Файл: Приходько Б.Г. Грузоведение и складское дело учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 110

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

оформляют накладную и дорожную ведомость, которые следуют с грузом до пункта назначения.

Установлен следующий порядок передачи грузов с одного вида транспорта на другой: передающая сторона в день готовности гру­ за представляет принимающей передаточные ведомости в четырех экземплярах: два предназначаются для морского транспорта и д в а — для железнодорожного.

Морские порты составляют передаточные ведомости отдельно на следующие грузы: транзитные, идущие со станций железных дорог и речных пристаней на станции железных дорог и речные пристани; имеющие назначение в морские порты; отправленные из морских портов.

Железнодорожные станции составляют ведомости на грузы, сле­ дующие транзитом через водный транспорт.

Одновременно с передаточными ведомостями предъявляют пе­ ревозочные документы на эти грузы. Принимающей стороне пред­ оставляется право проверить наличие и готовность груза, предъ­ являемого к передаче. Принимающая сторона не имеет права от­ казываться от приема передаточных ведомостей и самих грузов в пределах среднесуточной плановой или согласованной сторонами на данный день нормы перевалки.

Принимающая сторона обязана расписаться на остающихся у сдающей стороны экземплярах передаточных ведомостей в получе­ нии ведомостей и грузов. На всех экземплярах передаточных ве­ домостей сдающая и принимающая стороны обязаны поставить календарные штемпеля, указывающие день предъявления этих ведомостей.

Учет импортных грузов. Манифест представляет собой опись всех коносаментных партий, погруженных на судно в одном порту и следующих в один порт назначения. Кроме того, манифест слу­ жит объявлением судна о количестве и наименовании находящих­ ся на нем грузов, предъявляемым таможне при приходе в порт, а также отчетом капитана о количестве перевезенных грузов в дан­ ном рейсе.

Коносамент во внешнеторговых операциях может быть продан или заложен, что означает продажу или залог самого груза. В за ­ висимости от характера внешнеторговой сделки графу коносамен­ та «Грузополучатель» заполняют различно. Существуют три усло­ вия заполнения этой графы, в соответствии с чем коносаменты называются: именными, составленными на определенного получате­ ля; ордерными, когда груз выдается по приказу грузоотправителя; предъявительскими, по которым груз выдается любому предъяви­ телю коносамента.

Именные и ордерные коносаменты передаются по надписям, сделанным на оборотной стороне документа; предъявительские — без надписей. Коносаменты составляют в нескольких экземплярах в зависимости от условий внешнеторговой сделки. Груз выдается по предъявлении одного из оригиналов, после чего остальные эк­ земпляры теряют свою силу. Во избежание возможных злоупот-



г

реблений на копиях коносаментов ставят штамп с отметкой, что эти экземпляры не предназначены для торговых операций.

Лю ковая записка представляет собой перечень грузов, поме­ щенных в определенный трюм судна, с указанием очередности их погрузки в порту отправления. В ней указывают номер коносамен­ та, марки и номера грузовых мест, наименование груза, количест­ во грузовых мест и род упаковки, массу груза. По данным люковой записки складские работники порта назначения определяют оче­ редность разгрузки каждого трюма. Для приемосдатчика люковая записка служит основным руководством поконосаментного приема груза от судна. Если у судна нет люковой записки, составленной в порту отправления, ее следует составить на основании данных грузового плана с участием грузового помощника капитана.

Начальной стадией первичного учета в порту является счет мест, выгружаемых из трюма судна. Приемосдатчик обязан учесть все грузовые места, записав их в специальные бланки — тальман­ ские книжки (приложение 3). Сдающая и принимающая стороны выставляют для счета груза своих приемосдатчиков. Обе стороны должны как можно чаще сверять количество мест и обменивать­ ся росписями, подтверждающими правильность счета. Записи счета должны быть четкими, без помарок, а исправленные циф­ ры следует оговаривать прописью.

Ведомость импортных грузов, принятых с парохода, составля­ ется заведующим складом или старшим экспедитором грузового учета в подтверждение количества принятого груза. Первую часть ведомости оформляют сразу после составления плана распределе­ ния грузов по складам. Заведующий складом, получив от началь­ ника складской группы копии коносаментов, заполняет следующие графы: «Номера коносаментов», «Наименование груза», «Номера заказов», «Номера трансов», «Количество мест» и «Масса по до­ кументам», «Род упаковки». В процессе разгрузки помощник за­ ведующего складом обязан по мере приема коносаментной партии заполнить графу «Фактически выгружено». Он проставляет в ней количество и массу груза, принятого по каждому коносаменту.

Ежесменно помощник заведующего складом обязан подавать сменному помощнику начальника складской группы сведения о количестве груза, принятого по каждому коносаменту, Для сверки с записями приемосдатчиков. По окончании разгрузки выводят излишки или недостачу грузов и проставляют номера актов-изве­ щений.

После окончания каждой смены приемосдатчик по записям в своей книжке составляет отчет (приложение 4). Этот отчет явля­ ется первичным документом, удостоверяющим факт приема и сда­ чи груза, поэтому здесь не допускаются исправления, поправки и подчистки. Отчет с поправками необходимо переписать на чистый бланк и оформить подписями сдающей и принимающей сторон.

Иногда на каждую повагонную отправку нестандартных грузов составляют подробную спецификацию. На грузы, сдаваемые с пе­ ревеской, выписывают аналогичный документ — отвес.

