Файл: Повышение рабочих скоростей машинно-тракторных агрегатов сб. науч. тр.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 126
Скачиваний: 1
б
500 |
1000 |
t500W,3Hlix |
|
Рис. 3. Зависимость износа U почвозацепов шин |
|||
ведущих колес |
тракторов МТЗ-80 |
( |
) |
и МТЗ-50 ( |
) от количества |
отработан |
|
ных мото-часов |
(а) и выработки W тракто |
|
ров (б).
Наблюдения за работой тракторов-макетов, скорост ных экспериментальных и макетных сельскохозяйствен ных машин показали, что в исследуемом диапазоне не отмечается заметного увеличения интенсивности изна шивания ходовых аппаратов тракторов (рис. 3) и почворежущих деталей. Износы скоростной техники, отне сенные к единице выработки, оказались примерно оди наковыми, а в отдельных случаях даже ниже, чем обыч ной, при этом наблюдалось увеличение изнашиваемости носовых элементов рабочих органов плугов и культива торов. Износ передаточных механизмов сеялок, а также дисков сошников и лущильников, работавших на скоро стях 9—15 км/ч, находился почти на том же уровне, что и сеялок, работавших на скоростях 5—9 км/ч. На изна шиваемость и надежность двигателей работа на повы шенных скоростях не оказала заметного влияния. Дви гатели ЯМЗ-238Н и СМД-14, работавшие на скоростных
тракторах, показали достаточную износостойкость и на
дежность. Позже это было |
подтверждено результатами |
||
госиспытаний двигателей ЯМЗ-238 |
(на тракторе Т-150) |
||
и Д-240 |
(на тракторе МТЗ-80). Существенно повысились |
||
износы |
деталей силовой |
передачи |
тракторов-макетов |
Э-151. Следует заметить, что на этих |
машинах крутящий |
момент, пропускаемый силовой передачей, выше в 1,67 раза, чем на ДТ-75.
Зерновые сеялки СНП-24 и СЗП-24, а также культи ваторы КПГ-4 показали надежность, близкую к необхо димой. В то же время надежность плугов, жаток и дру гих машин (орудий) оказалась недостаточной главным образом из-за плохого качества крепежных деталей, плохой защиты подшипников, низкого качества из
готовления |
отдельных |
деталей. |
Последнее |
особен |
|
но видно |
при сравнении |
надежности культиваторов |
|||
КПГ-4, изготовленных |
на |
заводе |
«Красный |
Аксай» |
и на Саранском заводе. Культиваторы КПГ-4, изготов ленные Саранским заводом, уже в начале эксплуатации имели большое количество случаев разрушения сварных соединений переднего бруса, изгибов и поломок перед него и заднего брусьев рамы и т. д. Часть культиваторов этого завода после выработки 1000—1300 га оказалась непригодной к дальнейшей работе. Основные неисправ ности культиваторов завода «Красный Аксай» при вы работке 2000—2100 га: изгиб стоек рабочих лап и на жимных штанг и деформация кронштейнов опорных ко лес. Культиваторы завода «Красный Аксай» достаточно надежны и могут работать на скоростях до 15 км/ч, а культиваторы Саранского завода фактически непри годны для работы, хотя конструкция их одинакова.
Изучение напряжений в деталях и нагруженности элементов конструкций сельскохозяйственных машин бы ло проведено ВИСХОМом. НАТИ исследованы основные элементы конструкции тракторов. На основании этих исследований разработаны рекомендации по конструиро ванию скоростной техники.
Исследования влияния повышения скорости на на дежность, прочность и износостойкость машин позволяют считать возможным создание без существенного увели чения веса скоростных (9—15 км/ч) тракторов классов 1,4 и 3 т и сельскохозяйственных машин к ним, отвечаю щих установленным требованиям по безотказности и дол говечности.
