Файл: Приходько Б.Г. Грузоведение и складское дело учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 111
Скачиваний: 0
грузов постепенно выделяются специализированные способы пе ревозок.
Следует отметить, что первое общественное разделение труда на водном транспорте произошло в начале XIX в. с изобретением паровой машины и строительством паровых судов с увеличенной скоростью. Тогда из общей массы перевозок выделились пасса жирские перевозки. Второе крупное разделение труда произошло в восьмидесятые годы XIX в., когда из общей массы грузовых перевозок выделились перевозки нефти наливом на специализи рованных судах — танкерах. В дальнейшем из общей массы сухо грузных перевозок выделились специализированные перевозки зерна насыпью, угля и руд навалом на специализированных судах.
Способы транспортировки грузов разделяются на перевозки
вмелкой таре, без тары и в укрупненных грузовых единицах.
Перевозки в мелкой таре представляют собой малоэффектив ный, постепенно уходящий в прошлое, способ перевозок, так как передача таких партий грузов с одних транспортных средств на другие сопровождается перевалкой каждого грузового места, что является довольно трудоемкой операцией.
На протяжении многих веков этот способ был основным в пе ревозках всех грузов. Сравнительно незначительные объемы пере возок отдельных грузов на определенных этапах развития торго вых связей соответствовали этому способу перевозок. В таре перевозили все грузы, в том числе зерно, нефть, масла, жиры и т. п. С расширением торговых связей и включением в торговый оборот все новых товаров совершенствовались старые и создава лись новые виды тары.
Перевозки в мелкой таре малоэкономичны. Во-первых, при этом способе затрудняется механизация перегрузочных работ, во-вторых, вместе с товаром приходится перемещать и значитель ное количество тары. Кроме того; на изготовление тары затрачи ваются большие денежные средства и материалы. Тем не менее и в настоящее время удельный вес перевозок грузов в мелкой та ре еще достигает около 50% всего объема сухогрузных перевозок.
Более эффективным способом перевозки грузов являются бес тарные— насыпью, навалом или наливом непосредственно в трю мах судов, в вагонах или на автомашинах. В этом случае возмож на передача каждой партии груза с одних транспортных средств на другие полностью механизированным способом с применением специализированных береговых и судовых устройств. Бестарный способ перевозок применяется сравнительно давно и продолжает распространяться на все больший перечень грузов.
С изобретением перегрузочных машин непрерывного действия (норий и транспортеров) и строительством в конце XIX в. круп ных складов-элеваторов, а также специальных судов-зерновозов широкое развитие получили бестарные перевозки зерна.
Появление портальных кранов, а затем специальных захват
ных |
устройств — грейферов |
способствовало ра|вйтшо" бестарны-х |
перевозок таких навалочных |
грузов, как уголь# руда, соль и др. |
|
2 Б. |
Г. Приходько |
i |
|
|
( |
|
|
iI |
Совершенствование транспортных средств, перегрузочных уст ройств и хранилищ, а также методов и способов приема и сдачи грузов за счет применения автоматизированных средств взвеши вания и учета груза способствуют расширению перечня грузов, перевозимых без тары. В последние годы все больше развиваются бестарные перевозки цемента, сахара-сырца, молока, вина, спир та, муки и других порошкообразных, пылевидных и жидких про дуктов.
Бестарные специализированные перевозки развиваются более быстрыми темпами, поскольку этот способ обеспечивает наиболее высокие темпы погрузочно-разгрузочных работ и наилучшее ис пользование грузоподъемности транспортных средств.
Специализация перевозок иде^р в двух основных направле ниях.
С одной стороны, расширяются ,бестарные перевозки грузов наливом, навалом и насыпью непосредственно в специализирован
ных транспортных |
средствах (трюмах, вагонах, автомобилях). |
С другой стороны, |
мелкие упаковки штучных грузов собираются |
в укрупненные грузовые единицы (на поддонах, в связках, в кон тейнерах), перевозимых как в специализированных, так и общего назначения транспортных средствах.
Перевозки в пакетах представляют собой современный способ транспортировки штучных грузов. При этом способе перевалка грузов с одних транспортных средств на другие, а также склади рование их производятся так называемыми пакетами различно го веса, сформированными на универсальных площадках (под донах), на прокладках или в специальных стропах с применени ем грузоподъемных кранов и универсальных погрузчиков. Перевозка и перевалка грузов в пакетах осуществляются двумя ме тодами: со сменой универсальных площадок и стропов в пути сле дования и без смены.