278


Спецификацию или отвес составляют только по грузу одного коносамента. В них заносят следующие данные: тип и номер ва ­ гона, его грузоподъемность, наименование судна, на котором при­ был груз, дату прибытия, номер коносамента, номер заказа, тран­ са, время погрузки, номер склада, наименование груза, номера мест, род упаковки. Каждое товарное место указывают в специфи­ кации отдельно, причем обозначают его номер, массу брутто, а

иногда и нетто.

Немедленно после ошвартовки судна к причалу представитель транспортно-экспедиционной конторы порта получает от админист­ рации судна следующие документы: три экземпляра манифеста, из которых два передает складской группе; три экземпляра коноса­ мента, из которых один для складской группы, а один для склада; один экземпляр грузового плана для складской группы; один экземпляр люковой записки для складской группы.

На основании этих документов еще во время досмотра судна начальник складской группы или его заместитель начинает состав­ лять план размещения грузов. В первую очередь в манифесте де­ лают отметку о том, в какой склад надо поместить грузы, исходя из их свойств, и указывают план размещения, согласованный с начальником района. После этого заведующему складом вручают манифест и -коносаменты. Если груз с прибывшего судна должен быть размещен на нескольких складах, соответствующие коноса­ менты и выписки из манифеста вручают заведующим всех этих складов.

Затем начальник складской группы или его заместитель инст­ руктирует заведующих складами и старших приемосдатчиков о по­ рядке и правилах приема каждой партии груза. После инструкта­ жа и получения люковых записок приемосдатчики приступают к приему груза. При этом они заносят в свои книжки количество грузовых мест в каждом подъеме, а в некоторых случаях и каждое грузовое место, если на это было указание начальника складской группы. Книжку приемосдатчик ведет в однолГ экземпляре. В кон­ це смены приемосдатчик склада подсчитывает количество грузо­ вых мест, принятых за смену, и, получив расписку от приемосдат­ чика судна, составляет отчет в двух экземплярах. Этот отчет заве­ ряет своей подписью приемосдатчик судна; по иностранным судам отчет составляется в одном экземпляре.

Оформив отчеты, приемосдатчики передают их старшему при­ емосдатчику, который после соответствующей проверки делает сводный отчет за смену. Сводный отчет поступает на проверку сменному помощнику начальника складской группы. Он тщатель­ но проверяет все записи, сравнивает количество принятых грузов по отчету с указанным в рапортах помощников заведующих скла­ дами, которые в свою очередь составляют посменный отчет о ко­ личестве принятых на склад грузов поконосаментно. После этого сменный помощник начальника складской группы обязан сделать разноску в ведомости импортных грузов, принятых с судна. Таков порядок оформления документов каждой смены.

279


Немедленно после окончания разгрузки судна подводят итог количества грузов, принятых за всё смены. Одновременно заведую­ щий складом составляет ведомость принятых на склад грузов и сдает ее начальнику складской группы или его заместителю.

Начальник складской группы сличает ведомости заведующих складами с ведомостями грузов согласно отчетам приемосдатчи­ ков и, если между ними нет расхождений, утверждает сводную ве­ домость в трех экземплярах (для транспортно-экспедиционной кон­ торы, таможни и складской группы).

По мере поступления нарядов от грузовладельца ТЭК прове­ ряет, соответствуют ли указанные в них данные — маркировка, количество мест, масса — данным коносамента. Работник ТЭК, принимающий наряд, обязан проставить на нем дату и час полу­ чения и расписаться, а затем один экземпляр возвратить грузо­ владельцу.

Наряды, направленные ТЭК в складскую группу, регистриру­ ют в книге грузового учета, после чего один экземпляр передает­ ся заведующему складом для исполнения. В учетно-складской группе и на складе наряды раскладывают по судам.

Получив наряд, заведующий складом подготовляет груз к от­ правке. Перед отгрузкой он или его помощник дает приемосдатчи­ ку указания, как сдавать груз на железную дорогу. Приемосдатчик записывает в первичный учетный документ (отвес, спецификация или книжка приемосдатчика) номера заказа, транса, грузовых мест, их массу по трафаретам, а если в наряде указано, что груз сдается с перевеской, то его массу, определенную при взвешива­ нии.

После заполнения вагона приемосдатчик подсчитывает ко­ личество отгруженных мест, их массу, заверяет правильность за­ писей своей подписью и передает помощнику заведующего складом для проверки и передачи в учетную группу.

Учет экспортных грузов. Получив сообщение со станции о при­ бытии вагонов с экспортным грузом, дежурный экспедитор порта после раскредитования накладных записывает на бланке приемно­ го акта следующие данные: наименование груза, наименование грузополучателя, номер пути, прилегающего к складу, на котором будет разгружаться вагон, и номер склада. Затем на основании данных железнодорожной накладной в приемном акте проставляет номер вагона, номер накладной, станцию отправления, марки, но­ мера мест, их массу и число. Дежурный экспедитор на все раскредитованные за его смену накладные составляет отчет и вместе с железнодорожными накладными передает его в транспортно-экспе­ диционную контору порта.

Штурманская расписка служит подтверждением принятия гру­ за и составляется на то количество груза, которое принято на суд­ но. Составляет штурманскую расписку на каждый отдельный ко­ носамент администрация судна, она может делать здесь и отметки о состоянии тары. Поэтому при получении расписки следует прове­ рить, нет ли в ней оговорок о плохом состоянии тары или самого

280