На основе глубоких лабораторно-полевых и произ
водственных опытов ВИМ, Армавирская |
опытная |
стан |
ция ВИМ, ВНИИМЭСХ, УНИИМЭСХ, |
СибНИИСХоз |
|
и ЦНИИМЭСХ разработали проекты технологий |
вы |
полнения основных сельскохозяйственных работ со ско
ростными (9—15 км/ч) |
тракторами. |
СибНИИСХозом |
и ЦелинНИИМЭСХом |
разработаны |
предварительные |
проекты технологий выполнения работ с противоэрозионной техникой. В основу этих технологий положены су ществующие схемы технологических процессов, в кото рые внесены изменения и дополнения. В новых техноло гиях даны рекомендации, обеспечивающие наиболее эф фективное использование скоростной техники при наилуч шем качестве выполнения работ, определены режимы работы, даны также рекомендации по регулировкам ма шин, формированию и вождению агрегатов, подготовке полей и т. д. Эти изменения и дополнения учитывают специфику работы на повышенных скоростях и особен ности скоростной техники. Технологии детально проверя лись на основе опытного внедрения техники в реальных производственных условиях.
Обширные исследования работы скоростных машин но-тракторных агрегатов в условиях рядовой эксплуата ции в различных зонах страны и пробное внедрение в масштабе производственного отделения колхозов и сов хозов показали, что скоростная техника весьма чувстви тельна к уровню организации ее использования. На ос нове этих исследований ВИМом с Армавирской опытной станцией и ВНИИМЭСХом подготовлен проект ор ганизации использовалия перспективной скоростной тех ники. Расчеты, выполненные на основе опытных данных, позволяют сделать вывод, что при условии соответствия техники заданным показателям и внедрении рекоменда ций, предусмотренных этим проектом, будет обеспечено получение ожидаемого прироста производительности. Для степных и лесостепных зон это выражается следую щими данными:
Агрегаты с тракторами классов
Увеличение производительности, |
3 т |
1,4т |
%: |
|
|
по всему комплексу работ |
51,5 |
19 |
(в среднем) |
||
на основных работах . . . . |
69—94 |
23—44 |
Такое повышение производительности вполне реаль но и неоднократно подтверждено экспериментально.
Исследования ЦНИИМЭСХа показали, что внедре ние скоростной техники с гусеничными тракторами клас са 3 т весьма эффективно в условиях мелиорированных торфяно-болотных почв: производительность скоростных МТА оказалась на 50 — 75% выше серийных. Общее по вышение производительности скоростных МТА по БССР с учетом работы их в условиях освоенных мелиорирован ных почв составит для колесных тракторов 35,9%, гусе ничных 40,4%.
Внедрение скоростной техники благодаря ее высокой производительности обеспечивает существенное умень шение потребности в тракторах и сельскохозяйственных машинах и снижение металлоемкости. Так, к примеру, замена обычной техники скоростной (9—15 км/ч) в 6-м отделении колхоза им. В. И. Ленина обеспечивает сни жение веса парка на 29% (от 198 до 142 т) .
По данным |
расчетов, ожидаемая годовая |
экономия |
от внедрения |
1000 тракторов характеризуется |
следую |
щими цифрами:
|
Гусеничных |
Колесных |
Металлоемкость, т |
9853 |
2346 |
Затраты труда, тыс. чел.-ч |
1307 |
294 |
Прямые издержки, тыс. руб |
711 |
309 |
Приведенные затраты, тыс. руб. . |
. . 938 |
573 |
При внедрении перспективной скоростной техники на площади 152 538 тыс. га общий годовой экономический эффект составит 336,5 млн. руб. и 2612 тыс. т металла, экономия труда—170 тыс. среднегодовых рабочих.
Повышение производительности является одним из главных условий получения экономического эффекта (уменьшения прямых затрат) и снижения затрат труда. Составляющие прямых затрат 3, А, Ра и С непосредст венно зависят от производительности агрегатов:
3 = |
|
Еа |
(О |
|
|
|
|
|
Еч |
с = |
NgeCTKiKn |
|
(й-1000 |
где 3 — затраты на заработную плату; А — затраты на амортизацию техники; Ра — ремонтные расходы; С — стоимость топлива;
Пі — число рабочих г-разряда; |
|
|
|
|||
fi — часовая |
тарифная |
ставка |
рабочего /-раз |
|||
ряда; |
|
|
|
|
|
|
П — продолжительность |
смены; |
|
|
|
||
со — дневная |
производительность; |
|
|
|||
Е — нормативная стоимость машины; |
|
|
||||
а и г — годовая |
норма |
амортизационных |
и |
ремонт |
||
ных отчислений, |
% от стоимости |
машины; |
||||
т — годовая |
нагрузка машины |
на всех |
работах, |
|||
дней; |
|
|
|
|
|
|
N— мощность двигателя;
ge — удельный расход топлива; С т — стоимость 1 кг топлива;
к и Кі — коэффициенты использования мощности двигателя и рабочего времени.
