Файл: Хробостов С.Н. Эксплуатация машинно-тракторного парка учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 290
Скачиваний: 3
13 Какие средства технической диагностики машин вы знаете?
14.Назовите основное оборудование и приборы стационарного поста технической диагностики машин.
Г л а в а IV
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТ ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ МАШИН
§ 1. Формы организации работ по техническому обслуживанию тракторов и сельскохозяйственных машин
Организация технического обслуживания машин в сельскохозяйственном производстве должна быть на правлена на своевременное и доброкачественное выпол нение всего комплекса работ по уходу за машинами, с тем чтобы в минимально сжатые сроки и с наименьшими затратами труда и средств обеспечивать их необходи мую техническую готовность, предупреждать прежде временные износы и поломки.
Усложнение агрегатов и узлов машин, применение современных средств механизации работ по их техниче скому обслуживанию требует высокой квалификации исполнителей.
Поэтому при техническом обслуживании сельскохо зяйственной техники в настоящее время применяются наиболее эффективные методы организации работ, ос нованные на принципе специализации и разделения тру да с применением механизированных средств.
Ежесменные технические обслуживания выполняют трактористы-машинисты под контролем бригадира трак торной бригады (механика отделения) или мастера-на ладчика на пункте технического обслуживания или вбли зи мест работы (например, на поворотной полосе). За правляют машины нефтепродуктами при ежесменных технических уходах (обслуживаниях) на посту заправки пункта технического обслуживания трактористы-маши нисты с участием учетчика-заправщика бригады или на месте работы обслуживаемой машины шофер-заправщик передвижного заправочного агрегата с участием трак тористов-машинистов.
По окончании ухода за трактором тракторист-маши нист проводит уход за агрегатируемой машиной. При проведении ЕТО шофер-заправщик участвует совместно
279
с трактористом-машинистом в смазке узлов навесной или прицепной машины.
Бригадир тракторной бригады или механик отделе ния систематически контролирует качество выполнения
ЕТУ |
(ЕТО) и проверяет, знают ли трактористы-машини |
||
сты |
правила |
и технические |
условия на проведение тех |
или иных операций. |
|
||
Плановые |
технические |
обслуживания тракторов |
и других самоходных машин проводят рабочие специали зированных звеньев (мастера, трактористы-машинисты) по плану-графику на пункте технического обслуживания
(ТО № 1,2, 3 и сезонные) или |
на месте работы обслу |
живаемых машин с помощью |
передвижных агрегатов |
(ТО № 1 и 2). |
|
Ежесменные и плановые технические обслуживания комбайнов, как правило, выполняют мастера-наладчики, заправщики и комбайнеры, прибегая к помощи перед вижных средств обслуживания. За работой специализи рованных звеньев следит главный инженер хозяйства, а качество проведения уходов непосредственно на пунк тах технического обслуживания контролирует бригадир, механик отделения.
Выбор рационального сочетания средств технического обслуживания. В связи с разнообразием условий, раз личной удаленностью работающих машин от полевых станов бригад или усадеб отделений появляется необхо димость выбирать рациональную схему обслуживания машин в хозяйстве. Расчетными и опытными данными установлено, что техническое обслуживание гусеничных тракторов, работающих в пределах до 2—3 км, и колес ных— в пределах до 4—5 км от пункта технического об служивания экономически целесообразно проводить на стационарных постах. Машины же, находящиеся в пе риод полевых работ на больших расстояниях от пункта, следует обслуживать передвижными средствами.
Плановые технические обслуживания № 3 и сезонные за тракторами при всех случаях следует проводить в ма стерских пунктов технического обслуживания или в цент ральных мастерских хозяйств.
Для технического обслуживания тракторов, комбай нов и других сельскохозяйственных машин в бригадах колхозов и отделениях совхозов, а в небольших хозяйст вах на центральной усадьбе создаются следующие ос новные специализированные звенья: планового техниче-
280
ского обслуживания, заправки машин нефтепродуктами, устранения неисправностей, ремонта несложных сельско хозяйственных машин и хранения машин в нерабочий пе риод. В хозяйствах с небольшими бригадами и отделе ниями целесообразно совмещать отдельные службы, а также создавать специализированные звенья для обслу живания нескольких бригад или отделений. Однако при этом ни один из перечисленных элементов не должен быть упущен, иначе не будут достигнуты поставленные цели.
Техническое обслуживание машинно-тракторного парка с помощью специализированных звеньев наиболее эффективно организовывать силами колхозов и совхо зов, если они располагают мастерскими и другими необ ходимыми средствами технического обслуживания. Ес ли же таковых пока нет, эти мероприятия надо выпол нять с помощью районных отделений «Сельхозтехника», заключая с ними соответствующие договоры.
