Файл: Пиотровский Л.М. Электрические машины учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 200

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

построением характеристик скорости вращения (рис, 8-10). Харак­ теристики 1, 2 и 3 соответствуют номинальному напряжению на за­ жимах цепи якоря, причем для характеристики 2 ток возбуждения равен номинальному, т. е. линия 2 повторяет характеристику рис. 8-9. Для характеристики 1 ток возбуждения больше номиналь­

ного

и

для

характеристики 3 ток

 

возбуждения

меньше

номиналь­

 

ного. Согласно уравнению (8-14),

 

положение

характеристик

при

 

Мг — 0 определяется

в основном

 

 

 

 

ис

 

 

 

 

 

отношением-!----- , и так как маг-

 

 

 

 

кЕфъ

 

 

 

 

 

нитиый

поток

главных

полюсов

 

зависит

от

тока

возбуждения

 

(рис. 2-7), то при постоянном на­

 

пряжении сети скорость вращения

 

якоря при холостом ходе опре­

 

деляется

током

возбуждения.

 

При увеличении нагрузки скорость

 

вращения по всем характеристи­

 

кам обычно немного уменьшается.

Рис. 8-10. Характеристики скорости

Это уменьшение скорости враще­

вращения двигателя параллельного

ния меньше

по характеристике 3

возбуждения

вследствие

большего

проявления

 

размагничивающего

действия

ре­

 

акции

якоря

при

малом потоке

 

главных полюсов, что иногда при­

 

водит

к

возрастающей

характе­

 

ристике 4.

 

 

 

 

 

 

 

При наличии регулировочного

 

реостата

RVa

в

цепи

якоря

 

(рис. 8-5)

с

неизменным сопро­

 

тивлением гѴа уравнение

характе­

 

ристики

скорости будет

 

 

 

и с (Л12 Д Мо) (г2 Д ГРа)

А -кФ а

кккмФІ

 

 

(8-18)

 

Характеристики скорости для

Рис. 8-11. Механические характе­

двух значений

регулировочного

ристики двигателя параллельного

сопротивления гРа2 и гРа1 изобра­

возбуждения

жены линиями б и б на рис. 8-10.

Ток возбуждения и напряжение сети номинальные. Чем больше сопротивление реостата Rpa, тем больше изменение скорости враще­ ния, т. е. больше наклон характеристики к оси абсцисс, вследствие увеличенного падения напряжения / 2 (r2 -f гра) в цепи якоря.

Механические характеристики. Эти характеристики получаются из характеристик скорости путем перемены координатных осей (рис. 8-11). Уравнение механической характеристики получается

188


непосредственно из уравнения (8-14)

 

 

Л/о

U ск м Ф ь

п

кЕкмЩп

- М

(8-19)

Так же как характеристики скорости, механические характе­ ристики могут быть рассчитаны или определены опытным путем для различных условий. Механическая характеристика 1 соответствует номинальному напряжению на зажимах якоря и номинальному току возбуждения и называется естественной, при наличии регулировоч­ ного реостата RVa в цени якоря получаются искусственные механи­ ческие характеристики 2 и 3.

В. Регулировочные характеристики двигателя. Из уравнения (8-18) следует, что при постоянном напряжении сети U0 и постоянной на­ грузке скорость вращения якоря можно регулировать падением на­

 

112'п

 

 

пряжения / 2 (г2

+

гРа) в цепи яко-

 

 

 

ря или потоком Ф5, а так как маг­

 

*ПерехаіФи процесс

Ыі/иуетШ

нитный

поток

зависит

от

тока

Начальный

I

режим ■

возбуждения / в,

то,

следователь­

устатд.

 

 

режим

 

 

но, током / в.

 

скорости

вра­

 

 

 

 

Регулирование

 

' г

------П

щения

якоря

изменением

тока

 

возбуждения. Если

двигатель ра­

 

 

1

 

 

1

ботает

в установившемся

режиме

s

 

 

 

при

неизменном

напряжении на

 

1

зажимах якоря

и токе в обмотке

!

S'

1

возбуждения, то по соответствую­

щим

 

рабочим

 

характеристикам

Рис.

8-12. Процесс

регулирования

могут

быть определены для необ­

скорости вращения реостатом в це­

ходимого вращающего момента М2

 

пи возбуждения

 

скорость вращения^, ток/ 21 в цепи

 

 

 

 

якоря и вычислена э. д.

с. Е21 по

формуле (8-9). При уменьшении тока

возбуждения до значения / В2

уменьшается магнитный поток Ф8

в соответствии с характеристикой

намагничивания (линия 1 на рис.

8-13)

до значения Фа2. Вследствие

значительного момента инерции якоря скорость вращения его сразу

же после изменения тока возбуждения остается прежней, и э. д. с.

уменьшается до значения Z?2i пропорционально магнитному потоку,

и ток цепи якоря увеличивается до значения / 21=

Uс. е: . Так как

падение напряжения в цепи якоря составляет

небольшую часть

напряжения сети (и э.

