Файл: Пиотровский Л.М. Электрические машины учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 179

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Однако реактивный момент обычно невелик. Поэтому в обмотку возбуждения двигателя, после того как он достигнет скорости, со­ ставляющей примерно 95% синхронной, подается постоянный ток. Но в этом случае нужно добиваться таких условий, при которых поле, создаваемое током возбуждения, усиливало бы поле, создаваемое статором, т. е. в случае, показанном на рис. 39-3, в, усиливало бы южную полярность полюса ротора. В противном случае полюсы ста­ тора и ротора начнут взаимно отталкиваться, и это может дать силь ный механический толчок на валу.

Так как все эти операции должны быть выполнены с достаточной тщательностью, с трудом достижимой при ручном манипулировании, то в настоящее время асинхронный пуск синхронного двигателя про­ изводится автоматически.

39-5. Диаграмма э.д.с. синхронного двигателя

Если двигатель включен в сеть с напряжением Uc, то по закону равновесия э. д. с. оно уравновешивается в любой момент времени совокупностью э. д. с. двигателя.

Упрощенная диаграмма э. д. с. строится в предположении, что заданы: подводимое к двигателю напряжение £/с, ток Ix cos ф (ф > 0)

и параметр хсх. Вектор тока /х строится

/I

в положительном

направлении оси аб­

 

сцисс (рис. 39-4)

и под углом ф к нему

 

откладывается вектор ОА = Uc. Нап­ ряжение Uc уравновешивается суммой э. д. с. Ея — ОС, которая должна быть равна Uc по величине, но обратно нап­ равлена. Так как, согласно условию, сопротивление хСх известного можно

построить вектор э. д.

с. OB = —]Ігхсх>

 

после чего вектор э. д.

с. Еа определяет­

Рис. 39-4. Диаграмма э. д. с.

ся как третья сторона треугольника

синхронного двигателя

ОВС.

Вместо того чтобы строить векторы э. д. с., обычно строят состав­ ляющие напряжения, каждая из которых уравновешивает соответ­ ствующую э. д. с., т. е. равна последней по величине, но обратно

направлена. На рис. 39-4 вектор OD = —Èn представляет собой со­ ставляющую напряжения, уравновешивающую э. д. с. Еп, а вектор

DA = }1ххсх — составляющую

напряжения,

уравновешивающую

э. д. с. реакции якоря и э. д. с.

рассеяния.

а ограничиваются

Часто левую часть диаграммы не строят,

построением составляющих напряжения — Еп т ]Дхсх. Соответственно модели на рис. 39-1 вектор подводимого к двигателю напряжения

Uc всегда опережает составляющую напряжения — Ёа на угол 0.

461


39-6. Электромагнитная мощность синхронного двигателя

Так как основная диаграмма э. д. с. синхронного двигателя прин­ ципиально ничем не отличается от такой же диаграммы для генера­ тора, то, по-прежнему пренебрегая активным сопротивлением статора гх, можно получить для электромагнитной мощности Рэмсинхронного двигателя то же выражение, что и для синхронного генератора [фор­ мула (37-4)], с той разницей, что в синхронном двигателе угол ѳ следует считать отрицательным (сопоставить рис. 37-12, б и 39-1). Физически это означает, что электромагнитный момент двигателя Мэм, соответствующий мощности Рэм, является вращающим, уравно­ вешивающим нагрузочный момент на валу, а в синхронном генераторе этот момент является нагрузочным, уравновешивающим вращающий момент приводного двигателя.

Выводы относительно синхронизирующей мощности Рсх и пере­ грузочной способности А'м [формулы (37-6) и (37-7)1, которые были сделаны выше для синхронных генераторов, целиком распростра­ няются на синхронные двигатели. Но в синхронных двигателях угол

Ѳ =

20

ч-

30°, т. е. он больше, чем в синхронных генераторах, соот-

ветственно

U Е

и коэффициент

чему мощность Рсх = т ——- cos Ѳ

км =

1

/sin

xd

чем в синхронных

0н в синхронных двигателях меньше,

генераторах. Это объясняется тем, что работа двигателей носит обыч­ но менее ответственный характер, чем работа генераторов.

39-7. Работа двигателя при Мэш= const и /„ = ѵаг.

