Файл: Хробостов С.Н. Эксплуатация машинно-тракторного парка учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 282

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Техническое обслуживание специальных комбайнов

(кукурузоуборочных и силосоуборочных, свеклоубороч­ ных и картофелеуборочных) включает операции еже­ дневного, периодического (через 60 ч работы) и послесезонного уходов.

§ 6. Периодический технический осмотр машин

Систематическое проведение периодических техниче­ ских осмотров машинно-тракторного парка позволяет определить потребность машин в ремонте или техниче­ ском уходе, а также оценить уровень технического об­ служивания машин в хозяйстве, запас моторесурса, пре­ дупредить необоснованный и преждевременный ремонт техники с разборкой механизмов и заменой большого числа деталей.

Перед началом периодического технического осмотра машинно-тракторного парка должны быть выполнены очередные технические уходы (обслуживания), силами обслуживающего персонала подготовлены машины и до­ кументация.

При периодическом техническом осмотре проверяют: техническое состояние машин с определением коэффи­ циента их технической готовности: соблюдение правил эксплуатации машин, технического ухода (обслужива­ ния) за ними и хранения; состояние и правильность ве­ дения документации.

Периодические технические осмотры организуют сле­ дующим образом. По утвержденному плану-графику го­ сударственные технические инспектора подвергают тех­ ническому осмотру все тракторы, комбайны и другие сельскохозяйственные машины, а также средства техни­ ческого обслуживания, находящиеся на балансе хозяй­ ства. В периодических технических осмотрах принимают участие специалисты районного управления сельского хозяйства, районного объединения (отделения) «Сель­ хозтехника» и проверяемого хозяйства. Как правило, тех­ нические осмотры проводят за месяц до начала весенних полевых и уборочных работ.

До начала полевых работ наравне с другими объек­ тами осмотра проводят проверку отремонтированных и обкатанных тракторов выборочным способом — 25% по каждой марке. Если в числе проверяемых тракторов ока­ жутся недоброкачественно отремонтированные, осмотру

17 С. Н. Хробостов

257

подлежат все тракторы. При этом проверяют также тракторы и все почвообрабатывающие и посевные ма­ шины, тракторные прицепы, станционарные и передвиж­ ные средства технического обслуживания, находящиеся в эксплуатации. Техническому осмотру подвергают так­ же машины, находящиеся на консервации или в ожида­ нии ремонта.

За месяц до уборки техническому осмотру подверга­ ют тракторы, комбайны, рядковые жатки, сено­ косилки, зерноочистительные машины и тракторные прицепы.

Технические осмотры машин проводят на централь­ ной усадьбе колхоза, совхоза, на станах бригад, отделе­ ний, специализированных ферм.

Результаты технического осмотра машинно-трактор­ ного парка оформляют актом и докладывают правлени­ ям колхозов или директорам совхозов.

В акте отмечают основные дефекты, обнаруженные при осмотре каждой машины, общее техническое состоя­ ние техники, а если необходим ремонт, устанавливают его вид. В ведомость заносят и данные об исправности машин.

На основании данных технического осмотра опреде­ ляют состояние тракторов в хозяйстве по следующим ка­ тегориям: исправные; подлежащие ремонту (с ука­

занием вида

ремонта); находящиеся

в

ремонте (в

том числе в

капитальном, текущем)

и

на очеред­

ном техническом уходе (периодическом); подлежащие списанию.

При проверке машин, подлежащих списанию, руко­ водствуются Правилами эксплуатации машинно-трак­ торного парка в колхозах и совхозах и Инструкцией по списанию машин, утвержденной Министерством сель­ ского хозяйства СССР и Всесоюзным объединением «Союзсельхозтехника».

После проведения техосмотра совместно с руководи­ телями хозяйств разрабатывают мероприятия по улуч­

шению использования

и технического обслуживания

машин.

 

 

 

Техническая готовность машинно-тракторного парка

определяется

на дату

проведения

технического ос­

мотра.

 

 

 

Коэффициент технической готовности парка машин

подсчитывают,

исходя из

соотношения

числа исправных

258


машин (по видам, маркам)

к общему их количеству, чис­

лящемуся на балансе, т. е.

 

 

 

 

Т =

•м.и

 

 

 

 

«м

 

 

П р и м е р .

