Файл: Хробостов С.Н. Эксплуатация машинно-тракторного парка учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 290

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

13 Какие средства технической диагностики машин вы знаете?

14.Назовите основное оборудование и приборы стационарного поста технической диагностики машин.

Г л а в а IV

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТ ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ МАШИН

§ 1. Формы организации работ по техническому обслуживанию тракторов и сельскохозяйственных машин

Организация технического обслуживания машин в сельскохозяйственном производстве должна быть на­ правлена на своевременное и доброкачественное выпол­ нение всего комплекса работ по уходу за машинами, с тем чтобы в минимально сжатые сроки и с наименьшими затратами труда и средств обеспечивать их необходи­ мую техническую готовность, предупреждать прежде­ временные износы и поломки.

Усложнение агрегатов и узлов машин, применение современных средств механизации работ по их техниче­ скому обслуживанию требует высокой квалификации исполнителей.

Поэтому при техническом обслуживании сельскохо­ зяйственной техники в настоящее время применяются наиболее эффективные методы организации работ, ос­ нованные на принципе специализации и разделения тру­ да с применением механизированных средств.

Ежесменные технические обслуживания выполняют трактористы-машинисты под контролем бригадира трак­ торной бригады (механика отделения) или мастера-на­ ладчика на пункте технического обслуживания или вбли­ зи мест работы (например, на поворотной полосе). За­ правляют машины нефтепродуктами при ежесменных технических уходах (обслуживаниях) на посту заправки пункта технического обслуживания трактористы-маши­ нисты с участием учетчика-заправщика бригады или на месте работы обслуживаемой машины шофер-заправщик передвижного заправочного агрегата с участием трак­ тористов-машинистов.

По окончании ухода за трактором тракторист-маши­ нист проводит уход за агрегатируемой машиной. При проведении ЕТО шофер-заправщик участвует совместно

279

с трактористом-машинистом в смазке узлов навесной или прицепной машины.

Бригадир тракторной бригады или механик отделе­ ния систематически контролирует качество выполнения

ЕТУ

(ЕТО) и проверяет, знают ли трактористы-машини­

сты

правила

и технические

условия на проведение тех

или иных операций.

 

Плановые

технические

обслуживания тракторов

и других самоходных машин проводят рабочие специали­ зированных звеньев (мастера, трактористы-машинисты) по плану-графику на пункте технического обслуживания

(ТО № 1,2, 3 и сезонные) или

на месте работы обслу­

живаемых машин с помощью

передвижных агрегатов

(ТО № 1 и 2).

 

Ежесменные и плановые технические обслуживания комбайнов, как правило, выполняют мастера-наладчики, заправщики и комбайнеры, прибегая к помощи перед­ вижных средств обслуживания. За работой специализи­ рованных звеньев следит главный инженер хозяйства, а качество проведения уходов непосредственно на пунк­ тах технического обслуживания контролирует бригадир, механик отделения.

Выбор рационального сочетания средств технического обслуживания. В связи с разнообразием условий, раз­ личной удаленностью работающих машин от полевых станов бригад или усадеб отделений появляется необхо­ димость выбирать рациональную схему обслуживания машин в хозяйстве. Расчетными и опытными данными установлено, что техническое обслуживание гусеничных тракторов, работающих в пределах до 23 км, и колес­ ных— в пределах до 45 км от пункта технического об­ служивания экономически целесообразно проводить на стационарных постах. Машины же, находящиеся в пе­ риод полевых работ на больших расстояниях от пункта, следует обслуживать передвижными средствами.

Плановые технические обслуживания № 3 и сезонные за тракторами при всех случаях следует проводить в ма­ стерских пунктов технического обслуживания или в цент­ ральных мастерских хозяйств.

Для технического обслуживания тракторов, комбай­ нов и других сельскохозяйственных машин в бригадах колхозов и отделениях совхозов, а в небольших хозяйст­ вах на центральной усадьбе создаются следующие ос­ новные специализированные звенья: планового техниче-

280


ского обслуживания, заправки машин нефтепродуктами, устранения неисправностей, ремонта несложных сельско­ хозяйственных машин и хранения машин в нерабочий пе­ риод. В хозяйствах с небольшими бригадами и отделе­ ниями целесообразно совмещать отдельные службы, а также создавать специализированные звенья для обслу­ живания нескольких бригад или отделений. Однако при этом ни один из перечисленных элементов не должен быть упущен, иначе не будут достигнуты поставленные цели.

Техническое обслуживание машинно-тракторного парка с помощью специализированных звеньев наиболее эффективно организовывать силами колхозов и совхо­ зов, если они располагают мастерскими и другими необ­ ходимыми средствами технического обслуживания. Ес­ ли же таковых пока нет, эти мероприятия надо выпол­ нять с помощью районных отделений «Сельхозтехника», заключая с ними соответствующие договоры.

