Файл: Приходько Б.Г. Грузоведение и складское дело учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 112

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

груза, а также касающихся счета мест. После получения штурман­ ской расписки выписывают коносамент.

Вагоны с экспортными грузами, прибывающие в порт, должны быть в первую очередь раскредитованы, т. е. произведена провоз­ ная плата, причитающаяся железной дороге. Ее оплачивают чеками лимитной чековой книжки, передаваемой порту грузовладельцем.

Дежурный экспедитор, заполнивший по данным накладных бланки приемного акта в пяти экземплярах, направляет четыре экземпляра дежурному помощнику начальника складской группы. Последний передает три экземпляра тому складу, в котором будет размещен груз. Заведующий складом или сменный помощник за­ полняет во время разгрузки и после нее все остальные графы при­ емного акта и подписывает его. Два экземпляра приемного акта поступают в складскую группу для регистрации в суточной ведо­ мости выгруженных вагонов, а один остается на складе.

Складская группа один раз в сутки передает в ТЭК все прием­ ные акты, где проверяют правильность оформления, сопоставляя их с железнодорожными накладными и коммерческими актами, по­ ступающими от экспедитора. После этого приемные акты направ­ ляют конторе Союзвнештранса.

Получив от объединения распоряжение на отгрузку груза, кон­ тора Союзвнештранса выписывает приказ-наряд и, оформив в та­ можне визу на вывоз, направляет в ТЭК приказ-наряд в двух эк­ земплярах, после чего один его экземпляр посылает в складскую группу.

Складская группа передает приказ-наряд заведующему скла­ дом для исполнения.

Если груз вывозится из тылового склада, то на каждую авто­ машину или подводу приемосдатчик выписывает внутреннюю на­ кладную в трех экземплярах, из которых два вручает водителю. Приемосдатчик, передающий груз судну, проверяет по накладным количество мест, после чего один экземпляр накладной со своей распиской возвращает водителю.

Для учета погруженных мест приемосдатчики ведут их счет, соблюдая тот же порядок, что и при приемке груза от судна. По окончании смены составляется отчет. После погрузки каждой пар­ тии (коносамента) заведующий складом обязан получить от судна штурманскую расписку, которую через складскую группу направ­ ляют в ТЭК Для выписки коносамента. По окончании всей погруз­ ки заготовленные коносаменты с приложением штурманских рас­ писок представляют на подпись капитану судна. Оформленные ко­ носаменты распределяются согласно указаниям в приказе-наряде.

Складская документация. Все грузы, поступающие на склад, заносят в складскую книгу, причем для каждого вида сообщений на складе имеется отдельная книга.

Книгу учета каботажных грузов ведут отдельно по грузам, при­ нятым от судов и подлежащих погрузке на суда.

В разделе «Принято» книги учета грузов, принятых от судов, записывают дату приема груза, наименование судна, порт отправ-

281


г

ления, номер коносамента, маркировку, количество мест и род упа­ ковки, наименование груза и его массу; в разделе «Выдано»— да­ ту отгрузки, номер вагона, номер расходного ордера, количество мест и их массу, наименование получателя.

В разделе «Принято» книги учета грузов, принятых для по­ грузки на суда, записывают дату приема груза на склад, номер по­ грузочного ордера, наименование отправителя, наименование полу­ чателя, порт назначения, маркировку, количество мест и род упа­ ковки, наименование груза и его массу, а в разделе «Выдано» — дату отгрузки, номер вагона, количество мест и их массу.

Разноску в складской книге следует производить немедленно после отгрузки или выдачи груза так, чтобы в любой момент мож­ но было по книге сказать, сколько груза находится на складе. Страницы складской книги должны быть пронумерованы, книга прошнурована, опечатана и подписана начальником порта. В складской книге запрещается делать поправки, подчистки, уда­

лять листы или заменять их новыми. На каждое

первое число

заведующий складом составляет с натуры списки

наличия гру­

зов и сверяет их с данными учета складской книги.

 

Чтобы упорядочить хранение документации и учет грузов, це­ лесообразно на каждое судно заводить отдельное судовое дело с присвоением порядковых номеров — отдельно по импорту и экс­ порту. В судовое дело подшивают манифест, коносаменты, ведо­ мости принятых грузов, генеральный акт. Поступающие наряды, акты-извещения, таможенные акты и спецификации присоединяют к соответствующим коносаментам; туда же подшивают расход­ ные ордера, распоряжения, переписку, касающуюся этих грузов.