В зависимости от конкретных условий эксплуатации машинно-тракторного парка специализированные зкенья организуют свою работу с учетом принципа рациональ ного сочетания средств технического обслуживания по одной из следующих схем.
1. Пункт технического обслуживания+автопередвижная ремонтная мастерская.
2.Пункт технического обслуживания+автопередвижная ремонтная мастерская+агрегат технических уходов+центральная мастерская.
3.Пункт технического обслуживания-f автоперед
вижная мастерская + агрегат технических уходов+заправочный агрегат+центральная мастерская.
4.Пункт технического обслуживания+агрегат техни ческих уходов+центральная мастерская.
5.Заправочный агрегат+агрегат технических уходов+автопередвижная ремонтная мастерская+центральная мастерская.
§2. Обоснование выбора рациональной организации
специализированных звеньев
При выборе соответствующего варианта организа ции специализированных звеньев по техническому об служиванию машин для данного хозяйства необходимо учитывать количество и состав обслуживаемых машин,
281
организацию их использования, количество средств технического обслуживания и диапазон условий наибо лее экономичного использованаия каждого из них.
Состав специализированных звеньев и их количество определяют в зависимости от объема работ и конкретных условий эксплуатации техники. Персонал должен быть из числа лиц, имеющих большой опыт и соответствую щие навыки, хорошо знающих конструкции машин, пра вила, технические условия и технологию выполнения опе раций плановых технических обслуживании и ремонтов.
Звено по проведению плановых технических обслужи вании возглавляет мастер-наладчик. С помощью помощ ника и сменного тракториста или комбайнера он выпол няет ТО-1 и ТО-2 за тракторами, ТО за комбайнами и сельскохозяйственными машинами, устраняет при этом мелкие неисправности, а также выполняет обкаточные и сезонные технические обслуживания. ТО-3 рекоменду ется проводить в центральных ремонтных мастер ских.
Количество тракторов, которое может обслуживать звено мастера-наладчика в период полевых работ, зави сит от многих причин: интенсивности использования тракторных агрегатов, удаленности агрегатов от полево го стана бригады, структуры машинно-тракторного парска, видов проводимых работ и др.
Загрузку мастеров-наладчиков надо рассчитывать исходя из семичасового рабочего дня, продолжитель ности рабочего времени в месяц 174,6 ч и коэффициента использования рабочего времени на передвижных пос тах 0.5—0,7, стационарных — 0,9.
Мастер-наладчик и его помощник, работая на перед вижном автомобильном агрегате, в состоянии ежедневно обслужить до пяти тракторов, в зависимости от их ма рок и сложности ухода.
Расчет |
загрузки мастеров-наладчиков |
надо |
вести |
по более |
напряженному периоду полевых |
работ. |
При |
этом следует учитывать примерную трудомкость и про должительность одного обслуживания, тип агрегата для его выполнения.
Звено заправки машин нефтепродуктами. В тесном контакте со звеном заправки машин работает мастерналадчик, контролируя выдачу нефтепродуктов по спе циальным талонам или другим документам, подписан ным только им самим. Это позволяет своевременно при-
282
останавливать эксплуатацию машин и проводить плановые технические обслуживания.
Заправщик-смазчик назначается из числа шоферов или механизаторов, в зависимости от количества запра вочных средств. Он выдает нефтепродукты, своевремен но оповещает мастера-наладчика о необходимости пла нового технического обслуживания той или иной маши
ны. Вместе |
с трактористами он также участвует |
в проведении |
ежесменных технических обслуживании |
и содержит в хорошем состоянии емкости и заправочное оборудование, строго выполняет правила хранения, за правки и учета нефтепродуктов, оформляет на них до кументы.
Заправщики и звено по плановым техническим обслуживаниям работают под непосредственным руковод ством специально выделенных в хозяйствах инженеров по эксплуатации машинно-тракторного парка, инжене ров-механиков отделений, а в бригадах — бригадиров.
Специализированное звено по ремонту несложных сельскохозяйственных машин и устранению их неисправ ностей состоит из слесарей, токаря, сварщика, кузнеца, молотобойца и работает под руководством механика от деления или бригадира тракторной бригады; числен ность звена зависит от количества обслуживаемой тех ники, ее рассредоточенное™ и интенсивности использо вания. Потребность в специальности токаря и электро сварщика определяется нагрузкой и имеющимся соот ветствующим оборудованием.
Звено ремонтирует машины по мере их освобождения от полевых работ. Наряду с этим слесари пункта техни ческого обслуживания устраняют внезапные неисправ ности машин, работающих недалеко от пункта.
