ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 199
Скачиваний: 2
замкнутого контура сеть — обмотка якоря сумма приложенного напряжения и э. д. с. (с учетом их направлений) равна падению напряжения в -этом контуре, т. е.
Uс— Е2= / 2г2, или ис— Е2-\- 1%гг. |
(8-9) |
Так же как в § 7-2 А, для сокращения записи падение напряже ния в скользящем контакте представлено произведением тока цепи якоря и сопротивления скользящего контакта, которое включено
вобщее сопротивление г2 цепи якоря.
Вцепь якоря может быть включен пусковой реостат РП с сопро тивлением гп для ограничения пускового тока и регулировочный рео стат RPa с сопротивлением гро (рис. 8-5). В этом случае уравнение равновесия напряжений включает также падение напряжения в этих сопротивлениях
Uc- E 2 = I2(Г2 + ГП+Гра)
или
|
|
Uс, — E2Jr I2(r2-\-ra-\-rVa). |
|
|
|
|
(8-10) |
|||||||||
|
8-3. Двигатель параллельного возбуждения |
|
|
|
||||||||||||
Этот двигатель имеет две электрические |
цепи: Я1 — Я2 |
цепь |
||||||||||||||
якоря и Ш1 — Ш2 цепь |
возбуждения, |
включенные |
в |
общую |
сеть |
|||||||||||
|
|
(рис. 8-5). В цепи якоря, |
кроме обмоток двига |
|||||||||||||
|
|
теля, обычно включен пусковой реостат РЛ и |
||||||||||||||
|
|
иногда реостат RVa для |
регулирования скорости |
|||||||||||||
|
|
вращения |
якоря. В |
цепи |
возбуждения последо |
|||||||||||
|
|
вательно с обмоткой возбуждения включен реостат |
||||||||||||||
|
|
Rp в также для регулирования скорости вращения |
||||||||||||||
|
|
якоря. |
|
|
|
|
Пусковую |
операцию |
и |
|||||||
|
|
А. Пуск двигателя. |
||||||||||||||
|
|
отключение двигателя от сети удобно произво |
||||||||||||||
|
|
дить трехзажимным пусковым реостатом, |
схема |
|||||||||||||
|
|
которого приведена на рис. 8-6. Все |
сопротивле |
|||||||||||||
|
|
ние реостата состоит из секций |
с |
отводами |
к |
|||||||||||
|
|
неподвижным |
контактам |
1, |
2, |
3, |
4 и 5. |
Конец |
||||||||
|
|
четвертой секции соединен с контактом 5 и с за |
||||||||||||||
|
|
жимом Я. Металлическая дуга С соединена с |
||||||||||||||
|
|
зажимом Ш. Подвижные контакты укреплены на |
||||||||||||||
|
|
ручке реостата и соединены с зажимом Л, при |
по |
|||||||||||||
|
|
мощи этих контактов осуществляется соединение |
||||||||||||||
|
|
одного из проводов сети (через |
зажим Л) |
с ду |
||||||||||||
|
|
гой С |
и |
переключение |
секций |
сопротивления. |
||||||||||
Рис. 8-5. |
Схема |
Перед |
пуском |
двигателя ручка реостата должна |
||||||||||||
двигателя |
парал |
находиться на контакте 0. Для |
того |
чтобы пуско |
||||||||||||
лельного |
возбуж |
вой момент достигал наибольшей величины за |
||||||||||||||
дения |
||||||||||||||||
счет максимального магнитного потока главных |
||||||||||||||||
|
|
|||||||||||||||
полюсов при ограниченном |
пусковом |
токе |
в цени |
якоря, |
регу |
лировочный реостат і?рв полностью выводят. Для пуска двига теля замыкают рубильник Р и устанавливают ручку реостата так,
128
чтобы подвижный контакт совместился с неподвижным контактом 7, таким образом день обмотки якоря и цепь обмотки возбуждения включаются в сеть. Ток возбуждения устанавливается наибольшим, а ток в цепи якоря, согласно уравнению (8-10),
