Файл: Повышение рабочих скоростей машинно-тракторных агрегатов сб. науч. тр.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 126

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

б

500

1000

t500W,3Hlix

 

Рис. 3. Зависимость износа U почвозацепов шин

ведущих колес

тракторов МТЗ-80

(

)

и МТЗ-50 (

) от количества

отработан­

ных мото-часов

(а) и выработки W тракто­

 

ров (б).

Наблюдения за работой тракторов-макетов, скорост­ ных экспериментальных и макетных сельскохозяйствен­ ных машин показали, что в исследуемом диапазоне не отмечается заметного увеличения интенсивности изна­ шивания ходовых аппаратов тракторов (рис. 3) и почворежущих деталей. Износы скоростной техники, отне­ сенные к единице выработки, оказались примерно оди­ наковыми, а в отдельных случаях даже ниже, чем обыч­ ной, при этом наблюдалось увеличение изнашиваемости носовых элементов рабочих органов плугов и культива­ торов. Износ передаточных механизмов сеялок, а также дисков сошников и лущильников, работавших на скоро­ стях 9—15 км/ч, находился почти на том же уровне, что и сеялок, работавших на скоростях 5—9 км/ч. На изна­ шиваемость и надежность двигателей работа на повы­ шенных скоростях не оказала заметного влияния. Дви­ гатели ЯМЗ-238Н и СМД-14, работавшие на скоростных

тракторах, показали достаточную износостойкость и на­

дежность. Позже это было

подтверждено результатами

госиспытаний двигателей ЯМЗ-238

(на тракторе Т-150)

и Д-240

(на тракторе МТЗ-80). Существенно повысились

износы

деталей силовой

передачи

тракторов-макетов

Э-151. Следует заметить, что на этих

машинах крутящий

момент, пропускаемый силовой передачей, выше в 1,67 раза, чем на ДТ-75.

Зерновые сеялки СНП-24 и СЗП-24, а также культи­ ваторы КПГ-4 показали надежность, близкую к необхо­ димой. В то же время надежность плугов, жаток и дру­ гих машин (орудий) оказалась недостаточной главным образом из-за плохого качества крепежных деталей, плохой защиты подшипников, низкого качества из­

готовления

отдельных

деталей.

Последнее

особен­

но видно

при сравнении

надежности культиваторов

КПГ-4, изготовленных

на

заводе

«Красный

Аксай»

и на Саранском заводе. Культиваторы КПГ-4, изготов­ ленные Саранским заводом, уже в начале эксплуатации имели большое количество случаев разрушения сварных соединений переднего бруса, изгибов и поломок перед­ него и заднего брусьев рамы и т. д. Часть культиваторов этого завода после выработки 1000—1300 га оказалась непригодной к дальнейшей работе. Основные неисправ­ ности культиваторов завода «Красный Аксай» при вы­ работке 2000—2100 га: изгиб стоек рабочих лап и на­ жимных штанг и деформация кронштейнов опорных ко­ лес. Культиваторы завода «Красный Аксай» достаточно надежны и могут работать на скоростях до 15 км/ч, а культиваторы Саранского завода фактически непри­ годны для работы, хотя конструкция их одинакова.

Изучение напряжений в деталях и нагруженности элементов конструкций сельскохозяйственных машин бы­ ло проведено ВИСХОМом. НАТИ исследованы основные элементы конструкции тракторов. На основании этих исследований разработаны рекомендации по конструиро­ ванию скоростной техники.

Исследования влияния повышения скорости на на­ дежность, прочность и износостойкость машин позволяют считать возможным создание без существенного увели­ чения веса скоростных (9—15 км/ч) тракторов классов 1,4 и 3 т и сельскохозяйственных машин к ним, отвечаю­ щих установленным требованиям по безотказности и дол­ говечности.


На основе глубоких лабораторно-полевых и произ­

водственных опытов ВИМ, Армавирская

опытная

стан­

ция ВИМ, ВНИИМЭСХ, УНИИМЭСХ,

СибНИИСХоз

и ЦНИИМЭСХ разработали проекты технологий

вы­

полнения основных сельскохозяйственных работ со ско­

ростными (9—15 км/ч)

тракторами.

