Файл: Пиотровский Л.М. Электрические машины учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 199

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

замкнутого контура сеть — обмотка якоря сумма приложенного напряжения и э. д. с. (с учетом их направлений) равна падению напряжения в -этом контуре, т. е.

Е2= / 2г2, или ис— Е2-\- 1%гг.

(8-9)

Так же как в § 7-2 А, для сокращения записи падение напряже­ ния в скользящем контакте представлено произведением тока цепи якоря и сопротивления скользящего контакта, которое включено

вобщее сопротивление г2 цепи якоря.

Вцепь якоря может быть включен пусковой реостат РП с сопро­ тивлением гп для ограничения пускового тока и регулировочный рео­ стат RPa с сопротивлением гро (рис. 8-5). В этом случае уравнение равновесия напряжений включает также падение напряжения в этих сопротивлениях

Uc- E 2 = I2(Г2 + ГП+Гра)

или

 

 

Uс, — E2Jr I2(r2-\-ra-\-rVa).

 

 

 

 

(8-10)

 

8-3. Двигатель параллельного возбуждения

 

 

 

Этот двигатель имеет две электрические

цепи: Я1 Я2

цепь

якоря и Ш1 Ш2 цепь

возбуждения,

включенные

в

общую

сеть

 

 

(рис. 8-5). В цепи якоря,

кроме обмоток двига­

 

 

теля, обычно включен пусковой реостат РЛ и

 

 

иногда реостат RVa для

регулирования скорости

 

 

вращения

якоря. В

цепи

возбуждения последо­

 

 

вательно с обмоткой возбуждения включен реостат

 

 

Rp в также для регулирования скорости вращения

 

 

якоря.

 

 

 

 

Пусковую

операцию

и

 

 

А. Пуск двигателя.

 

 

отключение двигателя от сети удобно произво­

 

 

дить трехзажимным пусковым реостатом,

схема

 

 

которого приведена на рис. 8-6. Все

сопротивле­

 

 

ние реостата состоит из секций

с

отводами

к

 

 

неподвижным

контактам

1,

2,

3,

4 и 5.

Конец

 

 

четвертой секции соединен с контактом 5 и с за­

 

 

жимом Я. Металлическая дуга С соединена с

 

 

зажимом Ш. Подвижные контакты укреплены на

 

 

ручке реостата и соединены с зажимом Л, при

по­

 

 

мощи этих контактов осуществляется соединение

 

 

одного из проводов сети (через

зажим Л)

с ду­

 

 

гой С

и

переключение

секций

сопротивления.

Рис. 8-5.

Схема

Перед

пуском

двигателя ручка реостата должна

двигателя

парал­

находиться на контакте 0. Для

того

чтобы пуско­

лельного

возбуж­

вой момент достигал наибольшей величины за

дения

счет максимального магнитного потока главных

 

 

полюсов при ограниченном

пусковом

токе

в цени

якоря,

регу­

лировочный реостат і?рв полностью выводят. Для пуска двига­ теля замыкают рубильник Р и устанавливают ручку реостата так,

128


чтобы подвижный контакт совместился с неподвижным контактом 7, таким образом день обмотки якоря и цепь обмотки возбуждения включаются в сеть. Ток возбуждения устанавливается наибольшим, а ток в цепи якоря, согласно уравнению (8-10),

 

 

 

 

 

 

 

^п- макс — С7”с/(Г2 -}- Гп),

 

(8 -1 1 )

так как в начальный момент

пуска

п =

0 и Е2 — 0.

 

Полное сопротивление

реостата подбирают из условия, чтобы

Тп.манс составлял 1,4—1,7

номинального

тока двигателя

(в малых

двигателях до 2,5 /„).

 

пускового

 

 

 

 

Начальное значение

 

 

 

 

 

момента

двигателя

по

уравне­

 

 

 

 

нию (4-9)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4 7 п. макс — к м і п. макс^б-

(8 -12)

 

 

 

 

Если пусковой

момент больше

 

 

 

 

нагрузочного момента (—Л7Т), то

 

 

 

 

избыточный момент М2 -|- М7 вы­

 

 

 

 

зовет вращение якоря с возрастаю­

 

 

 

 

щей скоростью п (линия

1'

на

 

 

 

 

рис. 8-7). В обмотке якоря при этом

 

 

 

 

наводится

э.

д.

с.

