Файл: Хробостов С.Н. Эксплуатация машинно-тракторного парка учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 283

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

13.Подготовить индивидуальные и групповые подо­ греватели и утеплительные чехлы для двигателей, подо­ гнать их и закрепить на машине.

14.Включить в общую систему охлаждения двигате­

ля

котел индивидуального подогревателя и проверить

его

работу.

15.Утеплить кабину, двигатель, батарею аккумуля­ торов и проверить систему обогрева кабины.

16.Заполнить систему охлаждения жидкостью, ие за­ мерзающей при низкой температуре (антифризом).

П р и п е р е х о д е к в е с е н н е - л е т н е м у с е з о н у необходимо проделать следующее.

1.Слить охлаждающую жидкость из системы охлаж­ дения двигателя, промыть систему и при необходимости удалить из нее накипь.

2.Снять утеплительные чехлы и сдать на хранение.

3.Выполнить операции очередного технического ухода (планового технического обслуживания).

4.Отключить от общей системы охлаждения двига­ теля котел подогревателя (если он включен).

5.Изменить рабочее напряжение, поддерживаемое реле-регулятором, с 14.5+0'2 на 13,5+0>2 В.

6. Изменить плотность электролита в аккумуляторах

сдеревянными сепараторами с зимней нормы на летнюю.

7.Заправить систему питания двигателя топливом летних сортов.

8.Включить радиатор системы смазки.

9.Заменить летними сортами масло и смазку в дви­ гателе, гидравлической системе, агрегатах и узлах сило­ вой передачи и ходовой системы.

10.Зачистить места коррозии и подкрасить повреж­ денные наружные и внутренние поверхности кабины и облицовки трактора, самоходного шасси.

11.Заправить водой систему охлаждения двигателя. Перечисленные общие правила технического ухода

(обслуживания) за тракторами уточняются в правилах технического ухода по трактору каждой марки в соответ­ ствии с его конструктивными особенностями.

При техническом уходе № 3 (ТО-3) проводят общую безразборную проверку технического состояния тракто­ ра, определяют возможность дальнейшей его эксплуата­ ции или необходимость и возможный срок ремонта.

Технические уходы № 2 и 3 (ТО-2 и ТО-3) проводят на стане, в бригаде с привлечением автопередвижной

251


мастерской или в мастерских совхозов и колхозов. Узлы топливной аппаратуры, электрооборудования и гидроси­ стемы для выполнения сложных регулировок направля­ ют в мастерские, оснащенные необходимым оборудова­ нием, или на ремонтные заводы. Разборка двигателя, трансмиссии и узлов гидравлической системы тракторов в полевых условиях запрещается.

Периодичность технических уходов и межремонтные сроки рекомендуется определять также по расходу топ­ лива и в условных эталонных гектарах.

Для тракторов и самоходных шасси периодичность — объем работ между ТУ (ТО) характеризуется расходом топлива. При этом облегчается учет и контроль по тех­ ническому уходу (обслуживанию) за тракторами: трак­ торист не может работать, пока не проведет технический уход, так как он не получит от механика (бригадира) талоны (или отметку) на горючее. Показатели периодич­ ности в мото-часах и условных эталонных гектарах не­ обходимы для производственного планирования, для оп­ ределения отчислений на технические уходы и ремонты.

Чтобы определить периодичность технических уходов (обслуживании) в условных гектарах, надо часовую про­ изводительность трактора данной марки при вспашке по стерне на глубину 20—22 см в эталонных условиях умно­

жить на соответствующую

периодичность в мото­

часах.

 

Например, если эталонная производительность в час

на вспашке стерни трактором

ДТ-75 равна 1 усл. эт. га,

то периодичность технических уходов для этого трактора будет:

ТУ № 1 — I X 60=60

усл. эт. га

 

ТУ № 2—1X240 = 240

»

»

».

 

ТУ № 3— 1X960 = 960

»

»

»

 

Аналогично можно уточнить периодичность техниче­

ских уходов и по расходу топлива

с учетом

конкретных

условий использования тракторов

в данном

хозяйстве,

исходя из норм или фактического расхода топлива на условный гектар.

§ 4. Техническое обслуживание автомобилей

Техническое обслуживание

автомобилей

включает

в себя: ежедневное (ЕО), периодические №

1 (ТО-1)

и № 2 (ТО-2) и текущий ремонт

(т. р.). Кроме того, два

252


раза в год (с наступлением теплого и холодного времени года) проводится сезонное обслуживание.

