ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 127
Скачиваний: 1
ходимы Для того, чтобы уменьшить существующее про тиворечие между устойчивостью и управляемостью ракеты в полете: чем ЗУР устойчивее, тем она менее управляема, и наоборот.
7
6
|
Рис. |
14. Функциональная схема |
автопилота: |
|||
/ — команды наведения; |
2— задающее |
устройство; |
3— чувстви |
|||
тельные элементы; 4—преобразовательно-усилительные |
устрой |
|||||
ства; |
5 — исполнительные |
устройства |
(рулевые машинки); 6 — |
|||
сигнал |
к |
органам управления полетом; |
7 — дополнительные |
сигналы управления и наведения
В качестве чувствительных элементов в современных автопилотах ЗУР применяют позиционные (трехстепен ные) и скоростные (двухстепенные) гироскопы, датчики линейных ускорений (акселерометры) и измерители ско ростного напора.
Позиционные гироскопы предназначены для измере ния угловых отклонений ракеты по рысканию, тангажу или крену относительно некоторой неподвижной системы отсчета. Для получения величин угловых отклонений ги роскоп снабжается датчиком (потенциометрическим, ем костным, индуктивным или другого типа).
Скоростные гироскопы измеряют угловые скорости ракеты относительно связанных осей координат. Они также снабжены датчиками, фиксирующими угловые
58
скорости для их дальнейшего преобразования в соответ ствующие команды.
Акселерометры служат для измерения линейных ус корений (перегрузок), действующих на ЗУР в полете. Конструктивные схемы акселерометров весьма разнооб разны. Часто они строятся по принципу фиксации пере мещения груза определенной массы, уравновешенного пружиной. В этом случае акселерометр располагают так, чтобы груз перемещался в том направлении, в котором необходимо замерить перегрузку.
В общем случае чувствительные элементы автопилота должны измерять параметры перемещений ЗУР по трем координатам (тангажу, рысканию и крену) для дальней шего обеспечения управления и стабилизации ракеты по этим координатам. Однако есть такие конструкции ЗУР, в которых стабилизация по крену не производится: ра кета в процессе полета вращается вокруг продольной оси. Чувствительные элементы должны при этом изме рить параметры крена ракеты так, чтобы поступающие команды наведения были должным образом преобразо ваны в своевременные повороты подвижных аэродина мических поверхностей в ходе вращения ЗУР по крену.
Измерители скоростного напора в схеме автопилота служат в основном для того, чтобы установить необхо димый угол поворота подвижных аэродинамических по
верхностей, |
обеспечивающий |
нужную |
эволюцию |
ракеты |
в ходе ее |
полета. Известно, |
что при |
меньшем |
скорост |
ном напоре для одного и того же изменения траектории полета или стабилизации ЗУР подвижные аэродинами ческие поверхности фиксированной площади следует по ворачивать на большие углы, чем при большем скорост ном напоре.
Преобразовательно-усилительные устройства автопи лота преобразуют величины, измеренные чувствительны
ми элементами, |
а также |
полученные команды |
наведения |
в управляющие |
сигналы, |
которые подаются на |
исполни |
тельные устройства автопилота —• рулевые машинки. Рулевые машинки являются исполнительно-силовыми
приводами автопилота ЗУР; они поворачивают подвиж ные аэродинамические поверхности (при аэродинамиче ском управлении) или обеспечивают поворот струи газов реактивного двигателя (при газодинамическом управле нии),
59
Взависимости от типа приводного двигателя разли чают пневматические, гидравлические и электрические (электромагнитные и электромеханические) рулевые ма шинки.
Впневматических рулевых машинках рабочим телом
является либо сжатый, либо горячий газ, поступающий от бортового источника питания. Основные достоинства таких машинок — простота и надежность, недостатки — инерционность в работе и сложность, вызванная зависи мостью давления газа от температуры.
Гидравлические рулевые машинки в качестве рабо чего тела используют жидкость, которая перегоняется через распределительное устройство (золотник или дрос сель) гидронасосом, приводимым во вращение электро двигателем или турбиной (более выгодна в весовом от ношении турбина, работающая на горячем газе). Основ ными преимуществами гидравлических машинок считают точность, практическую безынерционность (из-за несжи маемости жидкости), высокое быстродействие, недостат ками •— сложность и высокую стоимость.
Электрические рулевые машинки могут быть электро магнитными или электромеханическими. Первые явля ются маломощными. Применение вторых считается це лесообразным при большом времени полета.
Рис. 15. Классификация средств наведения ЗУР
60
Один из возможных вариантов классификации средств наведения ЗУР по способам, видам и методам наведения ракеты на цель приведен на рис. 15.
