Файл: Хробостов С.Н. Эксплуатация машинно-тракторного парка учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 294

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

лей из технического обслуживания. Акт является также исходным документом для начисления заработной пла­ ты обслуживающему персоналу.

§ 4. Организация диагностики технического состояния машин

Значение диагностики. Внедрение методов диагно­ стики технического состояния машин—одно из важней­ ших мероприятий в техническом обслуживании, направ­ ленных на обеспечение сохранности, поддержание и вос­ становление эксплуатационных свойств машин, агрега­ тов.

Диагностика дает возможность без разборки опре­ делить параметры технического состояния машин, их характеристики, зазоры в сопряжениях, величину изно­ са деталей и на этой основе достоверно установить не­ обходимость регулировки отдельных сопряжений или ремонта узлов, агрегатов и машины в целом.

Применение технической диагностики позволяет:

1) резко снизить простои машины по техническим неисправностям за счет предупреждения ее отказов;

2) полнее использовать межремонтные технические ресурсы машины, ее узлов и агрегатов, предотвратить преждевременную их постановку в ремонт, а значит, и соответственно уменьшить число ремонтов, расход за­ пасных частей и затраты;

3) ликвидировать частые разборки механизмов, на­ рушающие условия приработки, тем самым снизить ско­ рость изнашивания деталей и сопряжений, повысить их надежность;

4) уменьшить трудоемкость технических уходов и ре­ монтов за счет исключения ненужной разборки исправ­ ных узлов.

Опыт показывает, что с внедрением технической ди­ агностики можно уменьшить число технических неис­ правностей машины в 2—2,5 раза, почти в 2 раза повы­ сить межремонтный технический ресурс, на 25—30% со­

кратить затраты на ремонт

и техническое обслуживание.

Проверка технического

состояния

машин

методами

диагностики рекомендуется в следующие периоды.

Т р а к т о р о в — во время ТО-2 и

главным

образом

ТО-3 с целью установления

без разборки объема работ

на это обслуживание, а также необходимости

капиталь­

нее


иого или текущего ремонта; по окончании сезона экс­ плуатации, чтобы выяснить требуемый объем работ для подготовки тракторов к следующему сезону эксплу­ атации; перед отправкой трактора в ремонт, для опреде­ ления необходимого объема ремонтного вмешательства,

потребности в запасных частях и ремонтных материалах,

денежных средствах и рабочей силе.

 

З е р н о у б о р о ч н ы х к о м б а й н о в — сразу

после

окончания уборочных работ с целью правильного

под­

счета объема предстоящего ремонта, потребности в за­

пасных частях и

ремонтных

материалах, денежных

средствах и рабочей силе.

 

А в т о м о б и л е й

— при ТО-2

с целью установления

без разборки объема работ, необходимого для проведе­

ния обслуживания, а также предстоящего

ремонта, по­

требности в запасных частях и ремонтных

материалах,

затратах денежных средств и рабочей силы.

 

Организация службы диагностики. В

хозяйствах,

имеющих достаточное число машин, рекомендуется ор­ ганизовывать службы диагностики из расчета: один ме­ ханик-диагност на парк свыше 50 тракторов, зерноубо­

рочных комбайнов и других

самоходных

машин

и один — на парк автомобилей свыше 40 машин.

Если хозяйство имеет от 10 до 50 тракторов, комбай­

нов и других самоходных

машин,

функции

диагноста

выполняет заведующий

механическими мастерскими

или мастер-наладчик, а от 25 и до 40 автомобилей— ав­ томеханик.

При меньшем числе машин хозяйству целесообразно пользоваться услугами «Сельхозтехники». Посты диаг­ ностики на базе передвижных установок КИ-4270 целе­ сообразно также организовывать на хозрасчете при районных инспекциях Госсельтехнадзора. Строгое со­ блюдение периодичности технической диагностики должно быть основано на выполнении сроков проведе­ ния плановых технических обслуживании.

Технические средства, которыми оснащается служба диагностики в хозяйствах, зависит от числа и марок ма­ шин, расстояния между производственными подразде­ лениями, характера и объема работ по техническому обслуживанию и ремонту техники.

С помощью передвижной установки диагностику це­ лесообразно проводить (по возможности) в одном месте (группе тракторов). Это увеличивает производитель-

287


ность

диагностической

установки, уменьшает

ее холо­

стые

переезды.

 

 

 

 

В колхозах и совхозах следует иметь универсальные

посты технической диагностики для проверки

техничес­

кого

состояния

тракторов, зерноуборочных

комбайнов

и других машин.

 

 

 

 

Диагностику

технического состояния

автомобилей

проводят в гараже-профилактории, используя

соответ­

ствующие приборы и

оборудование.

 

 

Для диагностики зерноуборочных комбайнов исполь­ зуют агрегат ПИМ-1507-31.

При проведении диагностики технического состояния машин руководствуются технологическими картами ди­ агностики, в которых отражены номинальные, допусти­ мые и предельные значения параметров, условия и спо­ собы их определения, необходимые для этого приборы, приспособления и оборудование, порядок работ. Техно­ логия диагностики содержит также таблицы и номо­ граммы для прогнозирования технического состояния деталей, сопряжений, узлов и их остаточного техничес­ кого ресурса.

