Файл: Хробостов С.Н. Эксплуатация машинно-тракторного парка учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 217

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Ркр,кгс

Рис. 11. Тяговая характеристика трактора.

При эксплуатации машинно-тракторного парка боль­ шой интерес представляет тяговая характеристика трак­ тора, построенная на основе данных тяговых испытаний. Она дает более точные показатели, чем характеристика, построенная на основе теоретических расчетов.

Для получения такой характеристики проводят тяго­ вые испытания трактора на различных передачах. Под­ бирают однородный по типу и состоянию обработки уча­ сток поля длиной 400 м с ровным горизонтальным релье­ фом. Нагружают трактор специальной тормозной те­ лежкой, другим трактором или прицепным орудием (ча­ ще всего плугом). Тяговое усилие замеряют динамо­ метром, включенным между трактором и прицепным орудием или тормозной тележкой.

Двигатель

трактора,

подвергаемого

тяговым

испы­

таниям,

должен быть технически исправным и

иметь

нормальные параметры

регуляторной

характеристики

(Nc, пя,

G4, ge).

Чтобы

убедиться в этом, его проверяют

на тормозной

установке.

 

 

Перед началом испытания двигатель и трансмиссию

трактора

прогревают.

 

 

 

66

 

Во

время тяговых испытаний

на

каждой

передаче

трактора проводят несколько опытов

(около 10): снача­

ла

при

холостом

ходе трактора,

а затем примерно при

25,

50,

75, 85, 100

и более процентах

полной

нагрузки

трактора на данной передаче вплоть до остановки дви­ гателя от перегрузки или до остановки трактора вслед­ ствие буксования движителей.

В диапазоне от 85% до полной перегрузки трактора

проводят

5—7 опытов, чтобы

точнее установить законо­

мерность

изменения показателей тяговой характеристи­

ки в этой

области нагрузки.

 

 

Для каждой нагрузки делают два

опыта — замеря­

ют показатели при движении

трактора

по участку туда

и обратно. Для построения графика принимают средние данные по двум замерам. При каждом опыте замеряют:

тяговое усилие трактора (по

динамометру),

продолжи­

тельность опыта, частоту вращения ведущих

колес или

звездочек трактора (среднюю

частоту

вращения

право­

го и левого колеса), расход

топлива

за время

опыта

(применяется специальный мерный бачок) и температу­ ру воды в радиаторе.

По результатам каждого опыта определяют следую­

щие

показатели.

 

 

 

 

 

 

 

1.

Скорость

vp

(км/ч) движения

трактора

 

 

 

 

 

Ур =

3 , 6 у ,

 

 

 

 

где

L—длина

опытного

участка

(расстояние

между

 

контрольными вешками), м;

 

 

 

 

t — время прохождения длины участка, с.

 

2.

Частоту

вращения п д

(об/мин)

 

коленчатого вала

двигателя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«д =

б 0 ^ А ,

 

 

 

 

где

ftp—средняя

частота вращения

ведущих звездочек

 

или

ведущих колес трактора

за

время

прохо­

 

да

пути

при данной загрузке

трактора,

об/мин;

 

i0— общее

передаточное

отношение

трансмиссии

 

трактора.

 

 

 

 

 

 

3. Тяговую

мощность NHP

(л. с.)

трактора

 

 

 

 

 

Д/

Р к р

 

 

 

 

 

 

 

 

 

к р ~

270

'

 

 

 

 

б*

67


где

Р к р с р е д н е е тяговое усилие

трактора,

замерен­

ное динамометром, кгс.

 

 

 

 

4. Буксование

б трактора, %

 

 

 

 

б =

O P J Z ^ I O O ,

 

 

 

 

 

Пр

 

 

где

пх—средняя

частота

вращения

ведущих

звездочек

или ведущих колес за время прохождения пути без на­

грузки на крюке, об/мин.

 

 

5. Часовой расход G 4

топлива, г

G4

= 3,6^-n ,

где G o n — расход топлива

за время опыта, г.

6. Удельный расход gKp

(г/л. с. ч.) топлива

Результаты подсчетов

 

по каждому опыту сводят

в таблицу и по ним строят тяговую характеристику трак­ тора. На горизонтальной оси графика в масштабе от­ кладывают тяговое усилие трактора, а на вертикальной — крюковую мощность, скорость, частоту вращения ко­ ленчатого вала, буксование, часовой и удельный расхо­ ды топлива. Наносят на график точки, отражающие ко­ личественное значение каждого показателя при соот­ ветствующей нагрузке, затем соединяют их линией и получают тяговую характеристику трактора на одной из

передач для

данных почвенных

условий

(она

аналогич­

на тяговой

характеристике,

изображенной на

рисунке

И ) .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Исходя из графика, можно сделать следующие вы­

воды.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Тяговая

(крюковая) мощность трактора

на

данной

передаче по

 

мере

увеличения

нагрузки

PKV

на

крюке

до известного

предела возрастает.

