Файл: Хробостов С.Н. Эксплуатация машинно-тракторного парка учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 286

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рис. 58.

Водомаслогрейная установка ВМГ-600/100:

 

/ — дымоотводящая

труба; 2 — бак для воды;

3 термометр;

4 — насос для

нагнетания

воды;

5 —поддувало;

6 — топка;

7—-кран

для

выдачи

масла;

8 — горячая

циркуляционная труба;

9—бак для масла;

10—холодная

цирку­

 

 

ляционная труба; 11 — топливник.

 

 

 

Другие приспособления для облегчения запуска дви­ гателей. К ним относятся специальные пусковые агрега­ ты, устройства для использования тепла отработанных газов пускового двигателя, выключение радиатора при запуске двигателя, обогрев двигателя паром и др.

При температуре воздуха ниже 20° С для охлажде­ ния двигателя желательно применять жидкости, не за­ мерзающие при низкой температуре (антифризы).

Из антифризов известны водный раствор этиленглнколя, смесь этилового спирта, глицерина, воды и др. ГОСТ 159—52 рекомендует антифризы «40» и «65», пред­

ставляющие собой водный раствор этиленгликоля

раз­

ной концентрации с примесью антикоррозионной

при­

садки.

 

262

Антифриз «40» с удельной массой 1,0675—1,0725 за­ мерзает при температуре—40° С, а антифриз «65» с удельной массой 1,085—1,090 замерзает при —65° С Антифризы «40» и «65» очень ядовиты. В пожарном от­ ношении они безопасны. При нагревании антифриз сильно расширяется, поэтому по сравнению с водой его наливают в систему охлаждения по объему на 5—8% меньше.

Когда в антифриз попадают нефтепродукты, он силь­ но вспенивается, следовательно для антифриза необхо­ димо иметь отдельный заправочный инвентарь.

При работе двигателя вода из низкозамерзающей смеси испаряется, и ее нужно доливать. Уровень анти­ фриза проверяют на прогретом двигателе. Периодически следует проверять и поддерживать на соответствующем уровне плотность антифриза. Для этих целей служит ареометр (денсиметр).

Применение в качестве охлаждающей жидкости ди­ зельного топлива не рекомендуется. В исключительных случаях в систему охлаждения заливают лишь зимние сорта дизельного топлива. Причем из системы тщатель­ но удаляют воду, так как в местах соприкосновения ее с дизельным топливом металлическая поверхность по­ крывается сильной ржавчиной.

Антифризы и дизельное топливо, применяемые в ка­ честве охлаждающей жидкости, надо заливать в систему подогретыми до 60—70° С. При остановке двигателя на длительное время на открытом воздухе антифриз сли­ вают, поскольку холодный антифриз препятствует пред­ варительному прогреву блока цилиндров и головки, что не только затрудняет и удлиняет период запуска, но и сильно повышает износ многих деталей двигателя.

Если на тракторе

есть

устройство для

отключения

масляного радиатора,

его при температуре

ниже + 5 С

отключают. При длительных

остановках

сливают теплое

масло и горячую воду или время от времени

прогревают

двигатели работой.

Топливо

применяют

обезвоженное.

В карбюраторных

двигателях

с наступлением холодной

погоды заново проверяют и регулируют

жиклеры и не­

сколько (на 0,1 мм)

уменьшают зазор

между электро­

дами свечей.

 

 

 

 

 

 

Перед осенне-зимней эксплуатацией тракторов и ав­ томобилей проводят сезонный технический уход (обслу­ живание).

263


Д ля заправки дизельных двигателей зимой исполь­

зуют зимнее

дизельное

топливо

Д З (ГОСТ

4749—49)

или

марки 3

(ГОСТ 305—42). Топливо

Д З

применяют

при

температуре

окружающего

воздуха

ниже

—30° С,

его

температура

застывания

—45° С. Если нет

топлива

ДЗ, то при температуре воздуха

ниже —20° С топливо 3

разбавляют

керосином:

от

—20° до —30°

добавляют

10%

керосина; от —30 до —35°С—25%

керосина, ни­

же—35° С добавляют 50—70% керосина.

В качестве картерной смазки для тракторных дизе­ лей применяют зимнее дизельное масло с присадкой ДА-8 (ГОСТ 5304—54), а когда его нет—зимнее дизель­ ное масло по ГОСТ 5304—50. Этот же сорт смазки го­ дится и для других узлов трактора, которые по инструк­ ции в остальное время года смазывают летним дизель­ ным маслом.

Накипь из системы охлаждения двигателя удаляют при проведении сезонного технического ухода. Для это­ го применяют раствор: 1 л воды, 100 г стиральной соды и 50 г керосина. Можно применять и другой раствор: 1 л воды, 75 г каустической соды и 25 г керосина. Растворы заливают в систему охлаждения, после чего двигатель работает в течение 10—12 ч. Затем раствор сливают, а систему хорошо промывают чистой водой.

Стартерные аккумуляторные батареи в холодное вре­ мя утепляют и систематически проверяют на плотность электролита и степень заряженности.

Особенности зимнего ухода за

ходовой

частью

и трансмиссией машины заключаются

в применении зим­

ней смазки (или летней, разжиженной

дизельным

топл-и-

вом) и незамерзающей консистентной смазки. Поверх­ ности фрикционных муфт перед наступлением холодов тщательно промывают. В зависимости от условий рабо­ ты некоторые другие операции технического ухода за машиной можно в зимнее время проводить через более короткие интервалы времени, чем в летнее.

Контрольные вопросы

1.В чем сущность планово-предупредительной системы техниче­ ского обслуживания и ремонта машин?

2.Назовите элементы системы технического обслуживания и ре­ монта.

3.Назовите основные принципы установления периодичности опера­

ций планового технического обслуживания машин.