СибНИИСХозом

и ЦелинНИИМЭСХом

разработаны

предварительные

проекты технологий выполнения работ с противоэрозионной техникой. В основу этих технологий положены су­ ществующие схемы технологических процессов, в кото­ рые внесены изменения и дополнения. В новых техноло­ гиях даны рекомендации, обеспечивающие наиболее эф­ фективное использование скоростной техники при наилуч­ шем качестве выполнения работ, определены режимы работы, даны также рекомендации по регулировкам ма­ шин, формированию и вождению агрегатов, подготовке полей и т. д. Эти изменения и дополнения учитывают специфику работы на повышенных скоростях и особен­ ности скоростной техники. Технологии детально проверя­ лись на основе опытного внедрения техники в реальных производственных условиях.

Обширные исследования работы скоростных машин­ но-тракторных агрегатов в условиях рядовой эксплуата­ ции в различных зонах страны и пробное внедрение в масштабе производственного отделения колхозов и сов­ хозов показали, что скоростная техника весьма чувстви­ тельна к уровню организации ее использования. На ос­ нове этих исследований ВИМом с Армавирской опытной станцией и ВНИИМЭСХом подготовлен проект ор­ ганизации использовалия перспективной скоростной тех­ ники. Расчеты, выполненные на основе опытных данных, позволяют сделать вывод, что при условии соответствия техники заданным показателям и внедрении рекоменда­ ций, предусмотренных этим проектом, будет обеспечено получение ожидаемого прироста производительности. Для степных и лесостепных зон это выражается следую­ щими данными:

Агрегаты с тракторами классов

Увеличение производительности,

3 т

1,4т

%:

 

по всему комплексу работ

51,5

19

(в среднем)

на основных работах . . . .

69—94

23—44

Такое повышение производительности вполне реаль­ но и неоднократно подтверждено экспериментально.


Исследования ЦНИИМЭСХа показали, что внедре­ ние скоростной техники с гусеничными тракторами клас­ са 3 т весьма эффективно в условиях мелиорированных торфяно-болотных почв: производительность скоростных МТА оказалась на 50 — 75% выше серийных. Общее по­ вышение производительности скоростных МТА по БССР с учетом работы их в условиях освоенных мелиорирован­ ных почв составит для колесных тракторов 35,9%, гусе­ ничных 40,4%.

Внедрение скоростной техники благодаря ее высокой производительности обеспечивает существенное умень­ шение потребности в тракторах и сельскохозяйственных машинах и снижение металлоемкости. Так, к примеру, замена обычной техники скоростной (9—15 км/ч) в 6-м отделении колхоза им. В. И. Ленина обеспечивает сни­ жение веса парка на 29% (от 198 до 142 т) .

По данным

расчетов, ожидаемая годовая

экономия

от внедрения

1000 тракторов характеризуется

следую­

щими цифрами:

 

Гусеничных

Колесных

Металлоемкость, т

9853

2346

Затраты труда, тыс. чел.-ч

1307

294

Прямые издержки, тыс. руб

711

309

Приведенные затраты, тыс. руб. .

. . 938

573

При внедрении перспективной скоростной техники на площади 152 538 тыс. га общий годовой экономический эффект составит 336,5 млн. руб. и 2612 тыс. т металла, экономия труда—170 тыс. среднегодовых рабочих.

Повышение производительности является одним из главных условий получения экономического эффекта (уменьшения прямых затрат) и снижения затрат труда. Составляющие прямых затрат 3, А, Ра и С непосредст­ венно зависят от производительности агрегатов:

3 =

 

Еа

 

 

 

Еч

с =

NgeCTKiKn

 

(й-1000

где 3 — затраты на заработную плату; А — затраты на амортизацию техники; Ра — ремонтные расходы; С — стоимость топлива;


Пі — число рабочих г-разряда;

 

 

 

fi — часовая

тарифная

ставка

рабочего /-раз­

ряда;

 

 

 

 

 

 

П — продолжительность

смены;

 

 

 

со — дневная

производительность;

 

 

Е — нормативная стоимость машины;

 

 

а и г — годовая

норма

амортизационных

и

ремонт­

ных отчислений,

% от стоимости

машины;

т — годовая

нагрузка машины

на всех

работах,

дней;

 

 

 

 

 

 

N— мощность двигателя;

ge — удельный расход топлива; С т — стоимость 1 кг топлива;

к и Кі — коэффициенты использования мощности двигателя и рабочего времени.

