ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 146
Скачиваний: 1
тралит). В состав баллиститного топлива вводят также различные добавки (вазелин, воск, мел), улучшающие технологию его производства.
Наконец, в топливо включаются добавки, обеспечи вающие необходимую скорость и стабильность его го рения.
Энергетические характеристики баллиститных порохов определяются содержанием в них нитроклетчатки и растворителя. При максимальном содержании сильно нитрированной целлюлозы и нитроглицерина предельный теоретический единичный импульс топлива оценивается в 255 кгс • сек/кгс.
Смесевые топлива представляют собой механическую смесь тонко измельченного минерального окислителя и органического горючего-связки.
В качестве окислителя в смесевых топливах за рубе жом используют перхлорат калия, нитрат калия и ам мония, перхлорат аммония. Последний более распрост ранен благодаря своей эффективности, сравнительно низкой стоимости и технологичности. Кроме того, в ка честве окислителей исследовались перхлораты лития, нитрония и нитрозила.
В качестве горючего-связки в смесевых топливах пер воначально служили полисульфиды (тиокол), представ ляющие собой органические соединения, используемые для изготовления одного из видов синтетического каучу ка. Позже стали применять более эффективное горю чее— полиуретан, состоящий из углерода, водорода, кис лорода и азота. Для замены тиокола были использованы высокомолекулярные углеводороды, многие из которых представляют собой каучукообразное вещество. Весьма
перспективным считают применение в |
качестве горюче |
го-связки фторуглеродов, содержащих |
окислитель и го |
рючее. |
|
Смесевое твердое топливо после смешения компонен тов напоминает жидкую глину или густую пасту. Топ ливо в таком виде под давлением подается в двигатель, который по окончании заливки помещают в печь (термо стат), где выдерживают некоторое время при повышен ной температуре. В результате образуется твердая резиноподобная масса с равномерно распределенными ча стицами окислителя.
119
Наибольших теоретических значений единичного им
пульса |
(280—290 кгс • сек/кгс) достигают |
смесевые топ |
лива на |
основе перхлората нитрония и |
алюмогидрида |
лития. Топлива на основе перхлората аммония и цирко ния имеют единичный импульс 230—240 кгс • сек/кгс.
Для РПД, работающих на твердом топливе, приме нимы также баллиститные пороха и смесевые топлива, но они должны иметь низкий кислородный баланс. В баллиститных порохах это обеспечивается уменьшением содер жания нитроглицерина, в смесевых топливах — окисли теля.
Для повышения характеристик в твердые топлива для
ПВРД и РПД могут быть |
введены в качестве горючего |
||
металлы |
(бор, бериллий, |
алюминий). Так, за |
рубежом |
известны |
топлива с добавками 9—15% алюминия, а так |
||
же 50—60% металлического горючего. Твердые |
топлива |
||
с металлическими добавками могут обеспечить |
в Р П Д |
в определенных условиях единичный импульс до 400—
600 кгс • сек/кгс. |
Однако при этом в камере дожигания |
Р П Д развивается |
высокая температура (2800—3400°К), |
что усложняет обеспечение термостойкости ее конструк ции.
Таким образом, твердые топлива применимы в реак тивных двигателях всех выше рассмотренных принципов действия, однако они отличаются химическим составом и характеристиками. Так, топливо для РДТТ должно со
держать |
горючее и окислитель, |
обеспечивающие |
авто |
номность |
его работы. В П В Р Д |
необходимость в |
окис |
лителе отпадает и твердое его топливо представляет со бой только горючее. Твердое топливо для РП Д имеет горючее и окислитель, которые обеспечивают в некото рых пределах работу двигателя на принципе РДТТ. Кро ме того, это топливо должно после сгорания в камере РДТТ содержать продукты неполного сгорания, дожи гаемые по принципу ПВРД .
Ж и д к и е т о п л и в а применялись только в несколь ких образцах первых зарубежных ЗУР с ракетными дви гателями.
Окислителем в Ж Р Д служила азотная кислота или
жидкий |
кислород, а горючим — углеводороды, амины, |
спирты. |
Из этих топлив наибольшее значение теоретиче |
ского единичного импульса обеспечивает жидкий кисло род с керосином—'Около 300 кгс• сек/кгс.
120
Ведущиеся |
за |
рубежом работы над |
Ж Р Д , |
в |
том |
числе и для |
ЗУР, в основном направлены |
на создание |
|||
ампулированных |
Ж Р Д , заправляемых топливом |
на |
за |
||
воде. |
|
|
|
|
|
Существующие ПВРД зарубежных ЗУР работают на жидком горючем, в качестве которого используются угле водороды — бензин и керосин.
Жидкие топлива с низким кислородным балансом мо гут применяться и в РПД .
Г и б р и д н ы е т о п л и в а , на которых работают гиб ридные ракетные двигатели, отличаются от рассмотрен ных выше топлив тем, что их компоненты находятся в различных состояниях: твердое горючее + жидкий окисли тель или жидкое горючее + твердый окислитель. За ру бежом эти двигатели не вышли из экспериментальной стадии.