В хозяйстве имеется на балансе

48 тракторов, из них

к

моменту осмотра на периодическом техническом уходе находится

6

тракторов, в

ремонте 3 трактора, подлежит

ремонту 2 трактора,

исправных 35 тракторов. Коэффициент технической готовности трак­ торного парка будет:

т = " тр.и

птр-б

§7. Особенности технического обслуживания машин

вхолодное время года

По мере повышения уровня механизации процессов сельскохозяйственного производства увеличивается объ­ ем механизированных работ, проводимых в холодное время года. Это вызывает необходимость принимать ря i мер по запуску двигателей, устанавливать особый режим смазки, системы охлаждения, с тем чтобы обеспечить ра­ ботоспособность машин в этих условиях и уменьшить их износ.

При низких температурах окружающего воздуха дви­ гатель плохо запускается вследствие увеличения момен­ та прокручивания, повышения вязкости смазки. Низкая

температура топлива

и воздуха ухудшает их смеиивание

и воспламенение, это

также затрудняет запуск двига­

теля.

 

 

 

Запуск двигателя

при низких

температурах

вызыва­

ет повышенный износ

трущихся

поверхностей,

дымление

и усиленное отложение кокса и смол. Интенсивность, из­ нашивания деталей поршневой и кривошипно-шатунной групп при запуске холодного двигателя в зимнее время может быть в 30 раз больше, чем в условиях нормальной эксплуатации. Поэтому запуск холодного двигателя бук­ сированием всей машины с включенными передачей и сцеплением весьма вреден и недопустим.

Чтобы облегчить условия запуска и работы двигате­ ля, в это время применяют зимние сорта смазки и топ­ лива (для дизелей), разогревают двигатель перед запу­ ском заливкой масла и воды, подогретых до температуры 80—90° С.

17*

259


Рис. 55. Схема

подогрева двигателя

подогревателем

типа

П Ж :

/ — котел; 2— кожух

поддона;

J — вентилятор; 4 — отводная

труба;

5 — элект­

ромагнитный

клапан; 6— топливопровод; 7 — бачок

для

бензина;

8 — заливная

труба

котла

подогревателя;

9 — патрубок

слива

конденсата;

10 — сливной

 

 

 

 

 

краник.

 

 

 

 

 

 

Для подогрева двигателей перед запуском

применя­

ют

жидкостные

подогреватели

типа

П Ж

 

(ПЖ-200,

ПЖ-300, ПЖ-500)

и водомаслогрейки.

 

 

 

 

 

Жидкостные подогреватели типа ПЖ предназначены для подогрева перед пуском охлаждающей жидкости и масла, в холодное время его можно установить непосред­ ственно на трактор (рис. 5 5 ) . Кроме того, подогреватель можно использовать при длительной стоянке трактора зимой для поддержания теплового режима двигателя.

Специально оборудованные площадки эффективно используют для подогрева тракторов перед запуском в

Рис. 56. Установка для группового разогрева тракторов нагретым воздухом:

/ — подогревател!; 2 — трубопровод; 3 — распределитель воздуха,

260



Рис. 57. Установка для

группового

подогрева

тракторов

газовыми

 

 

 

горелками:

 

 

/ — опоры;

2 —кран;

3 — заглушки;

4—штуцер;

5 — стояк;

6 — футляр;

7 —шкаф;

8 — труба;

9 и

13—рукава;

10 — большие

сани; 11 — малые сани;

 

 

 

12 — горелка.

 

 

холодное время. Здесь подогрев ведется горячей водой, паром, нагретым воздухом (рис. 56), калориферами и го­ релками инфракрасного излучения (рис. 57).

У некоторых

двигателей имеются

устройства

(СМД-14, Д-50 и др.) для подогрева воздуха,

всасывае­

мого двигателем. Применять этот способ надо одновре­ менно с заливкой в картер двигателя теплого масла, так как, облегчая воспламенение топлива, он не обеспечива­ ет подогрева масла и не улучшает условий работы под­ шипников коленчатого вала.

Водомаслогрейная установка для предпускового ра­ зогрева двигателей (конструкции С. М. Мирчетнча) ра­ ботает по принципу подогрева масла через водяную ру­ башку. Этим исключается опасность его перегрева и под­ горания. Установка (рис. 58) оборудована герметическим топливником, позволяющим замедленно сжигать топли­ ва различных сортов: дрова, торф, уголь, кизяк, со­ лому.

Установка модели ВМГ 600/100 вмещает

600 л воды

и 100 л масла. Для нагрева этого количества

воды и мас­

ла до 95—100° С расходуется 36 кг дров. Длительность нагрева около 90 мин.

261