3. Способы и виды наведения ЗУР
В зарубежных З Р К (в зависимости от конструкции) встречаются следующие способы наведения ЗУР на цель:
теленаведение, самонаведение, |
комбинированное наве |
дение. |
|
При теленаведении применяются командное наведе |
|
ние и наведение по лучу; при |
самонаведении — пассив |
ное, полуактивное и активное; |
при комбинированном |
наведении — комбинация теленаведения с самонаведе нием (иногда и с автономным наведением).
Теленаведением называют способ наведения ЗУР на расстоянии за счет энергии, специально подаваемой на ракету с пункта наведения, расположенного вне ракеты.
Команды теленаведения могут вырабатываться либо на пункте наведения, либо непосредственно на борту са мой ЗУР.
При теленаведении с выработкой команд на пункте наведения наземные средства наведения ЗУР (рис. 16) включают следующие элементы: в качестве измерителей координат летящих цели и ЗУР — станцию сопровожде ния цели и станцию сопровождения ЗУР; счетно-решаю щий прибор; станцию передачи команд на борт ЗУР.
Станции |
сопровождения |
цели — радиолокационные |
||
(во всепогодных |
З Р К ) , оптические, инфракрасные, |
ла |
||
зерные и др. (в |
невсепогодных |
ЗРК) — работают по |
це |
|
леуказанию |
от |
системы обнаружения и целеуказания |
комплекса или самостоятельно (автономно). В ряде кон
струкций |
они могут работать также и по целеуказанию |
||
от системы управления подразделениями комплексов. |
|||
После получения целеуказания эти станции произво |
|||
дят |
поиск |
цели в ограниченном пространстве |
(обеспе |
чить |
для |
них точное целеуказание практически |
невоз |
можно), обнаруживают и «захватывают» ее, после чего переходят на сопровождение (как правило, автоматиче
ское |
у радиолокационных станций и ручное — у |
оптиче |
||
ских) . В ходе сопровождения |
определяются |
необходимые |
||
для |
наведения ЗУР по |
выбранному |
методу |
пара |
метры полета цели, которые |
в счетно-решающем |
прибо- |
61
ре преобразуются в команды для средств управления пуском ЗУР. Оптическая станция сопровождения цели без применения какого-либо дальномера не позволяет определить с достаточной точностью параметры полета цели. Основной задачей такой станции является макси-
Рис. 16. Схема теленаведения с выработкой команд на пункте наведения:
/ — станция сопровождения цели; |
2 — станция |
сопровождения ЗУР; 3 — счет |
||
но-решающий прибор наведения; |
4 — станция |
передачи команд |
на борт |
|
ЗУР; 5 — команды |
на борт ЗУР |
|
||
мально точное сопровождение |
цели по угловым |
коорди |
натам.
После пуска ЗУР станция сопровождения цели вы полняет вышеуказанные функции, однако результаты со провождения цели уже поступают в счетно-решающий прибор наведения.
Начинает действовать и станция сопровождения зе нитной управляемой ракеты, которая в зависимости от конструкции может быть радиолокационной (у всепогод ных ЗРК) , оптической, инфракрасной, лазерной, телеви зионной (у невсепогодных З Р К ) .
Эта станция (в зависимости от конструкции) сопро вождает ЗУР автоматически или посредством ручного управления. Результаты сопровождения ЗУР также по-
62
даются в счетно-решающий прибор наведения. В зави симости от принятого метода наведения станция сопро вождения ЗУР определяет либо характеристики полета ракеты (координаты, скорость), либо только направле ние ее полета.
В зарубежных З Р К с данным типом теленаведения измерители координат (параметров движения) цели и ЗУР имеют различные схемы построения и принципы действия. При раздельных станциях сопровождения цели и ЗУР они чаще строятся по одному и тому же принци пу: радиолокационному, оптическому, лазерному и др. Однако встречаются сочетания в одном З Р К станций, построенных по различным принципам действия. Напри мер, при радиолокационном или оптическом сопровож дении цели станция сопровождения ЗУР создается на инфракрасном или телевизионном принципе.
Счетно-решающий прибор наведения, получая непре рывную информацию о характеристиках полета цели и
ЗУР, устанавливает |
отклонения траектории полета ЗУР |
от кинематической, |
соответствующей характеристикам |
полета обстреливаемой цели, и вырабатывает по этим отклонениям команды наведения. Команды передаются на борт ЗУР станцией передачи команд по радиолинии связи с помощью кодированных радиосигналов (радио командное теленаведение), что позволяет практически
одновременно передавать несколько команд |
наведения, |
а также команды на различные бортовые |
устройства |
ЗУР. |
|
Команды теленаведения принимаются бортовыми приемниками и после преобразования поступают на исполнительные органы ЗУР (аэродинамические подвиж ные поверхности или газовые рули).
