ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 135
Скачиваний: 1
щим прибором наведения в зависимости от характери стик полета цели и ЗУР, определяемых с помощью раз дельных наземных станций сопровождения.
Уравнения этого метода наведения:
|
sP = ец + ЛЕ |
Дг; |
|
|
|
Рр = Р ц + Л 3 |
Дг, |
|
|
где |
Л е и Лр — коэффициенты упреждения по углу |
места |
||
|
и азимуту; |
|
|
|
А г = Г ц — г р — разность между |
дальностью до цели и |
|||
|
дальностью до ЗУР. |
|
|
|
Коэффициенты упреждения ЛЕ |
и Лр могут быть |
(в за |
||
висимости от конструкции) постоянными и |
переменными. |
|||
При |
их выборе, определяемом в основном |
характеристи |
ками полета типовых целей, требования к располагае мым перегрузкам ЗУР могут быть снижены по сравне нию с предъявляемыми при методе «накрытия цели». Это считается основным преимуществом метода «спрямле ния траектории».
Недостатками этого метода являются: необходимость непрерывного измерения дальностей до летящих ЗУР и цели, что усложняет наземные элементы средств наве
дения; потребность в двух |
РЛС (сопровождения ЗУР |
и цели). |
|
Среди д в у х т о ч е ч н ы х |
методов наведения, являю |
щихся упрежденными, наиболее известны следующие разновидности (частные случаи) метода «пропорциональ ного сближения» («пропорциональной навигации»): «чи стое преследование», «преследование с постоянным уп реждением», «параллельное сближение».
Метод «пропорционального сближения» предусматри вает, что в течение всего времени полета ЗУР к цели угловая скорость поворота вектора скорости ракеты остается пропорциональной угловой скорости поворота линии ракета — цель.
Уравнения этого метода:
еѴр |
= аг е д ; |
где г ѵ р , 8 р —угловые |
скорости поворота вектора ско- |
роста ракеты в соответствующей плоско сти;
78
е д, Рд — угловые скорости поворота линии раке та — цель в соответствующей плоскости;
ае , ар — коэффициенты пропорциональности.
При анализе наведения ЗУР в одной вертикальной плоскости рассматривается только уравнение с е.
Коэффициент а может принимать значения от 1 до сю. При а=\ и еѵ-р і = £Дл получается уравнение метода
«чистого преследования» («погоня»)
т. е. в течение всего времени полета ЗУР до точки встре чи ее вектор скорости должен быть направлен на цель.
При этом методе наведения ракета подходит в рай оне точки встречи к цели с хвоста, где при стрельбе на встречных курсах, особенно по скоростным целям, она должна иметь значительные располагаемые перегрузки. Приемлемые перегрузки при наведении по методу «чи стого преследования» имеют место при стрельбе вдогон.
При а=\ и |
в у р о т ^ е Д |
л |
получается |
уравнение |
метода |
|||||
«преследования |
с постоянным |
упреждением» |
|
|
||||||
|
% |
— г Л = |
£ г 0 |
' |
|
|
|
|
|
|
где е г , —угол упреждения. |
|
|
|
|
|
|
ЗУР |
|||
При этом методе в течение всего времени полета |
||||||||||
до точки встречи угол между |
вектором скорости |
ракеты |
||||||||
и линией ракета — цель |
|
(угол |
упреждения) |
остается |
по |
|||||
стоянным. Данный метод не |
нашел |
применения |
в |
З Р К |
||||||
из-за значительного влияния |
характеристик |
полета |
це |
|||||||
ли на маневренные характеристики ЗУР. |
|
|
|
|
||||||
При а = оо получается |
уравнение |
метода |
«параллель |
|||||||
ного сближения» 8д = еД о , |
т. е. в |
течение |
всего |
времени |
||||||
полета ЗУР до точки встречи |
линия |
ракета — цель |
||||||||
остается параллельной |
заданному |
направлению. |
|
|
Если сравнить описанные разновидности метода «про порциональное сближение» по кривизне кинематических траекторий (следовательно, по требованиям к распола гаемым перегрузкам ЗУР) при стрельбе навстречу по одной и той же иеманеврирующей цели, наибольшая кривизна будет при «чистом преследовании», а наимень ш а я — при «параллельном сближении». Остальные мето ды обеспечивают промежуточную кривизну кинематиче ских траекторий.
79
§ 3. ЗЕНИТНАЯ УПРАВЛЯЕМАЯ РАКЕТА
Зенитная управляемая ракета — это беспилотный ле тательный аппарат с реактивным двигателем, снабжен ный бортовыми средствами наведения, позволяющими наводить его на цель, и боевой частью, предназначен ной для поражения воздушной цели.
Рис. 21. |
Зенитная управляемая |
ракета: |
|
||||
/ — взрывательное устройство; |
2 — боевой |
заряд боевой части; |
3 — бортовые |
||||
средства наведения; |
4 — корпус |
планера; |
5 — рулевые машинки; |
6— гироско |
|||
пы; 7— подвижные |
аэродинамические |
поверхности; |
8 — маршевый двигатель; |
||||
9 — стартовый двигатель; |
10 — неподвижные аэродинамические |
поверхности; |
|||||
|
|
I/ — сопла |
двигателей |
|
|
К основным элементам ЗУР относят планер, борто вые средства наведения, боевую часть и реактивные дви гатели (рис. 21).
