Файл: Основы автоматизированного электропривода учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 173

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ходит чаще всего с некоторой периодичностью. К механизмам ука­ занного типа могут быть отнесены ковочные машины, прессы, неко­ торые прокатные станы, поршневые пасосы, компрессоры и т. п.

Простейший график статического момента прп ударном харак­ тере нагрузки приведен на рис. 11-17, а. Если бы электропривод соответствующего механизма не обладал инерционностью, то момент

Рис. 11-17. График изменения

Рпс. 11-18. Графики изме­

статического момента (а) при удар­

нения

момента и

скорости

ной нагрузке

п соответствующие

при

регулярной

ударной

предельным

значениям

момента

 

нагрузке.

 

положения рабочей точки

па ме­

 

 

 

ханической характеристике (б) в

 

 

 

случае / = 0.

 

 

 

 

Однако любой электропривод обладает инерционностью, по­ этому законы изменения момента и скорости двигателя могут быть найдены на основании (8-7) и (8-8) — см. также (8-37) и (8-38).

В период холостого хода механизма (рис. 11-18)

 

к>о = шо уст + (шо нач — (Во уст) е

ы >

 

Л /0= Л / со-)-(Л /оначМ со) е

^ ы;

в период приложения нагрузки

 

 

Ш1 = Ш1 уст ~Ь(Ш1 н а ч

Ш1 уст) е

М;

 

( А 7 1 и а ч М с) е ^ м.

При периодическом изменении нагрузки для периода, отдален­

ного от начала работы (2 > 4ГМ),

 

 

 

• Л о м а к с = М о п а ч =

к о н =

(h )'i

 

7l/Mmi= Мгиач= МаK0U= М0 (t0).

Тогда на основании (8-40) можно записать:

Мк

Л/е (1 —е 'i/Tm) +

MC0( 1 - е

'о/Г-м) е

 

 

 

1 _ е _ 'ц/Гм

551


Рнс. 11-19. К вопросу уменьше­ ния потерь энергии при выравни­ вании нагрузки.

Анализ этого выражения показывает, что значение Л/макс умень­ шается с ростом Гм, а при снижении Тм увеличивается. Действи­ тельно, для предельных значений Гм можно найти:

lim

Л/макс = Л/с;

 

тм-«

Й/ c / l ~Ь -'1/со<о

 

lim il/.манс

Л/с. ср>

Г м—* со

 

т. е. со снижением электромеханической постоянной времени значе­ ние максимального момента двигателя стремится к значению макси­ мального момента статической нагрузки, а с увеличением зна­ чение Л/макс стремится к среднему за период значению момента статической нагрузки. Разница между статическим моментом и мо­

ментом двигателя в процессе прохождения пика нагрузки покрывается за счет запаса ки­ нетической энергии, накоплен­ ной во вращающихся частях электропривода.

Обычно в электроприво­ дах, работающих с ударной нагрузкой, на палу двигателя устанавливается дополнитель­ ный маховик, который берет на себя часть нагрузки при резком ее возрастании. Проис­ ходит это вследствие снижения скорости электропривода во

время пика нагрузки, благодаря чему часть кинетической энер­ гии, запасенной маховиком, передается на вал электропривода. При перепаде скорости от ojl.„ до а>сэпергия, запасенная маховиком

п отдаваемая на вал привода,

составит:

W = J ■

Дж.

Б период снижения нагрузки, когда скорость электропривода возрастет, запас кинетической энергии маховика вновь возрастет; двигатель при этом песет нагрузку большую, чем Л/со.

Ударпая нагрузка, вызывая колебания момента п тока двига­ теля, приводит, кроме того, к увеличению переменных потерь в двигателе п сети, поскольку эти потерн пропорциональны квадрату тока. Выравппвание графика нагрузки ведет к снижению этих потерь.

Поясним сказанное примером. На рпс. 11-19 приведен график работы механизма с ударной нагрузкой Р (г). Допустим, что вре­ мя одного цпкла состоит пз двух равных частей tn/2 н что в течение первой половины времени — при пике нагрузки — мощность в 3 раза превышает мощность холостого хода Р0. При постоянном напряжении сети переменные потери пропорциональны квадрату мощности п, например, для графика, приведенного на рпс. 11-19, за время одного цикла они равны:

АИ\ = с (3Р„)з ig+ c P l - ^ c • 5/%,

где с — коэффициент пропорциональности.

