Файл: Хробостов С.Н. Эксплуатация машинно-тракторного парка учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 286
Скачиваний: 3
Рис. 58. |
Водомаслогрейная установка ВМГ-600/100: |
|
|||||
/ — дымоотводящая |
труба; 2 — бак для воды; |
3 — термометр; |
4 — насос для |
||||
нагнетания |
воды; |
5 —поддувало; |
6 — топка; |
7—-кран |
для |
выдачи |
масла; |
8 — горячая |
циркуляционная труба; |
9—бак для масла; |
10—холодная |
цирку |
|||
|
|
ляционная труба; 11 — топливник. |
|
|
|
Другие приспособления для облегчения запуска дви гателей. К ним относятся специальные пусковые агрега ты, устройства для использования тепла отработанных газов пускового двигателя, выключение радиатора при запуске двигателя, обогрев двигателя паром и др.
При температуре воздуха ниже —20° С для охлажде ния двигателя желательно применять жидкости, не за мерзающие при низкой температуре (антифризы).
Из антифризов известны водный раствор этиленглнколя, смесь этилового спирта, глицерина, воды и др. ГОСТ 159—52 рекомендует антифризы «40» и «65», пред
ставляющие собой водный раствор этиленгликоля |
раз |
ной концентрации с примесью антикоррозионной |
при |
садки. |
|
262
Антифриз «40» с удельной массой 1,0675—1,0725 за мерзает при температуре—40° С, а антифриз «65» с удельной массой 1,085—1,090 замерзает при —65° С Антифризы «40» и «65» очень ядовиты. В пожарном от ношении они безопасны. При нагревании антифриз сильно расширяется, поэтому по сравнению с водой его наливают в систему охлаждения по объему на 5—8% меньше.
Когда в антифриз попадают нефтепродукты, он силь но вспенивается, следовательно для антифриза необхо димо иметь отдельный заправочный инвентарь.
При работе двигателя вода из низкозамерзающей смеси испаряется, и ее нужно доливать. Уровень анти фриза проверяют на прогретом двигателе. Периодически следует проверять и поддерживать на соответствующем уровне плотность антифриза. Для этих целей служит ареометр (денсиметр).
Применение в качестве охлаждающей жидкости ди зельного топлива не рекомендуется. В исключительных случаях в систему охлаждения заливают лишь зимние сорта дизельного топлива. Причем из системы тщатель но удаляют воду, так как в местах соприкосновения ее с дизельным топливом металлическая поверхность по крывается сильной ржавчиной.
Антифризы и дизельное топливо, применяемые в ка честве охлаждающей жидкости, надо заливать в систему подогретыми до 60—70° С. При остановке двигателя на длительное время на открытом воздухе антифриз сли вают, поскольку холодный антифриз препятствует пред варительному прогреву блока цилиндров и головки, что не только затрудняет и удлиняет период запуска, но и сильно повышает износ многих деталей двигателя.
Если на тракторе |
есть |
устройство для |
отключения |
|||
масляного радиатора, |
его при температуре |
ниже + 5 С |
||||
отключают. При длительных |
остановках |
сливают теплое |
||||
масло и горячую воду или время от времени |
прогревают |
|||||
двигатели работой. |
Топливо |
применяют |
обезвоженное. |
|||
В карбюраторных |
двигателях |
с наступлением холодной |
||||
погоды заново проверяют и регулируют |
жиклеры и не |
|||||
сколько (на 0,1 мм) |
уменьшают зазор |
между электро |
||||
дами свечей. |
|
|
|
|
|
|
Перед осенне-зимней эксплуатацией тракторов и ав томобилей проводят сезонный технический уход (обслу живание).