|
|
|
|
|
|
|
^п- макс — С7”с/(Г2 -}- Гп), |
|
(8 -1 1 ) |
|||||
так как в начальный момент |
пуска |
п = |
0 и Е2 — 0. |
|
||||||||||
Полное сопротивление |
реостата подбирают из условия, чтобы |
|||||||||||||
Тп.манс составлял 1,4—1,7 |
номинального |
тока двигателя |
(в малых |
|||||||||||
двигателях до 2,5 /„). |
|
пускового |
|
|
|
|
||||||||
Начальное значение |
|
|
|
|
|
|||||||||
момента |
двигателя |
по |
уравне |
|
|
|
|
|||||||
нию (4-9) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 7 п. макс — к м і п. макс^б- |
(8 -12) |
|
|
|
|
|||||||||
Если пусковой |
момент больше |
|
|
|
|
|||||||||
нагрузочного момента (—Л7Т), то |
|
|
|
|
||||||||||
избыточный момент М2 -|- М7 вы |
|
|
|
|
||||||||||
зовет вращение якоря с возрастаю |
|
|
|
|
||||||||||
щей скоростью п (линия |
1' |
на |
|
|
|
|
||||||||
рис. 8-7). В обмотке якоря при этом |
|
|
|
|
||||||||||
наводится |
э. |
д. |
с. |
Е2 пропорцио |
|
|
|
|
||||||
нальная |
п и |
ток |
в |
цепи |
якоря |
|
|
|
|
|||||
уменьшается (линия 1"). Когда |
|
|
|
|
||||||||||
пусковой |
ток |
достигнет |
значения |
|
|
|
|
|||||||
/п.мия) немного превышающего по |
|
|
|
|
||||||||||
минальное, то отключают |
первую |
|
|
|
|
|||||||||
секцию сопротивления |
путем |
по |
|
|
|
|
||||||||
ворота |
ручки |
реостата |
и |
совме |
|
|
|
|
||||||
щения |
подвижного |
контакта |
с |
|
|
|
|
|||||||
контактом 2. При соответствую |
|
|
|
|
||||||||||
щем выборе |
сопротивления трех |
|
|
|
|
|||||||||
включенных |
секций |
ток |
в цепи |
|
|
|
|
|||||||
якоря |
снова |
достигнет |
|
значения |
|
|
|
|
||||||
Лі.максі а вращающий |
|
момент — |
|
|
|
|
||||||||
значения Л/п.маКсПродолжаю |
|
|
|
|
||||||||||
щееся увеличение п и Ег приводит |
Рис. |
8-6. |
Трехзажимный |
пусковой |
||||||||||
к уменьшению тока и вращающего |
реостат: |
а — схема, б — условное |
||||||||||||
момента по линиям |
|
2' |
и 2". При |
|
|
изображение |
|
|||||||
значении |
тока |
/ п.мин |
отключают |
|
|
|
|
вторую секцию сопротивления и т. д., пока подвижный контакт не будет совмещен с контактом 5. Скорость вращения якоря при выве денном реостате будет увеличиваться по линии 5', а пусковой ток уменьшаться по линии 5" до установившихся значений, опреде ляемых рабочими характеристиками двигателя.
Если оставить ручку пускового реостата в промежуточном поло жении, например при совмещенном подвижном контакте с контак том 3, то изменение тока и скорости вращения якоря будет происхо дить но прерывистым продолжениям линий 3" и 3'. Пусковой реостат
5 Л. М, Пиотровский |
129 |
пе рассчитан на продолжительное включение, поэтому в конце пуска он должен быть полностью выведен.
При неизменном токе возбуждения магнитный поток главных полюсов будет также оставаться неизменным и при соответствующем выборе масштабов пусковой момент и ток изображаются одной и той же линией. Если пол
ный |
нагрузочный |
|
мо |
мент — (Мт0 + Мт) |
изоб |
||
разить |
линией |
6, |
то |
ординаты заштрихованной |
|||
области будут соответст-^ |
|||
вовать |
избыточному |
вра |
щающему моменту М2 -f Мт, ускоряющему якорь
двигателя.
