Файл: Повышение рабочих скоростей машинно-тракторных агрегатов сб. науч. тр.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 131

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
в настоящее
Созданиес.-х. машин и орудий
Разработка агротреВований и технических заданий
Создание с. -х. машин и орудий
Разработка конструкций и изготовление образцов с.-х. машин
Заводские испытания с. -х. машин (два-три образца)

Применяется

 

 

Создание

тракторов

 

 

 

і

 

Разработка

агротребовакий

1

на

тракторы

 

.....

(

 

Разработка

технических

 

заданий

і

 

 

 

 

Разработка

конструкций,

 

изготовление

образцов

 

Заводские

испытания

 

двух - трех

образцов

і

іГосударственные испыта­ ния трех - четырех образ­ цов и улучшенных образцов (5-6 шт.)

время

Подготовка с. -х производ - ства к внедрению новой техники

,,

і

і

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

1

Опытная

партия

 

Государственные

испыта -

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ния с. -х. машини

орудий

 

 

 

 

 

 

 

 

\

(два-три

образца)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

і

 

 

 

Разработка

технологии

 

Производство

 

 

Опытная

 

партия

*

 

 

 

 

выполнения

с.-х.работ и

 

мелких

серий

 

 

с. -я. машини

 

орудий

организация

использова­

 

тракторов

 

 

 

 

ния новой

техники

 

 

 

 

 

 

 

 

 

і

.

 

 

 

 

 

 

 

I

 

^

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Комплексная работа новой

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

техники,

 

корректировка

 

 

 

 

Внесение

 

 

 

-

технологии

выполнения

!

Внесение

 

 

 

 

 

 

с -х работ,

накопление

 

 

усовершенствований

 

\

усовершенствований

 

"

опыта

работы

 

-

в

конструкцию

 

 

'

иосвоение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

и

освоение

 

 

 

выявление

дефектов

 

производства

трак/поров

 

производства

с.-х машин

"* тракторов

и с.-х. машин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рекомендации по

совершен­

і

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ствованию

новой

техники

 

4

 

 

 

 

 

 

 

"

1

'

 

Производство

Производство

тракторов

с. -х. машини орудий

Начало

Эффективного

внедрения

Накопление сть/та работы, освоение теінини.подеотовка кадрі7в

Применяется

при

разработке

 

темы

 

Создание

тракторов

Создание

с.-х

машин

Подготовка с

х

производ­

ства к внедрению

новой

. и

орудий

 

 

 

 

 

техники

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Исследование

тракторов-

Создание

тракторов-маке­

Создание

рабочих

 

органов

макетов, рабочих органов и

и макетов

с -х

машини

макетов с.-х машин(орудг/й)\

тов, разработка

огротре

орудий,

разработка

аеро\

Получение научно обоснован­

бований

на промьішлен -

требований

на

промыш

ных материаловдля

разра­

ные образцы

 

леннь/еобразцб/

 

 

ботки агротребований

и

 

 

 

 

 

 

 

 

технических

заданий

Разработка технологий, исследование напряженно -

сти,прочности и изкосоусРазработка технических заданий той чивостиузлов и деталей

на основании использования агрегатов с тракторамимакетами

 

 

 

 

 

 

Разработка

технологий,

 

 

Разработка

конструкций,

совершенствование

рабо -

 

 

чих

органов-отработка

 

 

изготовление

образцов

 

 

узлов

и механизмов

перспе­

 

 

 

 

 

 

ктивной техники,

рекомен­

 

 

 

 

 

 

дации

заводам

 

 

 

 

 

Заводские

испытания,

Опытное

внедрение

на

Заводские

испытания

базе макетов

и первых

промышленнй/е

образцы

яромышленных

образцов

промышленных

образцов

с.-х машин

с

использово

отработка технологии

и

(10-15шт)

 

 

нием макетов

и первых

организации с -х работ,

 

 

накоплена е опыта,

ре ко -

 

 

 

промышленных

образцов

менвации

по совершен

-

 

 

 

 

 

 

ствованию

техники

 

Гюударственные

Государственные

испытания

испытания

тракторов

с-х машин и орудий

1

Комплексная работа пер • спективной техники, кор­ ректировка технологии и организации с.-х робот, накопление опыта, обуче - кие кадров на базе промыт ленных Образцова частич­ но макетов

 

Улучшение

конструкции,

 

оль/тная

партия

 

 

Улучшение

конструкции,

Улучшение

конструкции,

массовое

производство

массовое

производство

тракторов

 

с.-х.

машин-орудий

т

Рекомендации по улучше­ нию нонструнции

(*| внедренияНачало эффективного

Работа новой техники. Реализация экономического

эффекта

от ее внедрения

Сокращение сроков внедрения 3-4

года

Рис. 5. Общая схема организации исследований и опытно-конструкторских

работ по созданию и внедрению новой техники на основе принципа

параллельных

потоков.


