Файл: Повышение рабочих скоростей машинно-тракторных агрегатов сб. науч. тр.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 131
Скачиваний: 1
Применяется
|
|
Создание |
тракторов |
|
|
|
і |
|
Разработка |
агротребовакий |
|
1 |
на |
тракторы |
|
|
..... |
( |
|
|
Разработка |
технических |
|
|
заданий |
і |
|
|
|
|
|
|
Разработка |
конструкций, |
|
|
изготовление |
образцов |
|
|
Заводские |
испытания |
|
|
двух - трех |
образцов |
і
іГосударственные испыта ния трех - четырех образ цов и улучшенных образцов (5-6 шт.)
время
Подготовка с. -х производ - ства к внедрению новой техники
,, |
і |
і |
|
|
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
1 |
Опытная |
партия |
|
Государственные |
испыта - |
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
ния с. -х. машини |
орудий |
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
\ |
(два-три |
образца) |
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
і |
|
|
|
Разработка |
технологии |
|||
|
Производство |
|
|
Опытная |
|
партия |
* |
||||||
|
|
|
|
выполнения |
с.-х.работ и |
||||||||
|
мелких |
серий |
|
|
с. -я. машини |
|
орудий |
„ |
организация |
использова |
|||
|
тракторов |
|
|
|
|
ния новой |
техники |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
|
і |
. |
|
|
|
|
|
|
|
I |
|
^ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Комплексная работа новой |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
техники, |
|
корректировка |
|
|
|
|
|
Внесение |
|
|
|
- |
технологии |
выполнения |
|||
! |
Внесение |
|
|
|
|
|
|
с -х работ, |
накопление |
||||
|
|
усовершенствований |
|
||||||||||
\ |
усовершенствований |
|
" |
опыта |
работы |
|
|||||||
- |
в |
конструкцию |
|
|
|||||||||
' |
иосвоение |
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
|
и |
освоение |
|
|
|
выявление |
дефектов |
|||||
|
производства |
трак/поров |
|
производства |
с.-х машин |
"* тракторов |
и с.-х. машин |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Рекомендации по |
совершен |
||
і |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ствованию |
новой |
техники |
|
|
4 |
|
|
|
|
|
|
|
" |
1 |
' |
|
Производство |
Производство |
тракторов |
с. -х. машини орудий |
Начало
Эффективного
внедрения
Накопление сть/та работы, освоение теінини.подеотовка кадрі7в
Применяется |
при |
разработке |
|
темы |
|
|||||||
Создание |
тракторов |
Создание |
с.-х |
машин |
Подготовка с |
х |
производ |
|||||
ства к внедрению |
новой |
|||||||||||
. и |
орудий |
|
||||||||||
|
|
|
|
техники |
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
Исследование |
тракторов- |
|||
Создание |
тракторов-маке |
Создание |
рабочих |
|
органов |
макетов, рабочих органов и |
||||||
и макетов |
с -х |
машини |
макетов с.-х машин(орудг/й)\ |
|||||||||
тов, разработка |
огротре |
орудий, |
разработка |
аеро\ |
Получение научно обоснован |
|||||||
бований |
на промьішлен - |
требований |
на |
промыш |
ных материаловдля |
разра |
||||||
ные образцы |
|
леннь/еобразцб/ |
|
|
ботки агротребований |
и |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
технических |
заданий |
Разработка технологий, исследование напряженно -
сти,прочности и изкосоусРазработка технических заданий той чивостиузлов и деталей
на основании использования агрегатов с тракторамимакетами
|
|
|
|
|
|
Разработка |