При отключении дви гателя от сети для умень шения тока в цепи якоря вводят полностью пуско
вой реостат и размыкают рубильник Р (рис. 8-6). Наличие соединения между контактом 1 и
дугой С создает замкнутый контур из обмотки возбуждения, обмотки
якоря |
и реостата, |
в котором электромагнитная энергия обмотки |
|||||||||
возбуждения |
превращается в тепловую. |
Если сразу разомкнуть об |
|||||||||
мотку возбуждения, то |
вследствие |
появления значительной э. д. с. |
|||||||||
самоиндукции |
изоляция |
об |
+ |
|
|
||||||
мотки может быть разрушена. |
|
|
|||||||||
|
Чем |
меньше |
сопротивле |
|
|
|
|||||
ние реостата, тем быстрее |
|
|
|
||||||||
протекает процесс пуска, но |
|
|
|
||||||||
тем |
больше / |
п.маке |
и, |
следо |
|
|
|
||||
вательно, ухудшаются усло |
|
|
|
||||||||
вия |
коммутации и |
увеличи |
|
|
|
||||||
вается |
|
нагревание |
обмоток |
|
|
|
|||||
цепи |
якоря. |
Кроме |
того, |
|
|
|
|||||
большой |
пусковой |
момент, |
|
|
|
||||||
соответствующий |
|
увеличен |
|
|
|
||||||
ному |
/ п.маке, |
может создать |
|
|
|
||||||
недопустимо |
большие |
уско |
|
|
|
||||||
рения якоря. |
|
|
|
|
|
Рис. |
8-8. Схема включения пусковых соп |
||||
В |
|
автоматизированном |
|
|
ротивлений |
||||||
электроприводе |
для |
пуска |
|
|
|
||||||
двигателя используют секционированные |
сопротивления (рис. 8-8), |
которые поочередно шунтируются контактами K l, К2, КЗ пусковых
контакторов. |
Для упрощения схемы количество секций делается ми |
|||
нимальным |
(в |
случае |
малых |
двигателей 1—2 секции) и / п.мако |
достигает в этом случае |
2,3—3 / н. |
|||
Двигатели |
малой мощности |
пускаются путем прямого включе |
||
ния их обмоток в сеть, |
относительно большое сопротивление цепи |
130
якоря ограничивает пусковой ток значением / п.макс < 6/„. За время пуска, которое составляет 1—2 сек, нагревание обмотки якоря незначительно, однако коммутация протекает в тяжелых условиях. Иногда прямое включение в сеть применяется для двигателей мощ ностью несколько киловатт.
Б. Рабочие характеристики двигателя. Эти характеристики рас считываются или определяются опытным путем при номинальном напряжении на зажимах цепи якоря и номинальном токе возбужде
ния. |
следует, что |
|
Из уравнений (3-22) и (8-9) |
|
|
п — |
—^2Г2 |
(8-13) |
ккФ ь |
кЕ Фз |
|
Если в это уравнение подставить значение тока из уравнения (4-9), то после преобразования с учетом уравнения (8-3) получится уравне
ние характеристики скорос'ти |
|
|
|||
jj |
Мѣу,Г2 |
|
|
|
|
_ _____кмФи |
Uс_____Мямг2____£7 с______ (4^2 ~Ь M«) га |
78-1 |
|||
|
квФі |
кЕФа |
кЕкмФ'і А’Ь’Фб |
' кЕ’кгурЩ ' |
' |
При |
увеличении |
нагрузки возрастает падение напряжения / 2г2 |
в цепи якоря и вследствие этого уменьшается э. д. с. Е2, одновре
менно увеличивается реакция |
якоря, |
ко |
|
||||||
торая в большинстве случаев |
приводит к |
|
|||||||
уменьшению |
магнитного |
потока |
глав |
|
|||||
ных полюсов. Изменения |
Е2 и Фа |
ока |
|
||||||
зывают |
противоположные |
влияния |
на |
|
|||||
скорость вращения якоря |
и в зависимости |
|
|||||||
от преобладания |
одной из |
этих |
причин |
|
|||||
происходит |
уменьшение |
или увеличение |
|
||||||
скорости |
вращения при |
нагрузке |
двига |
|
|||||
теля. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
При обычных механических характе |
|
||||||||
ристиках |