В ГРД могут применяться топлива с очень высо кими энергетическими характеристиками. Так, при использовании в качестве твердого окислителя перхло рата нитрония жидкое горючее — несимметричный диме- тилгидразин—-дает теоретический единичный импульс 290 кгс • сек/кгс, а жидкий водород — 350 кгс • сек/кгс. На статических испытаниях в США гибридный реактивный двигатель на твердом горючем и жидком окислителе дал единичный импульс 325 кгс • сек/кгс, а ГРД на твердых горючем и окислителе с применением третьего жидкого компонента топлива, добавляемого в различных коли чествах для воспламенения и регулирования тяги, позво лил изменять тягу от ИЗО до 59 кгс.
Наиболее перспективными компонентами химических топлив для ракетных двигателей считают: кислород и фтор — в качестве окислителей, а водород и легкие металлы — в качестве горючего.
К наиболее сильным окислителям относят фтор и его соединения. Однако высокая их агрессивность, вызываю щая коррозию, а также токсичность продуктов горения затрудняют их применение. Для снижения агрессивности окислителя предполагают использовать твердые горючие, а для повышения энергетических характеристик — легкие металлы.
Согласно сообщениям зарубежной печати, исследова ния перспективных химических топлив для ракетных дви гателей ведутся в основном в трех направлениях, преду-
121
сматривающих применение желатинированных эрголей, топливных растворов и смешанных топлив.
Желатинированные эрголи при перемешивании ком понентов становятся жидкими, и их можно перекачивать; в состоянии покоя они быстро застывают. Металлические добавки в таких эрголях остаются во взвешенном состоя нии и распределяются равномерно по всей массе. При использовании в качестве окислителя четырехокиси азо та возможно применение таких желатинизирующих ве ществ, как металлический бор или алюминий, окись ба рия и др., вводимых в количестве нескольких процентов.
Д л я использования в качестве топливных растворов исследуют жидкие эрголи со сгущающими твердыми ча стицами (например, бором), находящимися во взвешен ном состоянии. Это топливо представляет собой густой сироп, металлические частицы в котором почти не осаж даются. Рассматривается также топливный раствор из частиц твердого водорода, находящихся во взвешенном состоянии в среде жидкого водорода.
Смешанные топлива предполагают применять в виде
шашек из пластмассы с металлическими |
включениями. |
|||
Сгорая, пластмасса |
освобождает |
металлические |
части |
|
цы, попадающие в |
пламя. На |
таком |
принципе |
пост |
роен, например, двигатель, работающий на азотной кислоте (окислителе) и плексигласе с включениями ча стиц алюминия. Исследуются также трехкомпонентные смешанные топлива, третьим компонентом которых яв ляется, в частности, водород, снижающий молекулярный вес струи газов. Двигатель, работающий на трехкомпонентном топливе (окислитель — жидкий фтор, горючее — расплавленный литий) с впрыскиванием в камеру сгора ния водорода, позволяет получить единичный импульс, равный 500 кгс • сек/кгс.
6. Стартовый вес ЗУР
Стартовый вес ракеты может быть определен после того, как известны: вес ее полезной нагрузки (СП н), вклю чающий вес всех элементов ЗУР за вычетом веса дви гателей с топливом; относительный вес топлива (д.) каж дого двигателя и коэффициенты весового совершенства
(ß) двигателей.
122
Относительный вес топлива каждого двигателя пред ставляет собой отношение веса топлива к весу той части ЗУР, которую предстоит перемещать.
Вес самого топлива (ш) зависит от дальностей и ско ростей полета ЗУР.
Минимальный вес топлива для ракеты может быть по лучен только при рациональном сочетании единичного импульса и скорости горения топлива.
Формулы, по которым можно рассчитать стартовый вес (Qo) ЗУР с ракетным двигателем:
— для ракеты с несколькими двигателями без отде ляющихся в полете частей
0 |
1 — ?w — Рім-і (I — w>) — • •'. — h-\ |
О — цо)... (l — t v - 2 ) ' |
где |
индексом «О» обозначаются характеристики старто |
вого ускорителя, а индексом «1» и т. д . — характеристи ки маршевых двигателей, работающих после стартового ускорителя последовательно;
— для многоступенчатой ракеты с отделяющимися в полете корпусами двигателей
0 <1 — Ромо) (1 — Р і і * і ) . . . (1 — р „ _ ! !*„_,)
Вес стартового ускорителя (Qc ) находится по фор муле
|
7. Классификация |
ЗУР |
|
|
||
Зенитные управляемые ракеты подразделяют: по мак |
||||||
симальной скорости полета, |
количеству |
ступеней, |
спосо |
|||
бу наведения |
на цель, аэродинамической |
схеме, |
типу |
|||
маршевого двигателя и по виду полета |
на |
максимальные |
||||
боевые дальности и высоту. |
|
|
|
|
|
|
По м а к с и м а л ь н о й |
с к о р о с т и |
п о л е т а |
ЗУР |
|||
делятся на дозвуковые и сверхзвуковые. |
|
|
|
|||
Дозвуковые ЗУР встречаются весьма редко в полуав |
||||||
томатических |
и неавтоматических |
ЗРК, |
предназначенных |
для борьбы с низколетящими целями. Форма корпусов этих ЗУР характеризуется малой длиной головной части.
123