Файл: Приходько Б.Г. Грузоведение и складское дело учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 111

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

грузов постепенно выделяются специализированные способы пе­ ревозок.

Следует отметить, что первое общественное разделение труда на водном транспорте произошло в начале XIX в. с изобретением паровой машины и строительством паровых судов с увеличенной скоростью. Тогда из общей массы перевозок выделились пасса­ жирские перевозки. Второе крупное разделение труда произошло в восьмидесятые годы XIX в., когда из общей массы грузовых перевозок выделились перевозки нефти наливом на специализи­ рованных судах — танкерах. В дальнейшем из общей массы сухо­ грузных перевозок выделились специализированные перевозки зерна насыпью, угля и руд навалом на специализированных судах.

Способы транспортировки грузов разделяются на перевозки

вмелкой таре, без тары и в укрупненных грузовых единицах.

Перевозки в мелкой таре представляют собой малоэффектив­ ный, постепенно уходящий в прошлое, способ перевозок, так как передача таких партий грузов с одних транспортных средств на другие сопровождается перевалкой каждого грузового места, что является довольно трудоемкой операцией.

На протяжении многих веков этот способ был основным в пе­ ревозках всех грузов. Сравнительно незначительные объемы пере­ возок отдельных грузов на определенных этапах развития торго­ вых связей соответствовали этому способу перевозок. В таре перевозили все грузы, в том числе зерно, нефть, масла, жиры и т. п. С расширением торговых связей и включением в торговый оборот все новых товаров совершенствовались старые и создава­ лись новые виды тары.

Перевозки в мелкой таре малоэкономичны. Во-первых, при этом способе затрудняется механизация перегрузочных работ, во-вторых, вместе с товаром приходится перемещать и значитель­ ное количество тары. Кроме того; на изготовление тары затрачи­ ваются большие денежные средства и материалы. Тем не менее и в настоящее время удельный вес перевозок грузов в мелкой та­ ре еще достигает около 50% всего объема сухогрузных перевозок.

Более эффективным способом перевозки грузов являются бес­ тарные— насыпью, навалом или наливом непосредственно в трю­ мах судов, в вагонах или на автомашинах. В этом случае возмож­ на передача каждой партии груза с одних транспортных средств на другие полностью механизированным способом с применением специализированных береговых и судовых устройств. Бестарный способ перевозок применяется сравнительно давно и продолжает распространяться на все больший перечень грузов.

С изобретением перегрузочных машин непрерывного действия (норий и транспортеров) и строительством в конце XIX в. круп­ ных складов-элеваторов, а также специальных судов-зерновозов широкое развитие получили бестарные перевозки зерна.

Появление портальных кранов, а затем специальных захват­

ных

устройств — грейферов

способствовало ра|вйтшо" бестарны-х

перевозок таких навалочных

грузов, как уголь# руда, соль и др.

2 Б.

Г. Приходько

i

 

 

(

 

 

iI


Совершенствование транспортных средств, перегрузочных уст­ ройств и хранилищ, а также методов и способов приема и сдачи грузов за счет применения автоматизированных средств взвеши­ вания и учета груза способствуют расширению перечня грузов, перевозимых без тары. В последние годы все больше развиваются бестарные перевозки цемента, сахара-сырца, молока, вина, спир­ та, муки и других порошкообразных, пылевидных и жидких про­ дуктов.

Бестарные специализированные перевозки развиваются более быстрыми темпами, поскольку этот способ обеспечивает наиболее высокие темпы погрузочно-разгрузочных работ и наилучшее ис­ пользование грузоподъемности транспортных средств.

Специализация перевозок иде^р в двух основных направле­ ниях.

С одной стороны, расширяются ,бестарные перевозки грузов наливом, навалом и насыпью непосредственно в специализирован­

ных транспортных

средствах (трюмах, вагонах, автомобилях).

С другой стороны,

мелкие упаковки штучных грузов собираются

в укрупненные грузовые единицы (на поддонах, в связках, в кон­ тейнерах), перевозимых как в специализированных, так и общего назначения транспортных средствах.

Перевозки в пакетах представляют собой современный способ транспортировки штучных грузов. При этом способе перевалка грузов с одних транспортных средств на другие, а также склади­ рование их производятся так называемыми пакетами различно­ го веса, сформированными на универсальных площадках (под­ донах), на прокладках или в специальных стропах с применени­ ем грузоподъемных кранов и универсальных погрузчиков. Перевозка и перевалка грузов в пакетах осуществляются двумя ме­ тодами: со сменой универсальных площадок и стропов в пути сле­ дования и без смены.

