Файл: Основы автоматизированного электропривода учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 292

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Учитывая,

что

 

где

Л-Рэлг == 3/o"/?2Si

 

i?22 = ^ 2 + -Й2п,

 

 

 

можно записать выражение для момента в виде

 

М = 3/2Jfl2s

(2-49)

 

O)0S

 

Из (2-49)

следует, что для определения

зависимости

М (s) асинхронного двигателя необходимо знать харак­ теристику (s). С целью вывода уравнения этой харак­ теристики обратимся к схеме замещения, из которой следует:

Яг(S) =

■ - - ...

= ■

и>\ ----------„

 

]/Л(л1 + ^ ) ‘+ (х1 + ^

] / ^

1+^ H j2+;c=

 

 

 

(2-50)

где хк =

..Tj + а'2 — индуктивное

фазное

сопротивление

короткого замыкания.

 

 

Выражение (2-50) представляет собой уравнение ско­

ростной характеристики двигателя

(s),

так как сколь­

жение s однозначно определяет величин}' скорости дви­ гателя по формуле

ы = ш0(1 — s).

(2-51)

Отметим, что для асинхронных двигателей обычно иод скоростными и механическими характеристиками пони­ маются зависимости тока и момента от скольжения. В этом случае соответствующие уравнения получают более ком­ пактную форму записи н оказываются удобными для вычисления.

Подстановка (2-50) в (2-49) дает уравнение механичес­ кой характеристики

-М = —

й22

(2-52)

C0os 1?,

+ « ,]

Анализ этого выражения показывает, что зависимость М (s) имеет максимум, так как при скольжении s = 0 и s ->- ± оо М -+■0. Максимальное значение момента М к, развиваемого двигателем, принято называть критическим.

86


Соответствующее ему скольжение (sK) также называется критическим. Согласно общему правилу нахождения экст­ ремума функции для определения sH необходимо' решить уравнение вида dM/ds = 0, подставив в него М (s) по (2-52). Решение этого уравнения дает:

 

Д2Х

(2-53)

 

у щ + ъ

 

 

Подставляя sK в

(2-52), находим:

 

М к =

3 ^

(2-54)

2co0( ^ ± ] / ^ + 4 ) ‘

Знаки «±» в (2-53) означают, что максимум момента может иметь место при s > 0 в двигательном режиме или в режиме противовключения и при s < 0 в генераторном

режиме.

Знак плюс в

(2-54) соответствует s > 0, а ми­

нус — s

< 0. Из (2-54)

видно, что при работе в генератор­

ном режиме с рекуперацией энергии критический момент больше, чем при работе в двигательном режиме или режиме противовключения.

Из (2-52) и (2-54) с учетом (2-53) может быть получена

другая формула для механической

характеристики

 

2Л/ц (1 -|-я$ц)

(2-55)

 

s/si<+ sk/s + 2asK’

 

 

в которой параметрами

являются sK, М к и а =

RJRzz-

Для крупных машин сопротивление R x невелико.

Поэтому

практически R 1^ x B

и asK<^ 1.

Использование этих

неравенств позволяет представить уравнение механической характеристики в виде

м

2Л/к

(2-55a)

s/sk+ Sk/s

 

Sk~

-

*„ ’

(2-53a)

 

M K= ±

3Ui

(2-54a)

0 ф .

 

 

2а>о^к

 

Основное преимущество записи уравнения механичес­ кой характеристики в виде (2-55) по сравнению с (2-52) заключается в том, что для (2-55)-достаточно знать лишь параметры, которые обычно указываются в каталогах или могут, быть найдены по данным каталогов, тогда как

87


такие параметры, как хк и Яг, обычно неизвестны. В ката­ логах на асинхронные двигатели, помимо номинальных данных Рн, сои и др., приводится также кратность макси­ мального момента в двигательном режиме по отношению к номинальному моменту X = M KR/MH. Это отношение часто называют также перегрузочной способностью двига­ теля. Значение sK в каталогах не приводится, но оно может быть найдено из (2-55) или (2-55а) при решении их

относительно

sK и

подстановке значений М и =

Рн/<ли и

Sji — (со0 о)ц)/со0

При этом для машин малой мощности

 

 

 

можно

принять а « 1 .

