Файл: Справочник механика на монтажных и специальных строительных работах..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 187

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Прежде чем .начать передвижение по болоту, тщательно исследу­ ют характер болота, толщину слоя торфа, продольный и поперечный профиль дна, характер грунта на дне. Место передвижения по бо­

лоту

выбирают в наиболее мелком

и узком

участке болота. Глу­

бину

болота

измеряют

деревянным

шестом

диаметром

3—і

см

и длиной

1,5—2,6 м: На конец

шеста

надевают металлический

на­

конечник

из

трубы, которым

извлекают со

дна

болота

образцы

грунта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

болота длиной менее 200 м проверяют в

трех

местах — по кра­

ям и

в центре; болота

длиной

более

200 м — через каждые 100

м.

Тип болота можно приближенно определить осмотрам. Если на бо­ лоте растут карликовые, чахлые сосны, это значит, что слой торфа

может иметь значительную

толщину. Смешанный лес — береза,

оси­

на, оосма — указывает на

сравнительно небольшую мощность

слоя

торфа. Болота без кустарника и леса, покрытые бурыми мхами, име­ ют большую глубину, чем болота травяные, поросшие осокой и тростником. Кочковатые моховые болота имеют сравнительно не­ большой слой торфа (не более 60 см) и покрыты мощным слоем дерна, закрывающим торф. Плотность болота можно определить плотномером (рис. 12). Плотномер состоит из штока, по которому ходит гиря весом 1 кг. На расстоянии 200 мм от нижнего конца штока укреплено кольцо. При измерении плотности болота нижний конец штока устанавливают в точке замера и, придерживая плот­ номер левой рукой в вертикальном положении, поднимают гирю до конца и дают ей свободно падать. Ударами гири о кольцо шток загоняется в грунт. Число ударов, необходимое для погружения штока в болото на полную глубину 200 мм, является достаточно верной характеристикой плотности болота, по которой определяют возможность проезда машин.

Замер плотности в одной точке занимает не более 1 мин. Замеры производят не реже чем через каждые 50 м. Толщина слоя торфа должна быть не менее 60 см, в противном случае даже достаточно плотный торф может не выдержать тяжести машины. Эксплуатация и передвижение по болотам машин на пневмоколесном ходу запре­ щается.

Ниже приведено необходимое количество ударов гири плотномера для определения возможности проезда гусеничных машин по торфя­ ному болоту при толщине торфа не менее '60 см.

Количество ударов

5

7

10

|'15

2 0

25

30

35

40

Масса машины в г

До 5

10

20

30

35

40

45

50

Если передвижение машины по болоту невозможно, то необхо­ димо изготовить усиливающие покрытия. Покрытия бывают колей­ ными, разреженными, гибкими и сплошными.

Колейные покрытия можно изготовлять из подтоварника, жердей, брусьев или бревен.

Маты (рис. 13) изготовляют из подтоварника диаметром 10 см. Ширина матов 1—1,2 м. Подтоварник обвязывают по концам про­ волокой диаметром 1—3 мм и сворачивают в рулон, который можно перевозить на экскаваторе. Маты укладывают вручную пе­ ред каждой гусеницей параллельно друг другу. Их преимуществом


Рис. 14. Жердевой щит с продольным настилом.


Рис. 16. Щит из бревен

является небольшая стоимость, малый габарит, транспортабельность н леность изготовления. Недостатком применения матов является малая их грузоподъемность (не более 10 г).

Щітьі

из жердей (ряс. 14) диаметром

6—8 см изготовляют ши­

риной не менее 1 м и длиной 3 м. Щиты

укладывают в два ряда

вручную

или кранам. На заболоченных участках и сплошных тор­

фяные болотах с торфяным слоем до 60 см колеи из жардевыос щи­ тов допускают передвижение своим ходом машин весом до 15 т.

Шиты из

брусьев

(рис. 16) требуют значительно большего рас­

хода лесоматериалов, но обладают повышенной

грузоподъемностью.

Трудоемкость

изготовления

брусьев затрудняет

применение

таких

щитов. Щиты из брусьев и бревен укладывают Ираном.

 

Щиты из бревен

(рис. 16)

имеют те же преимущества и

недо-

статти, что и брусчатые щиты, но трудоемкость их изготовления го­ раздо ниже. Для передвижения машин массой до 25 г необходимы щити из бревен диаметром 16 см, окантованных на два канта. Ши­ рина колеи не менее 1,4 м достигается укладкой рядом двух щи­ тов по 0,7 м. Стыковую подкладку также делают из бревен диамет­ ром :Ш мм.

Колеи из бревен (ірис. 17) изготовляют из пакетов, состоящих из треї бревен диаметром 18—25 см и длиной 4—7 м. Сначала уклады­ вают поперечины, затем кладут пакеты из бревен двумя колеями вдоль движения экскаватора. Бревна крепят к поперечинам строи­ тельными скобами или костылями. В каждой колее в зависимости от массы машины должно быть уложено 3—€ бревен. Колеи из бре­ вен допускают проезд машин массой до 15 т.

Железобетонные плиты применяют для изготовления

колейных

и сплошных покрытий. Наиболее просты

сплошные с

ребристой

опорной поверхностью (рис. 18) и решетчатые (рис. 19). Решетча­

тые плиты

более пригодны для укладки

колейных покрытий. Длина

плит равна

2,5—3,6 м, ширина — 0,85—(1,2 м, толщина — 10—26 см.

Плита имеет отверстия, конусообразно расширяющиеся книзу, чго уменьшает удельное давление ее на грунт. Наклонные грани отвер­

стий увеличивают опорную поверхность плиты,

что особенно

важно

на болотистой ме£тности.