Техническое обслуживание № 1 для грузовых автомо­ билей проводят после пробега 2200 км при первой кате­ гории условий эксплуатации, а техническое обслужива­ ние № 2 после 11 ООО км.

Для работы в тяжелых дорожных условиях периодич­ ность технического обслуживания автомобилей снижает­ ся на 20% для второй категории условий эксплуатации и на 40% для третьей категории.

Ежедневное

техническое обслуживание выполняют

в межсменное

время при возвращении машины в гараж,

а также в пути и на длительных остановках. Оно вклю­ чает: очистку и мойку машины, смазку и контрольный осмотр с устранением выявленных неисправностей, кон­ троль за работой автомобиля в пути и осмотр его на длительных остановках, проверку автомобиля перед вы­ ездом на линию.

Техническое

обслуживание №

1

(ТО-1)

проводят

в

межсменное

время

после

пробега

установлен­

ных

норм. Выполняются

следующие

основные опе­

рации: очистка, мойка, заправка маслом, водой и топливом; подтяжка креплений, проверка работы

отдельных агрегатов

автомобиля (без

съема с

ма­

шины).

 

 

 

 

Техническое обслуживание

2 (ТО-2), кроме опера­

ций, проводимых при

ТО-1,

включает:

вскрытие

при

необходимости отдельных агрегатов для проверки со­

стояния, регулировку

некоторых

механизмов

и уз­

лов, смену масла в

соответствии

с графиком

смаз­

ки, замену фильтрующих элементов тонкой очистки масла.

Сезонное обслуживание приурочивают к проведению ТО-1 или ТО-2 и дополнительно к ним включают про­ мывку системы питания, замену смазочных масел соот­

ветствующими

сезону

и окраску

мест,

потерявших

ее.

 

 

 

 

 

Текущие ремонты не планируют, необходимость в них

выявляют наблюдением

за работой

автомобиля на

ли­

нии и контролем

за состоянием узлов и

агрегатов

при

техническом обслуживании. В зависимости от по­

требности

текущий ремонт выполняют по агрегатам

и узлам,

снятым с автомобиля, или автомобиля в

целом.

 

253


§ 5. Техническое обслуживание сельскохозяйственных машин

Техническое обслуживание сельскохозяйственных ма­ шин включает ежесменный (ежедневный), периодический (за комбайнами), послесезонный технический уход (об­

служивание)

и текущий ремонт.

 

Ежесменный уход

(обслуживание)

предусматривает

в основном

очистку

рабочих органов,

проверку и под­

тяжку креплений, смазку основных узлов и сопряжений.

Выполняется

он

одновременно

с ЕТУ (ЕТО)

за трак­

тором.

 

 

 

 

Периодический уход выполняют после отработки оп­

ределенного

количества часов

или окончания

данного

вида работы

(сезона).

 

 

Примерная

трудоемкость

проведения технических

уходов (обслуживании) за сельскохозяйственными ма­ шинами дана в таблице 16.

Содержание технических уходов за сельскохозяйст­ венными машинами весьма разнообразно в связи с раз­

нообразием конструкций и условий

работ.

 

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а 16

Примерная трудоемкость проведения технических обслуживании

 

 

сельскохозяйственных

машин

 

 

 

 

 

 

Трудоемкость, чел.- ч

 

 

 

 

ежесменный

периодический

послесезонный

 

 

 

 

ТУ

 

ТУ

 

 

Марка машин

 

при

без

при

без

при

без

 

 

 

 

 

 

меха­

меха -

меха­

меха­

меха­

меха­

 

 

 

низа­

низа -

низа­

низа­

низа­

низа­

 

 

 

ции

цни

ции

ции

ции

ции

Зерновые

комбайны

0,60

1,20

1,73

3,46

15,00

30,00

Силосоуборочные

ком­

0,50

1,40

2,50

9,00

14,00

байны

 

 

0,12

0,20

3,40

7,10

Плуги

 

 

Культиваторы

 

0,11

0,18

5,00

8,40

Сеялки

 

 

0,15

0,25

3,90

4,90

Машины

для внесения

0,10

0,15

1,50

2,00

минеральных

удобре­

0,05

0,08

0,8

1,0

ний

 

 

 

 

 

 

 

 

П р и м е ч а н и е . Трудоемкость приведена

с учетом

затрат

тру­

да на подготовку

комбайна к

хранению.

 

 

 

254


Техническое обслуживание плугов заключается в сле­ дующем.

