представляет улучшение внутрихозяйственной дорожной сети.
Показатели работы транспортных средств в сельско хозяйственном производстве примерно таковы:
среднесуточный пробег |
|
100—120 км |
коэффициент |
технической готовности . . |
0,80—0,85 |
» |
использования пробега . . . |
0,50—0,70 |
» |
» |
грузоподъемности |
0,80—1,00 |
»» календарного
§ 4. Себестоимость грузоперевозок
Важнейший итоговый показатель эффективности при менения транспортных средств — себестоимость грузопе ревозок. Она складывается из расходов на погрузку и разгрузку, на перемещение груза. Себестоимость Cm руб/ткм определяется отношением суммы расходов по эксплуатации транспортных средств за определенный пе риод времени к количеству транспортной работы, выпол ненной за то же время:
|
Ч п |
— |
, |
(141) |
где |
С п р — сумма переменных расходов на 1 км пробега, |
|
РУб.; |
|
|
|
|
|
Спс — сумма постоянных расходов, не зависящих от |
|
работы транспорта, исчисляемых на час на- |
|
хождения |
транспорта в хозяйстве, руб.; |
|
С п в —сумма расходов на погрузочно-разгрузочные |
|
работы, отнесенная на 1 т перевозимого гру |
|
за, руб.; |
|
|
|
|
|
иэ — эксплуатационная |
скорость, км/ч; |
|
W?— производительность, ткм/ч; |
|
|
W—производительность, |
т/ч. |
|
|
Переменные расходы СПр, исчисляемые |
на 1 км про |
бега, |
складываются из расходов: на |
эксплуатационные |
материалы (топливо, |
масло, |
шины), |
на техническое об |
служивание, ремонт и амортизацию подвижного состава, на заработную плату. Аналогично этому определяются расходы на погрузочно-разгрузочные работы С п в , отне сенные к 1 т груза.
Постоянные расходы С п с исчисляются независимо от того, работает или не работает транспорт, за 1 ч нахожде-
ния его в хозяйстве. К ним относятся расходы на содер жание зданий и хозяйственные нужды, заработная плата административно-хозяйственному персоналу.
Себестоимость единицы грузооборота, выраженная в руб/т, равна:
с |
с п р уэ + с п с + с п в w |
(141 ,а) |
Если известна стоимость 1 ч работы подвижных транс портных средств, себестоимость транспортных работ оп ределяют по следующим формулам:
в руб/ткм
|
С |
= |
СТч 4~ Qiu, т Cn D |
W |
П42) |
или в руб/т |
|
|
|
|
|
|
Г |
- |
с т , + с п ц + |
' |
|
|
ч |
|
|
if |
|
где |
С т ч — стоимость |
1 ч (машино-часа) |
эксплуатации |
|
трактора или автомобиля, руб/ч; |
|
С п ц — стоимость |
1 ч |
эксплуатации |
прицепа, руб/ч, |
Из приведенных выражений себестоимости транспорт |
ных |
работ видно, что |
она |
уменьшается |
с увеличением |
производительности агрегата и повышается с ростом пе
ременных расходов на |
1 км пробега, постоянных |
расхо |
дов на 1 инвентарный |
машино-час и расходов на |
погруз |
ку-разгрузку 1 т груза. Следовательно, чтобы |
снизить |
себестоимость перевозок, надо наряду с повышением производительности транспортных агрегатов обеспечить их хорошее техническое обслуживание и рационально ор ганизовать погрузочно-разгрузочные работы.
Г л а в а III
МЕХАНИЗАЦИЯ ПОГРУЗОЧНО-РАЗГРУЗОЧНЫХ РАБОТ
§1. Значение и особенности механизации погрузочно-разгрузочных работ
всельском хозяйстве
Погрузочно-разгрузочные работы относятся к наибо- ' лее трудоемким процессам в сельскохозяйственном про изводстве. Поэтому, как уже отмечалось выше, развитие механизации этих работ — одна из первостепенных задач повышения производительности труда в сельском хозяй«
стве. Она увеличивает производительность транспортных средств, уменьшает себестоимость перевозок, потребность
р |
рабочей силе. |
При коротких расстояниях ездки |
(до |
б |
км) сокращение |
простоев под погрузкой-разгрузкой |
за |
счет механизации этих операций повышает производи тельность автотранспорта более чем в два раза.