4.Какова периодичность и последовательность технических уходов (обслуживании) за тракторами?

264


5.Как уточнить для данного хозяйства показатели периодичности технических уходов (обслуживании) за тракторами по расходу топлива и условным эталонным гектарам?

6.Перечислите основные операции ежесменного технического ухода (ЕТО) за тракторами.

7. Назовите

основные операции ТУ № 1 (ТО-1)

за

тракторами.

8. Назовите

основные операции ТУ № 2 (ТО-2)

за

тракторами.

9.Назовите основные операции ТУ № 3 (ТО-3) за тракторами.

10.Назовите основные операции сезонного технического ухода за тракторами.

11.Какова периодичность и последовательность технического обслу­ живания автомобилей?

12.Назовите основные операции ежедневного ухода за автомоби­ лями.

13.Назовите основные операции ТО-1 за автомобилями.

14. Назовите основные операции ТО-2 за автомобилями.

15.Каковы назначение и порядок проведения технического осмотра тракторов?

16.Виды периодичности и основные операции технического ухода (обслуживания) за почвообрабатывающими и посевными маши­ нами.

17.Назовите основные операции технического ухода (обслуживания) за уборочными машинами.

18.Каков порядок приемки новых машин и сдачи их в эксплуа­ тацию?

19.Каков режим обкатки тракторов и других машин?

20.В чем заключаются особенности ухода за системой смазки дви­ гателей в холодное время.

21.Каковы особенности ухода за системой охлаждения двигателей в холодное время?

22.Каковы способы и технические средства для облегчения запуска двигателей в холодное время года?

23. Техника безопасности при работе с антифризами.

Г л а в а III

СРЕДСТВА ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ МАШИН

§1. Пункт технического обслуживания

вбригаде колхоза, отделении совхоза

Пункт технического обслуживания предназначен для проведения плановых ТО (ТУ) за тракторами, ком­ байнами и другими сельскохозяйственными машинами, устранения неисправностей, возникающих в процессе их эксплуатации, и проведения ремонта несложной сельско­ хозяйственной техники. Он является основной базой для выполнения работ по техническому обслуживанию ма­ шин.

Имеются типовые планировки пунктов для строитель­ ства их в бригадах колхозов и отделениях совхозов, тех-

265


ническое обслуживание машинно-тракторного парка ко­ торых на центральной усадьбе хозяйства экономически нецелесообразно из-за большой удаленности. В колхо­ зах и совхозах с небольшим парком и компактным рас­ положением территории пункты строятся на централь­ ных усадьбах хозяйств.

В пункт технического обслуживания входят: простей­ шая мастерская (рис. 59 и 60) с постом технического об­ служивания тракторов и участком но ремонту несложных сельскохозяйственных машин; пост наружной мойки ма­ шин с эстакадой; площадка для сборки и регулировки сельскохозяйственных машин (желательно под навесом); пост заправки нефтепродуктами; сектор хранения техни­ ки с площадками для стоянки машин, помещением для снятых с машин узлов и деталей, гаражом для перед­ вижных средств технического обслуживания.

Разработаны типовые планировки пунктов, рассчи­ танных на техническое обслуживание 10, 20, 30 и 40 тракторов.

В мастерской пункта предусмотрены участки: техни­ ческого обслуживания тракторов и устранения неисправ­ ностей машин; кузнечно-сварочный; технического обслу­ живания топливной аппаратуры и электрооборудования; слесарно-мехаиический; специальный (для централизо­ ванной заправки машин).

Рис. 59. Типовой пункт технического обслуживания машин бригады колхоза или отделения совхоза:

1 — пост

наружной

мойки

машин; 2 — площадки для хранения машин; 3 — по­

жарный

резервуар

для воды емкостью 100 м'; 4 — склад для хранения

снятых

узлов и агрегатов;

5 — площадка с навесом для передвижных средств

техни­

ческого

обслуживания;

6 — топливозаправочный пункт; 7— склад

масел;

8—резервуар для воды емкостью 50 м3 ; 9 площадка с навесом для регули» ровки сельскохозяйственных машин; 10 — мастерская.

266


Рис. 60.

План

пункта технического

оослуживания

на

20

тракторов:

/ — мастерская с

электростанцией;

2 — площадка

под

навесом

с

монорельсом

длк регулирования сельскохозяйственных машин; 3—закрытая

моечная

каме­

ра; 4—резервуар

для воды на 50

м3;

5

установка

для

наружной

мойки;

6 — грязеотстойник; 7 — противопожарный

резервуар

для

воды на 100 м3;

8 — склад

для хранения агрегатов

и инвентаря;

9—гараж

для стоянки

пере­

движных

средств

обслуживания и

мотопомпы; 10, II,

12 — площадки для

хра­

нения машин; 13 — установка для заправки машин в мастерской; 14 — транс­ форматорная подстанция; '5 — резервуары для горючего; 16 — раздаточные ко­ лонки; 17 — склад масел и тары.

В мастерской, кроме того, должна быть оборудована смотровая канава, установлены кран-балка, кузнечный горн, токарно-винторезный станок, сверлильный станок, слесарные верстаки и точило, приспособления и инстру­ мент, необходимые для проведения технического ухода (обслуживания) за машинами. Типовой проект мастер­ ской для пункта на 30 тракторов показан на рисунке 61.

Указанное оснащение мастерской достаточно для сме­ ны на машинах отдельных узлов и агрегатов, получае­ мых из центральной мастерской хозяйства или районно­ го технического обменного пункта, выполнения техниче­ ских уходов (обслуживании) за тракторами и комбайнами, ремонта несложных сельскохозяйственных машин.

Оборудование поста заправки машин включает: ре­ зервуары различной емкостью для хранения топлива,

267