Файл: Повышение рабочих скоростей машинно-тракторных агрегатов сб. науч. тр.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 128
Скачиваний: 1
где |
т]от — тяговый к. п. д. трактора, отнесенный к осям |
|||
|
ведущих |
органов; |
|
|
•"і/і |
""le — к. п. д., |
учитывающие |
потери от |
качения |
|
трактора и от буксования движителей. |
|||
Справедливость этого положения подтверждена об |
||||
ширными исследованиями, выполненными |
НАТИ, |
|||
ВИСХОМом, ВНИИМЭСХом, КНИИТИМом . |
|
|||
Исследованиями |
М И И С П а |
под руководством |
В. Н. Болтинского доказана справедливость этих положе ний также и для тракторов классов 0,9 и 2 т.
Исследования созданных в ВИМе тракторов-макетов классов 4—5 т дали возможность убедиться в том, что эти положения действительны и для тяжелых гусенич ных тракторов (см. статью В. X. Каца «Тяговые и топ- ливно-экономические показатели гусеничного скоростно го (9—15 км/ч) трактора-макета классов 4—5 т» в на
стоящем сборнике). |
Создание |
и испытания тракторов |
|
К-701 показали, что |
эти закономерности |
действительны |
|
и для колесных тракторов класса 5 т. |
|
||
Таким образом, очевидна справедливость установлен |
|||
ных закономерностей |
для всех |
тракторов, |
применяемых |
на полевых работах. Исследования, проведенные в СибНИИСХозе на созданном в этом институте трак торе-макете, показали, что эти закономерности не те ряют силу и при работе на скоростях, превышающих уро вень 9—15 км/ч.
Изучены закономерности влияния повышения скоро сти на отдельные составляющие баланса мощности и ус тановлены связи элементов конструкции с показателями тракторов, в частности влияние положения центра тя жести трактора, типа и конструкции подвески, механиз ма поворота и др.; в МИИСПе академиком В. Н. Болтинским исследованы вопросы разгона скоростных МТА.
На |
основе накопленного материала |
разработан |
метод |
|
графического |
определения оптимальных параметров |
|||
и |
построения |
тяговых характеристик |
тракторов |
раз |
личных классов, рассчитанных на разные диапазоны скорости. Этот метод позволяет приближенно, но с до статочной точностью устанавливать основные параметры тракторов для работы на повышенных скоростях и прог нозировать их тяговые показатели (см. статью А. Я. Поля ка, Н. М. Антышева, А. Д . Щупака «Универсальный ме тод определения оптимальных параметров скоростных тракторов» в настоящем сборнике).
Широкими исследованиями, проведенными на базе тракторов-макетов для изучения влияния повышения скорости (до 9—15 км/ч) на динамические и экономиче ские показатели тракторов классов 1,4 и 3 т, установле но, что при повышении их энергонасыщенности топлив
ная |
экономичность |
и тяговые |
показатели |
сохраняются |
на |
исходном уровне |
(скорости |
5—9 км/ч). |
Различие в |
топливной экономичности тракторов соответствует эко номичности их двигателей.
На основе этих исследований были разработаны аг ротехнические требования на тракторы классов 1,4 и 3 т для работы на скоростях 9—15 км/ч.
Сохранение уровня топливной экономичности трак тора является только частью вопроса, ибо важна эко номичность агрегата в целом, а это зависит и от к. п. д. машины (орудия).
Увеличение тягового сопротивления с повышением скорости отмечается в той или иной мере при работе всех машин и орудий конкретных конструкций с неиз менными рабочими органами. Однако создание конст рукций машин и их рабочих органов, учитывающих спе цифические особенности работы на повышенных скоро стях, позволяет существенно изменить положение. Примером изменения схемы при создании скоростной машины может служить исключение мотовила у силос ных комбайнов и жаток. Изменение конфигурации ра бочих органов рассмотрим применительно к корпусу плуга (рис. 2) как наиболее энергоемкого орудия. Сле дует заметить, что сопротивление корпуса плуга непо
средственно |
связано с ка |
|
|
|
|
|
|
|||||
чеством |
работы, |
а |
сопро |
К.иг/см' |
|
|
|
|
||||
тивление и качество рабо |
|
|
|
|
||||||||
|
|
|
|
|
|
|||||||
ты, в свою очередь, зави |
|
|
|
|
|
|
||||||
сят от |
профиля |
корпуса. |
|
|
|
|
|
|
||||
Как чрезмерное увели |
|
|
|
|
|
|
||||||
чение, так и снижение со |
|
|
|
|
|
|
||||||
противления |
|
корпусов |
|
|
|
|
|
|
||||
приводит |
к |
ухудшению |
|
|
|
|
|
|
||||
качества |
пахотьь |
Меняя |
|
|
|
|
|
|
||||
конфигурацию |
корпуса, |
6 |
7 |
S |
9 |
10 |
Щкн/ч |
|||||
можно |
создать плуги для |
Рис. 2. Зависимость удельного со |
||||||||||
работы на различных ско |
||||||||||||
ростях, |
несущественно от |
противления |
К |
различных |
корпу |
|||||||
сов |
плуга |
от |
скорости |
движе |
||||||||
личающиеся |
по |
тяговому |
||||||||||
|
|
ния V. |
|
|
сопротивлению |
и обеспечивающие |
одинаковое ка |
|
чество. Это доказано |
работами ВИМа, ВИСХОМа, |
||
ВНИИМЭСХа, |
СКВ |
З О Р , К Б завода |
Алтайсельмаш |
и др. Это подтверждено также испытаниями плугов, про веденными в ходе государственных испытаний скорост
ных тракторов класса 3 т и сельскохозяйственных |
машин |
к ним. Аналогичные закономерности получены при |
рабо |
т е других почвообрабатывающих орудий. В частности, |
весьма интересны и успешны работы СибНИИСХоза по исследованию плоскорезов. Следует заметить, что тяго вые показатели тракторов в основном определяются со противлением плугов, ибо эти орудия, как правило, в наибольшей степени загружают трактор по тяге. Изме нение тягового сопротивления орудий, катящихся по по лю и не имеющих рабочих органов, которые заглубляют ся в почву, сравнительно невелико.