Е ж е с м е н н ы й т е х н и ч е с к и й у х о д состоит: из проверки состояния лемехов, корпусов, предплужников, замены при необходимости лемехов, проверки состояния осей и колес, рамы, дисковых ножей, установки корпу­ сов, предплужников и дисковых ножей, проверки всех креплений и их подтягивания, смазки плуга (в соответ­ ствии с инструкцией).

П о с л е с е з о н н ы й т е х н и ч е с к и й у х о д вклю­ чает: осмотр и безразборную оценку технического состоя­ ния плуга, автомата, дисковых ножей, колес плуга, очи­ стку, промывку и замену изношенных деталей, заточку дисковых ножей, промывку подшипников и направляю­ щих винтов регулировочных механизмов, сборку плуга и проверку работы его механизмов. После этого выпол­ няют операции по подготовке плуга к хранению.

Техническое обслуживание культиваторов и борон.

После окончания каждой смены культиваторы и бороны очищают, проверяют их состояние (крепления, расста­ новку стоек, остроту режущих кромок), при необходимо­ сти затачивают или заменяют ножи (диски); проверяют исправность подъемного механизма, рамы, прицепа, ко­ лес и их осей, смазывают в соответствии с инструкцией.

После окончания весеннего и осеннего периодов ра­ бот, кроме ежесменного технического ухода, проводят послесезонный уход; разбирают, промывают и проверя­ ют детали автомата, оси и втулки колес, при необходи­ мости заменяют их, подготавливают орудия к хранению.

Техническое обслуживание сеялок и сажалок. При ежесменном уходе проверяют сошники и поводки семя­ проводов и устраняют их неисправности, проверяют вы­ лет маркера и следоуказателя, регулируют натяжение цепей или зацепление шестерен. В квадратно-гнездовых сеялках проверяют также установку высевающих ди­ сков, одновременность открытия клапанов, работу узло­ уловителя и состояния мерной проволоки. С переходом от посева одной культуры к другой тщательно очищают семенной ящик и, если необходимо, дезинфицируют его. Смазывают сеялку согласно инструкции и проверяют все крепления.

У картофелесажалок проверяют: состояние и взаимо­ действие вычерпывающих аппаратов, пружины зажимов, работу привода туковысевающих аппаратов и заслонок|

состояние и взаимодействие вилки узлоуловителя и вали­ ка выключения автомата; состояние роторов и располо­ жение их лопастей; натяжение всех цепей, крепления и смазку.

Послесезонный технический уход за сеялками и са­ жалками проводят по окончании работ (весенних и осен­ них). Кроме операции ежесменного ухода, проверяют механизмы, заменяют изношенные детали, регулируют машины, подготавливают их к хранению.

Техническое обслуживание сенокосилок. При еже­

сменном уходе через каждые 4—6 ч работы меняют но­ жи, проверяют состояние пальцев, вкладышей, сегментов и регулируют ход ножа; проверяют состояние шатуна и головки ножа, положение наружного конца пальцевого бруса. Смазывают машину, проверяют крепления.

При послесезонном уходе проверяют работу предо­ хранительных муфт; снимают, промывают и смазывают роликовые цепи; проверяют состояние силовой передачи, подготавливают машину к хранению.

Техническое обслуживание зерновых комбайнов за­

ключается в следующем. При ежесменном (ежедневном) техническом уходе проверяют состояние режущего аппа­ рата и привода к нему; состояние и натяжение полотен, ремней, планок и шкивов; состояние звездочек и цепей; проверяют равновесие жатки, состояние барабана, деки, очисток и их подвесок, приводных ремней и шин. В соло­ мокопнителях проверяют действие механизмов упаков­ ки, измельчителя и сброса копен. Выполняют соответст­ вующие операции по уходу за двигателями (аналогично уходу за двигателем СМД-14) и смазку комбайна.

П е р и

о д и ч е с к и й т е х н и ч е с к и й у х о д прово­

дят через

каждые 60 мото-часов.

Кроме операций ежесменного ухода, проверяют со­ стояние ходовой части, механизмов управления, прибо­ ров сигнализации, подшипников, гидроуправления, натя­ жение цепей элеваторов, предохранительные муфты.

П о с л е с е з о н н ы й у х о д за зерновыми комбайна­ ми проводят после окончания уборочных работ. Он вклю­ чает контрольный осмотр и безраборную оценку техни­ ческого состояния комбайна, удаление накипи из двига­ теля, замену масла и промывку картеров двигателя, трансмиссии, пропитку в масле деревянных подшипни­ ков, промывку баков, проверку топливного насоса, под­ готовку комбайна к хранению.

256