технологий, |
||||
|
|
Разработка |
конструкций, |
совершенствование |
рабо - |
||||||
|
|
чих |
органов-отработка |
||||||||
|
|
изготовление |
образцов |
|
|
узлов |
и механизмов |
перспе |
|||
|
|
|
|
|
|
ктивной техники, |
рекомен |
||||
|
|
|
|
|
|
дации |
заводам |
|
|
||
|
|
|
Заводские |
испытания, |
Опытное |
внедрение |
на |
||||
Заводские |
испытания |
базе макетов |
и первых |
||||||||
промышленнй/е |
образцы |
яромышленных |
образцов |
||||||||
промышленных |
образцов |
с.-х машин |
с |
использово |
отработка технологии |
и |
|||||
(10-15шт) |
|
|
нием макетов |
и первых |
организации с -х работ, |
||||||
|
|
накоплена е опыта, |
ре ко - |
||||||||
|
|
|
промышленных |
образцов |
менвации |
по совершен |
- |
||||
|
|
|
|
|
|
ствованию |
техники |
|
Гюударственные |
Государственные |
испытания |
испытания |
тракторов |
с-х машин и орудий |
1
Комплексная работа пер • спективной техники, кор ректировка технологии и организации с.-х робот, накопление опыта, обуче - кие кадров на базе промыт ленных Образцова частич но макетов
|
Улучшение |
конструкции, |
||
|
оль/тная |
партия |
|
|
Улучшение |
конструкции, |
Улучшение |
конструкции, |
|
массовое |
производство |
массовое |
производство |
|
тракторов |
|
с.-х. |
машин-орудий |
т
Рекомендации по улучше нию нонструнции
(*| внедренияНачало эффективного
Работа новой техники. Реализация экономического |
эффекта |
|
от ее внедрения |
Сокращение сроков внедрения 3-4 |
года |
Рис. 5. Общая схема организации исследований и опытно-конструкторских |
работ по созданию и внедрению новой техники на основе принципа |
параллельных |
потоков. |
практики отказался ХТЗ и упорно закрывает двери перед коллективами исследователей.
Можно уверенно сказать, что это уже привело к сры ву установленных правительством сроков создания трак торов Т-150 и может нанести большой вред в процессе внедрения тракторов.
Большое значение в развитии работ по проблеме име ли организация семинаров (таблица) и широкий обмен информацией о ходе исследований. Новые формы орга низации комплексной работы по созданию и внедрению новой техники, возникшие в ходе исследований по проб леме, уже находят и, вероятно, найдут в дальнейшем применение и для других разработок.
Характеристика семинаров по проблеме „Научные основы повышения рабочих скоростей МТАИ
|
Показатель |
|
|
|
Год |
|
|
|
|
1959 |
I960 |
1961 |
1962 |
1964 |
1966 |
1971 |
|
|
|
|||||||
Число: |
|
42 |
128 |
282 |
234 |
245 |
254 |
224 |
участников |
||||||||
представленных организаций |
12 |
49 |
93 |
77 |
89 |
99 |
49 |
|
Количество |
докладов |
2 |
28 |
55 |
74 |
104 |
118 |
80 |
В целом результаты исследований привели |
к |
тому, |
||||||
что повышение скорости до 9—15 км/ч принято |
как ос |
|||||||
новное |
направление в развитии |
тракторостроения, |
||||||
а тракторы, обеспечивающие |
работу |
на этих скоростях, |
и сельскохозяйственные машины к ним включены в сис тему машин на 1965—1970 гг. и 1971 —1975 гг., в типаж тракторов на 1965—1970 гг. и в проект типажа на 1970— 1980 гг. Скоростные тракторы классов 1,4 и 3 т и сель скохозяйственные машины к ним проходят государствен ные испытания, и готовится их производство.
Реализация исследований по отдельным вопросам, поставленным в общей схеме, предложенной В. Н. Болтинским, характеризуется следующим.
