора ДТ-75 на стерне.
71
П, off/чин
500 /ООО 1500 2000 2500 3000 3500 РНр,нГй
Рис. 14. Тяговая характеристика трактора ДТ-75 на почве, подготов ленной под посев.
72
Up, им/я
О |
200 |
Ш |
600 |
800 1000 1200 РНп,кгс. |
Рис. 15. Тяговая |
характеристика |
трактора МТЗ-50 на бо.тот- |
||
но-торфяной почве |
по стерне |
(влажность № = 74-f-77%). |
ход топлива соответствует максимальной мощности на крюке трактора.
3. Чем меньше кривизна линии удельного расхода топлива левее и правее точек максимальной мощности трактора, тем экономичней работа трактора. В сельско хозяйственном производстве нередко приходится рабо
тать |
с недогрузкой. |
Преимущество имеет |
тот |
трактор, |
|
у которого удельный расход топлива |
при |
недогрузке |
|||
меньше возрастает |
(кривая удельного |
расхода |
топлива |
||
более |
пологая). |
|
|
|
|
4. Отношение максимального тягового усилия к нор |
|||||
мальному по каждой из передач можно |
назвать |
(по ана- |
73