1. Планер ЗУР
Планер ЗУР, состоящий из корпуса и аэродинамиче ских поверхностей, предназначается для соединения всех элементов ракеты в единую достаточно прочную конст рукцию. Кроме того, планером создаются аэродинами ческие силы для управления и стабилизации полета ЗУР.
Полная аэродинамическая сила, возникающая в ре зультате взаимодействия воздуха с поверхностью плане ра движущейся ЗУР, складывается из силы лобового со противления, подъемной и боковой сил.
80
Сила лобового сопротивления является вредной си лой, так как оказывает тормозящее действие на летя щую ракету, уменьшая скорость, а тем самым и даль ность ее полета. Поэтому при конструировании планера ЗУР стремятся уменьшить ее величину, что достигается путем выбора рациональной формы планера ракеты, уменьшением его поперечных размеров и соответствую щей обработкой поверхностей, соприкасающихся в поле те с потоком воздуха.
Подавляющее большинство современных ЗУР имеет сверхзвуковую скорость полета. Поэтому перед всеми частями планера ракеты, соприкасающимися с потоком воздуха, появляются в полете скачки уплотнения, создаю щие торможение. Для снижения интенсивности этих скачков головную часть ракеты и передние кромки аэро динамических поверхностей делают заостренными, а са ми эти поверхности — тонкими.
Подъемная и боковая силы позволяют управлять на правлением полета ракеты. Они образуются при откло нениях подвижных аэродинамических поверхностей ЗУР за счет их взаимодействия с потоком воздуха. При на личии углов атаки корпус ЗУР также создает подъем ную (боковую) силу. Следует отметить, что с увеличе нием подъемной и боковой сил, как и с увеличением угла атаки корпуса, при прочих равных условиях возра стает сила сопротивления полету ЗУР.
К о р п у с планера ЗУР предназначается в основном для размещения бортовых средств наведения, боевой ча сти и реактивных двигателей. В двухступенчатых и трех ступенчатых современных ЗУР кроме корпуса маршевой ступени имеются отделяющиеся корпуса реактивных дви гателей. Последние автоматически отделяются от летя щей ЗУР после выгорания топлива их двигателей. В этих корпусах помещаются твердотопливные заряды, средства их воспламенения, сопла, устройства отделения. На на ружных поверхностях отделяющихся корпусов часто кре пятся дополнительные, обычно неподвижные аэродина мические поверхности.
В корпусах маршевых ступеней ЗУР, как правило, размещаются и маршевые реактивные двигатели (в от дельных конструкциях маршевые двигатели располага ются вне корпуса). Эти корпуса, как и отделяющиеся корпуса двигателей, в подавляющем большинстве явля-
6 Зак. 284 |
81 |
ются телами вращения. Корпус маршевой ступени уси ливается изнутри продольными и поперечными ребрами жесткости, а также снабжается приспособлениями для крепления бортовой аппаратуры.
Поперечный размер корпуса характеризуется наи большей площадью его поперечного сечения, называе мой миделем. Мидель определяется размерами бортовой аппаратуры и двигателей.
Длина корпусов маршевых и отделяющихся последо вательно размещенных ступеней современных двухсту пенчатых ЗУР, измеряемая в величинах максимального диаметра корпуса, соответственно составляет 12—26 (редко более) и 5—12. В одноступенчатых ЗУР длина корпуса колеблется в пределах 12—17.
По длине корпус планера ЗУР делится на отсеки (ча сто разъемные), название которых определяется распо ложенной в них бортовой аппаратурой (отсек боевой части, отсек маршевого двигателя и т. п.).
Наружное очертание корпусов маршевой ступени пла неров ЗУР разнообразно. Различают головную, среднюю, хвостовую и донную части.
По форме головная часть корпуса может быть кони ческой или оживальной. Оживальная форма, образуемая дугой окружности, обеспечивает наименьшее лобовое сопротивление. Угол конуса или радиус круга, образую щего головную часть корпуса, изменяют в зависимости от скорости полета ЗУР. При этом, чем больше плани руется скорость полета ЗУР, тем длиннее делают ее го ловную часть.
Однако выбор формы головной части корпуса, гаран тирующей минимальное лобовое сопротивление, возмо жен только для ЗУР с теленаведением. В этом случае головная часть изготавливается из легкого металла или пластмассы.
В ракетах с самонаведением форма головной части корпуса выбирается с учетом еще и требований нормаль ного функционирования, а также надежного предохране ния головки самонаведения. При радиолокационном самонаведении форма обтекателя головной части кор пуса должна обеспечивать минимальное искажение и по тери радиоволн. Данному требованию отвечает форма, близкая к конусу. Обтекатель в этом случае выполняет ся из прочного радиопрозрачного материала (пластмас-
82