Файл: Пиотровский Л.М. Электрические машины учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 176

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Реактивные двигатели могут выполняться как для трехфазной сети, так и для однофазной. В последнем случае обмотка статора вы­ полняется двухфазной, и в одну из фаз включается фазосмещающий элемент, как было указано в § 31-1. Обычно включается конденсатор, так как это обеспечивает большой пусковой момент и повышает коэф­ фициент мощности двигателя. Возможно также применение расщеп­ ленных полюсов для создания вращающегося поля, хотя такие дви­ гатели обладают очень малым пусковым моментом, низким к. п. д.

и cos ср.

Эллиптическое вращающееся поле в реактивных двигателях приводит к увеличению шума и вибраций и часто нарушает равномер­ ное вращение ротора.

При неудачном соотношении между размерами полюсной дуги и междуполюсного пространства и малой емкости конденсатора эллип­

 

 

тическое поле может приблизиться к пульси­

 

 

рующему, и пусковой момент будет отсутство­

 

 

вать. Это получается при таком положении

 

 

ротора,

когда

ось

полюса совпадает

с осью

 

 

основной обмотки.

Магнитный поток этой об­

 

 

мотки будет наибольшим, а поток,

создаваемый

 

 

обмоткой с включенным конденсатором,

будет

 

 

значительно ослаблен вследствие малой магнит­

Рис. 39-10.

Реактив­

ной проводимости

по поперечной

оси

ротора

(большой зазор)

и

малой величины тока, так

ный двигатель с пуль­

как в этом случае индуктивное сопротивление

сирующим

магнит­

ным потоком

мало и

общее сопротивление цепи

почти равно

емкостному сопротивлению конденсатора.

В некоторых случаях применяются однофазные синхронные дви­ гатели с пульсирующим магнитным потоком. Схематическое устрой­ ство такого двигателя показано на рис. 39-10. Статор 1 имеет только два явновыраженных полюса и собирается из листовой электротехни­ ческой стали. Ротор 2 выполняется из стали и имеет число полюсов, определяемое необходимой скоростью вращения и частотой сети. Пульсирующий магнитный поток создается переменным током, про­ текающим в катушке 3. Под действием магнитных сил ротор стре­ мится занять такое положение, при котором магнитная проводимость была бы наибольшей.

Если довести ротор до синхронной скорости посторонним уси­ лием, то затем ротор будет поворачиваться магнитными силами в ука­ занное выше положение (чтобы оси полюсов ротора и статора совпа­ дали), но по инерции будет проходить это положение, чему будет спо­ собствовать также ослабление магнитного потока вследствие умень­ шения тока в катушке. В дальнейшем при возрастании тока в ка­ тушке и соответственно магнитного потока будет притягиваться уже следующая пара полюсов и т. д. Таким образом, в этом двигателе вращающий момент пульсирует с двойной частотой сети, и для полу­ чения равномерного вращения ротора необходимо увеличивать его момент инерции. Большим недостатком таких двигателей является ограниченная мощность, не более 1,5 вт.

466



Для увеличения вращающего момента на статоре делаются не два полюса, а столько же, сколько и на роторе. Тогда силы магнитного притяжения действуют одновременно между всеми полюсами. Обычно такие двигатели выполняются на небольшие скорости вращения; только в этом случае удается обеспечить равномерность вращения. Подобные двигатели применялись для электропроигрывателей мощ­ ностью 0,8 вт при скорости вращения 78 об/мин.

Недостатками двигателей являются: отсутствие пускового момен­ та, склонность к качаниям и низкие к. и. д. и cos ф.

В настоящее время разработаны синхронные двигатели, в кото­ рых скорость вращения ротора составляет определенную (сравни­ тельно небольшую) часть скорости вращающегося магнитного поля. На рис. 39-11 представлена магнитная система такого двигателя.

Статор 1

и ротор 2 выполняются из лис­

 

 

 

товой электротехнической стали. Число зуб­

 

 

 

цов статора Zx не равно

числу зубцов ро­

 

 

 

тора Z2. На статоре располагается обмотка,

 

 

 

создающая

вращающееся

магнитное

поле,

 

 

 

скорость

вращения

которого

определяется

 

 

 

частотой

сети Д и числом пар полюсов этой

 

 

 

обмотки.

Разность

Z2 — Zx

должна

быть

 

 

 

равна числу полюсов обмотки или кратна

 

 

 

ему, т. е,

Z2 — Zx = кр.

 

 

 

 

 

 

 

Пусть обмотка статора выполнена двухпо­

 

 

 

люсной и в рассматриваемый момент времени

 

 

 

поле направлено

вертикально,

так что зубцы

Рис. 39-11. Редукторный

статора Аг совпадают

с зубцами ротора Вѵ

реактивный двигатель

Через время 1 /{ZJ^

ось

поля

повернется

 

 

рис. 39-11).