механизмов для устойчивой ра |
Рис. 8-9. Рабочие характе |
|||||||
боты необходима понижающаяся характе |
ристики двигателя парал |
||||||||
ристика |
скорости |
двигателя |
(§ |
8-2Б). |
лельного возбуждения |
||||
Двигатели |
параллельного |
возбуждения |
|
проектируются таким образом, чтобы при нагрузке относительное увеличение падения напряжения в цепи якоря превышало относи тельное уменьшение магнитного потока главных полюсов, и измене ние скорости вращения вследствие этого при увеличении нагрузки от нуля до номинальной составило 3—8 % (рис. 8-9). В двигателях небольшой мощности это легко выполняется, так как сопротивление цепи якоря сравнительно велико. В двигателях средней и большой мощности, при значительной индукции в зубцовой зоне (до 2,3 гпл), необходимо ставить на главных полюсах стабилизирующую обмотку, соединенную последовательно с обмоткой якоря и компенсирующую размагничивающее действие реакции якоря. Почти прямолинейная характеристика скорости вращения с небольшим наклоном к оси
б* |
131 |
абсцисс является одним из наиболее отличительных свойств двига теля параллельного возбуждения, часто такая характеристика назы вается жесткой.
Общий ток I двигателя равен сумме тока / 2 цепи якоря и тока / в цепи возбуждения. По условию снятия рабочих характеристик / в остается неизменным, величина / 2 получается из уравнения (4-9) с учетом уравнения (8-3):
т - Л / я м |
Л / ? - | - |
А / о |
М 0 I |
М 2 |
/ О А |
2 ~кмФі — |
А-мФо |
~"км'Фб |
АмФе ’ |
|
|
При М2 = 0 ток цепи якоря |
определяется только потерями хо |
лостого хода и по мере увеличения нагрузки возрастает почти пря молинейно. Уменьшение магнитного потока главных полюсов вслед ствие реакции якоря приводит к небольшому отклонению зависимо
сти / 2 = / (М2) от прямой |
линии (рис. |
8-9). Характеристика тока |
|||
/ |
= / (М2) двигателя почти |
полностью |
определяется |
зависимостью |
|
/ 2 |
= / (М2), |
так как ток возбуждения обычно не превышает 3% / 2Н. |
|||
|
Полезная |
мощность двигателя |
|
|
|
|
|
Р2= |
= М2• 2іт/60. |
(8-16) |
|
|
Если бы |
скорость вращения якоря |
со = 2лтг/60 |
сохранялась |
неизменной, то полезная мощность была бы пропорциональна полез ному вращающему моменту М2. Уменьшение скорости вращения якоря при увеличении нагрузки приводит к небольшому отклонению характеристики от линейной зависимости в сторону меньших значе ний Р2 (рис. 8-9).
Подведенная к двигателю мощность |
|
Р\ — IUс- |
(8-17) |
Вследствие неизменности напряжения Uc на зажимах двигателя характеристика подведенной мощности = / (М2) имеет такой же вид, как характеристика / = / (М2). При соответствующем выборе масштабов для / и Р1 обе характеристики могут выражаться одной линией (рис. 8-9).
Коэффициент полезного действия двигателя
равен нулю при М2 = 0 и в начальный момент пуска. При увеличе нии нагрузки примерно до 0,3 номинальной к. и. д. возрастает почти прямолинейно, а затем при нагрузке от половины номинальной изменяется незначительно и при большей нагрузке уменьшается. Характеристика г) = / (М2) приведена на рис. 8-9.
Перечисленные характеристики могут быть построены и при условиях, отличных от указанных, т. е. когда напряжение на зажи мах цепи якоря или ток возбуждения не равны номинальным значе ниям, но по-прежнему сопротивления цепи якоря и цепи возбужде ния не изменяются. Обычно в этом случае ограничиваются только
132