552


Если бы удалось полностью выровнять график до некоторой

3р

I р

средней величины Р Ср= —

—2 = 2Р0, то потери за цпкл соста­

вили бы:

Д1Р3= с (2Р0)2 1а = с АРрц.

Таким образом, выравнивание графика нагрузки в этом примере привело бы к уменьшению потерь на 20%. При большей неравномер­ ности графика нагрузки уменьшение потерь после ее выравнивания

может быть

еще более зна­

 

 

 

 

чительным. Благодаря ука-

 

 

 

 

'заииым обстоятельствам при

 

 

 

 

наличии

 

маховика

двига­

 

 

 

 

тель

может

быть выбран

 

 

 

 

с

меньшей

номинальной

 

 

 

 

мощностью и меньшим пе­

 

 

 

 

регрузочным

момептом.

 

 

 

 

 

ма

Нагрузочная

диаграм­

 

 

 

 

при

ударной

нагрузке

 

 

 

 

двигателя

 

представляется

 

 

 

 

обычно

 

несколько

более

 

 

 

 

сложной,

чем приведенная

 

 

 

 

на рнс. 11-17. Так, для не­

 

 

 

 

скольких пропусков метал­

 

 

 

 

ла через рабочие валки про­

 

 

 

 

катного

стана нагрузочная

 

 

 

 

диаграмма

его

двигателя

 

 

 

 

представляется

графиком,

 

 

 

 

изображенным на рис. 11-20.

 

 

 

 

Общий

принцип

во

всех

 

 

 

 

случаях совместного выбора

Рнс. 11-20. Графики изменения ста­

двигателя

и

маховпка для

тического

момента

М с(1),

момента

механизмов с ударным

ха­

двигателя

М (t) и

скорости со (I)

рактером

заключается

в

электропривода механизма, работаю­

том, что кинетическая энер­

щего с переменной ударной нагруз­

гия маховпка к началу но­

 

кой.

 

 

вого цикла должпа оста­

 

 

 

 

 

 

 

ваться неизменной, а ско­

 

 

 

 

рость

двигателя

постоянной и равной сосо. В процессе прохож­

дения

пиков

нагрузки

во время цикла

маховик

отдает

энергию

па вал (на рис. 11-20 соответствует площади заштрихованных участков со знаком «минус»), а в период холостого хода, т. е. с увеличением скорости, запасает ее (площадь заштрихованных участ­ ков со знаком «плюс»). Энергия, отданная маховиком за цикл, должна быть равна энергии, вновь накопленной маховиком. Если это условие не соблюдается, то в последующие периоды начальная скорость цикла не будет оставаться постоянной, двигатель при этом будет перегружен либо он выбран завышенной мощности.

Один из наиболее простых методов совместного предварительного выбора двигателя и маховпка заключается в том, что из всего рабо­ чего цикла рассматривается лишь наиболее тяжелый перпод загрузки двигателя. На! рпс. 11-20 оп определяется временем tK. Указанный перпод характеризуется максимальным статическим моментом М с. ,мако момептом, который развивает двигатель в конце периода

553


М'с, и начальным моментом двигателя M'CQ. Для упрощения предва­ рительных расчетов обычно полагают М ' « М со.

Для приведенного графика, считая, что прп М'с двигатель должен работать с максимальной перегрузкой; можно записать:

м ; = ш н = л /с.ыакс (1 -

е~

+ М С0е~ '«/Г«,

 

где М и — ношшальиый момент

двигателя;

 

А — коэффициент перегрузки,

 

откуда

 

 

 

~ Ты]п ■ Д ^ с.м акс— М со

j

юоун jQ -Д^с.макс—М со

(11-56)

Л / с . м а к с — Я,Л / н

 

М ц М с. макс —ЯМu

 

В полученном выражении tK}

М с.макс, Мсо определяются гра­

фиком нагрузки, а Мн, Я, со0, sa — паспортными данпымп двигателя. Входящий в выражение момент пнерцпи равен сумме моментов инерции двигателя и маховика.

