Файл: Основы автоматизированного электропривода учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 197
Скачиваний: 2
Заменяя в последнем выражении в соответствии с
(2-53) ___________
'|/(i?2v/s„)a — Щ и учитывая, |
что |
E J R o z—a, после |
||||
преобразования находим: |
|
|
|
|
|
|
Sin ф2 |
|
1 - « Ч |
|
|
||
s2 + |
2аs s ' ^ + S - . ■ |
|
||||
|
|
|
||||
Подстановка в (2-65а) этого |
значения sin ф2, |
а также |
||||
1'ъ по (2-64) позволяет получить: |
|
|
||||
/1 = ^ |
+ /?(1 + |
2 а / 1 - а 24 |
(2-66) |
|||
где а = IyJI'znv |
|
|
|
1. |
Тогда |
|
В большинстве случаев (as,,)2 |
|
|||||
1! = У 11 + Щ 1 + 2а). |
|
(2-66а) |
Входящий в (2-66) коэффициент кратности тока намаг ничивания по отношению к предельному току ротора можетбыть определен следующим образом:
|
__ - V |
^ 2 II |
^ .1 * |
|
|
|
||
|
■^“М^2пр -^snp* |
|
|
|
||||
|
Для |
выпускаемых |
|
|
||||
промышленностью |
ма |
|
|
|||||
шин значения 1у1* лежат |
|
|
||||||
в |
пределах |
0,4 — 0,8 |
|
|
||||
и |
соответствующие |
им |
|
|
||||
Цпр* = 3 -г- 7. Поэтому |
Рис. 2-43. Скоростные характери |
|||||||
в |
среднем а = 0,13 |
н- |
||||||
стики асинхронного |
двигателя. |
|||||||
0,115. Зависимость 1г (s) |
|
|
||||||
показана |
на рис. 2-43. |
|
|
|||||
|
Для оценки энергетических показателей асинхронного |
|||||||
двигателя |
следует |
определить не только его |
к. п. д., но |
и коэффициент мощности. Коэффициент полезного дей ствия цепи ротора определяется из отношения части
электромагнитной |
мощности, |
преобразуемой в механи |
|||
ческую, к электромагнитной мощности |
|
||||
•Ч2: |
Рч12 |
М со |
__ со ^ s |
(2-67) |
|
Л7сор |
со0 |
||||
|
|||||
В частности, в номинальном режиме |
|
||||
|
|
Т]2Н'— 1 |
s H. |
|
4 М. Г. Чилпкин |
97 |
Отсюда следует, что с увеличением скольжения и уве личением сопротивления 7?гх к. п. д. ротора снижается.
Для оценки к. п. д. двигателя обратимся к его схеме замощения, показанной на рис. 2-35, б. Активная мощ ность, потребляемая из.сети, равна:
Ла = 3/22к + % ) .
С другой стороны, из (2-49) |
|
|
|
Рм= Мы = 3I‘i |
(1 — s). |
|
|
Тогда |
|
|
|
1 —я |
(2-68) |
||
as + 1 ' |
|||
|
|||
Для крупных машин, когда потерями в цепи статора |
|||
можно пренебречь, поскольку а к |
0, (2-68) вырождается |
в (2-67). Следует подчеркнуть, что значение к. п. д., рассчитанное по (2-68), не учитывает потери на перемагничивание стали статора и ротора, механические потери и потери, обусловленные высшими гармоническими со ставляющими. Указанные потери относительно невелики. Поэтому, как и для машин постоянного тока, приведен ные выражения позволяют оценить значение к. п. д. двигателя в целом.