Для того чтобы давать правильную оценку техниче­ ского состояния, объективно судить о динамике измене­ ния того или иного параметра в процессе эксплуатации машин, а также вовремя предупреждать отказы узлов и агрегатов, на каждую машину составляют диагности­ ческую карту (журнал испытаний), на основании кото­ рой выносится обоснованное заключение о необходимом объеме и характере технического обслуживания каждой машины.

Такую карту заполняет механик-диагност во время проведения диагноза в присутствии лица, ответственно­ го за техническое обслуживание машины.

Объем работ стационарных диагностических постов и передвижных установок технической диагностики на месяц, квартал и год планируется в соответствии с пла­ ном-заданием проведения работ по техническому обслу­

живанию закрепленной

за

постом

(установкой)

тех­

ники.

 

 

 

 

 

 

Фактическое выполнение

работ,

отраженных в

кар­

тах диагностики,

служит основанием

для составления

отчетов о работе

поста

(установки)

за

соответствующий

период.

 

 

 

 

 

 

288


Контрольные вопросы

1. Какие формы организации работ

по техническому обслужива­

нию машин применяются в сельском

хозяйстве?

2Какие факторы необходимо учитывать при выборе форм органи­ зации технического обслуживания машин в хозяйстве?

3.Организация работ по техническому обслуживанию машин на стационарном посту.

4.Организация работ по техническому обслуживанию машин при использовании передвижных агрегатов.

5.Организация работы по устранению неисправностей машин при

использовании передвижной мастерской ГОСНИТИ-2.

6.Особенности организации технического обслуживания автомо­ билей.

7.Что дает внедрение технической диагностики машин?

8.В какие периоды рекомендуется проводить техническую диагно­ стику тракторов, зерноуборочных комбайнов и автомобилей?

9.Организация диагностики машин в хозяйствах.

^О. Назначение и содержание технологических карт диагностики.

Г л а в а

V

ХРАНЕНИЕ МАШИН

§ 1. Значение хранения машин

Хранение машин — важная

составная часть общей

планово-предупредительной системы технического об­ служивания и ремонта машинно-тракторного парка.

Правильное хранение не только способствует дли­ тельному сроку службы и наиболее полному использо­ ванию техники при наименьших затратах на ее содер­ жание, но п позволяет уберечь ее, сохранить работоспо­ собность машин в нерабочий период.

Большое

значение

правильного хранения

техники

в сельском

хозяйстве

обусловливается еще

тем, что

здесь в отличие от промышленности машины использу­ ют в течение года периодически. Значительный период нерабочего времени многие машины находятся на хра­ нении. Например, при нормальных сроках сельскохозяй­

ственных

работ

сеялки

используют

не

более

170

ч,

а комбайны — не более

200

ч за сезон

 

(в среднем

на

одну машину). По отношению к общему

календарному

времени продолжительность

хранения

этих машин

ча­

сто составляет

более 90%.

Несколько

меньшее

время

находятся

на хранении

почвообрабатывающие

машины

и тракторы.

При хранении машины тоже изнашиваются; при плохом хранении они изнашиваются больше, чем в про-

19 с. н. хробостов

289


цессе работы. Кроме того, коррозионные разрушения по­ верхностей деталей и другие износы при хранении обычно приводят к значительному возрастанию изнаши­ вания в период эксплуатации.

Основные причины, от которых ухудшается

состоя­

ние машин в период хранения, — неправильная

подго­

товка их к этому периоду, плохое качество ухода и не­ благоприятные метеорологические условия; неприспособ­ ленность конструкций машин к хранению.

Машины при хранении повреждаются от влаги, по­ падающей на наиболее ответственные детали, воздей­ ствия высокой и низкой температур воздуха, солнечных лучей, сильного ветра, постоянно действующих весовых нагрузок и монтажных напряжений.

Качество подготовки к хранению зависит, в свою очередь, от правильного (в соответствий с местными условиями) выбора способа и оборудования места хра­ нения; от оснащенности приспособлениями, инвентарем, защитными материалами; четко разработанной техноло­ гической документации, регламентирующей режим хра­ нения, а также от квалификации механизаторов, подго­ тавливающих машины к хранению, и в целом от органи­ зации хранения машин в хозяйстве.

Металлические детали разрушаются под воздействи­

ем коррозии.

(Продукт коррозии — ржавчина — пред­

ставляет собой

гидрат окиси железа.) Особенно сильно

коррозия поражает металлические детали при их сопри­ косновении с влажной землей, удобрениями и ядохими­ катами, а также при повреждении лакокрасочных или других покрытий, отсутствии на поверхностях деталей предохранительной смазки, при насыщении воздуха ды­ мом и газом от котельных мастерских, электростанций и промышленных предприятий.

Для уменьшения коррозии поверхности машин по­ крывают красками, лаками, пленками нержавеющих металлов и окислами.

При эксплуатации и хранении машин следует тща­ тельно очищать и протирать детали и узлы, соприкаса­ ющиеся с влажными удобрениями, ядохимикатами, поч­ вой, и не способствовать условиям, при которых влага задерживается на поверхностях. Поверхности неокра­ шенных деталей при хранении машин следует покры­ вать предохранительной смазкой, удалять с них мокрый снег.

290