Файл: Хробостов С.Н. Эксплуатация машинно-тракторного парка учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 295

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Резиновые и резино-текстильные детали поврежда­ ются от самовулканизации (старения) при попадании на них нефтепродуктов или щелочей и от соприкоснове­ ния с некоторыми металлами, например с медью и ее сплавами.

Вулканизированная резина при хранении окисляется и стареет. Вначале она становится жесткой, а затем те­ ряет эластичность и делается мягкой. Старение резины значительно ускоряется под воздействием солнечного света.

Бензин, керосин, нефть, смазочные масла растворя­ ют невулканизированную резину. Она набухает, раз­ мягчается и теряет прочность.

Детали из прорезиненной материи при плохом хра­ нении могут заражаться плесенью и гнилостными мик­ роорганизмами, пораженная ткань теряет прочность и в течение сравнительно короткого времени может со­ вершенно разрушиться.

При хранении деталей такого типа нужно принимать все меры, снижающие воздействие указанных факторов.

Деревянные детали приходят в негодность при высо­ кой или низкой температурах, при резких колебаниях температуры и влажности воздуха, под воздействием дождей, а также в результате гниения или действия вредителей дерева — грибков, насекомых и т. п.

Поэтому при длительном хранении деревянные дета­ ли надо окрашивать масляной краской, закрывать от попадания влаги или снимать и сдавать для хранения на специальном складе.

Кожаные детали повреждаются при повышенных влажности и температуре воздуха. Избыточная влаж­ ность вызывает чрезмерную пластичность, способствует появлению плесени и гнилостных бактерий. При высо­ кой температуре вздуха, а также при низкой влажности кожа делается жесткой, растрескивается и теряет проч­ ность.

Чтобы предупредить все эти явления, кожаные де­ тали надо снимать с машин и сдавать для хранения на склад, если машины длительно хранят открытым способом.

Длинногабаритные детали из любых материалов вы­ ходят из строя под воздействием постоянно действую­ щих нагрузок, особенно при их хранении на неровных площадках, без соответствующих подставок.

19*

291


§

2. Виды и способы хранения машин

Машины хранят согласно Правилам хранения трак­

торов, автомобилей и

сельскохозяйственных машин

в колхозах

п совхозах,

утвержденным Министерством

сельского хозяйства СССР и Всесоюзным объединением «Союзсельхозтехника».

Хранение машин слагается из следующих элемен­ тов: общие организационные мероприятия; выбор и под­ готовка мест хранения; подготовка машин к хранению; контроль и техническое обслуживание машин в период хранения; снятие машин с хранения.

Виды хранения машин. Различают

два

вида

хране­

ния: кратковременное и длительное.

 

 

 

К р а т к о в р е м е н н о е

х р а н е н и е

организуется

в период работ для машин, которые

временно

не ис­

пользуются по тем или иным причинам.

 

 

 

Н а д л и т е л ь н о е

х р а н е н и е

машины

ставят

по окончании сезона их эксплуатации, а также в пери­ оды, когда перерыв в использовании машин продолжа­ ется более двух месяцев.

Ответственность за организацию хранения и сохран­

ность машин в

целом

возлагается на

руководителей

п главных

инженеров

(инженеров или механиков) хо­

зяйств, а в

отделениях,

бригадах — на

руководителей

этих производственных

подразделений.

 

При хранении

техники

на машинном

дворе ответ­

ственность за хранение возлагается на заведующего ма­ шинным двором.

Подготовка и установка машин на хранение ведется непосредственно по окончании работ лицами, за кото­ рыми закреплены машины, под руководством бригадира или механика отделения, заведующего ремонтной ма­ стерской и машинным двором.

В крупных хозяйствах для подготовки машин орга­ низуются специальные посты, которые снабжаются не­ обходимым оборудованием, инвентарем, материалами. Для работы на них выделяют опытных механизаторов. Этот метод дает возможность существенно снизить за­ траты времени и повысить качество выполняемых опе­ раций за счет специализации и применения механизиро­ ванных средств.

Обслуживание машин в период длительного хране­ ния проводят специально выделенные для этого механи-

292


заторы под руководством лица, ответственного за хра­ нение техники.

Сдачу машин на длительное хранение оформляют актом, в котором указывают техническое состояние и комплектность машины. Допускается составление об­ щего акта на сдачу и приемку на хранение нескольких простых машин и орудий. Акт подписывает механиза­ тор, сдающий машину, и лицо, принявшее ее. Приемо­ сдаточный акт хранят в бухгалтерии хозяйства.

Агрегаты, узлы и детали, особо подверженные кор­ розии, снимают с машины и сдают на склад. При этом

оформляют

опись,

прилагаемую

К

акту. К агрегатам,

узлам, деталям,

инструментам и

принадлежностям или

к

ящикам,

в которых

их хранят,

прикрепляют

бирки

с

указанием

марки и хозяйственного

номера

машины.

 

Машину

в ожидании

ремонта,

как

правило,

хранят

в

соответствии

с

требованиями,

 

установленными

для

кратковременного хранения. При этом допускается оставлять машины с сухими картерами и топливными баками. К машине, которую хранят с сухими картера­ ми, необходимо прикреплять бирку с надписью «Масло из картеров слито».

Если машина будет находиться в ожидании ремонта более двух месяцев, на нее распространяются правила длительного хранения.

Способы и места хранения машин. Известны три основных способа хранения тракторов, комбайнов и другой сельскохозяйственной техники в нерабочий пе­ риод: закрытый, открытый и комбинированный.

