Файл: Приходько Б.Г. Грузоведение и складское дело учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 110
Скачиваний: 0
оформляют накладную и дорожную ведомость, которые следуют с грузом до пункта назначения.
Установлен следующий порядок передачи грузов с одного вида транспорта на другой: передающая сторона в день готовности гру за представляет принимающей передаточные ведомости в четырех экземплярах: два предназначаются для морского транспорта и д в а — для железнодорожного.
Морские порты составляют передаточные ведомости отдельно на следующие грузы: транзитные, идущие со станций железных дорог и речных пристаней на станции железных дорог и речные пристани; имеющие назначение в морские порты; отправленные из морских портов.
Железнодорожные станции составляют ведомости на грузы, сле дующие транзитом через водный транспорт.
Одновременно с передаточными ведомостями предъявляют пе ревозочные документы на эти грузы. Принимающей стороне пред оставляется право проверить наличие и готовность груза, предъ являемого к передаче. Принимающая сторона не имеет права от казываться от приема передаточных ведомостей и самих грузов в пределах среднесуточной плановой или согласованной сторонами на данный день нормы перевалки.
Принимающая сторона обязана расписаться на остающихся у сдающей стороны экземплярах передаточных ведомостей в получе нии ведомостей и грузов. На всех экземплярах передаточных ве домостей сдающая и принимающая стороны обязаны поставить календарные штемпеля, указывающие день предъявления этих ведомостей.
Учет импортных грузов. Манифест представляет собой опись всех коносаментных партий, погруженных на судно в одном порту и следующих в один порт назначения. Кроме того, манифест слу жит объявлением судна о количестве и наименовании находящих ся на нем грузов, предъявляемым таможне при приходе в порт, а также отчетом капитана о количестве перевезенных грузов в дан ном рейсе.
Коносамент во внешнеторговых операциях может быть продан или заложен, что означает продажу или залог самого груза. В за висимости от характера внешнеторговой сделки графу коносамен та «Грузополучатель» заполняют различно. Существуют три усло вия заполнения этой графы, в соответствии с чем коносаменты называются: именными, составленными на определенного получате ля; ордерными, когда груз выдается по приказу грузоотправителя; предъявительскими, по которым груз выдается любому предъяви телю коносамента.
Именные и ордерные коносаменты передаются по надписям, сделанным на оборотной стороне документа; предъявительские — без надписей. Коносаменты составляют в нескольких экземплярах в зависимости от условий внешнеторговой сделки. Груз выдается по предъявлении одного из оригиналов, после чего остальные эк земпляры теряют свою силу. Во избежание возможных злоупот-
г
реблений на копиях коносаментов ставят штамп с отметкой, что эти экземпляры не предназначены для торговых операций.
Лю ковая записка представляет собой перечень грузов, поме щенных в определенный трюм судна, с указанием очередности их погрузки в порту отправления. В ней указывают номер коносамен та, марки и номера грузовых мест, наименование груза, количест во грузовых мест и род упаковки, массу груза. По данным люковой записки складские работники порта назначения определяют оче редность разгрузки каждого трюма. Для приемосдатчика люковая записка служит основным руководством поконосаментного приема груза от судна. Если у судна нет люковой записки, составленной в порту отправления, ее следует составить на основании данных грузового плана с участием грузового помощника капитана.
Начальной стадией первичного учета в порту является счет мест, выгружаемых из трюма судна. Приемосдатчик обязан учесть все грузовые места, записав их в специальные бланки — тальман ские книжки (приложение 3). Сдающая и принимающая стороны выставляют для счета груза своих приемосдатчиков. Обе стороны должны как можно чаще сверять количество мест и обменивать ся росписями, подтверждающими правильность счета. Записи счета должны быть четкими, без помарок, а исправленные циф ры следует оговаривать прописью.
Ведомость импортных грузов, принятых с парохода, составля ется заведующим складом или старшим экспедитором грузового учета в подтверждение количества принятого груза. Первую часть ведомости оформляют сразу после составления плана распределе ния грузов по складам. Заведующий складом, получив от началь ника складской группы копии коносаментов, заполняет следующие графы: «Номера коносаментов», «Наименование груза», «Номера заказов», «Номера трансов», «Количество мест» и «Масса по до кументам», «Род упаковки». В процессе разгрузки помощник за ведующего складом обязан по мере приема коносаментной партии заполнить графу «Фактически выгружено». Он проставляет в ней количество и массу груза, принятого по каждому коносаменту.
Ежесменно помощник заведующего складом обязан подавать сменному помощнику начальника складской группы сведения о количестве груза, принятого по каждому коносаменту, Для сверки с записями приемосдатчиков. По окончании разгрузки выводят излишки или недостачу грузов и проставляют номера актов-изве щений.
После окончания каждой смены приемосдатчик по записям в своей книжке составляет отчет (приложение 4). Этот отчет явля ется первичным документом, удостоверяющим факт приема и сда чи груза, поэтому здесь не допускаются исправления, поправки и подчистки. Отчет с поправками необходимо переписать на чистый бланк и оформить подписями сдающей и принимающей сторон.
Иногда на каждую повагонную отправку нестандартных грузов составляют подробную спецификацию. На грузы, сдаваемые с пе ревеской, выписывают аналогичный документ — отвес.