Как видно из приведенных выше зависимостей, об щий экономический эффект в значительной мере опре деляется стоимостью техники, которая влияет на него че рез капитальные затраты и отчисления на реновацию и ремонт. Из рисунка 4 следует, что ожидаемый эконо мический эффект может быть получен при стоимости тракторов классов 3 и 1,4 т соответственно 4200 и 3100 рублей. Снижение стоимости сельскохозяйственных ма шин может обеспечить ожидаемую экономическую эф фективность при большей стоимости трактора.
Получение прогнозируемого повышения производи тельности возможно при определенных условиях: органи зованном комплексном внедрении скоростной техники
(тракторы, |
комплекты сельскохозяйственных |
машин |
к |
||||||
|
|
|
|
ним, вспомогательное обо- |
|||||
э,рцВ/трактор |
|
рудование) |
на |
основе |
|||||
800 |
|
|
|
единовременного |
полного |
||||
N |
|
|
перевооружения |
самостоя |
|||||
|
|
|
|||||||
400 |
1 |
\ |
тельных |
производствен |
|||||
|
ных единиц |
колхозов и |
|||||||
- Ш |
3000 |
|
ШО ^6000 6000 Срубі |
совхозов; |
высоком уровне |
||||
|
|
|
надежности |
тракторов |
и |
||||
-800 |
|
|
|
||||||
|
|
|
сельскохозяйственных ма |
||||||
|
|
|
|
||||||
•1200 |
|
|
|
шин, полном |
соответствии |
||||
|
|
|
|
показателей |
техники |
за |
|||
Рис. 4. Влияние стоимости тракто |
данным требованиям,обе |
||||||||
спечении |
|
необходимого |
|||||||
ров на общую экономическую эф |
уровня организации ее ис |
||||||||
фективность |
внедрения скоростной |
||||||||
пользования. |
|
|
|
||||||
|
|
|
техники. |
|
|
|
Большое внимание при разработке проблемы было уделено вопросам организации исследований.
В период научно-технической революции одной из
главных задач ускорения |
прогресса является сокраще |
ние сроков исследований |
и опытно-конструкторских ра |
бот. При разработке проблемы это осложнялось труд ностью научно-технической задачи и необходимостью всестороннего решения большого числа вопросов (см. рис. 1). Трудности возникали также из-за большого чис ла участников исследований при слабых административ ных связях между ними и активном стремлении каждой организации работать по индивидуальному плану или вообще изменить тему. Достаточно отметить, что с 1968 г. тема даже формально лишена единой коорди нации и расчленена на три несогласованных плана. Это вызвало настоятельную необходимость изыскать наибо лее совершенную форму организации исследований. Первым решением по этому вопросу явилось создание тракторов-макетов и благодаря этому организация ис следований параллельными потоками (рис. 5). Концент рация тракторов-макетов в определенных зонах обеспе чивала необходимые условия для проведения исследова тельских и опытно-конструкторских работ. В результате стало возможным параллельно с работами по созданию тракторов исследовать, создавать и испытывать сельско хозяйственные машины -и решать вопросы по организа ции еще не существующей техники. Это позволило пе рейти к опытному внедрению скоростной техники на ба зе макетов. К сожалению, из-за недостатка техники не удалось провести этот опыт во всех шести зонах, однако начать эту работу в трех зонах и продолжить ее в тече ние четырех лет в двух зонах удалось.
Форма организации исследований параллельными потоками позволила существенно продвинуться в созда нии сельскохозяйственных машин, оказать помощь кон структорам в доводке тракторов, подготовить документа цию и накопить опыт по внедрению скоростной техники. В работе активно участвовали Минский и Волгоградский тракторные заводы, СКВ З О Р , СКВ по культиваторам и сцепкам, КБ завода Алтайсельмаш, ГСКБ завода Сибсельмаш и др. Эти заводы тесно связаны с коллективом испытателей скоростной техники и не боятся совместно испытывать новые образцы техники, даже еще не достиг шие уровня заводских испытаний. К сожалению, от такой
на» |
V • |