Достигнув

макси­

мального значения

в точке

М,

она с

увеличением РК р

падает. При некотором максимальном тяговом сопроти­ влении на крюке трактор останавливается вследствие заглохания двигателя от перегрузки или полного буксо­ вания движителей.

2. Мощность,

соответствующую

точке

перегиба

М

и в большинстве

случаев

(если движущая

сила не

ог­

раничивается сцеплением

с почвой)

при

нормальной

68


(расчетной) частоте вращения пя совпадающую с мак­ симальной эффективной мощностью Л/г двигателя, на­ зывают максимальной тяговой мощностью трактора

к^тах

 

3. Тяговое усилие, соответствующее

максимальной

тяговой мощности и нормальной частоте вращения колен­ чатого вала двигателя, называется нормальным (рас­ четным) тяговым усилием трактора Р к Р н на данной пе­ редаче. Следует отметить, что это не то усилие, до ко­ торого трактор загружают во время работы. Оптималь­

ная

величина тягового сопротивления

на крюке тракто­

ра

при выполнении сельскохозяйственных

работ, как

это

будет рассмотрено ниже, зависит

от

ряда условий

и может значительно отличаться от величины нормаль­ ного тягового усилия трактора.

4. Часовой расход топлива G4 возрастает по мере увеличения нагрузки на крюке. В точке М, соответству­ ющей максимальной тяговой мощности, он достигает максимального значения. Затем при режиме перегруз­ ки часовой расход снова падает в связи с тем, что ко­

личество рабочих циклов в двигателе

уменьшается.

5. Удельный расход топлива gKp

с увеличением на­

грузки уменьшается н становится минимальным в точке

максимальной

крюковой мощности.

При перегрузке

трактора, по мере ухудшения условий

рабочего процес­

са в двигателе

при малой частоте вращения, удельный

расход топлива

возрастает.

 

Тяговые характеристики, снятые при работе тракто­

ра на разных передачах и размещенные на одном графи­ ке, называются совмещенными тяговыми характеристи­

ками трактора (рис. 12, 13, 14, 15, 16,

17).

По таким характеристикам определяют оптимальные

режимы работы

тракторов и агрегатов,

а также техни­

ко-экономические показатели работы.

 

Па тяговой характеристике для каждой передачи есть

две зоны: первая

(до перегиба кривой

тяговой мощнос­

ти) отражает работу двигателя на регуляторе, вторая (после точки перегиба — на безрегуляторной ветви) со­ ответствует перегрузке двигателя.

Длительная работа на режиме перегрузки влечет за собой не только снижение динамических NKp и эконо­ мических ge показателей работы трактора, но и вызыва­ ет повышенный износ двигателя, что еще более снижает эффективность эксплуатации трактора.

69



пд,'о5/мин

О WO 200 300 Ш

500

BOO 700 800 900 Рнр,НГС

Рис. 12. Тяговая характеристика

трактора Т-40 при работе

на I , I I , I I I и I V передачах

на

почве, подготовленной под

посев.

 

При анализе эксплуатационных показателей тракто­ ра по совмещенной тяговой характеристике необходимо учитывать следующее.

1. Максимальная тяговая мощность трактора с пере­ ходом на высшие скорости увеличивается, если на низ­ ших скоростях сцепление движителей с почвой было не-

70

достаточным для реализации полной мощности двига­

теля,

и уменьшается, если оно было достаточным.

2.

Удельный расход топлива увеличивается при рабо­

те на каждой передаче по мере увеличения недогрузки или перегрузки трактора. Наименьший удельный рас-

/7, иб/MUH

Рис. 13. Тяговая характеристика трактора ДТ-75 на стерне.

71

П, off/чин

500 /ООО 1500 2000 2500 3000 3500 РНр,нГй

Рис. 14. Тяговая характеристика трактора ДТ-75 на почве, подготов­ ленной под посев.

72

Up, им/я

О

200

Ш

600

800 1000 1200 РНп,кгс.

Рис. 15. Тяговая

характеристика

трактора МТЗ-50 на бо.тот-

но-торфяной почве

по стерне

(влажность № = 74-f-77%).

ход топлива соответствует максимальной мощности на крюке трактора.

3. Чем меньше кривизна линии удельного расхода топлива левее и правее точек максимальной мощности трактора, тем экономичней работа трактора. В сельско­ хозяйственном производстве нередко приходится рабо­

тать

с недогрузкой.

Преимущество имеет

тот

трактор,

у которого удельный расход топлива

при

недогрузке

меньше возрастает

(кривая удельного

расхода

топлива

более

пологая).

 

 

 

 

4. Отношение максимального тягового усилия к нор­

мальному по каждой из передач можно

назвать

(по ана-

73