Файл: Повышение рабочих скоростей машинно-тракторных агрегатов сб. науч. тр.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 128

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

где

т]от — тяговый к. п. д. трактора, отнесенный к осям

 

ведущих

органов;

 

 

•"і/і

""le — к. п. д.,

учитывающие

потери от

качения

 

трактора и от буксования движителей.

Справедливость этого положения подтверждена об­

ширными исследованиями, выполненными

НАТИ,

ВИСХОМом, ВНИИМЭСХом, КНИИТИМом .

 

Исследованиями

М И И С П а

под руководством

В. Н. Болтинского доказана справедливость этих положе­ ний также и для тракторов классов 0,9 и 2 т.

Исследования созданных в ВИМе тракторов-макетов классов 4—5 т дали возможность убедиться в том, что эти положения действительны и для тяжелых гусенич­ ных тракторов (см. статью В. X. Каца «Тяговые и топ- ливно-экономические показатели гусеничного скоростно­ го (9—15 км/ч) трактора-макета классов 4—5 т» в на­

стоящем сборнике).

Создание

и испытания тракторов

К-701 показали, что

эти закономерности

действительны

и для колесных тракторов класса 5 т.

 

Таким образом, очевидна справедливость установлен­

ных закономерностей

для всех

тракторов,

применяемых

на полевых работах. Исследования, проведенные в СибНИИСХозе на созданном в этом институте трак­ торе-макете, показали, что эти закономерности не те­ ряют силу и при работе на скоростях, превышающих уро­ вень 9—15 км/ч.

Изучены закономерности влияния повышения скоро­ сти на отдельные составляющие баланса мощности и ус­ тановлены связи элементов конструкции с показателями тракторов, в частности влияние положения центра тя­ жести трактора, типа и конструкции подвески, механиз­ ма поворота и др.; в МИИСПе академиком В. Н. Болтинским исследованы вопросы разгона скоростных МТА.

На

основе накопленного материала

разработан

метод

графического

определения оптимальных параметров

и

построения

тяговых характеристик

тракторов

раз­

личных классов, рассчитанных на разные диапазоны скорости. Этот метод позволяет приближенно, но с до­ статочной точностью устанавливать основные параметры тракторов для работы на повышенных скоростях и прог­ нозировать их тяговые показатели (см. статью А. Я. Поля­ ка, Н. М. Антышева, А. Д . Щупака «Универсальный ме­ тод определения оптимальных параметров скоростных тракторов» в настоящем сборнике).


Широкими исследованиями, проведенными на базе тракторов-макетов для изучения влияния повышения скорости (до 9—15 км/ч) на динамические и экономиче­ ские показатели тракторов классов 1,4 и 3 т, установле­ но, что при повышении их энергонасыщенности топлив­

ная

экономичность

и тяговые

показатели

сохраняются

на

исходном уровне

(скорости

5—9 км/ч).

Различие в

топливной экономичности тракторов соответствует эко­ номичности их двигателей.

На основе этих исследований были разработаны аг­ ротехнические требования на тракторы классов 1,4 и 3 т для работы на скоростях 9—15 км/ч.

Сохранение уровня топливной экономичности трак­ тора является только частью вопроса, ибо важна эко­ номичность агрегата в целом, а это зависит и от к. п. д. машины (орудия).

Увеличение тягового сопротивления с повышением скорости отмечается в той или иной мере при работе всех машин и орудий конкретных конструкций с неиз­ менными рабочими органами. Однако создание конст­ рукций машин и их рабочих органов, учитывающих спе­ цифические особенности работы на повышенных скоро­ стях, позволяет существенно изменить положение. Примером изменения схемы при создании скоростной машины может служить исключение мотовила у силос­ ных комбайнов и жаток. Изменение конфигурации ра­ бочих органов рассмотрим применительно к корпусу плуга (рис. 2) как наиболее энергоемкого орудия. Сле­ дует заметить, что сопротивление корпуса плуга непо­

средственно

связано с ка­

 

 

 

 

 

 

чеством

работы,

а

сопро­

К.иг/см'

 

 

 

 

тивление и качество рабо­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ты, в свою очередь, зави­

 

 

 

 

 

 

сят от

профиля

корпуса.

 

 

 

 

 

 

Как чрезмерное увели­

 

 

 

 

 

 

чение, так и снижение со­

 

 

 

 

 

 

противления

 

корпусов

 

 

 

 

 

 

приводит

к

ухудшению

 

 

 

 

 

 

качества

пахотьь

Меняя

 

 

 

 

 

 

конфигурацию

корпуса,

6

7

S

9

10

Щкн/ч

можно

создать плуги для

Рис. 2. Зависимость удельного со­

работы на различных ско­

ростях,

несущественно от­

противления

К

различных

корпу­

сов

плуга

от

скорости

движе­

личающиеся

по

тяговому

 

 

ния V.