\]-образные характеристики

Явления, происходящие в синхронных двигателях при изменении тока возбуждения / в, те же, что и в синхронных генераторах. Но разница та, что в,генераторе активная составляющая тока совпадает

с напряжением генератора 77г, а в двигателе — с

напряжением

сети U0.

Здесь ОА

Соответствующая диаграмма построена на рис. 39-5.

вектор подведенного к двигателю напряжения сети £/с; OB = Ер =

= Èn jlxcx', по закону равновесия э. д. с. векторы ОА и OB должны быть равны по величине, но направлены в противоположные стороны;

ОС — вектор результирующего потока Фр = Фп + Фа,

создающего

Ер и опережающего эту э. д. с. на л/2, так

как ІІС =

Ер =

const>

то и поток Фр = ОС = const.

cos ф = const;

следо­

При Мэм = const

мощность Рэм да mU0/

вательно,

/j cos ф =

/ а = const.

 

 

 

Пусть двигатель работает при нормальном возбуждении, т. е. так,

что угол ф

= 0 и / а = OD1. Рассуждения,

подобные приведенным

в § 37-10 Б, позволяют установить, что при увеличении возбужде­ ния и, следовательно, потока Фп до значения CD2, т. е. при перевоз­ буждении двигателя, его ток изменится до значения OD2. Следова­ тельно, в двигателе появится реактивная составляющая тока DXD2,

462


размагничивающая двигатель так, чтобы Фр = const, и являющаяся по отношению к напряжению сети U с емкостной.

При недовозбуждении двигателя в нем появляется реактивная составляющая DXD3, соответственно намагничивающая двигатель и являющаяся по отношению к Uc индуктивной.

Таким образом, перевозбуждая или недовозбуждая синхронный двигатель, можно заставить его работать либо как емкость (конден­ сатор), либо как индуктивную катушку. Особенное значение имеет первая возможность, таким путем мож-

Рис. 39-5. Векторная диаг­

Рис. 39-6. tZ-образные

рамма синхронного двигате­

характеристики синхрон­

ля при переменном возбуж­

ного двигателя

дении

 

На рис. 39-6 показан ряд U-образных характеристик при различ­ ных значениях мощности Р2. Минимум тока соответствует cos <р = 1; налево от минимума двигатель недовозбужден и работает частью как реактивная катушка; направо от минимума двигатель перевозбужден и компенсирует реактивную мощность как конденсатор. То обстоя­ тельство, что по мере увеличения нагрузки минимум тока несколько смещается вправо, объясняется так же, как и в случае генератора

(см. § 37-10Б).

39-8. Рабочие характеристики синхронного двигателя при

Мэм ѵаг и /в = const

Физическая картина работы двигателя при переменном моменте на валу Мэм и постоянном токе возбуждения Ів та же, что и при ра­

боте генератора в тех же условиях (§ 37-5). Угол Ѳ между векторами

*

напряжения сети Uc и э.

д. с. Еа определяется из условия равновесия

моментов, которое имеет в основном тот же вид, что и для двигателей постоянного тока (§ 8-2).

Для суждения о работе синхронного двигателя служат его рабочие

характеристики, представляющие

собой зависимость п, М2, cos ф

и т] = ф (Р2) при Uc = const, / =

const и / в= const.

463


Скорость вращения синхронного двигателя п = 60ftp и, следова­ тельно, остается строго постоянной при всех режимах работы ма­ шины. Соответствующая характеристика изображена на рис. 39-7 прямой 1, параллельной оси абсцисс.

Вращающий момент М.2 Р2/м = Р2/(2шг/60) изменяется про­ порционально полезной мощности Р2 двигателя и изображается пря­ мой 4, проведенной из начала координат.

Характер изменения cos ср = / 2) зависит от того, какое уста­ новлено возбуждение машины. Если дать нормальное возбуждение при холостом ходе двигателя, т. е. установить при холостом ходе' cos ф = 1 (линия 1 на рис. 39-8), то при нагрузке для получения

Рис. 39-7.

Рабочие

характеристики

Рис. 39-8.