263
Д ля заправки дизельных двигателей зимой исполь
зуют зимнее |
дизельное |
топливо |
Д З (ГОСТ |
4749—49) |
|||||
или |
марки 3 |
(ГОСТ 305—42). Топливо |
Д З |
применяют |
|||||
при |
температуре |
окружающего |
воздуха |
ниже |
—30° С, |
||||
его |
температура |
застывания |
—45° С. Если нет |
топлива |
|||||
ДЗ, то при температуре воздуха |
ниже —20° С топливо 3 |
||||||||
разбавляют |
керосином: |
от |
—20° до —30° |
добавляют |
|||||
10% |
керосина; от —30 до —35°С—25% |
керосина, ни |
же—35° С добавляют 50—70% керосина.
В качестве картерной смазки для тракторных дизе лей применяют зимнее дизельное масло с присадкой ДА-8 (ГОСТ 5304—54), а когда его нет—зимнее дизель ное масло по ГОСТ 5304—50. Этот же сорт смазки го дится и для других узлов трактора, которые по инструк ции в остальное время года смазывают летним дизель ным маслом.
Накипь из системы охлаждения двигателя удаляют при проведении сезонного технического ухода. Для это го применяют раствор: 1 л воды, 100 г стиральной соды и 50 г керосина. Можно применять и другой раствор: 1 л воды, 75 г каустической соды и 25 г керосина. Растворы заливают в систему охлаждения, после чего двигатель работает в течение 10—12 ч. Затем раствор сливают, а систему хорошо промывают чистой водой.
Стартерные аккумуляторные батареи в холодное вре мя утепляют и систематически проверяют на плотность электролита и степень заряженности.
Особенности зимнего ухода за |
ходовой |
частью |
и трансмиссией машины заключаются |
в применении зим |
|
ней смазки (или летней, разжиженной |
дизельным |
топл-и- |
вом) и незамерзающей консистентной смазки. Поверх ности фрикционных муфт перед наступлением холодов тщательно промывают. В зависимости от условий рабо ты некоторые другие операции технического ухода за машиной можно в зимнее время проводить через более короткие интервалы времени, чем в летнее.
Контрольные вопросы
1.В чем сущность планово-предупредительной системы техниче ского обслуживания и ремонта машин?
2.Назовите элементы системы технического обслуживания и ре монта.
3.Назовите основные принципы установления периодичности опера
ций планового технического обслуживания машин.
4.Какова периодичность и последовательность технических уходов (обслуживании) за тракторами?
264
5.Как уточнить для данного хозяйства показатели периодичности технических уходов (обслуживании) за тракторами по расходу топлива и условным эталонным гектарам?
6.Перечислите основные операции ежесменного технического ухода (ЕТО) за тракторами.
7. Назовите |
основные операции ТУ № 1 (ТО-1) |
за |
тракторами. |
8. Назовите |
основные операции ТУ № 2 (ТО-2) |
за |
тракторами. |
9.Назовите основные операции ТУ № 3 (ТО-3) за тракторами.
10.Назовите основные операции сезонного технического ухода за тракторами.
11.Какова периодичность и последовательность технического обслу живания автомобилей?
12.Назовите основные операции ежедневного ухода за автомоби лями.
13.Назовите основные операции ТО-1 за автомобилями.
14. Назовите основные операции ТО-2 за автомобилями.
15.Каковы назначение и порядок проведения технического осмотра тракторов?
16.Виды периодичности и основные операции технического ухода (обслуживания) за почвообрабатывающими и посевными маши нами.
17.Назовите основные операции технического ухода (обслуживания) за уборочными машинами.
18.Каков порядок приемки новых машин и сдачи их в эксплуа тацию?
19.Каков режим обкатки тракторов и других машин?
20.В чем заключаются особенности ухода за системой смазки дви гателей в холодное время.
21.Каковы особенности ухода за системой охлаждения двигателей в холодное время?
22.Каковы способы и технические средства для облегчения запуска двигателей в холодное время года?
23. Техника безопасности при работе с антифризами.
Г л а в а III
СРЕДСТВА ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ МАШИН
§1. Пункт технического обслуживания
вбригаде колхоза, отделении совхоза
Пункт технического обслуживания предназначен для проведения плановых ТО (ТУ) за тракторами, ком байнами и другими сельскохозяйственными машинами, устранения неисправностей, возникающих в процессе их эксплуатации, и проведения ремонта несложной сельско хозяйственной техники. Он является основной базой для выполнения работ по техническому обслуживанию ма шин.