практики отказался ХТЗ и упорно закрывает двери перед коллективами исследователей.

Можно уверенно сказать, что это уже привело к сры­ ву установленных правительством сроков создания трак­ торов Т-150 и может нанести большой вред в процессе внедрения тракторов.

Большое значение в развитии работ по проблеме име­ ли организация семинаров (таблица) и широкий обмен информацией о ходе исследований. Новые формы орга­ низации комплексной работы по созданию и внедрению новой техники, возникшие в ходе исследований по проб­ леме, уже находят и, вероятно, найдут в дальнейшем применение и для других разработок.

Характеристика семинаров по проблеме „Научные основы повышения рабочих скоростей МТАИ

 

Показатель

 

 

 

Год

 

 

 

 

1959

I960

1961

1962

1964

1966

1971

 

 

Число:

 

42

128

282

234

245

254

224

участников

представленных организаций

12

49

93

77

89

99

49

Количество

докладов

2

28

55

74

104

118

80

В целом результаты исследований привели

к

тому,

что повышение скорости до 9—15 км/ч принято

как ос­

новное

направление в развитии

тракторостроения,

а тракторы, обеспечивающие

работу

на этих скоростях,

и сельскохозяйственные машины к ним включены в сис­ тему машин на 1965—1970 гг. и 1971 —1975 гг., в типаж тракторов на 1965—1970 гг. и в проект типажа на 1970— 1980 гг. Скоростные тракторы классов 1,4 и 3 т и сель­ скохозяйственные машины к ним проходят государствен­ ные испытания, и готовится их производство.

Реализация исследований по отдельным вопросам, поставленным в общей схеме, предложенной В. Н. Болтинским, характеризуется следующим.

Тракторы класса 1,4 т. Показатели

трактора МТЗ-80

с двигателем Д-260, представленного

МТЗ

на

испы­

тания в 1966 г., хорошо соответствовали

заданной

харак­

теристике по к. п. д.,

тяговой

мощности и

скоростям

(рис. 6, а ) , однако этот

трактор

по весу

и тяговым

пока­

зателям не соответствовал агротребованиям. Большой вес потребовал установки широких шин (15,5X38"),



л с.

 

—>

 

6

 

 

 

а

 

 

 

 

 

 

120

 

 

 

 

 

 

- — : с

 

 

 

 

 

 

 

 

 

100

 

 

 

-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Г-Y-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0.75•'

у

 

 

 

 

 

 

 

 

:

 

 

 

иг

 

 

 

0.65 Ok

 

 

 

 

 

 

W 055/

 

 

 

 

4000

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«

 

 

 

 

3000

 

 

 

0i5

 

 

 

 

2000

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

10

12

14 V,km/4

I

10

12

Ш У,км/ч

 

 

Рис.

6. Потенциальные

тяговые показатели

скоростных тракторов,

соответствующие

агротребованиям (

) и фактические (

)'.

 

 

 

а —колесные тракторы

класса

1,4 т

 

 

 

н ю

Двига­

Трактор

Шины

тель

" 8

Eg

* s u

 

ГО я a

К «

Sa «

« ю я S s s х 4 3 « о b 2 Я з ^ ° с

О с в

 

MT3-80

3340

12X38"

СМД-14

80,3

0,665

11,3

1963

ВИМ

 

(макет)

 

 

 

 

 

 

 

 

О —О

MT3-80

4450

15,5X38'

Д-260

90,8

0,682

11,6

1966

КНИИТИМ

X — X

MT3-80

3360

15,5X38»; СМД-14

83,5

0,678

13,0

1966

КНИИТИМ

(макет)

 

 

 

 

 

 

 

 

MT3-80

4108

12X38"

Д-240

75,85

0,632

9,43

1970

КНИИТИМ

Л—д с балластом

 

 

 

 

 

 

 

 

МТЗ-80

3296

12X38"

Д-240

75,85

0,621

ИД

1970

КНИИТИМ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6 - • гусеничные тракторы

кла сса 3 т

 

 

 

 

 

 

 

«

 

я -

 

 

s

X

3 »

" о

 

X

с

h>

Трактор

Двигатель

 

С

 

 

 

І

 

О

 

* s

~— тачЯ

 

 

s Е

о

 

да

о

 

С

 

 

 

 

S> !=•

 

 

 

 

. Е-

 

К к К га

33 * m ю я g s s =я- 4 о 2н

2 Я 3

^ о с

0.0,5 О с а

 

Э-151

(макет)

6815

ЯМЗ-238

152,5

0,817

8,4

1963

ВИМ,

Х - Х

Э-151

(макет)

6640

ЯМЗ-238Б

153,2

0,815

9,9

1969

КНИИТИМ

КНИИТИМ

 

ДТ-75С

 

7680

ЯМЗ-238Б

171,5

0,724

8,15

1969

КНИИТИМ

о - о

Т-150(№ 01)

