Файл: Хробостов С.Н. Эксплуатация машинно-тракторного парка учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 294
Скачиваний: 3
лей из технического обслуживания. Акт является также исходным документом для начисления заработной пла ты обслуживающему персоналу.
§ 4. Организация диагностики технического состояния машин
Значение диагностики. Внедрение методов диагно стики технического состояния машин—одно из важней ших мероприятий в техническом обслуживании, направ ленных на обеспечение сохранности, поддержание и вос становление эксплуатационных свойств машин, агрега тов.
Диагностика дает возможность без разборки опре делить параметры технического состояния машин, их характеристики, зазоры в сопряжениях, величину изно са деталей и на этой основе достоверно установить не обходимость регулировки отдельных сопряжений или ремонта узлов, агрегатов и машины в целом.
Применение технической диагностики позволяет:
1) резко снизить простои машины по техническим неисправностям за счет предупреждения ее отказов;
2) полнее использовать межремонтные технические ресурсы машины, ее узлов и агрегатов, предотвратить преждевременную их постановку в ремонт, а значит, и соответственно уменьшить число ремонтов, расход за пасных частей и затраты;
3) ликвидировать частые разборки механизмов, на рушающие условия приработки, тем самым снизить ско рость изнашивания деталей и сопряжений, повысить их надежность;
4) уменьшить трудоемкость технических уходов и ре монтов за счет исключения ненужной разборки исправ ных узлов.
Опыт показывает, что с внедрением технической ди агностики можно уменьшить число технических неис правностей машины в 2—2,5 раза, почти в 2 раза повы сить межремонтный технический ресурс, на 25—30% со
кратить затраты на ремонт |
и техническое обслуживание. |
||
Проверка технического |
состояния |
машин |
методами |
диагностики рекомендуется в следующие периоды. |
|||
Т р а к т о р о в — во время ТО-2 и |
главным |
образом |
|
ТО-3 с целью установления |
без разборки объема работ |
||
на это обслуживание, а также необходимости |
капиталь |
нее
иого или текущего ремонта; по окончании сезона экс плуатации, чтобы выяснить требуемый объем работ для подготовки тракторов к следующему сезону эксплу атации; перед отправкой трактора в ремонт, для опреде ления необходимого объема ремонтного вмешательства,
потребности в запасных частях и ремонтных материалах, |
|
денежных средствах и рабочей силе. |
|
З е р н о у б о р о ч н ы х к о м б а й н о в — сразу |
после |
окончания уборочных работ с целью правильного |
под |
счета объема предстоящего ремонта, потребности в за
пасных частях и |
ремонтных |
материалах, денежных |
средствах и рабочей силе. |
|
|
А в т о м о б и л е й |
— при ТО-2 |
с целью установления |
без разборки объема работ, необходимого для проведе
ния обслуживания, а также предстоящего |
ремонта, по |
требности в запасных частях и ремонтных |
материалах, |
затратах денежных средств и рабочей силы. |
|
Организация службы диагностики. В |
хозяйствах, |
имеющих достаточное число машин, рекомендуется ор ганизовывать службы диагностики из расчета: один ме ханик-диагност на парк свыше 50 тракторов, зерноубо
рочных комбайнов и других |
самоходных |
машин |
|
и один — на парк автомобилей свыше 40 машин. |
|||
Если хозяйство имеет от 10 до 50 тракторов, комбай |
|||
нов и других самоходных |
машин, |
функции |
диагноста |
выполняет заведующий |
механическими мастерскими |
или мастер-наладчик, а от 25 и до 40 автомобилей— ав томеханик.
При меньшем числе машин хозяйству целесообразно пользоваться услугами «Сельхозтехники». Посты диаг ностики на базе передвижных установок КИ-4270 целе сообразно также организовывать на хозрасчете при районных инспекциях Госсельтехнадзора. Строгое со блюдение периодичности технической диагностики должно быть основано на выполнении сроков проведе ния плановых технических обслуживании.
Технические средства, которыми оснащается служба диагностики в хозяйствах, зависит от числа и марок ма шин, расстояния между производственными подразде лениями, характера и объема работ по техническому обслуживанию и ремонту техники.
С помощью передвижной установки диагностику це лесообразно проводить (по возможности) в одном месте (группе тракторов). Это увеличивает производитель-
287
ность |
диагностической |
установки, уменьшает |
ее холо |
||
стые |
переезды. |
|
|
|
|
В колхозах и совхозах следует иметь универсальные |
|||||
посты технической диагностики для проверки |
техничес |
||||
кого |
состояния |
тракторов, зерноуборочных |
комбайнов |
||
и других машин. |
|
|
|
|
|
Диагностику |
технического состояния |
автомобилей |
|||
проводят в гараже-профилактории, используя |
соответ |
||||
ствующие приборы и |
оборудование. |
|
|
Для диагностики зерноуборочных комбайнов исполь зуют агрегат ПИМ-1507-31.
При проведении диагностики технического состояния машин руководствуются технологическими картами ди агностики, в которых отражены номинальные, допусти мые и предельные значения параметров, условия и спо собы их определения, необходимые для этого приборы, приспособления и оборудование, порядок работ. Техно логия диагностики содержит также таблицы и номо граммы для прогнозирования технического состояния деталей, сопряжений, узлов и их остаточного техничес кого ресурса.