д. с.), то

относительное увеличение тока

P t

R i __ Е 2і

E i l __ E 21E 2t

 

u c

E.21

іцТъ

значительно превосходит относительное уменьшение магнитного по­ тока

Фбі —Ф&2

_ ■/?*'*і —^21

Ф о і

£<21 *

134


Ото приводит к увеличению вращающего момента и к ускорению якоря. 0 . д. с. в обмотке якоря увеличивается, и ток уменьшается, пока не наступит равновесие между вращающим моментом двигателя и нагрузочным моментом приводимого им во вращение механизма при новом установившемся значении тока / 22 и скорости враще­ ния щ (рис. 8-12).

В пределах прямолинейной части характеристики намагничива­ ния (участок Оа линии 1 на рис. 8-13) скорость вращения якоря изме­ няется обратно пропорционально току возбуждения, на части ab эта зависимость отклоняется от гиперболической и скорость враще­

ния изменяется

незначитель­

 

 

но. Регулировочная характе­

 

 

ристика п = / (/ в)

представ­

 

 

лена линией 2 на рис. 8-13.

 

 

При увеличении скорости

 

 

вращения

условия

коммута­

 

 

ции ухудшаются как вслед­

 

 

ствие

уменьшения

периода

 

 

коммутации, так и вследствие

 

 

возрастания

линейной

на­

 

 

грузки якоря — это устанав­

 

 

ливает верхний предел повы­

 

 

шения

скорости вращения.

 

 

Насыщение

магнитной

цепи

 

 

и возрастающая

плотность

 

 

тока в

обмотке возбуждения

 

 

ограничивают

уменьшение

 

 

скорости

вращения.

 

Рис. 8-13.

Регулировочная характеристика

В

обычных

двигателях

п = / (І в)

двигателя параллельного воз­

параллельного

возбуждения

 

буждения

при этом способе регулиро­

отношение наибольшей скорости к

вания

может

быть получено

наименьшей 2 : 1, при условии, что механическая прочность якоря не ограничивает верхний предел скорости вращения. При спе­ циальном изготовлении двигателя это отношение может быть уве­ личено до 6 : 1. Для ограничения напряжения между коллекторными пластинами необходимо выполнить увеличенный зазор между якорем и главными полюсами или установить компенсационную обмотку.

Подведенная к двигателю мощность Рх = Uc (/2 / в) и полез­ ная мощность Р2 = М%2ян/60 увеличиваются в одинаковой мере, следовательно, к. п. д. двигателя при этом способе регулирования практически не изменяется.

Ток возбуждения составляет небольшую часть тока двигателя, поэтому регулировочный реостат имеет небольшие размеры.

Тепловое состояние двигателя не изменяется, так как одновре­ менно с увеличением потерь в якоре возрастает также количество охлаждающего воздуха, подаваемого встроенным вентилятором.

Регулирование скорости вращения изменением напряжения на зажимах якоря. При этом способе регулирования в цепь якоря вклю­

135


чается регулировочный реостат RVa (рис. 8-5). При выведенном рео­ стате і?рл установившийся режим работы двигателя характеризуется вращающим моментом М2, скоростью вращения щ и током в цепи якоря / 21. Э. д. с. Е21 в этом случае определяется уравнением (8-9).

Сразу же после введения регулировочного реостата RPa скорость вращения и э. д. с. остаются без изменений вследствие значитель­ ного момента инерции якоря, а ток в цепи якоря уменьшается до значения Г2І = (U0 Е21) : (г2 + гѴа).

Соответственно уменьшается и вращающий момент двигателя. Превышение нагрузочного момента над вращающим моментом при­ водит к замедлению якоря, уменьшению о. д. с. и увеличению тока в цепи якоря (рис. 8-14). Новое значение тока / 22 и скорости враще-

Рис. 8-14. Процесс регулирования

Рис. 8-15. Регулировочная ха-

скорости вращения реостатом в цепи

рактеристикаи = f{Ua)двигате-

якоря

ля параллельного возбуждения

ния пг устанавливаются при равенстве вращающего момента дви­ гателя и нагрузочного момента приводимого им во вращение меха­ низма.

При постоянном токе возбуждения /„ и нагрузочном моменте М% установившееся значение тока в цепи якоря / 22 = / 21 и скорость вращения якоря

п2 = Нт U p — ^21 (г2 ~Ь гРд)

Со —ІЦГ2

Таким образом, регулировочная характеристика п = / (гра) в этом случае выражается прямой линией. Разность UB— / 2гря является напряжением на зажимах якоря и, следовательно, для постоян­ ного нагрузочного момента

И2 = Иі Cg І2Г1 ■

 

 

( - )

ис — 1 2

 

представляется

и регулировочная характеристика п = / (Ua)

также

 

8 20

прямой линией (рис. 8-15).

Uc (/2 + / в)

в устано­

Подведенная к двигателю мощность Рх =

вившихся режимах сохраняется неизменной. Полезная

мощность

Ра = М%■2яп/60 уменьшается пропорционально скорости враще­

136