ЯМЗ-238

150,5

0,831

7,95

1966

Заводские

 

 

 

 

 

 

 

 

испытания

 

Т -150(№ 21)

7295

СМД-60

153,7

0,804

8,35

1970

(ХТЗ)

 

КНИИТИМ


и трактор потерял универсальность. Двигатель трактора имел очень хорошие показатели надежности и стабиль­ ности. Конструкторы МТЗ провели анализ возможностей серийного трактора МТЗ-50 и в короткие сроки подгото­ вили другую модель скоростного (9—15 км/ч) трактора МТЗ-80 с двигателем Д-240. Все показатели этого трак­ тора близки к заданным, его вес соответствует агротребованиям. Большим преимуществом конструкции явля­ ется высокая степень унификации с базовой моделью МТЗ-50/52, что существенно облегчит внедрение и обес­ печит сравнительно невысокую стоимость.

Тракторы, класса 3 т. Тракторы-макеты Э-152 пол­ ностью соответствовали заданным показателям. Показа­ тели трактора ДТ-75С с учетом особенностей его силовой передачи отвечают заданным требованиям, что подтвер­ ждается результатами их производственных испытаний. По данным испытаний 1970 г., тяговые показатели трак­ тора Т-150 на скорости 9 км/ч начинают резко падать, и на скоростях выше 10—11 км/ч выполнять работы ста­ новится практически невозможно (рис. 6, б). ХТЗ ведет работу по исправлению тяговой характеристики этого трактора.

Вопросы износостойкости большинства деталей всех тракторов, как показывают данные государственных ис­ пытаний, решаются заводами успешно.

Надежность тракторов МТЗ-80 удовлетворительная. Образцы этого трактора успешно прошли государствен­ ные испытания. Хорошими защитными свойствами ха­ рактеризуется гидродинамическая силовая передача, ус­ тановленная на скоростных тракторах ВгТЗ. Надежность трактора Т-150 пока низкая. Работами Минского трак­ торного завода доказана возможность создания скорост­ ного (9—15 км/ч) трактора класса 1,4 т, соответст­ вующего по весовым показателям и габаритам серийно­ му трактору, рассчитанному на скорости 5—9 км/ч.

По условиям труда тракторы ДТ-75С и Т-150 соот­ ветствуют «Единым требованиям к конструкциям трак­ торов и сельскохозяйственных машин по безопасности и гигиене труда». Тракторы МТЗ-80 и МТЗ-82 требуют доработки, однако в настоящее время нет вопросов, воз­ можность решения которых вызывала бы сомнения.

Сельскохозяйственные машины. Следует отметить низкую надежность машин из-за плохого качества их из­ готовления, в частности крепежных деталей. Отсутствует

полный комплекс машин, особенно к трактору класса 1,4 т. Создание сельскохозяйственных машин идет пока главным образом по линии совершенствования сущест­ вующих.

Широкая опытная проверка пооперационных техно­ логий и рекомендаций по организации внедрения и ис­ пользования скоростной техники показала эффективность разработанных предложений.

Проектируемая стоимость МТЗ-80 обеспечит ожидае­ мый эффект. Цена, установленная на трактор Т-150, при­ несет убыток. Цены на трактор или на сельскохозяйст­ венные машины необходимо пересмотреть.

Задачи дальнейших работ сводятся к следующему.

1. Организация и обеспечение успешного внедрения скоростной техники. Это задача организационного и ис­ следовательского порядка. Сюда входят все работы по внедрению новой организации использования скоростной техники и технологии, переподготовке кадров, обобщению и распространению опыта и наблюдениям за ходом внед­ рения; исследования по изысканию наиболее эффектив­ ных способов использования скоростной техники и выяв­ лению дефектов; доводка техники.

2. Углубление исследований и достижение более вы­ соких показателей скоростной техники. Сюда входят ра­ боты по улучшению показателей тракторов Т-150, повы­ шению качества и снижению затрат мощности при вы­ полнении сельскохозяйственных процессов, изысканию новых, более эффективных технологических -процессов,

рабочих

органов

и схем сельскохозяйственных машин;

созданию

новых

скоростных

сельскохозяйственных ма­

шин, в том числе

оборотных

плугов, противоэрозионной

техники и т. д.; совершенствованию пооперационных тех­

нологий и организации использования скоростной

техники.

3. Расширение сфер применения

повышенных скоро­

стей — более

широкий охват классов тракторов

и в пер­

вую

очередь

создание

скоростных

тракторов

классов

4—5

т; распространение

повышенных скоростей на та­

кие работы, где они пока еще не применялись; распрост­ ранение скоростной техники в новые зоны.

4. Изучение

возможностей дальнейшего

повышения

скоростей, в том числе исследование динамики

тракторов

и условий труда;

совершенствование технологии выпол­

нения сельскохозяйственных работ; создание новых ра­ бочих органов и схем машин.