Е2 пропорцио­

 

 

 

 

нальная

п и

ток

в

цепи

якоря

 

 

 

 

уменьшается (линия 1"). Когда

 

 

 

 

пусковой

ток

достигнет

значения

 

 

 

 

/п.мия) немного превышающего по­

 

 

 

 

минальное, то отключают

первую

 

 

 

 

секцию сопротивления

путем

по­

 

 

 

 

ворота

ручки

реостата

и

совме­

 

 

 

 

щения

подвижного

контакта

с

 

 

 

 

контактом 2. При соответствую­

 

 

 

 

щем выборе

сопротивления трех

 

 

 

 

включенных

секций

ток

в цепи

 

 

 

 

якоря

снова

достигнет

 

значения

 

 

 

 

Лі.максі а вращающий

 

момент —

 

 

 

 

значения Л/п.маКсПродолжаю­

 

 

 

 

щееся увеличение п и Ег приводит

Рис.

8-6.

Трехзажимный

пусковой

к уменьшению тока и вращающего

реостат:

а — схема, б — условное

момента по линиям

 

2'

и 2". При

 

 

изображение

 

значении

тока

/ п.мин

отключают

 

 

 

 

вторую секцию сопротивления и т. д., пока подвижный контакт не будет совмещен с контактом 5. Скорость вращения якоря при выве­ денном реостате будет увеличиваться по линии 5', а пусковой ток уменьшаться по линии 5" до установившихся значений, опреде­ ляемых рабочими характеристиками двигателя.

Если оставить ручку пускового реостата в промежуточном поло­ жении, например при совмещенном подвижном контакте с контак­ том 3, то изменение тока и скорости вращения якоря будет происхо­ дить но прерывистым продолжениям линий 3" и 3'. Пусковой реостат

5 Л. М, Пиотровский

129


пе рассчитан на продолжительное включение, поэтому в конце пуска он должен быть полностью выведен.

При неизменном токе возбуждения магнитный поток главных полюсов будет также оставаться неизменным и при соответствующем выборе масштабов пусковой момент и ток изображаются одной и той же линией. Если пол­

ный

нагрузочный

 

мо­

мент — (Мт0 + Мт)

изоб­

разить

линией

6,

то

ординаты заштрихованной

области будут соответст-^

вовать

избыточному

вра­

щающему моменту М2 -f Мт, ускоряющему якорь

двигателя.

При отключении дви­ гателя от сети для умень­ шения тока в цепи якоря вводят полностью пуско­

вой реостат и размыкают рубильник Р (рис. 8-6). Наличие соединения между контактом 1 и

дугой С создает замкнутый контур из обмотки возбуждения, обмотки

якоря

и реостата,

в котором электромагнитная энергия обмотки

возбуждения

превращается в тепловую.

Если сразу разомкнуть об­

мотку возбуждения, то

вследствие

появления значительной э. д. с.

самоиндукции

изоляция

об­

+

 

 

мотки может быть разрушена.

 

 

 

Чем

меньше

сопротивле­

 

 

 

ние реостата, тем быстрее

 

 

 

протекает процесс пуска, но

 

 

 

тем

больше /

п.маке

и,

следо­

 

 

 

вательно, ухудшаются усло­

 

 

 

вия

коммутации и

увеличи­

 

 

 

вается

 

нагревание

обмоток

 

 

 

цепи

якоря.

Кроме

того,

 

 

 

большой

пусковой

момент,

 

 

 

соответствующий

 

увеличен­

 

 

 

ному

/ п.маке,

может создать

 

 

 

недопустимо

большие

уско­

 

 

 

рения якоря.

 

 

 

 

 

Рис.

8-8. Схема включения пусковых соп­

В

 

автоматизированном

 

 

ротивлений

электроприводе

для

пуска

 

 

 

двигателя используют секционированные

сопротивления (рис. 8-8),

которые поочередно шунтируются контактами K l, К2, КЗ пусковых

контакторов.

Для упрощения схемы количество секций делается ми­

нимальным

случае

малых

двигателей 1—2 секции) и / п.мако

достигает в этом случае

2,3—3 / н.

Двигатели

малой мощности

пускаются путем прямого включе­

ния их обмоток в сеть,

относительно большое сопротивление цепи

130


якоря ограничивает пусковой ток значением / п.макс < 6/„. За время пуска, которое составляет 1—2 сек, нагревание обмотки якоря незначительно, однако коммутация протекает в тяжелых условиях. Иногда прямое включение в сеть применяется для двигателей мощ­ ностью несколько киловатт.

Б. Рабочие характеристики двигателя. Эти характеристики рас­ считываются или определяются опытным путем при номинальном напряжении на зажимах цепи якоря и номинальном токе возбужде­

ния.

