ваемого входного момента Мвх, способствующего синхронизации двигателя с сетью. Под последним понимают момент, развиваемый
двигателем при 0,95 |
синхронной |
скорости, т. е. при |
скольжении |
s = 5%. Для линии |
1 входной момент определяется |
отрезком ab; |
для линии 2 входной момент Мвх2 ~ |
ас■Отсюда следует, |
что синхрон |
ные двигатели, развивающие при пуске большой пусковой момент Ма, имеют меньший входной момент Мвх, т. е. труднее синхронизи руются с сетью, и наоборот.
Наряду с моментами Ма и Мвх большое значение имеет наиболь ший момент Мт, определяющий перегрузочную способность двига
теля М т/Мп, |
где |
Мп — номинальный момент двигателя. Обычно |
Мт = (1,5 -т- |
2,5) |
Мя, но может достигать значений 3,5 Мн. |
Ток, возникающий в обмотке возбуждения при пуске, создает на валу двигателя одноосный момент, поскольку обмотка возбуждения
Рис. 39-3. Добавочный электромагнитный момент: а — при опережении ротора, б — при совпадении магнит ных осей статора и ротора, в — при отставании ро тора
является однофазной (§ 28-2, рис. 28-4). Как правило, одноосный мо мент невелик и имеет только второстепенное значение.
В явнополюсных машинах при скоростях примерно 90—95% синхронной начинает действовать добавочный электромагнитный мо мент (обычно называемый реактивным) Мшл = Рэмл/а (§ 37-9, рис. 37-19), возникающий в результате упругости магнитных линий, проходящих через зазор из статора в ротор.
Пусть в некоторый момент времени северный полюс статора, дви гаясь относительно ротора в каком-нибудь направлении, например слева направо, левее полюса ротора (рис. 39-3, а). Полюс ротора, в который входят линии потока, становится южным, причем в резуль тате магнитного притяжения возникает сила F, стремящаяся затор мозить ротор. Так как поток статора вращается быстрее, чем ротор, то в один из следующих моментов времени ось поля статора прихо дит в совпадение с осью полюса ротора (рис. 39-3, б), а затем начинает опережать ротор (рис. 39-3, в). В первом случае F = 0, а во втором эта сила стремится ускорить ротор.
Таким образом, при асинхронном пуске реактивный момент имеет разные знаки в зависимости от взаимного расположения полюсов статора и ротора. Если нагрузка невелика, а скорость ротора близка к синхронной, то положительный реактивный момент может придать такое ускорение ротору, при котором последний перестанет отставать от поля статора и втянется в синхронизм.