Тракторы класса 1,4 т. Показатели |
трактора МТЗ-80 |
||||
с двигателем Д-260, представленного |
МТЗ |
на |
испы |
||
тания в 1966 г., хорошо соответствовали |
заданной |
харак |
|||
теристике по к. п. д., |
тяговой |
мощности и |
скоростям |
||
(рис. 6, а ) , однако этот |
трактор |
по весу |
и тяговым |
пока |
зателям не соответствовал агротребованиям. Большой вес потребовал установки широких шин (15,5X38"),
л с. |
|
—> |
|
6 |
|
|
|
а |
|
|
|
|
|
|
|||
120 |
|
|
|
|
|
|
- — : с |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
100 |
|
|
|
- |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Г-Y- |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
0.75•' |
у |
|
|
|
|
|
|
|
|
: |
|
|
|
иг |
|
|
|
0.65 Ok |
|
|
|
|
|
|
|
W 055/ |
|
|
|
|
|
4000 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
« |
|
|
|
|
3000 |
|
|
|
0i5 |
|
|
|
|
2000 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5 |
10 |
12 |
14 V,km/4 |
I |
10 |
12 |
Ш У,км/ч |
|
|
|||||||
Рис. |
6. Потенциальные |
тяговые показатели |
скоростных тракторов, |
|||||
соответствующие |
агротребованиям ( |
) и фактические ( |
)'. |
|||||
|
|
|
а —колесные тракторы |
класса |
1,4 т |
|
|
|
н ю |
Двига |
|
Трактор |
Шины |
||
тель |
" 8 |
Eg |
* s u |
|
|
ГО я a |
К «
Sa «
« ю я S s s х 4 3 « о b 2 Я з ^ ° с
О с в
|
MT3-80 |
3340 |
12X38" |
СМД-14 |
80,3 |
0,665 |
11,3 |
1963 |
ВИМ |
|
(макет) |
|
|
|
|
|
|
|
|
О —О |
MT3-80 |
4450 |
15,5X38' |
Д-260 |
90,8 |
0,682 |
11,6 |
1966 |
КНИИТИМ |
X — X |
MT3-80 |
3360 |
15,5X38»; СМД-14 |
83,5 |
0,678 |
13,0 |
1966 |
КНИИТИМ |
|
(макет) |
|
|
|
|
|
|
|
||
|
MT3-80 |
4108 |
12X38" |
Д-240 |
75,85 |
0,632 |
9,43 |
1970 |
КНИИТИМ |
Л—д с балластом |
|
|
|
|
|
|
|
||
|
МТЗ-80 |
3296 |
12X38" |
Д-240 |
75,85 |
0,621 |
ИД |
1970 |
КНИИТИМ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6 - • гусеничные тракторы |
кла сса 3 т |
|
|
|
|
|
|
|
« |
|
я - |
|
|
s |
X |
3 » |
" о |
|
X |
с |
h> |
Трактор |
Двигатель |
|
С |
||
|
|
|
І |
|
О |
|
* s |
~— тачЯ |
|||
|
|
s Е |
о |
||
|
да |
о |
|
С |
|
|
|
|
|
S> !=• |
|
|
|
|
|
. Е- |
|
К к К га
33 * m ю я g s s =я- 4 о 2н
2 Я 3
^ о с
0.0,5 О с а
|
Э-151 |
(макет) |
6815 |
ЯМЗ-238 |
152,5 |
0,817 |
8,4 |
1963 |
ВИМ, |
Х - Х |
Э-151 |
(макет) |
6640 |
ЯМЗ-238Б |
153,2 |
0,815 |
9,9 |
1969 |
КНИИТИМ |
КНИИТИМ |
|||||||||
|
ДТ-75С |
|
7680 |
ЯМЗ-238Б |
171,5 |
0,724 |
8,15 |
1969 |
КНИИТИМ |
о - о |
Т-150(№ 01) |
ЯМЗ-238 |
150,5 |
0,831 |
7,95 |
1966 |
Заводские |
||
|
|
|
|
|
|
|
|
испытания |
|
|
Т -150(№ 21) |
7295 |
СМД-60 |
153,7 |
0,804 |
8,35 |
1970 |
(ХТЗ) |
|
|
КНИИТИМ |
и трактор потерял универсальность. Двигатель трактора имел очень хорошие показатели надежности и стабиль ности. Конструкторы МТЗ провели анализ возможностей серийного трактора МТЗ-50 и в короткие сроки подгото вили другую модель скоростного (9—15 км/ч) трактора МТЗ-80 с двигателем Д-240. Все показатели этого трак тора близки к заданным, его вес соответствует агротребованиям. Большим преимуществом конструкции явля ется высокая степень унификации с базовой моделью МТЗ-50/52, что существенно облегчит внедрение и обес печит сравнительно невысокую стоимость.