следует, что

 

Из уравнений (3-22) и (8-9)

 

п —

—^2Г2

(8-13)

ккФ ь

кЕ Фз

 

Если в это уравнение подставить значение тока из уравнения (4-9), то после преобразования с учетом уравнения (8-3) получится уравне­

ние характеристики скорос'ти

 

 

jj

Мѣу,Г2

 

 

 

 

_ _____кмФи

Uс_____Мямг2____£7 с______ (4^2 ~Ь M«) га

78-1

 

квФі

кЕФа

кЕкмФ'і А’Ь’Фб

' кЕ’кгурЩ '

'

При

увеличении

нагрузки возрастает падение напряжения / 2г2

в цепи якоря и вследствие этого уменьшается э. д. с. Е2, одновре­

менно увеличивается реакция

якоря,

ко­

 

торая в большинстве случаев

приводит к

 

уменьшению

магнитного

потока

глав­

 

ных полюсов. Изменения

Е2 и Фа

ока­

 

зывают

противоположные

влияния

на

 

скорость вращения якоря

и в зависимости

 

от преобладания

одной из

этих

причин

 

происходит

уменьшение

или увеличение

 

скорости

вращения при

нагрузке

двига­

 

теля.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

При обычных механических характе­

 

ристиках

механизмов для устойчивой ра­

Рис. 8-9. Рабочие характе­

боты необходима понижающаяся характе­

ристики двигателя парал­

ристика

скорости

двигателя

8-2Б).

лельного возбуждения

Двигатели

параллельного

возбуждения

 

проектируются таким образом, чтобы при нагрузке относительное увеличение падения напряжения в цепи якоря превышало относи­ тельное уменьшение магнитного потока главных полюсов, и измене­ ние скорости вращения вследствие этого при увеличении нагрузки от нуля до номинальной составило 3—8 % (рис. 8-9). В двигателях небольшой мощности это легко выполняется, так как сопротивление цепи якоря сравнительно велико. В двигателях средней и большой мощности, при значительной индукции в зубцовой зоне (до 2,3 гпл), необходимо ставить на главных полюсах стабилизирующую обмотку, соединенную последовательно с обмоткой якоря и компенсирующую размагничивающее действие реакции якоря. Почти прямолинейная характеристика скорости вращения с небольшим наклоном к оси

б*

131


абсцисс является одним из наиболее отличительных свойств двига­ теля параллельного возбуждения, часто такая характеристика назы­ вается жесткой.

Общий ток I двигателя равен сумме тока / 2 цепи якоря и тока / в цепи возбуждения. По условию снятия рабочих характеристик / в остается неизменным, величина / 2 получается из уравнения (4-9) с учетом уравнения (8-3):

т - Л / я м

Л / ? - | -

А / о

М 0 I

М 2

/ О А

2 ~кмФі

А-мФо

~"км'Фб

АмФе ’

 

При М2 = 0 ток цепи якоря

определяется только потерями хо­

лостого хода и по мере увеличения нагрузки возрастает почти пря­ молинейно. Уменьшение магнитного потока главных полюсов вслед­ ствие реакции якоря приводит к небольшому отклонению зависимо­

сти / 2 = / (М2) от прямой

линии (рис.

8-9). Характеристика тока

/

= / (М2) двигателя почти

полностью

определяется

зависимостью

/ 2

= / (М2),

так как ток возбуждения обычно не превышает 3% / 2Н.

 

Полезная

мощность двигателя

 

 

 

 

Р2=

= М2• 2іт/60.

(8-16)

 

Если бы

скорость вращения якоря

со = 2лтг/60

сохранялась

неизменной, то полезная мощность была бы пропорциональна полез­ ному вращающему моменту М2. Уменьшение скорости вращения якоря при увеличении нагрузки приводит к небольшому отклонению характеристики от линейной зависимости в сторону меньших значе­ ний Р2 (рис. 8-9).

Подведенная к двигателю мощность

 

Р\ — IUс-

(8-17)

Вследствие неизменности напряжения Uc на зажимах двигателя характеристика подведенной мощности = / (М2) имеет такой же вид, как характеристика / = / (М2). При соответствующем выборе масштабов для / и Р1 обе характеристики могут выражаться одной линией (рис. 8-9).

Коэффициент полезного действия двигателя

равен нулю при М2 = 0 и в начальный момент пуска. При увеличе­ нии нагрузки примерно до 0,3 номинальной к. и. д. возрастает почти прямолинейно, а затем при нагрузке от половины номинальной изменяется незначительно и при большей нагрузке уменьшается. Характеристика г) = / (М2) приведена на рис. 8-9.

Перечисленные характеристики могут быть построены и при условиях, отличных от указанных, т. е. когда напряжение на зажи­ мах цепи якоря или ток возбуждения не равны номинальным значе­ ниям, но по-прежнему сопротивления цепи якоря и цепи возбужде­ ния не изменяются. Обычно в этом случае ограничиваются только

132