Коэффициент мощности для главной цепи двигателя без учета контура намагничивания может быть определен
следующим образом: |
|
|
|
cos ер) |
Ft| + T?2v/s |
|
|
l//(^l + ^2s/s)2+ a;i( |
|
||
|
|
||
Учитывая (2-53), это выражение можно |
переписать |
||
в следующем виде: |
|
|
|
COS ф) |
S|< (1 + ns) |
(2-69) |
|
V s24- 2«sk+ sk |
|||
|
|
Из последнего уравнения видно, что коэффициент мощности рассматриваемой цепи двигателя уменьшается
с увеличением скольжения, и при s |
оо имеем cos q>J |
|
-у asK. На рис. 2-44 приведены зависимости cos cpj |
от s. |
|
Для крупных машин а ж 0 и при s |
оо cos tp( |
0. |
Однако величина cos ф( не характеризует еще потреб ление двигателем реактивной энергии из сети. Для анализа
98
этого вопроса необходимо определить величину cos фх. В соответствии с векторной диаграммой рис. 2-42 можно записать:
cos срх = Го cos ф2// х. |
(2-70) |
Из (2-66) и (2-64)
IJI'z = У а 1(1 + s'k/s2+ 2as'iJs) + 1 + 2 а ]/1 — a2sT
Учитывая, что а 2 1 и a2s2K< ^ l, можно упростить полученное выражение. Тогда
cos ф1 = . |
■ , |
■ ” к(1+ад) ..................... . (2-71) |
Y[a*s?t (1 + 2м) + s2 (1 + 2а) ] (s2 + 2as*s-+ s’ ) |
Соответственно для крупных машин, у которых а яа 0,
cos фХ: |
« )2 в* + s-. [а2 + |
Г (2-71а) |
У {1 + |
(1 + а )2 ] S* + а 2s' |
|
Из анализа этих |
выражений |
следует, что cos фх = 0 |
при s = 0, т. е. в режиме идеального холостого хода двигатели потребляют из сети чисто реактивный ток намагничивания. Этот же
вывод следует из круговой |
|
|
|
||||
диаграммы. При увеличе |
|
|
|
||||
нии |
скольжения коэффи |
|
|
|
|||
циент мощности цепи ста |
|
|
|
||||
тора |
сначала |
возрастает, |
|
|
|
||
а затем |
снижается. Из |
|
|
|
|||
(2-71а) можно найти сколь |
|
|
|
||||
жение, |
соответствующее |
|
|
|
|||
максимуму cos фх: |
Рис. 2-44. Зависимость |
коэффи |
|||||
|
|
|
|
||||
s(cos ф)м — |
у |
1 _|_а ■ (2-72) |
циента мощности асинхронного |
||||
двигателя |
от скольжения. |
||||||
|
|
|
|
||||
Значение S(COs?) m обычно несколько |
меньше |
sH, т. е. |
|||||
s (совф)м — (0,8 |
ж 0,9) sH. Поэтому в номинальном |
режиме |
работа двигателя характеризуется почти наибольшим значением cos фх. Подстановка в (2-71a) s (COS<p)M дает:
(cos ф1)макс = 1/(1 + 2а). |
(2-73) |
Следует заметить, что полученные |
здесь выражения |
s (С08ф)м и (cos фх) Макс справедливы для двигателей с ма лым сопротивлением обмотки статора, когда а «=* 0. Для двигателей небольшой мощности значение s (Созф)м по
4 * |
99 |
(2-72) только приблизительно соответствует условию мак
симума cos срх-
При больших значениях скольжения (s -у оо) cos ->
-v asj{ 1 |
+ 2а) согласно (2-71) и соответственно cos срх -> О |
при й » |
0 . |
Следует отметить, что для любых значений скольже
ния cos ф1 < |
cos ер}. Этот вывод следует непосредственно |
из анализа |
векторной диаграммы токов на рис. 2-42, |
так как реактивная составляющая тока / х всегда больше реактивной составляющей / 2 на значение тока намагни чивания двигателя / р.
Асинхронный двигатель может работать в тех же тормозных режимах, что и двигатель постоянного тока, а именно: в режимах рекуперативного торможения, противовключения, динамического с независимым возбужде нием и самовозбуждения.
Режим рекуперативного торможения имеет место при
со > со0 |
и соответственно |
при s *< 0. |
В этом случае годо |
|
графом |
вектора |
будет |
верхняя |
полуокружность С2, |
а годографом вектора 71 — нижняя полуокружность Сх — см. круговую диаграмму на рис. 2-42. Из векторной диаграммы следует, что активные составляющие токов i'i и 1Ъ представляющие собой проекции указанных
векторов соответственно на векторы Е'г и £/ф, будут отри цательными, что соответствует отдаче асинхронной маши ной в сеть активной мощности (энергии), т. е. рекуперации энергии. Вместе с тем реактивная составляющая / х поло жительна, т. е. в этом случае асинхронная машина потреб ляет из сети реактивную мощность (энергию), необходимую для возбуждения.
С ростом угловой скорости, а значит, и с увеличением модуля s ток в цепи ротора увеличится. При этом конец вектора 1'2стремится к точке D2(рис. 2-42), а конец вектора /i — к точке Dx. Для указанных точек активные состав ляющие токов / 3 и /2 равны нулю, т. е. в этом случае рекуперация энергии в сеть прекращается. Учитывая, что
указанному положению соответствует cos cpj = |
0, из (2-69) |
находим: |
|
s = srp = —i/a. |
(2-74) |
Таким образом, полученное ранее значение скольже ния sr „, соответствующее максимуму тока Г% при s < 0, соответствует также границе режима рекуперации энергии в сеть. Для машин небольшой мощности srp ^ — 1, что
100