 

 

В стыках плиты соединяют при помощи

деревянных

брусков

6Х*6 см, которые забивают сбоку в специальные лавы в торцах плит. Плиты можно укладывать на грунт или слой леска, гравия, шлака толщиной 8—110 см.

Оплошные плиты проще в изготовлении,

но

более

тяжелы, по­

этому применяются

реже.

 

 

 

 

В ГДР применяют

железобетонные щиты

в форме трапеции

{рис. 20). При укладке

большим основанием

в разные

стороны щи­

ты образуют прямолинейное покрытие,

а при укладке в одну сторо­

ну — криволинейное.

Это позволяет

более

широко

использовать

рельеф местности. Срок службы этих покрытий 8 лет.

 

Также широко применяют даревометаллические щиты, представ­ ляющие собой рамы размером 1500X3200 мм из швеллера № 24, окантовывающего щит из брусьев (рис. 20, б).


. { е ё

о

 

т ш о

А

ш о

о

т

СФ) о

о

 

"WWW

А-А

Передвижение машин массой более 25 т на колейных покрытиях не разре­ шается, так как грузоподъемность по­ следних недостаточна. Передвижение этих машин по болотам возможно толь­ ко с помощью сплошных покрытий.

Сплошные покрытия изготовляют из брусчатых, бревенчатых, железобетон­ ных и металлических щитов. Щиты ук­ ладывают не вдоль трассы, а поперек движения машины вплотную один к дру­ гим. Для этого необходимо иметь не менее шести щитов, из которых четыре находятся под машиной, а два переносят в сторону движения.

Разреженный настил изготовляют из фашин, подтоварника или бревен.

Рис. 19. /Решетчатая же­ лезобетонная плита

 

ПЕРЕВОЗКА МАШИН ВОДНЫМ ПУТЕМ

 

Для

перевозки водным путем

можно использовать баржу,

пон­

тон или

паром соответствующей

грузоподъемности. Машины

за­

водят на плавучие средства с помощью лебедки, установленной на барже или пароме, или грузоподъемными приспособлениями.

При отсутствии лебедки можно

отбуксировать машину

тракто­

ром, если

это позволяют габариты

баржи. Если погрузку

произво­

дят

не на

пристани, необходимо выбрать место причала, где бар­

жа

может

близко подойти к берегу. У причала выкладывают клети

из

шпал,

скрепленных скобами, от

берега до борта баржи, а по­

верх клетей укладывают настил из продольно расположенных бре­ вен. Настил может быть не оплошным, а колейным, под каждую

гусеницу

или колесо машины.

Настил

необходимо

уложить

так,

чтобы он

перекрывал

не менее

Уз ширины

баржи

во

избежание

крена, и надежно прикрепить к клетям

и палубе

баржи. Посереди­

не палубы на месте стоянки машины

 

устраивают

 

настил на

5 см

выше въездного, чтобы

последний

можно

было

убрать

после

по­

грузки. Баржа должна

быть надежно

привязана к берегу

канатами.

Въезд на баржу или понтон (рис. 21) изготовляют в основном из брусьев 01ХЙ1 см, шириной 4,6 м между отбойными брусьями. Въезд состоит из нижней и верхней (настил) частей, соединенных специальными болтами с крючьями и цепями. К нижней части въезда прикреплены отрезки швеллера. Высоту въезда можно ре­ гулировать при помощи брусьев 18X22 см, уложенных между ниж­ ней и верхней частями. Брусья можно укладывать рядом друг на друга и различными гранями, получая таким образом различную высоту въезда. Брусья стягивают болтами и цепью. Нижние брусья стесывают в соответствии с поперечным профилем дна в месте


Перевозка машин водным путем

125

установки въезда. Если грунт дна

вязок,

к нижним брусьям

мож­

но прибить .поперечные доски сечением 5Х'22 см.

грузить строитель­

Грузоподъемность

такого въезда

позволяет

ные машины массой до 50 т.

 

нужно

осуществлять

осто­

Въезд тяжелых

гусеничных машин

рожно, но быстро. Перед въездом на настил машину надо остано­ вить, проверить правильность направления движения, отсутствие

чрезмерного крена баржи, а затем

на второй скорости без остано­

вок въехать на палубу, несмотря на

возникающий крен.

4,50

 

\~1J0 *J

Рис. 21. Устройство въезда на баржу или понтон

На середине палубы машину следует остановить, развернуть по­ воротную платформу (экскаваторов и кранов), чтобы стрела нахо­ дилась вдоль оси баржи, затем опустить ковш или стрелу на под­ кладки и расчалить машину так же, как на железнодорожной платформе. Под гусеничные ленты подкладывают клинья. Настил убирают после закрепления машины.

Разгружают машины при помощи такого же настила. Для этого привязывают баржу канатами берегу, выкладывают клети и на­ крывают их настилом. Настил должен перекрывать не менее '/з ширины баржи.

МОНТАЖ МАШИН

Редукторы. При установке редукторов, поступающих в разо­ бранном ваде, их горизонтальность проверяется по плоскости разъема корпуса и по шейкам валов; отклонения от горизонтально­ сти допускаются не более 0,15 мм на 1000 мм длины корпуса ре­ дуктора.

Зазор между шейкой вала и верхним вкладышем для подшипни­ ков скольжения допускается не более 0,001 диаметра шейки вала. Плотность прилегания шейки вала к нижнему вкладышу должна давать 3—4 пятна на 1 см2 при угле охвата не менее 120°.

Необходимо выдерживать горизонтальность осей валов и соос­ ность выходного вала редуктора с ведущим валом привода, с ко-