Файл: Справочник механика на монтажных и специальных строительных работах..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 213

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Меры безопасности при техническом обслуживании

181

Напильники и другие инструменты с заостренными

нерабочими

концами надо насаживать на ручки с металлическими

кольцами в

верхней части.

 

(при

Крышку заливной горловины неохлажденного радиатора

проверке уровня воды в нем), следует открывать осторожно, надев рукавицы и не наклоняясь над горловиной, чтобы не обжечь лицо

паром и брызгами горячей воды.

следует стоять

так, чтобы пары

При

заправке

крана топливом

и брызги

топлива

относило ветром

в сторону от

заправщика.

Запрещается пользоваться для освещения открытым огнем при осмотре аккумуляторных батарей. Для этих целей следует приме­ нять переносные лампы напряжением не более 36 в.

В помещениях, где производится зарядка аккумуляторов, нель­ зя курить, зажигать спички, выполнять сварочные и другие работы, связанные с применением открытого огня, запускать в работу гене­ раторы и электродвигатели, так как выделяющийся при зарядке водород может воспламениться и вызвать ожоги работающих. Заряженность аккумуляторных батарей следует проверять только на­ грузочной вилкой.

Транспортирование аккумуляторов должно производиться на те­ лежках с гнездами. Переносить аккумуляторные батареи на руках без специальных захватов запрещается.

При работе с кислотами следует пользоваться очками и резино­ выми перчатками. Во время смешивания кислоты с водой необхо­ димо лить кислоту в воду, а не наоборот, так как брызги кислоты могут попасть на лицо, руки и одежду.

В случае попадания кислоты на одежду ее следует смывать на­ шатырным спиртом. Кислоту, попавшую на кожу, можно нейтра­ лизовать 10%-ным раствором соды в воде.

После работы с аккумуляторами необходимо тщательно мыть руки с мылом.

Не разрешается применять этилированный бензин для мойки деталей. При обращении с этилированным бензином и деталями, загрязненными им, необходимо быть аккуратным и не допускать его разбрызгивания.

Для удаления пролитого этилированного бензина следует при­ менять дихлорамин или раствор хлорной извести, состоящий из 1 части извести и 3—5 частей воды.

Металлические части, загрязненные этилированным бензином, необходимо промывать керосином или щелочным раствором.

Во время заточки инструмента на заточном станке нужно на­ девать предохранительные очки. Упор станка должен так разме­ щаться, чтобы между ним и наждачным кругом был зазор не более 3 мм, так как при большем зазоре в него может затянуть инстру­ мент. При наличии на наждачном круге выбоин, уступов или тре­ щин запрещается пользоваться заточным станком.

Очищать верстак от стружки, опилок и осколков надо щеткой, веником, метлой или тряпкой. Необходимо тщательно вытирать мо­ крые и скользкие участки пола на рабочем месте. Пролитое на пол масло или топливо следует сразу удалять, пол посыпать песком или опилками.


Перед промывкой деталей керосином или дизельным топливом руки следует смазать вазелином.

При работе в мастерских курить разрешается только в отве­ денном для этого месте. На рабочем месте курить запрещается.

При работе на сверлильных станках не следует низко накло­ нять голову к месту сверления; нельзя работать в рукавицах и ох­ лаждать сверло смоченной тряпкой, держа ее в руке.

При сверлении не следует держать деталь руками, ее надо за­ жимать в станочные тиски или прикреплять к столу станка. Деталь крепится при выключенном станке. Во время сверления не следует допускать образования длинной вьющейся стружки. Запрещается проверять остроту сверла и устанавливать его на ходу станка во время вращения шпинделя.

Крюки, лапы и захваты приспособлений и съемников должны надежно закрепляться за детали и не соскакивать во время работы.

Нельзя пользоваться съемниками и другими монтажными при­ способлениями со смятой или сорванной резьбой, погнутыми стерж­ нями, планками, болтами.

При пользовании подъемно-транспортными устройствами и при­ способлениями следует проверять исправность подъемного устрой­ ства и схватки (цепей, канатов и т. д.) перед подъемом груза; убе­ диться, что цепь или канат надежно схватывает поднимаемый груз; поднимать и опускать груз только вертикально, иначе возможны ушибы раскачивающимся грузом. Нельзя стоять под подъемнотранспортным приспособлением с поднятым грузом; при транспор­ тировке поднятого груза следует находиться сзадч него. Запрещает­ ся подкладывать подкладки под груз, когда он опускается, они дол­

жны быть положены под

него заранее; запрещается

оставлять груз

в подвешенном состоянии,

если

работа

окончена

или временно

прекращена.

 

 

 

 

Во время обслуживания крана запрещается:

металлических

открывать пробки бочек с топливом

ударами

предметов;

 

и курить в месте заправки кранов

пользоваться открытым огнем

и при проверке уровня топлива в баках; разводить огонь вблизи мест заправки и обслуживания;

подогревать двигатель открытым огнем при пуске машины; подходить к открытому огню в одежде, пропитанной нефтепро­

дуктами.