При первом методе пакеты переформировывают в пунктах пе ревалки; в судах и вагонах грузы находятся без пакетов, а в пор тах и на станциях перемещаются и складируются на универсаль ных площадках, закрепленных за данным портом пли станцией. При втором методе пакеты, сформированные в пункте отправления груза, без переформирования следуют до пункта назначения в любом виде сообщения.
Контейнерные перевозки по сравнению с тарными представля ют собой, так же как и пакетные, более совершенный вид переме щения грузов. В этом случае грузы перевозят насыпью, навалом или в фабричной упаковке (в пачках, коробках, кульках и т. п.) в универсальных и специализированных контейнерах, которые можно передавать с одних транспортных средств на другие при помощи грузоподъемных и транспортирующих машин.
Таким Образом, сами контейнеры представляют собой особую стандартную, многократно используемую транспортную тару, обеспечивающую полную сохранность груза, а также снижение трудоемкости и ускорение темпов погрузочно-разгрузочных работ.
18
С применением контейнеров издержки по перевозке грузов во мно го раз снижаются за счет сокращения расхода материалов на мелкую транспортную тару и более высокой производительности труда.
В ряде стран контейнерные перевозки в автомобильно-желез нодорожном сообщении производятся в коитрейлерах (специаль ные контейнеры на автомобильном шасси), которые, будучи за груженными в пункте отправления, перевозятся на железнодорож ных платформах без смены шасси и доставляются в пункты назначения без перегрузки грузов. В последние годы такие контей нерные перевозки в смешанных сообщениях производятся со сме ной шасси и тягачей (трейлеров) на стыках автомобильного тран спорта с другими видами транспорта. Для этих целей служат автопоезда, состоящие, например, из трейлера и нескольких при цепов тележек; на каждую из них помещается по одному контей неру массой 10, 20, 30 или 40 т.
Бесперегрузочные перевозки грузов в железнодорожно-водных сообщениях успешно и с наибольшим эффектом осуществляются при помощи паромов. При паромных перевозках отдельные пар тии -грузов передаются с железной дороги на воду или обратно целыми вагонами без перегрузки при помощи речных, озерных или морских судов-паромов.
В последние годы в сообщениях море — река и обратно осу ществляются перевозки на специализированных морских судах — баржевозах. Предназначенные к перевозке грузы в мелкой таре, в контейнерах или навалом загружаются в баржи грузоподъем ностью от 200 до 1000 т каждая. Затем эти баржи погружаются специальными судовыми подъемниками и транспортерами на су- да-баржевозы. Такие суда могут принимать, в зависимости от их размеров, от 30 до 100 барж. Погрузка на судно одной баржи занимает от 20 до 40 мин в зависимости от того, на какую па
лубу она грузится. |
v |
Углубление и расширение |
специализации перевозок приводят |
к непрерывному росту производительности труда и снижению се бестоимости перевозок и перегрузочных работ.
Для сравнения можно привести примерные данные о достиг нутых в настоящее время темпах перегрузочных работ для отдель ных способов перевозки грузов в различных судах:
|
|
|
|
|
|
|
т]ч |
Погрузка |
генгрузов |
(в |
мелкой таре) . . . |
25—30 |
|||
» |
|
грузов |
в |
п а к е т а х ........................... |
до 200 |
||
» |
|
контейнерных |
грузов •....................... |
до 400 |
|||
» |
|
руды |
...................................................... |
|
|
2000—8000 |
|
» |
|
у г л я ............................................................ |
|
|
|
1000—4500 |
|
Разгрузка |
угля |
и |
р у д ы ..................................... |
1500—3000 |
|||
Налив |
нефти |
в |
с у д а |
.......................................... |
1500—6000 |
||
Слив |
нефти |
из |
с у д о в .......................................... |
1000—15 000 |
|||
2* |
|
|
|
|
|
|
19 |
|
\ |
|
|
|
|
|
|
Процесс специализации перевозок развивается в ходе и с раз витием крупной' промышленности, с развитием технологии произ водства и технологии перевозок.