278
Спецификацию или отвес составляют только по грузу одного коносамента. В них заносят следующие данные: тип и номер ва гона, его грузоподъемность, наименование судна, на котором при был груз, дату прибытия, номер коносамента, номер заказа, тран са, время погрузки, номер склада, наименование груза, номера мест, род упаковки. Каждое товарное место указывают в специфи кации отдельно, причем обозначают его номер, массу брутто, а
иногда и нетто.
Немедленно после ошвартовки судна к причалу представитель транспортно-экспедиционной конторы порта получает от админист рации судна следующие документы: три экземпляра манифеста, из которых два передает складской группе; три экземпляра коноса мента, из которых один для складской группы, а один для склада; один экземпляр грузового плана для складской группы; один экземпляр люковой записки для складской группы.
На основании этих документов еще во время досмотра судна начальник складской группы или его заместитель начинает состав лять план размещения грузов. В первую очередь в манифесте де лают отметку о том, в какой склад надо поместить грузы, исходя из их свойств, и указывают план размещения, согласованный с начальником района. После этого заведующему складом вручают манифест и -коносаменты. Если груз с прибывшего судна должен быть размещен на нескольких складах, соответствующие коноса менты и выписки из манифеста вручают заведующим всех этих складов.
Затем начальник складской группы или его заместитель инст руктирует заведующих складами и старших приемосдатчиков о по рядке и правилах приема каждой партии груза. После инструкта жа и получения люковых записок приемосдатчики приступают к приему груза. При этом они заносят в свои книжки количество грузовых мест в каждом подъеме, а в некоторых случаях и каждое грузовое место, если на это было указание начальника складской группы. Книжку приемосдатчик ведет в однолГ экземпляре. В кон це смены приемосдатчик склада подсчитывает количество грузо вых мест, принятых за смену, и, получив расписку от приемосдат чика судна, составляет отчет в двух экземплярах. Этот отчет заве ряет своей подписью приемосдатчик судна; по иностранным судам отчет составляется в одном экземпляре.
Оформив отчеты, приемосдатчики передают их старшему при емосдатчику, который после соответствующей проверки делает сводный отчет за смену. Сводный отчет поступает на проверку сменному помощнику начальника складской группы. Он тщатель но проверяет все записи, сравнивает количество принятых грузов по отчету с указанным в рапортах помощников заведующих скла дами, которые в свою очередь составляют посменный отчет о ко личестве принятых на склад грузов поконосаментно. После этого сменный помощник начальника складской группы обязан сделать разноску в ведомости импортных грузов, принятых с судна. Таков порядок оформления документов каждой смены.
279
Немедленно после окончания разгрузки судна подводят итог количества грузов, принятых за всё смены. Одновременно заведую щий складом составляет ведомость принятых на склад грузов и сдает ее начальнику складской группы или его заместителю.
Начальник складской группы сличает ведомости заведующих складами с ведомостями грузов согласно отчетам приемосдатчи ков и, если между ними нет расхождений, утверждает сводную ве домость в трех экземплярах (для транспортно-экспедиционной кон торы, таможни и складской группы).
По мере поступления нарядов от грузовладельца ТЭК прове ряет, соответствуют ли указанные в них данные — маркировка, количество мест, масса — данным коносамента. Работник ТЭК, принимающий наряд, обязан проставить на нем дату и час полу чения и расписаться, а затем один экземпляр возвратить грузо владельцу.
Наряды, направленные ТЭК в складскую группу, регистриру ют в книге грузового учета, после чего один экземпляр передает ся заведующему складом для исполнения. В учетно-складской группе и на складе наряды раскладывают по судам.
Получив наряд, заведующий складом подготовляет груз к от правке. Перед отгрузкой он или его помощник дает приемосдатчи ку указания, как сдавать груз на железную дорогу. Приемосдатчик записывает в первичный учетный документ (отвес, спецификация или книжка приемосдатчика) номера заказа, транса, грузовых мест, их массу по трафаретам, а если в наряде указано, что груз сдается с перевеской, то его массу, определенную при взвешива нии.
После заполнения вагона приемосдатчик подсчитывает ко личество отгруженных мест, их массу, заверяет правильность за писей своей подписью и передает помощнику заведующего складом для проверки и передачи в учетную группу.
Учет экспортных грузов. Получив сообщение со станции о при бытии вагонов с экспортным грузом, дежурный экспедитор порта после раскредитования накладных записывает на бланке приемно го акта следующие данные: наименование груза, наименование грузополучателя, номер пути, прилегающего к складу, на котором будет разгружаться вагон, и номер склада. Затем на основании данных железнодорожной накладной в приемном акте проставляет номер вагона, номер накладной, станцию отправления, марки, но мера мест, их массу и число. Дежурный экспедитор на все раскредитованные за его смену накладные составляет отчет и вместе с железнодорожными накладными передает его в транспортно-экспе диционную контору порта.
Штурманская расписка служит подтверждением принятия гру за и составляется на то количество груза, которое принято на суд но. Составляет штурманскую расписку на каждый отдельный ко носамент администрация судна, она может делать здесь и отметки о состоянии тары. Поэтому при получении расписки следует прове рить, нет ли в ней оговорок о плохом состоянии тары или самого
280