Для учета загруженных вагонов и местной выдачи грузов в складской группе района дежурный учетчик ведет ведомость за­ груженных вагонов за текущие железнодорожные сутки.

После выписки железнодорожной накладной или оформления расходного ордера он заносит в ведомость следующие данные: род вагона (крытый, платформа или полувагон); номер вагона или делает отметку «Выдано на месте»; грузоподъемность вагона; станцию назначения; номер железнодорожной накладной; наиме­ нование грузополучателя; наименование груза; количество мест, погруженных в вагон или' выданных на месте, и род упаковки; массу брутто; время подачи вагона и время окончания погрузки; наименование судна, на котором прибыл груз, дату прибытия, но­ мера коносамента, спецификации и отвеса.

§ 42. НОВЫЕ МЕТОДЫ ОФОРМЛЕНИЯ ГРУЗОВЫХ ДОКУМЕНТОВ

Действующие в данное время методы и средства оформления и изготовления грузовых документов вызывают огром­ ные затраты труда.

Прежде всего на каждую партию грузов составляется комплект различных документов, содержащих значительное количество блан­

282


ков неодинаковых форматов (размеров). Большинство показате­ лей (граф) документов имеют одинаковое значение, но они распо­ ложены в каждом бланке по-разному, поэтому размножение их машинным способом становится невозможным. Приходится каждый вид документа заполнять вручную или в лучшем случае на пишу­ щей машинке, повторяя одну закладку за другой. В этих случаях не обеспечивается идентичность копий бланков в связи с неизбеж­ ными «глазными» ошибками. Например, замечено наблюдением, что при переписке цифр вследствие идентичности их начертания иногда вместо 6 записывают 9, вместо 0—9; 1—4; 3—8 и т. и. Неточность данных в копиях документов приводит нередко к серь­ езным последствиям при передаче грузов в пути их следования.

Для различных видов перевозок формы бланков, выполняю­ щих одну и ту же роль, различны, а однозначные данные на блан­ ках размещаются по-разному.

С ростом объемов перевозок и увеличением размеров судов действующая совокупность форм бланков грузовых документов, порядок их оформления и способы изготовления, а также система их движения стали значительным тормозом в деле своевременно­ го документального оформления погруженного на судно или вы­ груженного груза. Нередко на судно грузят сотни различных партий грузов. По нормам на окончательное оформление грузо­ вых документов и сдачу их судну дается только 30 мин. Но фак­ тически на эту операцию затрачивается значительно большее время.

Впортах возникают огромные потоки почти идентичных грузо­ вых документов, для оформления которых требуется большая чис­ ленность учетных, складских и транспортно-экспедиторских работ­ ников. Она возрастает с ростом перевалки грузов в портах.

Вцелях сокращения затрат труда на оформление грузовых до­ кументов и обеспечения идентичности данных в отдельных странах уже давно для размножения документов применяется способ фото­ копий, но он только частично решает эту важную проблему.

Впоследние годы все шире применяется оформление и изго­ товление грузовых документов методом «одной операции». Осуще­ ствление этого прогрессивного метода требует коренной перестрой­ ки действующей системы движения документов и способов их из­ готовления. Она состоит в унификации форм грузовых документов

имеханизации процессов их изготовления.

Основным рабочим бланком является матрица стандартного формата, на рабочем поле которой размещены в наиболее рацио­ нальном порядке все показатели (графы), имеющиеся в различ­ ных грузовых документах. Например, на матрице для экспортных грузов размещены 12 форм грузовых и коммерческих докумен­ тов.

Все формы, замкнутые в матрице, унифицированы способом «выравнивания». Указанный способ состоит в том, что размеры всех бланков приводятся к стандартным размерам матрицы. Одно­ значные показатели (графы) на бланках и матрице разме­

283


щаются в одних и тех же местах, которые должны точно совпа­ дать, так как матрица — основа для размножения документов.

Бланки матриц и унифицированных форм документов должны обладать большой точностью расположения граф. Изготовление таких форм возможно на специальных типографских машинах.

В последние годы производятся различные множительные средства. Простейшим из них является аппарат типа «Банда», более совершенны аппараты типа «Ксерокс».

