Файл: Хробостов С.Н. Эксплуатация машинно-тракторного парка учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 295
Скачиваний: 3
Резиновые и резино-текстильные детали поврежда ются от самовулканизации (старения) при попадании на них нефтепродуктов или щелочей и от соприкоснове ния с некоторыми металлами, например с медью и ее сплавами.
Вулканизированная резина при хранении окисляется и стареет. Вначале она становится жесткой, а затем те ряет эластичность и делается мягкой. Старение резины значительно ускоряется под воздействием солнечного света.
Бензин, керосин, нефть, смазочные масла растворя ют невулканизированную резину. Она набухает, раз мягчается и теряет прочность.
Детали из прорезиненной материи при плохом хра нении могут заражаться плесенью и гнилостными мик роорганизмами, пораженная ткань теряет прочность и в течение сравнительно короткого времени может со вершенно разрушиться.
При хранении деталей такого типа нужно принимать все меры, снижающие воздействие указанных факторов.
Деревянные детали приходят в негодность при высо кой или низкой температурах, при резких колебаниях температуры и влажности воздуха, под воздействием дождей, а также в результате гниения или действия вредителей дерева — грибков, насекомых и т. п.
Поэтому при длительном хранении деревянные дета ли надо окрашивать масляной краской, закрывать от попадания влаги или снимать и сдавать для хранения на специальном складе.
Кожаные детали повреждаются при повышенных влажности и температуре воздуха. Избыточная влаж ность вызывает чрезмерную пластичность, способствует появлению плесени и гнилостных бактерий. При высо кой температуре вздуха, а также при низкой влажности кожа делается жесткой, растрескивается и теряет проч ность.
Чтобы предупредить все эти явления, кожаные де тали надо снимать с машин и сдавать для хранения на склад, если машины длительно хранят открытым способом.
Длинногабаритные детали из любых материалов вы ходят из строя под воздействием постоянно действую щих нагрузок, особенно при их хранении на неровных площадках, без соответствующих подставок.
19* |
291 |
§ |
2. Виды и способы хранения машин |
|
Машины хранят согласно Правилам хранения трак |
||
торов, автомобилей и |
сельскохозяйственных машин |
|
в колхозах |
п совхозах, |
утвержденным Министерством |
сельского хозяйства СССР и Всесоюзным объединением «Союзсельхозтехника».
Хранение машин слагается из следующих элемен тов: общие организационные мероприятия; выбор и под готовка мест хранения; подготовка машин к хранению; контроль и техническое обслуживание машин в период хранения; снятие машин с хранения.
Виды хранения машин. Различают |
два |
вида |
хране |
|
ния: кратковременное и длительное. |
|
|
|
|
К р а т к о в р е м е н н о е |
х р а н е н и е |
организуется |
||
в период работ для машин, которые |
временно |
не ис |
||
пользуются по тем или иным причинам. |
|
|
|
|
Н а д л и т е л ь н о е |
х р а н е н и е |
машины |
ставят |
по окончании сезона их эксплуатации, а также в пери оды, когда перерыв в использовании машин продолжа ется более двух месяцев.
Ответственность за организацию хранения и сохран
ность машин в |
целом |
возлагается на |
руководителей |
||
п главных |
инженеров |
(инженеров или механиков) хо |
|||
зяйств, а в |
отделениях, |
бригадах — на |
руководителей |
||
этих производственных |
подразделений. |
|
|||
При хранении |
техники |
на машинном |
дворе ответ |
ственность за хранение возлагается на заведующего ма шинным двором.
Подготовка и установка машин на хранение ведется непосредственно по окончании работ лицами, за кото рыми закреплены машины, под руководством бригадира или механика отделения, заведующего ремонтной ма стерской и машинным двором.
В крупных хозяйствах для подготовки машин орга низуются специальные посты, которые снабжаются не обходимым оборудованием, инвентарем, материалами. Для работы на них выделяют опытных механизаторов. Этот метод дает возможность существенно снизить за траты времени и повысить качество выполняемых опе раций за счет специализации и применения механизиро ванных средств.
Обслуживание машин в период длительного хране ния проводят специально выделенные для этого механи-
292
заторы под руководством лица, ответственного за хра нение техники.
Сдачу машин на длительное хранение оформляют актом, в котором указывают техническое состояние и комплектность машины. Допускается составление об щего акта на сдачу и приемку на хранение нескольких простых машин и орудий. Акт подписывает механиза тор, сдающий машину, и лицо, принявшее ее. Приемо сдаточный акт хранят в бухгалтерии хозяйства.
Агрегаты, узлы и детали, особо подверженные кор розии, снимают с машины и сдают на склад. При этом
оформляют |
опись, |
прилагаемую |
К |
акту. К агрегатам, |
||||||
узлам, деталям, |
инструментам и |
принадлежностям или |
||||||||
к |
ящикам, |
в которых |
их хранят, |
прикрепляют |
бирки |
|||||
с |
указанием |
марки и хозяйственного |
номера |
машины. |
||||||
|
Машину |
в ожидании |
ремонта, |
как |
правило, |
хранят |
||||
в |
соответствии |
с |
требованиями, |
|
установленными |
для |
кратковременного хранения. При этом допускается оставлять машины с сухими картерами и топливными баками. К машине, которую хранят с сухими картера ми, необходимо прикреплять бирку с надписью «Масло из картеров слито».
Если машина будет находиться в ожидании ремонта более двух месяцев, на нее распространяются правила длительного хранения.
Способы и места хранения машин. Известны три основных способа хранения тракторов, комбайнов и другой сельскохозяйственной техники в нерабочий пе риод: закрытый, открытый и комбинированный.