Решая (11-56) относительно момента пнерцип, получаем:

 

Мц£ц

J

(11-57)

cOqSh1п

М с. макс —М с0

 

Мс, макс —ЯМи

Момент пнерцни маховика находится нз выражения

J махов —J -Япр,

где / пр — момент инерцпп электропривода.

После соответствующего механического расчета маховика необ­ ходимо провести проверку правпльностп выбора двигателя и махо­ вика, для чего строятся графпкп момента п скорости за цикл, аналогичные приведенным иа рнс. 11-20. Критерием правильности выбора служат условия:

Л7сонач = Л/сокон;

т соиач = И>со кон-

Обратны внимание на то, что сумма отрицательных площадей, пропорциональных кинетической энергии, отдаваемой маховиком (рис. 11-20), прп правильном его выборе должна быть равна сумме положительных площадей, пропорциональных запасенной махо­ виком энергии.

Предварительно выбранный указанным методом двигатель проверяется по нагреву одним из изложенных ранее способов.

Из (11-57) следует, что момент пнерцни маховика может быть снижен при увеличении скольжения двигателя sH. Этим положением часто пользуются, выбирая соответственно двигатели с повышен­ ным скольжением sa « 1 0 -5- 12%, sK « 1 5 ч- 20%. Большее уве-

554


лнченпе скольжения неприемлемо, так как приводит к снпжепшо производительности механизма.

Возможно и ещо одно техническое решение вопроса о повыше­ нии скольжения двигателя. При прохождении участков с резким повышением нагрузки желательно, чтобы маховик как можно более эффективно мог отдать запас кинетической энергии.па вал. В этот момент в роторную цепь двигателя вводят дополнительное сопро­ тивление, что приводит к росту скольжения. На участках с малой нагрузкой сопротивление выводится и двигатель работает с малым скольжеппем и высокой скоростью. При этом маховик запасает кинетическую энергию, соответствующую этой скорости. Процесс регулирования величины сопротивления роторной цепи выпол­ няется в промышленных установках регуляторами скольжения.

11-9. ОСОБЕННОСТИ ВЫБОРА ДВИГАТЕЛЯ ПО МОЩНОСТИ ДЛЯ РЕГУЛИРУЕМОГО

ЭЛЕКТРОПРИВОДА

При выборе электродвигателя по мощности для регулируемого электропривода весьма ответственным является выявление целе­ сообразного способа регулирования скоростц, исходя из минималь­ ных габаритов двигателя. Указанная задача может быть рассмотрена

па основании следующих конкрет­

 

 

 

 

 

 

 

 

ных примеров.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обратимся к рпс. 11-21, где при­

 

 

 

 

 

 

 

 

ведены пределы регулирования ско­

 

 

 

 

 

 

 

 

рости

 

со.мнн — Шмакс.

пРи этом ста­

 

 

 

 

 

 

 

 

тический

момент

М с

остается во

 

 

 

 

 

 

 

 

всем диапазоне постоянным, а мощ­

 

 

 

 

 

 

 

 

ность Р с возрастает при увеличении

 

 

 

 

 

 

 

 

скорости по линейному закону. От­

 

 

 

 

 

 

 

 

метим при этом, что на любой ско­

 

 

 

 

 

 

 

 

ростц двигатель должен работать пе

 

 

 

 

 

 

 

 

перегреваясь

сколь угодно долгое

 

 

 

 

 

 

 

 

время. Очевидно, что при этом спо­

р

н _21

 

к

б

 

„ „

собе

регулирования

максимальной

'

 

будет

мощность двигателя прп ско-

'

 

по

 

Pf

для

рост

,

}ав

о

..

.

 

гателя

 

мощности

 

(Омане-

 

регулируемого

электропрп-

 

 

^’с.макс=

-^с(Омакс-

вода

в

случае

=

const.

Для заданного графика нагрузки можно выбрать несколько способов регулирования, в частности можно остановиться на регу­ лировании скорости введением сопротивления в якорную цепь двигателя, если привод осуществляется двигателем независимого возбуждения.

Очевидно, что при этом способе регулирования скорости мощ­ ность двигателя определяется пз следующих соотношений:

М„= МС;

Од = (Омане-

555