Неисправности большегабаритных и малотранспор табельных машин, а также агрегатов, удаленных от пункта более чем на 2—3 км, как правило, устраняют на месте их работы, пользуясь оборудованием автопе редвижной мастерской. Слесари выездной технической помощи работают под непосредственным руководством заведующего мастерскими, но в контакте с инженером (механиком) отделения совхоза или бригадиром. В сво бодное от вызовов время слесари восстанавливают об менный фонд агрегатов и запасных частей, выполняют другие ремонтные операции в мастерской. Когда в хо зяйстве район обслуживания автопередвижной мастер-
283
ской совпадает с районом деятельности пункта техниче ского обслуживания, то мастерскую придают пункту. В связи с этим соответственно разделяются функции между их работниками.
§ 3. Организация технического обслуживания автомобилей
В зависимости от количества автомобилей и ремонт ных средств применяют одну из двух форм технического обслуживания и ремонта автомобилей:
1) техническое обслуживание и текущий ремонт про водят в мастерской хозяйства и гараже профилактории,
акапитальный — на предприятиях «Сельхозтехники»;
2)ежедневное техническое обслуживание и ТО-1 вы полняют в мастерской хозяйства и гараже-профилакто
рии, а ТО-2 и сложный ремонт — па предприятиях (стан ции технического обслуживания) «Сельхозтехники».
Выбор форм организации технического обслужива ния и текущего ремонта автомобилей зависит от кон кретных условий хозяйства, парка машин, соответству ющей материально-технической базы (гаражей с про филакториями и мастерских), наличия дорог в зоне дей ствия станции технического обслуживания.
Исследования и опыт показывают, что экономически целесообразно проводить техническое обслуживание с помощью станции, если дороги хорошие в течение круглого года и расстояние от гаража хозяйства до станции не более 3 км для ТО-1 и не более 15 км для ТО-2. Для крупных гаражей с парком машин более 20 автомобилей во всех случаях целесообразно организо вывать техническое обслуживание по первой схеме (при условии, что в хозяйстве есть гараж с профилакторием или мастерская). Хозяйствам с парком 20—40 автомо билей целесообразно пользоваться услугами станций технического обслуживания только по технической диаг ностике.
Организация технического обслуживания и ремонта автомобилей в колхозе или совхозе возлагается на глав ного инженера (механика) хозяйства или автомеханика. Операции, связанные с этими мероприятиями, выполня ют на специально организованных постах.
П р и т у п и к о в о м р а с п о л о ж е н и и п о с т о в все операции (кроме мойки) проводят на одном месте.
284
Такой способ характерен для хозяйств с небольшим числом автомобилей различных марок. Здесь можно ис
пользовать посты независимо один от |
другого: |
одни — |
для технического обслуживания, другие — для |
ремонта. |
|
П р я м о т о ч н о е р а с п о л о ж е н и е |
п о с т о в прп- |
меняют в хозяйствах со значительной программой об служивания автомобилей.
П р и с м е ш а н н о м |
с п о с о б е часть |
постов распо |
лагают прямоточно, а |
часть — в тупиках. |
На прямоточ |
ные посты ставят автомобили, на обслуживание которых не требуется больших затрат времени; на тупиковые — наоборот.
Во всех случаях целесообразна специализация работ. Это позволяет лучше использовать квалификацию рабо чих, повысить качество работ.
Ежедневное обслуживание проводит водитель авто мобиля на специальном посту.
Техническое обслуживание № I и 2 и текущий ремонт
поручают слесарям. При большом объеме работ ремонт целесообразно специализировать, закрепив за каждым слесарем обслуживание определенных узлов и агрега тов. При этом нужно также закрепить за ними соответ ствующее оборудование и участки профилактория. Если слесарей более двух, один назначается старшим (брига диром) с соответствующей доплатой по действующему положению. Если ТО-1 и ТО-2 выполняются в хо зяйстве, то водители машин участвуют в их прове дении.
Необходимое число людей определяют по рекомен дуемым нормам, трудоемкости технического обслужива ния и текущего ремонта.
Выполнение плановых работ по техническому обслу живанию целесообразно организовывать в две, а то и в три смены, особенно зимой, когда работа на откры той площадке затруднена.
Качество технического обслуживания контролируют периодическим выборочным обследованием автомоби лей. Это делает главный инженер колхоза или совхоза, автомеханик (заведующий гаражом) и шофер. Кроме того, после каждого вида обслуживания техническое состояние автомобиля и качество выполненных работ тщательно проверяет автомеханик, а там, где его нет, — заведующий гаражом. По результатам проверки делает ся соответствующая отметка в акте приемки автомоби-
285