Погрузочно-разгрузочньге средства выбирают так, что бы свести к минимуму потери и механические повреж дения грузов в процессе перегрузки, уменьшить затраты ручного труда и снизить стоимость этих работ.
При механизации погрузочно-разгрузочных работ в сельскохозяйственном производстве необходимо учи тывать следующие особенности:
разнообразие грузов, многие из которых следует транспортировать в определенные, точные сроки;
относительно небольшое количество массовых грузов в каждом хозяйстве;
рассредоточенность и непостоянство мест погрузки. Разнообразие грузов по физико-механическим свой
ствам, величине грузооборота и срочности перевозок тре бует универсальных погрузочно-разгрузочных средств со сменными рабочими органами.
Рассредоточенность, непостоянство мест погрузки (поле, ток, склад колхоза, бригады, отделения, фермы), плохие дорожные условия ограничивают выбор погрузоч ных и разгрузочных устройств, вызывают особые требо вания к энергетическим средствам погрузчиков, к их ма невренности.
В этом отношении колхозы и совхозы пока еще не располагают такими условиями, как пункты разгрузки
ипогрузки на внехозяйственных грузопотоках, где име ются склады при железнодорожных станциях, элевато рах, заводах, пристанях, необходимые источники энергии
инаиболее совершенные стационарные приспособления для механизации погрузки и разгрузки транспортных средств,
§2. Эксплуатационные качества погрузочно-разгрузочных средств и их применение
Классификация погрузочно-разгрузочных средств.
Погрузочно-разгрузочные машины и устройства можно подразделить по условиям эксплуатации, кинематическим показателям и характеру перемещения груза.
^1. По условиям эксплуатации погрузочно-разгрузоч-
ное оборудование подразделяется на с т а ц и о н а р н о е , п о л у с т а ц и о н а р н о е и п е р е д в и ж н о е (ходовое), монтируемое непосредственно на транспортных средст вах или на специально выделенных тракторах, автомоби лях и самоходных шасси.
2. По кинематическим показателям и характеру пе
ремещения |
грузов различают |
средства |
периодического |
и непрерывного действия. |
|
|
|
|
Машины |
и |
приспособления |
п е р и о д и ч е с к о г о |
д е й с т в и я |
имеют захватные |
и |
грузонесущие |
устрой |
ства, заполнение |
которых чередуется с |
перемещением |
груза. К этой группе погрузочно-разгрузочных |
средств |
относятся краны, |
механические |
лопаты, |
автомобильные |
и тракторные погрузчики, самосвальные кузова, опроки
дыватели, разгрузочные |
сетки. |
Машины и устройства |
н е п р е р ы в н о г о д е й с т в и я |
захватывают и перемещают грузы непрерывно. К этой группе относятся транспортеры и элеваторы (планчатые, ленточные, ковшовые, пневматические). Они перемещают груз в направлении движения рабочего органа на рас стояние его длины.
Погрузочно-разгрузочные средства всех типов, входя щие в систему машин для комплексной механизации сельскохозяйственного производства, можно разделить на три основные группы.
1. Передвижные и переносные погрузчики (или раз грузчики), смонтированные на самостоятельной раме. Они приводятся в движение электродвигателем или дви гателем внутреннего сгорания. В эту группу входят все виды транспортеров и погрузчики специального назначе ния (зернопогрузчики, пневматические транспортеры).
2. Тракторные погрузчики, смонтированные на базе колесного или гусеничного трактора, работающие от его двигателя. Сюда входят погрузчики непрерывного дей ствия для корнеклубнеплодов, удобрений и универсаль ные погрузчики со сменными рабочими органами (СНУ-0,5, ПГ-0,5идр.).
3. Автомобильные погрузчики, смонтированные на шасси грузовых автомобилей и приводимые в работу от их двигателей.
Классификация и технические характеристики погру зочно-разгрузочных средств приведены на рисунке 78 и в таблице 19.