на одно зубцовое деление статора (штриховая линия на

Под

влиянием

сил

магнитного

притяжения

ротор

повернется

так,

что

зубцы

А2

и В2 окажутся

друг против друга. Таким

образом,

за

рассматриваемый

отрезок

времени

ротор

повернется

на угол

360

 

360

 

 

 

 

 

 

 

 

------- W—.

 

 

 

 

 

 

 

 

В общем случае обмотка статора может иметь р пар полюсов;

тогда скорость вращения ротора

будет

Z2Zx

60fi

П= —;— ---- Д об мин.

Р

В таком исполнении получается сочетание двигателя, у которого скорость вращения поля n1 = Q0f/p и редуктора с передаточным числом Z2/(Z2 — Zx).

Достоинством двигателя является постоянство скорости в тече­ ние одного оборота, т. е. равномерность вращения.

Для значительного уменьшения скорости вращения или для-полу- чения двух различных скоростей вращения ротор может быть выпол­ нен в виде кольца с внутренними зубцами и с обмоткой, внутри ко­ торого помещается еще один зубчатый ротор.

467


39-10. Гистерезисные двигатели

Если внутри статора, обмотка которого создает вращающееся магнитное поле, поместить цилиндр из магнитного материала, то такой ротор будет вращаться и сможет преодолевать нагрузочный мо­ мент на валу. Вращение ротора с синхронной скоростью происходит под действием гистерезисного момента, природу которого можно по­ яснить следующим образом. Пусть в рассматриваемый момент вре­ мени поле двухполюсного статора направлено по вертикальному диаметру и ротор вращается без нагрузки и трения в подшипниках. Тогда элементарные магнитики ротора ориентированы так, как по­ казано на рис. 39-12, а, и между статором и ротором существуют толь­ ко радиальные силы F магнитного притяжения. На поверхности ро­ тора появляется зафиксированная полярность, и перемагничивание материала ротора не происходит.

Рис. 39-12. Гистерезисный двигатель: а — при холостом ходе, 6 — при нагрузке

Если теперь приложить к ротору нагрузочный момент, то для про­ должения вращения ротора с синхронной скоростью должна поя­ виться касательная составляющая FKсил магнитного притяжения, т. е. магнитная ось ротора должна отстать от поля статора на угол 0 (рис. 39-12, б). Это возможно в том случае, когда под влиянием коэр­ цитивной силы будет сохраняться намагниченность ротора (прежняя ориентация элементарных магнитиков). По мере роста нагрузки на валу угол 0 будет увеличиваться, так как М = М тsin Ѳ.

Величина наибольшего вращающего момента М т зависит от ма­ териала ротора (ширины петли гистерезиса), магнитной индукции в зазоре и не зависит от скорости вращения (скольжения). Гистере­ зисная петля обычной электротехнической стали узкая (1 на рис. 39-13) и поэтому гистерезисный момент незначителен, хотя иногда под влиянием этого момента наблюдается вращение ротора асинхронного двигателя при разомкнутой фазной обмотке. Для уве­ личения гистерезисного момента применяются в роторе специальные сплавы с широкой гистерезисной петлей (2 на рис. 39-13), например викаллой.

468


Внастоящее время гистерезисные двигатели выпускаются с двумя типами роторов: массивным и шихтованным. С целью экономии активная часть ротора выполняется в виде тонкостенного цилиндра, насаженного на втулку.

Вдвигателях с массивным ротором, кроме гистерезисного момента Мг, при скорости вращения, отличной от синхронной, возникает также асинхронный момент Ма в результате взаимодействия вращаю­ щегося поля с вихревыми токами в материале ротора. Вследствие большого удельного сопротивления материала ротора этот момент достигает максимума при неподвижном роторе или даже в области sm > 1, а при синхронной скорости он равен нулю и становится отри­

цательным при скорости выше синхронной. Приближенно можно

Рис. 39-13. Гисте-

Рис. 39-14. Рабочие характѳ-

• резисная петля

рпстики гистерезисного дви­

 

гателя

считать, что этот момент в режиме двигателя пропорционален сколь­ жению, т. е.

 

Ма = M anS,

 

где М а.п — момент

от вихревых

токов

при неподвижном роторе.

Таким образом,

вращающий

момент

гистерезисного двигателя

смассивным ротором

М= Мг + Ма = Мг + Ma.us.

Двигатель с массивным ротором может также работать и в асин­ хронном режиме; однако вследствие перемагничивания ротора по­ лучаются довольно значительные потери, особенно при больших скольжениях; поэтому в асинхронном режиме гистерезисные двига­ тели используются редко.

Положительными качествами гистерезисных двигателей являются большой пусковой момент и момент входа в синхронизм, плавность входа в синхронизм, сравнительно высокий к. п. д., низкий уровень шума и возможность изменения скорости вращения путем переклю­ чения числа пар полюсов обмотки статора.

К недостаткам гистерезисных двигателей следует отнести низкий коэффициент мощности и склонность к качаниям.

Наибольший вращающий момент, коэффициент мощности cos ф и к. п. д. т) могут быть значительно повышены в результате кратко­

469