Тракторы, класса 3 т. Тракторы-макеты Э-152 пол ностью соответствовали заданным показателям. Показа тели трактора ДТ-75С с учетом особенностей его силовой передачи отвечают заданным требованиям, что подтвер ждается результатами их производственных испытаний. По данным испытаний 1970 г., тяговые показатели трак тора Т-150 на скорости 9 км/ч начинают резко падать, и на скоростях выше 10—11 км/ч выполнять работы ста новится практически невозможно (рис. 6, б). ХТЗ ведет работу по исправлению тяговой характеристики этого трактора.
Вопросы износостойкости большинства деталей всех тракторов, как показывают данные государственных ис пытаний, решаются заводами успешно.
Надежность тракторов МТЗ-80 удовлетворительная. Образцы этого трактора успешно прошли государствен ные испытания. Хорошими защитными свойствами ха рактеризуется гидродинамическая силовая передача, ус тановленная на скоростных тракторах ВгТЗ. Надежность трактора Т-150 пока низкая. Работами Минского трак торного завода доказана возможность создания скорост ного (9—15 км/ч) трактора класса 1,4 т, соответст вующего по весовым показателям и габаритам серийно му трактору, рассчитанному на скорости 5—9 км/ч.
По условиям труда тракторы ДТ-75С и Т-150 соот ветствуют «Единым требованиям к конструкциям трак торов и сельскохозяйственных машин по безопасности и гигиене труда». Тракторы МТЗ-80 и МТЗ-82 требуют доработки, однако в настоящее время нет вопросов, воз можность решения которых вызывала бы сомнения.
Сельскохозяйственные машины. Следует отметить низкую надежность машин из-за плохого качества их из готовления, в частности крепежных деталей. Отсутствует
полный комплекс машин, особенно к трактору класса 1,4 т. Создание сельскохозяйственных машин идет пока главным образом по линии совершенствования сущест вующих.
Широкая опытная проверка пооперационных техно логий и рекомендаций по организации внедрения и ис пользования скоростной техники показала эффективность разработанных предложений.
Проектируемая стоимость МТЗ-80 обеспечит ожидае мый эффект. Цена, установленная на трактор Т-150, при несет убыток. Цены на трактор или на сельскохозяйст венные машины необходимо пересмотреть.
Задачи дальнейших работ сводятся к следующему.
1. Организация и обеспечение успешного внедрения скоростной техники. Это задача организационного и ис следовательского порядка. Сюда входят все работы по внедрению новой организации использования скоростной техники и технологии, переподготовке кадров, обобщению и распространению опыта и наблюдениям за ходом внед рения; исследования по изысканию наиболее эффектив ных способов использования скоростной техники и выяв лению дефектов; доводка техники.
2. Углубление исследований и достижение более вы соких показателей скоростной техники. Сюда входят ра боты по улучшению показателей тракторов Т-150, повы шению качества и снижению затрат мощности при вы полнении сельскохозяйственных процессов, изысканию новых, более эффективных технологических -процессов,
рабочих |
органов |
и схем сельскохозяйственных машин; |
|
созданию |
новых |
скоростных |
сельскохозяйственных ма |
шин, в том числе |
оборотных |
плугов, противоэрозионной |
техники и т. д.; совершенствованию пооперационных тех
нологий и организации использования скоростной |
техники. |
||||
3. Расширение сфер применения |
повышенных скоро |
||||
стей — более |
широкий охват классов тракторов |
и в пер |
|||
вую |
очередь |
создание |
скоростных |
тракторов |
классов |
4—5 |
т; распространение |
повышенных скоростей на та |
кие работы, где они пока еще не применялись; распрост ранение скоростной техники в новые зоны.
4. Изучение |
возможностей дальнейшего |
повышения |
скоростей, в том числе исследование динамики |
тракторов |
|
и условий труда; |
совершенствование технологии выпол |
нения сельскохозяйственных работ; создание новых ра бочих органов и схем машин.