Для того чтобы давать правильную оценку техниче ского состояния, объективно судить о динамике измене ния того или иного параметра в процессе эксплуатации машин, а также вовремя предупреждать отказы узлов и агрегатов, на каждую машину составляют диагности ческую карту (журнал испытаний), на основании кото рой выносится обоснованное заключение о необходимом объеме и характере технического обслуживания каждой машины.
Такую карту заполняет механик-диагност во время проведения диагноза в присутствии лица, ответственно го за техническое обслуживание машины.
Объем работ стационарных диагностических постов и передвижных установок технической диагностики на месяц, квартал и год планируется в соответствии с пла ном-заданием проведения работ по техническому обслу
живанию закрепленной |
за |
постом |
(установкой) |
тех |
||
ники. |
|
|
|
|
|
|
Фактическое выполнение |
работ, |
отраженных в |
кар |
|||
тах диагностики, |
служит основанием |
для составления |
||||
отчетов о работе |
поста |
(установки) |
за |
соответствующий |
||
период. |
|
|
|
|
|
|
288
Контрольные вопросы
1. Какие формы организации работ |
по техническому обслужива |
нию машин применяются в сельском |
хозяйстве? |
2Какие факторы необходимо учитывать при выборе форм органи зации технического обслуживания машин в хозяйстве?
3.Организация работ по техническому обслуживанию машин на стационарном посту.
4.Организация работ по техническому обслуживанию машин при использовании передвижных агрегатов.
5.Организация работы по устранению неисправностей машин при
использовании передвижной мастерской ГОСНИТИ-2.
6.Особенности организации технического обслуживания автомо билей.
7.Что дает внедрение технической диагностики машин?
8.В какие периоды рекомендуется проводить техническую диагно стику тракторов, зерноуборочных комбайнов и автомобилей?
9.Организация диагностики машин в хозяйствах.
^О. Назначение и содержание технологических карт диагностики.
Г л а в а |
V |
ХРАНЕНИЕ МАШИН |
|
§ 1. Значение хранения машин |
|
Хранение машин — важная |
составная часть общей |
планово-предупредительной системы технического об служивания и ремонта машинно-тракторного парка.
Правильное хранение не только способствует дли тельному сроку службы и наиболее полному использо ванию техники при наименьших затратах на ее содер жание, но п позволяет уберечь ее, сохранить работоспо собность машин в нерабочий период.
Большое |
значение |
правильного хранения |
техники |
в сельском |
хозяйстве |
обусловливается еще |
тем, что |
здесь в отличие от промышленности машины использу ют в течение года периодически. Значительный период нерабочего времени многие машины находятся на хра нении. Например, при нормальных сроках сельскохозяй
ственных |
работ |
сеялки |
используют |
не |
более |
170 |
ч, |
|
а комбайны — не более |
200 |
ч за сезон |
|
(в среднем |
на |
|||
одну машину). По отношению к общему |
календарному |
|||||||
времени продолжительность |
хранения |
этих машин |
ча |
|||||
сто составляет |
более 90%. |
Несколько |
меньшее |
время |
||||
находятся |
на хранении |
почвообрабатывающие |
машины |
и тракторы.
При хранении машины тоже изнашиваются; при плохом хранении они изнашиваются больше, чем в про-
19 с. н. хробостов |
289 |
цессе работы. Кроме того, коррозионные разрушения по верхностей деталей и другие износы при хранении обычно приводят к значительному возрастанию изнаши вания в период эксплуатации.
Основные причины, от которых ухудшается |
состоя |
ние машин в период хранения, — неправильная |
подго |
товка их к этому периоду, плохое качество ухода и не благоприятные метеорологические условия; неприспособ ленность конструкций машин к хранению.
Машины при хранении повреждаются от влаги, по падающей на наиболее ответственные детали, воздей ствия высокой и низкой температур воздуха, солнечных лучей, сильного ветра, постоянно действующих весовых нагрузок и монтажных напряжений.
Качество подготовки к хранению зависит, в свою очередь, от правильного (в соответствий с местными условиями) выбора способа и оборудования места хра нения; от оснащенности приспособлениями, инвентарем, защитными материалами; четко разработанной техноло гической документации, регламентирующей режим хра нения, а также от квалификации механизаторов, подго тавливающих машины к хранению, и в целом от органи зации хранения машин в хозяйстве.
Металлические детали разрушаются под воздействи
ем коррозии. |
(Продукт коррозии — ржавчина — пред |
ставляет собой |
гидрат окиси железа.) Особенно сильно |
коррозия поражает металлические детали при их сопри косновении с влажной землей, удобрениями и ядохими катами, а также при повреждении лакокрасочных или других покрытий, отсутствии на поверхностях деталей предохранительной смазки, при насыщении воздуха ды мом и газом от котельных мастерских, электростанций и промышленных предприятий.
Для уменьшения коррозии поверхности машин по крывают красками, лаками, пленками нержавеющих металлов и окислами.
При эксплуатации и хранении машин следует тща тельно очищать и протирать детали и узлы, соприкаса ющиеся с влажными удобрениями, ядохимикатами, поч вой, и не способствовать условиям, при которых влага задерживается на поверхностях. Поверхности неокра шенных деталей при хранении машин следует покры вать предохранительной смазкой, удалять с них мокрый снег.
290