Тогда из

 

 

 

(2-55)

найдем

 

 

 

 

Sit -- Si

b + V л2 — l+ 2 s „ (Я— 1) (2-56)

 

 

 

 

1 — 2s„ (А,— 1)

 

 

 

 

а для крупных двигателей, ис-

 

 

 

пользуя (2-55а), получим:

 

 

 

«к = ®п(А-+ 1Л,а- 1 ) . (2-56а)

 

 

 

Для анализа формы механиче­

Рпс. 2-36. Механическая

ской характеристики, приведен­

характеристика

асин­

ной на рис. 2-36, удобпо обратить­

хронного двигателя.

 

ся к упрощенной формуле (2-55а).

 

 

 

При малых значениях

скольже­

ния, когда s < (0,4 - г - 0,35) sK, с достаточной степенью точности можно пренебречь первым слагаемым знамена­ теля в (2-55а). В этом случае механическая характери­ стика может быть представлена прямой линией (участок характеристики О — а на рнс. 2-36), описываемой урав­ нением

Mf**2MKs/sK. (2-57)

Точка, соответствующая номинальному режиму ра­ боты двигателя, лежит на этом участке характеристики (Sh ^ s,,), называемом часто рабочим участком. При его линеаризации уравнение характеристики может быть пред­ ставлено в виде

М = MHs/sa.

(2-57а)

При s s,, возможно пренебречь вторым слагаемым знаменателя в (2-55а). Тогда этот участок механической характеристики представляет собой часть равносторон­ ней гиперболы (участок бв) в соответствии с уравнением

М = 2MHsK/s.

(2-576)

88


Из (2-55) и (2-55а) следует, что координаты «крити­ ческой» точки М к и sK практически определяютформу механической характеристики. Анализ (2-53), (2-54) и соответственно (2-53а), (2-54а) показывает, что М к и sK уменьшаются с увеличением индуктивных сопротивлений обмоток хк и активного, сопротивления R t обмотки ста­ тора. Это означает, что увеличение указанных параметров приводит к сужению линейного участка механической характеристики.

Из выражений для sK и М к следует вывод о том, что критическое скольжение не зависит от питающего напря­

жения, тогда как мак­

 

симальный момент дви­

 

гателя

пропорционален

 

квадрату

напряжения

 

питающей

сети. Такая

 

зависимость М к от

11ф

 

оказывается

неблаго­

 

приятной

в отношении

 

перегрузочной

способ­

 

ности

двигателя,

так

 

как снижение напряже­

 

ния сети

на

10—15%

 

приводит

к

уменьше­

 

нию М к и соответствен­

Рис. 2-37. Механические характери­

но X на 19—28%.

 

стики асинхронного двигателя с фаз­

Сдругой стороны Мк

ным рОТОрОМ (Лпщ < Л=По).

не зависит от активного

сопротивления цепи ротора, a sKпрямо пропорциональ­ но .КгхЭто свойство используется, в частности, для уве­ личения момента короткого замыкания (s = l, со = 0) асинхронных двигателей с фазным ротором при включе­ нии в цепь их ротора добавочных сопротивлений 7?2П. Последние могут быть подобраны таким образом, чтобы пусковой момент М К-а был равен максимальному М к, как показано на рис. 2-37 (кривая для Т?2П2). При этом сни­ жается величина тока короткого замыкания, который часто также называется пусковым током.

Максимальный момент определяется параметрами дви­ гателя. Для двигателей различной конструкции он изме­ няется в широких пределах, что видно из табл. 2-1.

Для двигателей с короткозамкнутым ротором меха­ ническая характеристика не всегда описывается форму­ лой (2-55) или (2-55а) во всем диапазоне изменения сколь-

89