Зависимость cos ф от

синхронного

двигателя

нагрузки при различном токе воз­

 

 

 

 

 

буждения

cos ф =

1 необходимо

повысить

ток возбуждения (рис. 39-6). Так

как по условию / в =

const, то,

следовательно,

при нагрузке полу­

чится режим недовозбуждения, при котором появится реактивный ток, отстающий относительно напряжения сети. Если же установить cos ф = 1 при номинальной нагрузке (линия 2), то при недогрузке двигатель забирает из сети реактивный опережающий ток, а при перегрузке — отстающий. Для возможно меньшего изменения cos ф можно установить возбуждение на некотором промежуточном значе­ нии (линия 3).

Характеристика к. п. д. л\= f (Р2) имеет обычный для всех элек­ трических машин характер. Она быстро растет при увеличении на­ грузки от 0 до PJ2, а затем мало меняется в пределах нагрузки от Рн/2 до Рн (линия 3 на рис. 39-7).

39-9. Реактивные синхронные двигатели

Реактивный синхронный двигатель имеет обычный статор с об­ моткой и ротор с явновыраженными полюсами, но без обмотки воз­ буждения и без постоянных магнитов. В этих условиях машина воз­ буждается не со стороны ротора, как обычно, а со стороны статора за счет реактивной составляющей тока, поступающей из сети в обмотку

464


статора; эта составляющая создает продольный магнитный поток, который и является потоком возбуждения двигателя.

Действие реактивного двигателя, так же как и реактивного гене­ ратора (§ 37-9), основывается на использовании добавочной элект­ ромагнитной мощности [формула (37-4)]:

1]г (xd Х„)

 

 

р ш . ъ = т

----------- 2x^Xq----------- s i n 2 S -

 

Таким образом,

Рэм д = /

(77,

xd, xqи Ѳ). Физическая картина ра­

боты

реактивного

двигателя

та

же,

что и реактивного генератора

(рис.

3 7 - 1 9 ) . Если U = const, то в исполненном двигателе мощность

Вэмд, а стало быть, и момент

Мэмд = -Рэм.д/©

зависят только от

sin 2 s . Характеристика Р эмд

=

/ ( ѳ )

показана

на рис. 3 7 - 1 9 .

Из выражения для МЭмд следует,

что этот момент зависит от на­

пряжения сети во второй степени (так же как в асинхронных двига­

телях), поэтому реактивный двига­

 

 

 

 

 

тель чувствителен к колебаниям нап­

 

 

 

 

 

ряжения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Чтобы добиться

наибольшего при

 

 

 

 

 

прочих

равных

условиях

значения

 

 

 

 

 

РЭм.ді ротору

придают такое

конст­

 

 

 

 

 

руктивное оформление, при котором

 

 

 

 

 

разность xd xq достигает

необхо­

Рис. 39-9. Роторы реактивных

димого значения. На рис.

39-9, а

двигателей: а — с явновыражен-

показан ротор,,

собранный

из

листов

 

пымп полюсами, б — слоистый

электротехнической

стали.

Полюсы

 

специальной формы, либо

получаются

либо

штамповкой

листов

путем

фрезеровки

собранного

пакета

 

ротора.

На

рис.

39-9, б

показан цилиндрический

ротор,

различная магнитная проводимость

в радиальном

направлении

получается

здесь

за

счет

слоистого

расположения магнитного 1 и немагнитного 2 материала.

Пусковой момент создается, так же как в асинхронных двигате­ лях, в результате взаимодействия вращающегося магнитного поля

стоками в короткозамкнутой пусковой обмотке (рис. 39-9, а) либо

свихревыми токами в массивных частях ротора (рис. 39-9, б).

Синхронные реактивные двигатели в настоящее время являются распространенными синхронными двигателями малой мощности. Про­ стота конструкции, малая стоимость и отсутствие скользящих кон­ тактов позволили применить их для лентопротяжных механизмов (звуковое кино, звукозапись, осциллографы и др.), где требуется постоянная скорость вращения. Однако по сравнению с асинхрон­ ными двигателями они имеют ряд недостатков: большие размеры и массу, низкий к. п. д. и коэффициент мощности.

В двигателях малой мощности активное сопротивление обмотки статора довольно значительно и оказывает влияние на форму харак­

теристика Мшд = / (Ѳ);

максимум Мэмл наступает

не при Ѳ = 45°,

а при 0 = 30 -н 40°. На

величину максимального

момента влияет

как величина активного сопротивления статора, так и форма междуіюлюсного пространства ротора.

465