В зависимости от принятого способа меняется содер­ жание подготовительных мероприятий и работ, прово­ димых в период хранения; однако в любом случае ма­

шины к хранению следует соответствующим

образом

готовить.

 

 

 

 

 

В ы б о р с п о с о б а

х р а н е н и я обусловливается

конструктивными

особенностями машин,

природно-кли­

матическими условиями

и возможностью

строительства

закрытых помещений.

 

 

 

 

В хозяйстве составляют план размещения

участков

хранения для всей техники. Места хранения

машин

обычно выбирают на центральных усадьбах, в

отделе­

ниях и постоянных станах бригад.

При

выборе места

хранения учитывают особенности

конструкции

машин,

целесообразность

их

транспортировки,

возможность

293


обеспечить сохранность, расстояние от мест работы, по­ требность в техническом обслуживании и ремонте.

На центральной усадьбе обычно

организуют

места

хранения для наиболее сложных и дорогих

машин:

тракторов, самоходных комбайнов

(зерновых

и спе­

циальных), машин для борьбы с вредителями и болез­ нями сельскохозяйственных культур; моторных прес­ сов, сложных зерноочистительных машин, передвижных зерносушилок и других, а также и для той части про­ стейших машин, которыми укомплектована бригада, ба­

зирующаяся на центральном отделении

хозяйства.

З а к р ы т ы й

с п о с о б

х р а н е н и я

предусматри­

вает размещение

машин

в сараях, гаражах, обычно не

отапливаемых. Этот способ достаточно хорошо предох­ раняет механизмы от атмосферных воздействий, раз­ укомплектования, но требует вложения значительных средств на строительство. Закрытое хранение машин, кроме того, дает возможность уменьшить затраты труда на подготовку машин к хранению и относительно сокра­ щает размеры складского помещения для снимаемых агрегатов, узлов и деталей, так как их можно оставлять на машине. При хранении в помещениях машины ограждены от воздействия атмосферных осадков, кото­ рые могли бы смывать с деталей антикоррозионную смазку и повреждать окраску.

Хранение машин в закрытом помещении дает поло­ жительный эффект лишь в том случае, если все, даже незначительные, щели тщательно замазаны и помеще­

ние в сухие солнечные дни

периодически

проветрива­

ется.

 

 

 

 

 

 

 

 

Для

строительства

предусмотрены

типовые

проекты

гаражей

и сараев для

хранения

машин

(проекты сараев

на 8, 12

и 20 тракторов, сараев

на 8 и 24

сельскохозяй­

ственных машины, гараж на 100 тракторов и др.).

О т к р ы т ы й

с п о с о б

х р а н е н и я

заключается

в размещении

машин

на открытой площадке

или под

навесом. Площадки следует надлежащим образом обо­ рудовать, а машины правильно подготовить к хране­ нию. На больших площадках, которые называют обыч­ но машинными дворами, нужно предусмотреть: места для хранения машин и подъезды к ним, площадки для

сборки

и

регулировки

новых машин

и

подготовки их

к хранению, моечную

площадку, хороший сток

воды,

склад

для

хранения агрегатов, узлов

и

деталей,

снима-

294


емых с машин, проходную с комнатой нарядчика, про­ тивопожарное оборудование и инвентарь (пожарные щиты, ящики с песком, огнетушители; пожарный резер­ вуар), электроосвещение, колодец и водоем, если нет

водопровода, ограду, зеленые

насаждения.

 

 

В бригаде или отделении

на

небольших

площадках

должны

быть

устроены

места

для

хранения

машин

и подъезды к ним, кладовая

для

снимаемых

агрегатов,

узлов и деталей, подготовлены противопожарное

обору­

дование и инвентарь, моечная площадка, сделан

хоро­

ший сток

воды, ограда (земляной вал),

посажены зеле­

ные насаждения.

 

 

 

 

 

 

 

Площадки

для хранения

машин

надо располагать

на сухих

незатопляемых

местах.

Они

должны

иметь

ровную, с незначительным

уклоном для

стока

ливневых

и талых вод, прочную поверхность, способную выдер­ жать нагрузку от машин при их передвижении и стоян­ ке, иметь водоотводные канавы и снегозадерживающие устройства. На площадке отмечают контрольные линии, ограничивающие места стоянки и проездов.

Машины следует размещать по видам

и

маркам.

При этом нужно обеспечить свободный въезд

и выезд,

а также возможность

проведения осмотра

и

техничес­

кого обслуживания машин в период хранения.

 

Тракторы, особенно

гусеничные, устанавливают по

возможности ближе к въездным воротам, чтобы меньше повреждать проезды площадки. Машины можно раз­ мещать на площадке в один или два ряда. В сдвоенных рядах следует ставить тракторы, самоходные и навес­ ные машины. Машины в рядах надо размещать так, чтобы их продольная ось была перпендикулярна длин­ ной стороне ряда.

Подсобное помещение для хранения агрегатов, уз­ лов и деталей, снятых с машин, устраивают по возмож­ ности около мест стоянок машин.

Площадки для хранения следует располагать на расстоянии не менее 50 м от жилых, складских и произ­ водственных помещений и не менее 150 м от мест хране­

ния нефтепродуктов.

 

На месте стоянки каждой машины

укрепляют бирку

с указанием марки и хозяйственного

номера машины.

Обычно бирки укрепляют на проволоке, натянутой над машинами на высоте, достаточной для их свободного проезда, или на стойках, расположенных между машн-

295