В зависимости от принятого способа меняется содер жание подготовительных мероприятий и работ, прово димых в период хранения; однако в любом случае ма
шины к хранению следует соответствующим |
образом |
||||
готовить. |
|
|
|
|
|
В ы б о р с п о с о б а |
х р а н е н и я обусловливается |
||||
конструктивными |
особенностями машин, |
природно-кли |
|||
матическими условиями |
и возможностью |
строительства |
|||
закрытых помещений. |
|
|
|
|
|
В хозяйстве составляют план размещения |
участков |
||||
хранения для всей техники. Места хранения |
машин |
||||
обычно выбирают на центральных усадьбах, в |
отделе |
||||
ниях и постоянных станах бригад. |
При |
выборе места |
|||
хранения учитывают особенности |
конструкции |
машин, |
|||
целесообразность |
их |
транспортировки, |
возможность |
293
обеспечить сохранность, расстояние от мест работы, по требность в техническом обслуживании и ремонте.
На центральной усадьбе обычно |
организуют |
места |
хранения для наиболее сложных и дорогих |
машин: |
|
тракторов, самоходных комбайнов |
(зерновых |
и спе |
циальных), машин для борьбы с вредителями и болез нями сельскохозяйственных культур; моторных прес сов, сложных зерноочистительных машин, передвижных зерносушилок и других, а также и для той части про стейших машин, которыми укомплектована бригада, ба
зирующаяся на центральном отделении |
хозяйства. |
||
З а к р ы т ы й |
с п о с о б |
х р а н е н и я |
предусматри |
вает размещение |
машин |
в сараях, гаражах, обычно не |
отапливаемых. Этот способ достаточно хорошо предох раняет механизмы от атмосферных воздействий, раз укомплектования, но требует вложения значительных средств на строительство. Закрытое хранение машин, кроме того, дает возможность уменьшить затраты труда на подготовку машин к хранению и относительно сокра щает размеры складского помещения для снимаемых агрегатов, узлов и деталей, так как их можно оставлять на машине. При хранении в помещениях машины ограждены от воздействия атмосферных осадков, кото рые могли бы смывать с деталей антикоррозионную смазку и повреждать окраску.
Хранение машин в закрытом помещении дает поло жительный эффект лишь в том случае, если все, даже незначительные, щели тщательно замазаны и помеще
ние в сухие солнечные дни |
периодически |
проветрива |
||||||
ется. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Для |
строительства |
предусмотрены |
типовые |
проекты |
||||
гаражей |
и сараев для |
хранения |
машин |
(проекты сараев |
||||
на 8, 12 |
и 20 тракторов, сараев |
на 8 и 24 |
сельскохозяй |
|||||
ственных машины, гараж на 100 тракторов и др.). |
||||||||
О т к р ы т ы й |
с п о с о б |
х р а н е н и я |
заключается |
|||||
в размещении |
машин |
на открытой площадке |
или под |
навесом. Площадки следует надлежащим образом обо рудовать, а машины правильно подготовить к хране нию. На больших площадках, которые называют обыч но машинными дворами, нужно предусмотреть: места для хранения машин и подъезды к ним, площадки для
сборки |
и |
регулировки |
новых машин |
и |
подготовки их |
|
к хранению, моечную |
площадку, хороший сток |
воды, |
||||
склад |
для |
хранения агрегатов, узлов |
и |
деталей, |
снима- |
294
емых с машин, проходную с комнатой нарядчика, про тивопожарное оборудование и инвентарь (пожарные щиты, ящики с песком, огнетушители; пожарный резер вуар), электроосвещение, колодец и водоем, если нет
водопровода, ограду, зеленые |
насаждения. |
|
|
||||||
В бригаде или отделении |
на |
небольших |
площадках |
||||||
должны |
быть |
устроены |
места |
для |
хранения |
машин |
|||
и подъезды к ним, кладовая |
для |
снимаемых |
агрегатов, |
||||||
узлов и деталей, подготовлены противопожарное |
обору |
||||||||
дование и инвентарь, моечная площадка, сделан |
хоро |
||||||||
ший сток |
воды, ограда (земляной вал), |
посажены зеле |
|||||||
ные насаждения. |
|
|
|
|
|
|
|
||
Площадки |
для хранения |
машин |
надо располагать |
||||||
на сухих |
незатопляемых |
местах. |
Они |
должны |
иметь |
||||
ровную, с незначительным |
уклоном для |
стока |
ливневых |
и талых вод, прочную поверхность, способную выдер жать нагрузку от машин при их передвижении и стоян ке, иметь водоотводные канавы и снегозадерживающие устройства. На площадке отмечают контрольные линии, ограничивающие места стоянки и проездов.
Машины следует размещать по видам |
и |
маркам. |
|
При этом нужно обеспечить свободный въезд |
и выезд, |
||
а также возможность |
проведения осмотра |
и |
техничес |
кого обслуживания машин в период хранения. |
|
||
Тракторы, особенно |
гусеничные, устанавливают по |
возможности ближе к въездным воротам, чтобы меньше повреждать проезды площадки. Машины можно раз мещать на площадке в один или два ряда. В сдвоенных рядах следует ставить тракторы, самоходные и навес ные машины. Машины в рядах надо размещать так, чтобы их продольная ось была перпендикулярна длин ной стороне ряда.
Подсобное помещение для хранения агрегатов, уз лов и деталей, снятых с машин, устраивают по возмож ности около мест стоянок машин.
Площадки для хранения следует располагать на расстоянии не менее 50 м от жилых, складских и произ водственных помещений и не менее 150 м от мест хране
ния нефтепродуктов. |
|
На месте стоянки каждой машины |
укрепляют бирку |
с указанием марки и хозяйственного |
номера машины. |
Обычно бирки укрепляют на проволоке, натянутой над машинами на высоте, достаточной для их свободного проезда, или на стойках, расположенных между машн-
295