Процесс изготовления документов состоит в следующем. Каждый вид документа, для размножения которого использу­

ется аппарат «Банда», содержит не все графы, имеющиеся на мат­ рице, поэтому документы изготовляются последовательно один за другим. Для этого на матрицу переносятся при помощи печатной машинки данные одного документа, и его бланки прокатывают на валике аппарата «Банда» в необходимом количестве копий данно­ го документа. Затем допечатывают недостающие данные для дру­ гого документа и прокатывают его бланки. Для этого должна быть установлена только определенная последовательность изготовле­ ния всего комплекта документов.

При использовании аппаратов типа «Ксерокс», которые множат документы по способу фотокопий, надо изготовить для каждого документа трафареты из тончайших темных пленок, которые за­ кроют на матрице ненужные для данного документа данные. Для этого способа на матрицу печатной машинкой заносят сразу все данные всех документов. Их размножение с помощью трафаретов может производиться в любой последовательности.

Новый метод оформления и изготовления экспортных докумен­ тов впервые успешно осуществлен в Ленинградском порту, затем в Вентспилсе и Риге. Во Владивостокском и Находкинском пор­ тах впервые был осуществлен метод одной операции для изготов­ ления каботажных грузовых документов. Следует ожидать, что в ближайшее время новый метод найдет повсеместное применение. Это позволит сократить простои судов и огромные затраты труда на изготовление грузовых документов. Новый метод позволит также перейти на повсеместное применение машинного способа учета перевозок и перегрузочных работ с использованием его в автоматической системе управления морского флота (АСУ).

§ 43. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРИЕМА И ВЫДАЧИ ГРУЗОВ

К работам по организации приема грузов на склады относятся составление плана размещения грузов по складам и ор­ ганизация учета грузов.

План размещения грузов на складе составляет начальник складской группы совместно с начальником района на основании данных о характере грузов и наличии складской площади. Согласованный план передают заведующим складами, и впоследствии он служит основанием для составления сменно-су­ точного плана.

284


Составление плана размещения грузов по складам — техниче­ ски сложная работа, в процессе которой решается значительный круг вопросов. К ним относятся: расчеты потребной складской пло­ щади и выявление свободной площади на складах, меры по обес­ печению максимального использования складов и сохранности гру­ зов, соблюдение принятой специализации складов, поконосаментное хранение грузов и т. п.

Организация учета грузов является одной из основных задач складских работников.

Важной подготовительной операцией для организации учета является изучение транспортной документации и характера грузов. Чтобы грузы правильно принйть и своевременно оформить прием­ ные документы, не задерживая отход судна в рейс, нужно знать, как грузы размещены на судне, способ определения их массы и особые свойства. Эти вопросы можно уточнить по документам, полученным от судна, а затем осмотром поступившего груза.

При изучении транспортных документов (коносаментов, наклад­ ных, сертификатов и т. д.) можно установить, какие марки, знаки

ипредупредительные надписи должны быть на грузовых местах, как определена масса груза, каковы его качественные показатели

иценность. При осмотре поступающего груза нужно установить, какая маркировка нанесена на места; ее отчетливость и тождест­ венность с маркировкой в документах; наличие и стандартность

трафаретов массы, предупредительных надписей; прочность тары и наличие контрольных лент. Кроме того, надо проверить, как отсепарирован груз на судне и погружен ли он поконосаментно.

Только на основании тщательного изучения транспортных доку­ ментов и осмотра груза на месте после открытия трюмов можно правильно решить вопросы о порядке приема грузов и организации работы складских работников.

Анализ причин засылок грузов, просчетов, приема бракован­ ных грузов и т. д. показывает, что в большинстве случаев эти не­ достатки возникают из-за неправильной организации работы при­ емосдатчиков, а также при отсутствии инструкций о порядке приема и сдачи грузов. Поэтому вопрос инструктирования склад­ ских работников имеет решающее значение, особенно в тех портах, где грузооборот отличается разнообразием сложных партий.

Как правило, учет грузов ведут строго по коносаментным или вагонным партиям. Транспортные организации при сдаче груза обязаны обеспечить три непременных условия: на каждом грузо­ вом месте должна быть транспортная маркировка; в коносаменте или накладной необходимо указывать данные о транспортной мар­ ке; коносаментные партии на судне должны быть тщательно отсепарированы. Если сдающей стороной не выдержано хотя бы одно из них, груз может быть принят только на особых условиях.

В междупортовом и прямом смешанном железнодорожно-вод­ ном сообщении такие грузы принимают из судов общим по всем коносаментам счетом мест, на что составляют коммерческий акт. После разгрузки судна производят сортировку груза на складе за

285