Теленаведение с выработкой команд на пункте наве дения применяется при радиокомандном теленаведении, широко распространенном в зарубежных ЗРК. Его пре имуществом считается сравнительная простота, а значит, и более низкая стоимость бортовой аппаратуры ЗУР. Не достатком является примерно пропорциональное умень шение точности наведения (увеличение промаха по цели) увеличению дальности до точки встречи, что происходит из-за снижения точности определения характеристик ле тящих цели и ЗУР с увеличением дальности до них. Этот недостаток в определенных пределах компенсируют
63
увеличением веса боевой части ЗУР (обычно боевая часть ЗУР при теленаведении более тяжелая, чем при других способах наведения), что приводит к возраста нию стартового веса ракеты.
Д л я повышения точности теленаведения с выработкой команд на пункте наведения за рубежом разрабатывает ся схема теленаведения с контролем цели посредством бортовой аппаратуры ЗУР («наведение через ракету»). Для этого на борту ракеты устанавливается устройство, фиксирующее взаимное положение летящих ЗУР и цели (телевизионная, радиолокационная полуактивная голов ка) . Это устройство не вычисляет команды наведения, а по радиолинии передает данные на наземный счетно-ре шающий прибор наведения, который и рассчитывает команды, поступающие затем на борт ЗУР через стан цию передачи команд. Считают, что такая схема теле наведения позволяет упростить бортовую аппаратуру ракеты (не нужен дорогостоящий бортовой счетно-ре шающий прибор наведения), повысить точность наведе ния как за счет измерения координат цели с борта при ближающейся к ней ЗУР, так и за счет того, что назем ный счетно-решающий прибор наведения более точен, чем бортовой, имеющий ограниченные вес и габариты. Недостатком такой схемы считается пониженная помехо защищенность из-за дополнительной линии радиосвязи между ЗУР и наземным счетно-решающим прибором на ведения.
При теленаведении с выработкой команд непосред ственно на борту самой ЗУР наземные средства наведе ния ЗУР включают следующие элементы: измеритель координат летящей цели — станцию сопровождения це ли, станцию создания энергетического поля для наведе ния ЗУР и счетно-решающий прибор.
Станции сопровождения цели при таком виде теле наведения по назначению, схемам конструкции и прин ципам работы аналогичны подобным станциям комплек сов, применяющих теленаведение с выработкой команд на пункте наведения.
Станция создания энергетического поля (обычно уз кого радиолуча) как бы указывает ракете траекторию полета. Направление луча этой станции рассчитывается наземным счетно-решающим прибором наведения, полу чающим информацию о характеристиках полета цели от
64
станции сопровождения цели и учитывающим летные возможности ЗУР.
При применении двух названных наземных станций ракета может наводиться и в упрежденную точку.
В рассматриваемой разновидности теленаведения мо жет использоваться одна радиолокационная станция, ко торая одновременно сопровождает цель и создает энер гетическое поле для наведения ЗУР. В этом случае отсут ствует возможность стрельбы в упрежденную точку.
Бортовые средства ракеты при выработке команд те ленаведения непосредственно на борту ЗУР включают приемник и исполнительные органы. Приемник опреде ляет отклонение ЗУР от энергетического поля — луча, обеспечивая при этом информацию для выработки команд возвращения ЗУР в узкий луч.
Таким образом, теленаведение с выработкой команд непосредственно на борту самой ЗУР отличается от те ленаведения с выработкой команд на пункте наведения функциональными задачами наземных и бортовых эле ментов средств наведения ЗУР. В наземных элементах отсутствует в явном виде станция передачи команд на борт ЗУР (хотя без станции создания энергетического поля наведение ракеты невозможно). Счетно-решающий прибор наведения не вырабатывает команды наведения для бортовых элементов ЗУР, а рассчитывает команды необходимого направления энергетического луча станции (при двух наземных станциях). Бортовой приемник ЗУР согласно направлению энергетического луча обеспечи вает выработку команд наведения.
Рассмотренная разновидность теленаведения приме няется при наведении ЗУР по лучу (рис. 17). Его пре имуществами считают сравнительную простоту наземных и бортовых элементов средств наведения ЗУР, а кроме того, возможность при наличии единственной наземной станции обстреливать одну и ту же цель несколькими ЗУР, запускаемыми последовательно. Недостатком теле наведения по лучу (как и командного теленаведения) яв ляется снижение точности с увеличением расстояния до точки встречи. Так как энергетический луч является расходящимся (по форме напоминает конус), то с рос том расстояния до точки встречи его поперечный размер может оказаться больше допустимого промаха.
5 Зак. 284 |
65 |