Таким образом, исследования и опытно-конструктор ские работы показывают, что вполне реально создание сельскохозяйственных машин (орудий), обеспечивающих возможность работы на повышенных скоростях при при мерно том же к. п. д., что и на обычных. Следует от метить, что еще не использованы такие резервы, как обработка и облицовка рабочих поверхностей (шлифов ка, закалка, пластмассовые покрытия), снижение вред ных трений за счет конструктивных изменений плугов и системы их навески, в частности уменьшение трения плугов о подошву борозды и др.
Исследования, направленные на всестороннее реше ние вопросов, связанных с созданием скоростных сель скохозяйственных машин, велись ВИМом, ВИСХОМом, ВНИИМЭСХом, СибНИИСХозом, многими другими ин ститутами и конструкторскими организациями. Резуль таты работ в этой области подробно изложены в статье М. В. Сабликова и Б. И. Пейсаховича «Обобщение на учных исследований по созданию скоростных сельскохо зяйственных машин» в настоящем сборнике.
Наиболее важным результатом широких исследова ний в области определения параметров и создания сель скохозяйственных машин (орудий) является доказатель ство возможности обеспечить высокое качество агротех ники при работе агрегатов с тракторами, рассчитанными на скорости 9—15 км/ч.
Глубокие инженерные и физиологические исследова ний влияния повышения рабочих скоростей машинно-
тракторных агрегатов на факторы, формирующие усло
вия труда, и изучение физиологических |
реакций орга |
|
низма, проведенные |
ВИМом, Московским |
Н И И гигиены |
им. Ф. Ф. Эрисмана |
(МНИИГ), Саратовским Н И И сель |
|
ской гигиены, НАТИ |
и др., показали, что нет физиологи |
ческого барьера, ограничивающего переход к скоростям 9—15 км/ч. Предложены методы выявления и контроля показателей, характеризующих условия труда, и опре делены пути обеспечения требуемого уровня этих пока зателей.
Разработаны рекомендации по гигиеническому режи му трактористов. Опытно-конструкторские работы, выпол ненные ВгТЗ, ХТЗ и МТЗ, реализованные при создании скоростных (9—15 км/ч) тракторов ДТ-75С, Т-150 и МТЗ-80, подтвердили возможность обеспечения необ ходимых условий труда при работе на скоростных трак торах.
Одними из важнейших факторов являются надеж ность и износостойкость машин.
Методическое руководство и координацию работ по изучению этих вопросов осуществлял ВНИИМЭСХ.
Исследования велись как в лабораторных и лабора- торно-полевых условиях, так и на основе широких испы таний тракторов-макетов и сельскохозяйственных ма
шин |
к ним в хозяйственных условиях. С 1963—1964 гг. |
||
под |
наблюдением по |
выявлению износов, |
надежности |
и прочности работали |
15 тракторов-макетов |
Э-151 и 16 |
тракторов-макетов МТЗ-80. Тракторы-макеты за весь срок эксплуатации выработали более 172 тыс. га мяг кой пахоты; выработка отдельных машин составила 5,5—
7,3 тыс. (Э-151) и 4,3—5,9 тыс. мото-часов |
(МТЗ-80). |
Выработку сельскохозяйственных машин можно .ха |
|
рактеризовать следующими данными, га: |
|
Плуги |
1100—1200 |
Лущильники: |
600—1200 |
лемешные |
|
дисковые |
3000—4200 |
Культиваторы паровые |
3200—5250 |
Сеялки зерновые |
500—2500 |
Культиваторы-растениепитатели |
2000—3400 |
В процессе исследований установлено, что многие уз лы и детали тракторов (рамы, корпусные детали и т. п.) обеспечивают на скоростях 9—15 км/ч надежную работу.