При первом методе пакеты переформировывают в пунктах пе­ ревалки; в судах и вагонах грузы находятся без пакетов, а в пор­ тах и на станциях перемещаются и складируются на универсаль­ ных площадках, закрепленных за данным портом пли станцией. При втором методе пакеты, сформированные в пункте отправления груза, без переформирования следуют до пункта назначения в любом виде сообщения.

Контейнерные перевозки по сравнению с тарными представля­ ют собой, так же как и пакетные, более совершенный вид переме­ щения грузов. В этом случае грузы перевозят насыпью, навалом или в фабричной упаковке (в пачках, коробках, кульках и т. п.) в универсальных и специализированных контейнерах, которые можно передавать с одних транспортных средств на другие при помощи грузоподъемных и транспортирующих машин.

Таким Образом, сами контейнеры представляют собой особую стандартную, многократно используемую транспортную тару, обеспечивающую полную сохранность груза, а также снижение трудоемкости и ускорение темпов погрузочно-разгрузочных работ.

18


С применением контейнеров издержки по перевозке грузов во мно­ го раз снижаются за счет сокращения расхода материалов на мелкую транспортную тару и более высокой производительности труда.

В ряде стран контейнерные перевозки в автомобильно-желез­ нодорожном сообщении производятся в коитрейлерах (специаль­ ные контейнеры на автомобильном шасси), которые, будучи за­ груженными в пункте отправления, перевозятся на железнодорож­ ных платформах без смены шасси и доставляются в пункты назначения без перегрузки грузов. В последние годы такие контей­ нерные перевозки в смешанных сообщениях производятся со сме­ ной шасси и тягачей (трейлеров) на стыках автомобильного тран­ спорта с другими видами транспорта. Для этих целей служат автопоезда, состоящие, например, из трейлера и нескольких при­ цепов тележек; на каждую из них помещается по одному контей­ неру массой 10, 20, 30 или 40 т.

Бесперегрузочные перевозки грузов в железнодорожно-водных сообщениях успешно и с наибольшим эффектом осуществляются при помощи паромов. При паромных перевозках отдельные пар­ тии -грузов передаются с железной дороги на воду или обратно целыми вагонами без перегрузки при помощи речных, озерных или морских судов-паромов.

В последние годы в сообщениях море — река и обратно осу­ ществляются перевозки на специализированных морских судах — баржевозах. Предназначенные к перевозке грузы в мелкой таре, в контейнерах или навалом загружаются в баржи грузоподъем­ ностью от 200 до 1000 т каждая. Затем эти баржи погружаются специальными судовыми подъемниками и транспортерами на су- да-баржевозы. Такие суда могут принимать, в зависимости от их размеров, от 30 до 100 барж. Погрузка на судно одной баржи занимает от 20 до 40 мин в зависимости от того, на какую па­

лубу она грузится.

v

Углубление и расширение

специализации перевозок приводят

к непрерывному росту производительности труда и снижению се­ бестоимости перевозок и перегрузочных работ.

Для сравнения можно привести примерные данные о достиг­ нутых в настоящее время темпах перегрузочных работ для отдель­ ных способов перевозки грузов в различных судах:

 

 

 

 

 

 

 

т]ч

Погрузка

генгрузов

мелкой таре) . . .

25—30

»

 

грузов

в

п а к е т а х ...........................

до 200

»

 

контейнерных

грузов •.......................

до 400

»

 

руды

......................................................

 

 

2000—8000

»

 

у г л я ............................................................

 

 

 

1000—4500

Разгрузка

угля

и

р у д ы .....................................

1500—3000

Налив

нефти

в

с у д а

..........................................

1500—6000

Слив

нефти

из

с у д о в ..........................................

1000—15 000

2*

 

 

 

 

 

 

19

 

\

 

 

 

 

 

 



Процесс специализации перевозок развивается в ходе и с раз­ витием крупной' промышленности, с развитием технологии произ­ водства и технологии перевозок.

Как и в материальном производстве, на транспорте также по мере роста его технической вооруженности прежде независимые друг от друга процессы перевозок вступают в более тесные связи, без которых они немыслимы.