Как видно из приведенных выше зависимостей, об­ щий экономический эффект в значительной мере опре­ деляется стоимостью техники, которая влияет на него че­ рез капитальные затраты и отчисления на реновацию и ремонт. Из рисунка 4 следует, что ожидаемый эконо­ мический эффект может быть получен при стоимости тракторов классов 3 и 1,4 т соответственно 4200 и 3100 рублей. Снижение стоимости сельскохозяйственных ма­ шин может обеспечить ожидаемую экономическую эф­ фективность при большей стоимости трактора.

Получение прогнозируемого повышения производи­ тельности возможно при определенных условиях: органи­ зованном комплексном внедрении скоростной техники

(тракторы,

комплекты сельскохозяйственных

машин

к

 

 

 

 

ним, вспомогательное обо-

э,рцВ/трактор

 

рудование)

на

основе

800

 

 

 

единовременного

полного

N

 

 

перевооружения

самостоя­

 

 

 

400

1

\

тельных

производствен­

 

ных единиц

колхозов и

- Ш

3000

 

ШО ^6000 6000 Срубі

совхозов;

высоком уровне

 

 

 

надежности

тракторов

и

-800

 

 

 

 

 

 

сельскохозяйственных ма­

 

 

 

 

•1200

 

 

 

шин, полном

соответствии

 

 

 

 

показателей

техники

за­

Рис. 4. Влияние стоимости тракто­

данным требованиям,обе­

спечении

 

необходимого

ров на общую экономическую эф­

уровня организации ее ис­

фективность

внедрения скоростной

пользования.

 

 

 

 

 

 

техники.

 

 

 


Большое внимание при разработке проблемы было уделено вопросам организации исследований.

В период научно-технической революции одной из

главных задач ускорения

прогресса является сокраще­

ние сроков исследований

и опытно-конструкторских ра­

бот. При разработке проблемы это осложнялось труд­ ностью научно-технической задачи и необходимостью всестороннего решения большого числа вопросов (см. рис. 1). Трудности возникали также из-за большого чис­ ла участников исследований при слабых административ­ ных связях между ними и активном стремлении каждой организации работать по индивидуальному плану или вообще изменить тему. Достаточно отметить, что с 1968 г. тема даже формально лишена единой коорди­ нации и расчленена на три несогласованных плана. Это вызвало настоятельную необходимость изыскать наибо­ лее совершенную форму организации исследований. Первым решением по этому вопросу явилось создание тракторов-макетов и благодаря этому организация ис­ следований параллельными потоками (рис. 5). Концент­ рация тракторов-макетов в определенных зонах обеспе­ чивала необходимые условия для проведения исследова­ тельских и опытно-конструкторских работ. В результате стало возможным параллельно с работами по созданию тракторов исследовать, создавать и испытывать сельско­ хозяйственные машины -и решать вопросы по организа­ ции еще не существующей техники. Это позволило пе­ рейти к опытному внедрению скоростной техники на ба­ зе макетов. К сожалению, из-за недостатка техники не удалось провести этот опыт во всех шести зонах, однако начать эту работу в трех зонах и продолжить ее в тече­ ние четырех лет в двух зонах удалось.

Форма организации исследований параллельными потоками позволила существенно продвинуться в созда­ нии сельскохозяйственных машин, оказать помощь кон­ структорам в доводке тракторов, подготовить документа­ цию и накопить опыт по внедрению скоростной техники. В работе активно участвовали Минский и Волгоградский тракторные заводы, СКВ З О Р , СКВ по культиваторам и сцепкам, КБ завода Алтайсельмаш, ГСКБ завода Сибсельмаш и др. Эти заводы тесно связаны с коллективом испытателей скоростной техники и не боятся совместно испытывать новые образцы техники, даже еще не достиг­ шие уровня заводских испытаний. К сожалению, от такой

на»

V •