ДЕФЕКТАЦИЯ ДЕТАЛЕЙ И УЗЛОВ

При проведении текущих ремонтов важно правильно провести дефектацию деталей и узлов. При отсутствии руководства по ремон­ ту машины, включающее раздел «Дефектация изделия в собранном виде» (ГОСТ 2.602—68 «Ремонтные документы»), можно пользовать­ ся нижеследующими рекомендациями по дефектацйи.

Подшипники скольжения подлежат замене или ремонту в слу­ чаях, когда:

масляный зазор достигнет предельного значения, приведенного в табл. 102.



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а 102

Предельные

допускаемые

зазоры

подшипников

скольжения

в мм

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Номинальные

диаметры шеек

в мм

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

30—50

50—80

80—120 120—180 180-260

 

Назначение

подшипника

 

Исходный монтажный

зазор посад-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ки в мм

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0,15

0,18

0,21

0,245

0,285

Подшипники

редукторов

и от­

 

 

 

 

 

крытых конических передач . .

0,3

0,4

0,4

0,5

0,6

Подшипники

открытых

пере­

 

 

 

 

 

дач,

работающие

при знакопе­

 

 

 

 

 

ременной

нагрузке,

втулки ба­

 

 

 

 

 

рабанов

 

с

коническими

 

фрик­

 

 

 

 

 

ционами,

втулки

свободно си­

 

 

 

 

 

дящих зубчатых колес . . . .

0,6

0,7

0,8

1

1,2

Подшипники

открытых

пере­

 

 

 

 

 

дач,

работающие

при нагрузке

 

 

 

 

 

одного

знака,

втулки

бараба-

0,9

1,1

1,3

1,5

1,7

Втулки

блоков,

ходовых ко­

 

 

 

 

 

лес

механизмов

передвижения

1,2

 

 

 

 

и катков

механизмов

поворота

1,4

1,7

2 .

2,5

Втулки

стреловых

шарниров,

 

 

 

 

 

простых

и

шарыирно-сочленен-

1,8

2,2

2,5

3

3,5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

втеле подшипника обнаружены трещины;

вбаббитовой облицовке имеются выкрашивания, трещины или отслаивания;

нужные размеры не обеспечивают надлежащей посадки; имеются риски и задиры на рабочей поверхности. Подшипники качения подлежат замене в случаях:

появления бороздчатой выработки, отслаивания или раковиц усталостного выкрашивания на шариках, роликах или беговых до­ рожках колец;

появления трещин на кольцах;

повреждения сепаратора или бортов колец; увеличения радиального зазора вследствие износа; ослабления посадки в гнезде или на валу.

Радиально-упорные и конические подшипники также подлежат

замене в случаях, когда

при регулировке осевого

разбега не удает­

ся получить нормальную

величину

разбега

при сохранении легко­

сти вращения.

 

разбега

для

радиально-упорных

Величина нормального осевого

и конических подшипников принимается по табл. 103.


Т а б л и ц а 103 Величины осевого разбега подшипников качения в мм

 

 

Типы подшипников

 

 

конические

радиально-упорные

двойные

упорные

Диаметр

 

Серия

 

 

вала

 

 

 

в мм

средняя

 

средняя

 

средняя

легкая

легкая

легкая

широкая

широкая

и тяжелая

и тяжелая

До 30 0,03— 0,04— 0,02— 0,03— 0,03— 0,05— —0,009 —0,10 —0,06 • —0,09 —0,08 —0,11

30—50 0,04— 0,05— 0,03— 0,04— 0,04— 0,06— —0,10 —0,12 —0,09 —0,10 —0,10 —0,12

50—80 0,05— 0,06— 0,04— 0,05— 0,05— 0,07—

—0,12 —0,14 —0,10 —0,12 —0,12 —0,14 80—120 0,06— 0,07— 0,05— 0,06— 0,08— 0,10—

—0,14 —0,17 —0,12 —0,15 —0,15 —0,18

Выработанные или обуглившиеся фетровые, кожаные и вой­ лочные уплотнительные кольиа подлежат замене.

Оси постоянного сечения подлежат замене при достижении из­ носа, приведенного в табл. 104.

Т а б л и ц а 104

Предельные допускаемые «зносы осей постоянного сечения в местах установки втулок подшипников скольжения в мм

 

 

 

 

 

Номинальные

диаметры в мм

 

Оси

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

50-80

80—120

120—180

Свободно

сидящих

зубчатых

колес

0,4

0,6

0,8

и барабанов . . .

 

ходовых

колес

Свободно

сидящих

 

 

 

 

 

механизмов

поворота

и передвижения,

 

 

 

 

канатных

блоков,

опорных

катков

0,6

1

 

1,2

(роликов),

механизма

поворота

. .

 

Пальцы шарниров

 

 

 

0,8

1,2

1,5

Валы, имеющие прогиб по абсолютной величине свыше 0,3 мм

или 0,16 мм на 1 м при числе

оборотов

вала

более

500 об/мин, a

также валы

с прогибом

по абсолютной

величине,

превышающей

0,5 мм или 0,25 мм на

1 м при числе

оборотов менее

500 об/мин,

подлежат ремонту.