Специализация перевозок является основой объединения от­ дельных, независимых прежде процессов перевозок в специализи­ рованные транспортные системы перевозки отдельных видов гру­ зов, технологически увязанные на стыках различных видов тран­ спорта.

Примером такой транспортной системы может служить про­ цесс перевозки нефти, объединяющий специализированную систе­ му нефтепроводов, железнодорожных цистерн, судов-танкеров, ав­ тоцистерн и нефтяных емкостей. Аналогично этому действуют тех­ нологически связанные системы рефрижераторных перевозок, зерновых, угольных, рудных, сжиженных газов, контейнерные тран­ спортные системы и др.

На современном этапе уже нельзя развивать технические сред­ ства различных видов транспорта обособленно друг от друга. Как бы ни развивались отдельные виды транспорта, их общая мощ­ ность будет ниже той мощности, которая может быть достигнута при их согласованном развитии в технологически увязанной спе­ циализированной транспортной системе.

Важнейшее преимущество социалистического транспорта со­ стоит в том, что он развивается планомерно и формируется в еди­ ную транспортную сеть.

Глава II

КЛАССИФИКАЦИЯ И ТРАНСПОРТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ГРУЗОВ

§ 5. КЛАССИФИКАЦИЯ ГРУЗОВ

Классификация изучаемого множества различных предметов, вещей, процессов и явлений состоит в последователь­ ном разделении их на классы, подклассы, группы, подгруппы, виды и подвиды по различным признакам и свойствам.

Признаки или свойства, которые используются для классифи­ кации определенной совокупности вещей или предметов, избира­ ются не случайно, они должны определяться на основе научных данных, раскрывающих характерные особенности или содержание

20

классифицируемых предметов. Являясь научным методом позна­ ния и систематизации вещей и предметов, классификация помога­ ет решать определенные задачи в зависимости от целей и обла­ сти ее применения.

Поэтому в одну и ту же цепь классифицируемых предметов нельзя включать предметы с различными свойствами и признака­

ми, так как сами различные

системы классификации товаров

(т. е. по различным признакам)

должны удовлетворять отдельным

целям и задачам.

 

Классификация, используемая в товароведении, способствует изучению внутренних свойств или внешних признаков отдельных товаров, характеризующих их потребительные стоимости. Она строится в зависимости от природного происхождения, химиче- c k q to состава, степени и качества производственной обработки товаров и направлена на более разностороннее и глубокое рас­ крытие особенностей, свойств и качества отдельных вещей и пред­ метов. Товароведческая классификация помогает более широкому изучению и удовлетворению разносторонних запросов промыш­ ленных предприятий, сельского хозяйства и населения.

Среди различных систем классификации товаров следует от­ метить также торговую, которая имеет задачу — облегчить плани­ рование, учет, более правильное размещение товаров в торговой сети и условия запродажи товаров на внешних рынках. Так, внеш­ неторговая классификация отражает структуру внешней торгов­ ли СССР и изложена в «Единой товарной номенклатуре внешней торговли». Она состоит из 9 разделов, 57 групп, 280 подгрупп, 3000 позиций (видов) и 3720 субпозиций (подвидов).

Транспортная классификация грузов предназначена для плани­ рования и учета перевозок и грузооборота, специализации и по­ строения технологических процессов перевозок и производства пе­ регрузочных работ в портах, для правильного взимания провозных платежей.

Кроме того, классификация грузов направлена на раскрытие условий и требований к надлежащему состоянию грузов и тех­ нических средств транспорта, обеспечивающих сохранность пере­ возок.

Грузы, перевозимые морским транспортом, классифицируются по тарифным признакам и по их транспортным характеристикам.

На транспортной сети СССР используется единая тарифная классификация (номенклатура) грузов, в которой все грузы де­ лятся на два раздела: А — продукты сельского хозяйства и Б — продукты промышленности. Раздел А состоит из четырех и раз­

дел Б — из восьми

подразделов,

представляющих

отдельные

отрасли сельского

хозяйства и

промышленности.

Например,

к первому подразделу раздела А относятся продукты полевод­ ства, садоводства и огородничества; в разделе Б к двенадца­ тому подразделу относятся продукты химической промышленно­ сти. Кроме этого, каждая отрасль хозяйства делится на группы и позиции. В тарифной номенклатуре имеется 76 групп, составляю-

21