Имеются типовые планировки пунктов для строитель ства их в бригадах колхозов и отделениях совхозов, тех-
265
ническое обслуживание машинно-тракторного парка ко торых на центральной усадьбе хозяйства экономически нецелесообразно из-за большой удаленности. В колхо зах и совхозах с небольшим парком и компактным рас положением территории пункты строятся на централь ных усадьбах хозяйств.
В пункт технического обслуживания входят: простей шая мастерская (рис. 59 и 60) с постом технического об служивания тракторов и участком но ремонту несложных сельскохозяйственных машин; пост наружной мойки ма шин с эстакадой; площадка для сборки и регулировки сельскохозяйственных машин (желательно под навесом); пост заправки нефтепродуктами; сектор хранения техни ки с площадками для стоянки машин, помещением для снятых с машин узлов и деталей, гаражом для перед вижных средств технического обслуживания.
Разработаны типовые планировки пунктов, рассчи танных на техническое обслуживание 10, 20, 30 и 40 тракторов.
В мастерской пункта предусмотрены участки: техни ческого обслуживания тракторов и устранения неисправ ностей машин; кузнечно-сварочный; технического обслу живания топливной аппаратуры и электрооборудования; слесарно-мехаиический; специальный (для централизо ванной заправки машин).
Рис. 59. Типовой пункт технического обслуживания машин бригады колхоза или отделения совхоза:
1 — пост |
наружной |
мойки |
машин; 2 — площадки для хранения машин; 3 — по |
|
жарный |
резервуар |
для воды емкостью 100 м'; 4 — склад для хранения |
снятых |
|
узлов и агрегатов; |
5 — площадка с навесом для передвижных средств |
техни |
||
ческого |
обслуживания; |
6 — топливозаправочный пункт; 7— склад |
масел; |
8—резервуар для воды емкостью 50 м3 ; 9 — площадка с навесом для регули» ровки сельскохозяйственных машин; 10 — мастерская.
266
Рис. 60. |
План |
пункта технического |
оослуживания |
на |
20 |
тракторов: |
||||||
/ — мастерская с |
электростанцией; |
2 — площадка |
под |
навесом |
с |
монорельсом |
||||||
длк регулирования сельскохозяйственных машин; 3—закрытая |
моечная |
каме |
||||||||||
ра; 4—резервуар |
для воды на 50 |
м3; |
5 — |
установка |
для |
наружной |
мойки; |
|||||
6 — грязеотстойник; 7 — противопожарный |
резервуар |
для |
воды на 100 м3; |
|||||||||
8 — склад |
для хранения агрегатов |
и инвентаря; |
9—гараж |
для стоянки |
пере |
|||||||
движных |
средств |
обслуживания и |
мотопомпы; 10, II, |
12 — площадки для |
хра |
нения машин; 13 — установка для заправки машин в мастерской; 14 — транс форматорная подстанция; '5 — резервуары для горючего; 16 — раздаточные ко лонки; 17 — склад масел и тары.
В мастерской, кроме того, должна быть оборудована смотровая канава, установлены кран-балка, кузнечный горн, токарно-винторезный станок, сверлильный станок, слесарные верстаки и точило, приспособления и инстру мент, необходимые для проведения технического ухода (обслуживания) за машинами. Типовой проект мастер ской для пункта на 30 тракторов показан на рисунке 61.
Указанное оснащение мастерской достаточно для сме ны на машинах отдельных узлов и агрегатов, получае мых из центральной мастерской хозяйства или районно го технического обменного пункта, выполнения техниче ских уходов (обслуживании) за тракторами и комбайнами, ремонта несложных сельскохозяйственных машин.
Оборудование поста заправки машин включает: ре зервуары различной емкостью для хранения топлива,
267