В зависимости от конкретных условий эксплуатации машинно-тракторного парка специализированные зкенья организуют свою работу с учетом принципа рациональ­ ного сочетания средств технического обслуживания по одной из следующих схем.

1. Пункт технического обслуживания+автопередвижная ремонтная мастерская.

2.Пункт технического обслуживания+автопередвижная ремонтная мастерская+агрегат технических уходов+центральная мастерская.

3.Пункт технического обслуживания-f автоперед­

вижная мастерская + агрегат технических уходов+заправочный агрегат+центральная мастерская.

4.Пункт технического обслуживания+агрегат техни­ ческих уходов+центральная мастерская.

5.Заправочный агрегат+агрегат технических уходов+автопередвижная ремонтная мастерская+центральная мастерская.

§2. Обоснование выбора рациональной организации

специализированных звеньев

При выборе соответствующего варианта организа­ ции специализированных звеньев по техническому об­ служиванию машин для данного хозяйства необходимо учитывать количество и состав обслуживаемых машин,

281


организацию их использования, количество средств технического обслуживания и диапазон условий наибо­ лее экономичного использованаия каждого из них.

Состав специализированных звеньев и их количество определяют в зависимости от объема работ и конкретных условий эксплуатации техники. Персонал должен быть из числа лиц, имеющих большой опыт и соответствую­ щие навыки, хорошо знающих конструкции машин, пра­ вила, технические условия и технологию выполнения опе­ раций плановых технических обслуживании и ремонтов.

Звено по проведению плановых технических обслужи­ вании возглавляет мастер-наладчик. С помощью помощ­ ника и сменного тракториста или комбайнера он выпол­ няет ТО-1 и ТО-2 за тракторами, ТО за комбайнами и сельскохозяйственными машинами, устраняет при этом мелкие неисправности, а также выполняет обкаточные и сезонные технические обслуживания. ТО-3 рекоменду­ ется проводить в центральных ремонтных мастер­ ских.

Количество тракторов, которое может обслуживать звено мастера-наладчика в период полевых работ, зави­ сит от многих причин: интенсивности использования тракторных агрегатов, удаленности агрегатов от полево­ го стана бригады, структуры машинно-тракторного парска, видов проводимых работ и др.

Загрузку мастеров-наладчиков надо рассчитывать исходя из семичасового рабочего дня, продолжитель­ ности рабочего времени в месяц 174,6 ч и коэффициента использования рабочего времени на передвижных пос­ тах 0.5—0,7, стационарных 0,9.

Мастер-наладчик и его помощник, работая на перед­ вижном автомобильном агрегате, в состоянии ежедневно обслужить до пяти тракторов, в зависимости от их ма­ рок и сложности ухода.

Расчет

загрузки мастеров-наладчиков

надо

вести

по более

напряженному периоду полевых

работ.

При

этом следует учитывать примерную трудомкость и про­ должительность одного обслуживания, тип агрегата для его выполнения.

Звено заправки машин нефтепродуктами. В тесном контакте со звеном заправки машин работает мастерналадчик, контролируя выдачу нефтепродуктов по спе­ циальным талонам или другим документам, подписан­ ным только им самим. Это позволяет своевременно при-

282


останавливать эксплуатацию машин и проводить плановые технические обслуживания.

Заправщик-смазчик назначается из числа шоферов или механизаторов, в зависимости от количества запра­ вочных средств. Он выдает нефтепродукты, своевремен­ но оповещает мастера-наладчика о необходимости пла­ нового технического обслуживания той или иной маши­

ны. Вместе

с трактористами он также участвует

в проведении

ежесменных технических обслуживании

и содержит в хорошем состоянии емкости и заправочное оборудование, строго выполняет правила хранения, за­ правки и учета нефтепродуктов, оформляет на них до­ кументы.

Заправщики и звено по плановым техническим обслуживаниям работают под непосредственным руковод­ ством специально выделенных в хозяйствах инженеров по эксплуатации машинно-тракторного парка, инжене­ ров-механиков отделений, а в бригадах — бригадиров.

Специализированное звено по ремонту несложных сельскохозяйственных машин и устранению их неисправ­ ностей состоит из слесарей, токаря, сварщика, кузнеца, молотобойца и работает под руководством механика от­ деления или бригадира тракторной бригады; числен­ ность звена зависит от количества обслуживаемой тех­ ники, ее рассредоточенное™ и интенсивности использо­ вания. Потребность в специальности токаря и электро­ сварщика определяется нагрузкой и имеющимся соот­ ветствующим оборудованием.

Звено ремонтирует машины по мере их освобождения от полевых работ. Наряду с этим слесари пункта техни­ ческого обслуживания устраняют внезапные неисправ­ ности машин, работающих недалеко от пункта.