Как и в материальном производстве, на транспорте также по мере роста его технической вооруженности прежде независимые друг от друга процессы перевозок вступают в более тесные связи, без которых они немыслимы.
Специализация перевозок является основой объединения от дельных, независимых прежде процессов перевозок в специализи рованные транспортные системы перевозки отдельных видов гру зов, технологически увязанные на стыках различных видов тран спорта.
Примером такой транспортной системы может служить про цесс перевозки нефти, объединяющий специализированную систе му нефтепроводов, железнодорожных цистерн, судов-танкеров, ав тоцистерн и нефтяных емкостей. Аналогично этому действуют тех нологически связанные системы рефрижераторных перевозок, зерновых, угольных, рудных, сжиженных газов, контейнерные тран спортные системы и др.
На современном этапе уже нельзя развивать технические сред ства различных видов транспорта обособленно друг от друга. Как бы ни развивались отдельные виды транспорта, их общая мощ ность будет ниже той мощности, которая может быть достигнута при их согласованном развитии в технологически увязанной спе циализированной транспортной системе.
Важнейшее преимущество социалистического транспорта со стоит в том, что он развивается планомерно и формируется в еди ную транспортную сеть.
Глава II
КЛАССИФИКАЦИЯ И ТРАНСПОРТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ГРУЗОВ
§ 5. КЛАССИФИКАЦИЯ ГРУЗОВ
Классификация изучаемого множества различных предметов, вещей, процессов и явлений состоит в последователь ном разделении их на классы, подклассы, группы, подгруппы, виды и подвиды по различным признакам и свойствам.
Признаки или свойства, которые используются для классифи кации определенной совокупности вещей или предметов, избира ются не случайно, они должны определяться на основе научных данных, раскрывающих характерные особенности или содержание
20
классифицируемых предметов. Являясь научным методом позна ния и систематизации вещей и предметов, классификация помога ет решать определенные задачи в зависимости от целей и обла сти ее применения.
Поэтому в одну и ту же цепь классифицируемых предметов нельзя включать предметы с различными свойствами и признака
ми, так как сами различные |
системы классификации товаров |
(т. е. по различным признакам) |
должны удовлетворять отдельным |
целям и задачам. |
|
Классификация, используемая в товароведении, способствует изучению внутренних свойств или внешних признаков отдельных товаров, характеризующих их потребительные стоимости. Она строится в зависимости от природного происхождения, химиче- c k q to состава, степени и качества производственной обработки товаров и направлена на более разностороннее и глубокое рас крытие особенностей, свойств и качества отдельных вещей и пред метов. Товароведческая классификация помогает более широкому изучению и удовлетворению разносторонних запросов промыш ленных предприятий, сельского хозяйства и населения.
Среди различных систем классификации товаров следует от метить также торговую, которая имеет задачу — облегчить плани рование, учет, более правильное размещение товаров в торговой сети и условия запродажи товаров на внешних рынках. Так, внеш неторговая классификация отражает структуру внешней торгов ли СССР и изложена в «Единой товарной номенклатуре внешней торговли». Она состоит из 9 разделов, 57 групп, 280 подгрупп, 3000 позиций (видов) и 3720 субпозиций (подвидов).
Транспортная классификация грузов предназначена для плани рования и учета перевозок и грузооборота, специализации и по строения технологических процессов перевозок и производства пе регрузочных работ в портах, для правильного взимания провозных платежей.
Кроме того, классификация грузов направлена на раскрытие условий и требований к надлежащему состоянию грузов и тех нических средств транспорта, обеспечивающих сохранность пере возок.
Грузы, перевозимые морским транспортом, классифицируются по тарифным признакам и по их транспортным характеристикам.
На транспортной сети СССР используется единая тарифная классификация (номенклатура) грузов, в которой все грузы де лятся на два раздела: А — продукты сельского хозяйства и Б — продукты промышленности. Раздел А состоит из четырех и раз
дел Б — из восьми |
подразделов, |
представляющих |
отдельные |
отрасли сельского |
хозяйства и |
промышленности. |
Например, |
к первому подразделу раздела А относятся продукты полевод ства, садоводства и огородничества; в разделе Б к двенадца тому подразделу относятся продукты химической промышленно сти. Кроме этого, каждая отрасль хозяйства делится на группы и позиции. В тарифной номенклатуре имеется 76 групп, составляю-
21