 

 



сопротивлению

и обеспечивающие

одинаковое ка­

чество. Это доказано

работами ВИМа, ВИСХОМа,

ВНИИМЭСХа,

СКВ

З О Р , К Б завода

Алтайсельмаш

и др. Это подтверждено также испытаниями плугов, про­ веденными в ходе государственных испытаний скорост­

ных тракторов класса 3 т и сельскохозяйственных

машин

к ним. Аналогичные закономерности получены при

рабо­

т е других почвообрабатывающих орудий. В частности,

весьма интересны и успешны работы СибНИИСХоза по исследованию плоскорезов. Следует заметить, что тяго­ вые показатели тракторов в основном определяются со­ противлением плугов, ибо эти орудия, как правило, в наибольшей степени загружают трактор по тяге. Изме­ нение тягового сопротивления орудий, катящихся по по­ лю и не имеющих рабочих органов, которые заглубляют­ ся в почву, сравнительно невелико.

Таким образом, исследования и опытно-конструктор­ ские работы показывают, что вполне реально создание сельскохозяйственных машин (орудий), обеспечивающих возможность работы на повышенных скоростях при при­ мерно том же к. п. д., что и на обычных. Следует от­ метить, что еще не использованы такие резервы, как обработка и облицовка рабочих поверхностей (шлифов­ ка, закалка, пластмассовые покрытия), снижение вред­ ных трений за счет конструктивных изменений плугов и системы их навески, в частности уменьшение трения плугов о подошву борозды и др.

Исследования, направленные на всестороннее реше­ ние вопросов, связанных с созданием скоростных сель­ скохозяйственных машин, велись ВИМом, ВИСХОМом, ВНИИМЭСХом, СибНИИСХозом, многими другими ин­ ститутами и конструкторскими организациями. Резуль­ таты работ в этой области подробно изложены в статье М. В. Сабликова и Б. И. Пейсаховича «Обобщение на­ учных исследований по созданию скоростных сельскохо­ зяйственных машин» в настоящем сборнике.

Наиболее важным результатом широких исследова­ ний в области определения параметров и создания сель­ скохозяйственных машин (орудий) является доказатель­ ство возможности обеспечить высокое качество агротех­ ники при работе агрегатов с тракторами, рассчитанными на скорости 9—15 км/ч.

Глубокие инженерные и физиологические исследова­ ний влияния повышения рабочих скоростей машинно-


тракторных агрегатов на факторы, формирующие усло­

вия труда, и изучение физиологических

реакций орга­

низма, проведенные

ВИМом, Московским

Н И И гигиены

им. Ф. Ф. Эрисмана

(МНИИГ), Саратовским Н И И сель­

ской гигиены, НАТИ

и др., показали, что нет физиологи­

ческого барьера, ограничивающего переход к скоростям 9—15 км/ч. Предложены методы выявления и контроля показателей, характеризующих условия труда, и опре­ делены пути обеспечения требуемого уровня этих пока­ зателей.

Разработаны рекомендации по гигиеническому режи­ му трактористов. Опытно-конструкторские работы, выпол­ ненные ВгТЗ, ХТЗ и МТЗ, реализованные при создании скоростных (9—15 км/ч) тракторов ДТ-75С, Т-150 и МТЗ-80, подтвердили возможность обеспечения необ­ ходимых условий труда при работе на скоростных трак­ торах.

Одними из важнейших факторов являются надеж­ ность и износостойкость машин.

Методическое руководство и координацию работ по изучению этих вопросов осуществлял ВНИИМЭСХ.

Исследования велись как в лабораторных и лабора- торно-полевых условиях, так и на основе широких испы­ таний тракторов-макетов и сельскохозяйственных ма­

шин

к ним в хозяйственных условиях. С 1963—1964 гг.

под

наблюдением по

выявлению износов,

надежности

и прочности работали

15 тракторов-макетов

Э-151 и 16

тракторов-макетов МТЗ-80. Тракторы-макеты за весь срок эксплуатации выработали более 172 тыс. га мяг­ кой пахоты; выработка отдельных машин составила 5,5—

7,3 тыс. (Э-151) и 4,3—5,9 тыс. мото-часов

(МТЗ-80).

Выработку сельскохозяйственных машин можно .ха­

рактеризовать следующими данными, га:

 

Плуги

1100—1200

Лущильники:

600—1200

лемешные

дисковые

3000—4200

Культиваторы паровые

3200—5250

Сеялки зерновые

500—2500

Культиваторы-растениепитатели

2000—3400

В процессе исследований установлено, что многие уз­ лы и детали тракторов (рамы, корпусные детали и т. п.) обеспечивают на скоростях 9—15 км/ч надежную работу.