Неисправности большегабаритных и малотранспор­ табельных машин, а также агрегатов, удаленных от пункта более чем на 2—3 км, как правило, устраняют на месте их работы, пользуясь оборудованием автопе­ редвижной мастерской. Слесари выездной технической помощи работают под непосредственным руководством заведующего мастерскими, но в контакте с инженером (механиком) отделения совхоза или бригадиром. В сво­ бодное от вызовов время слесари восстанавливают об­ менный фонд агрегатов и запасных частей, выполняют другие ремонтные операции в мастерской. Когда в хо­ зяйстве район обслуживания автопередвижной мастер-

283


ской совпадает с районом деятельности пункта техниче­ ского обслуживания, то мастерскую придают пункту. В связи с этим соответственно разделяются функции между их работниками.

§ 3. Организация технического обслуживания автомобилей

В зависимости от количества автомобилей и ремонт­ ных средств применяют одну из двух форм технического обслуживания и ремонта автомобилей:

1) техническое обслуживание и текущий ремонт про­ водят в мастерской хозяйства и гараже профилактории,

акапитальный — на предприятиях «Сельхозтехники»;

2)ежедневное техническое обслуживание и ТО-1 вы­ полняют в мастерской хозяйства и гараже-профилакто­

рии, а ТО-2 и сложный ремонт — па предприятиях (стан­ ции технического обслуживания) «Сельхозтехники».

Выбор форм организации технического обслужива­ ния и текущего ремонта автомобилей зависит от кон­ кретных условий хозяйства, парка машин, соответству­ ющей материально-технической базы (гаражей с про­ филакториями и мастерских), наличия дорог в зоне дей­ ствия станции технического обслуживания.

Исследования и опыт показывают, что экономически целесообразно проводить техническое обслуживание с помощью станции, если дороги хорошие в течение круглого года и расстояние от гаража хозяйства до станции не более 3 км для ТО-1 и не более 15 км для ТО-2. Для крупных гаражей с парком машин более 20 автомобилей во всех случаях целесообразно организо­ вывать техническое обслуживание по первой схеме (при условии, что в хозяйстве есть гараж с профилакторием или мастерская). Хозяйствам с парком 20—40 автомо­ билей целесообразно пользоваться услугами станций технического обслуживания только по технической диаг­ ностике.

Организация технического обслуживания и ремонта автомобилей в колхозе или совхозе возлагается на глав­ ного инженера (механика) хозяйства или автомеханика. Операции, связанные с этими мероприятиями, выполня­ ют на специально организованных постах.

П р и т у п и к о в о м р а с п о л о ж е н и и п о с т о в все операции (кроме мойки) проводят на одном месте.

284

Такой способ характерен для хозяйств с небольшим числом автомобилей различных марок. Здесь можно ис­

пользовать посты независимо один от

другого:

одни —

для технического обслуживания, другие — для

ремонта.

П р я м о т о ч н о е р а с п о л о ж е н и е

п о с т о в прп-

меняют в хозяйствах со значительной программой об­ служивания автомобилей.

П р и с м е ш а н н о м

с п о с о б е часть

постов распо­

лагают прямоточно, а

часть — в тупиках.

На прямоточ­

ные посты ставят автомобили, на обслуживание которых не требуется больших затрат времени; на тупиковые — наоборот.

Во всех случаях целесообразна специализация работ. Это позволяет лучше использовать квалификацию рабо­ чих, повысить качество работ.

Ежедневное обслуживание проводит водитель авто­ мобиля на специальном посту.

Техническое обслуживание № I и 2 и текущий ремонт

поручают слесарям. При большом объеме работ ремонт целесообразно специализировать, закрепив за каждым слесарем обслуживание определенных узлов и агрега­ тов. При этом нужно также закрепить за ними соответ­ ствующее оборудование и участки профилактория. Если слесарей более двух, один назначается старшим (брига­ диром) с соответствующей доплатой по действующему положению. Если ТО-1 и ТО-2 выполняются в хо­ зяйстве, то водители машин участвуют в их прове­ дении.

Необходимое число людей определяют по рекомен­ дуемым нормам, трудоемкости технического обслужива­ ния и текущего ремонта.

Выполнение плановых работ по техническому обслу­ живанию целесообразно организовывать в две, а то и в три смены, особенно зимой, когда работа на откры­ той площадке затруднена.

Качество технического обслуживания контролируют периодическим выборочным обследованием автомоби­ лей. Это делает главный инженер колхоза или совхоза, автомеханик (заведующий гаражом) и шофер. Кроме того, после каждого вида обслуживания техническое состояние автомобиля и качество выполненных работ тщательно проверяет автомеханик, а там, где его нет, — заведующий гаражом. По результатам проверки делает­ ся соответствующая отметка в акте приемки автомоби-

285