Файл: Основы автоматизированного электропривода учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 197

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Заменяя в последнем выражении в соответствии с

(2-53) ___________

'|/(i?2v/s„)a — Щ и учитывая,

что

E J R o z—a, после

преобразования находим:

 

 

 

 

 

Sin ф2

 

1 - « Ч

 

 

s2 +

s s ' ^ + S - . ■

 

 

 

 

Подстановка в (2-65а) этого

значения sin ф2,

а также

1'ъ по (2-64) позволяет получить:

 

 

/1 = ^

+ /?(1 +

2 а / 1 - а 24

(2-66)

где а = IyJI'znv

 

 

 

1.

Тогда

 

В большинстве случаев (as,,)2

 

1! = У 11 + Щ 1 + 2а).

 

(2-66а)

Входящий в (2-66) коэффициент кратности тока намаг­ ничивания по отношению к предельному току ротора можетбыть определен следующим образом:

 

__ - V

^ 2 II

^ .1 *

 

 

 

 

■^“М^2пр -^snp*

 

 

 

 

Для

выпускаемых

 

 

промышленностью

ма­

 

 

шин значения 1у1* лежат

 

 

в

пределах

0,4 — 0,8

 

 

и

соответствующие

им

 

 

Цпр* = 3 -г- 7. Поэтому

Рис. 2-43. Скоростные характери­

в

среднем а = 0,13

н-

стики асинхронного

двигателя.

0,115. Зависимость (s)

 

 

показана

на рис. 2-43.

 

 

 

Для оценки энергетических показателей асинхронного

двигателя

следует

определить не только его

к. п. д., но

и коэффициент мощности. Коэффициент полезного дей­ ствия цепи ротора определяется из отношения части

электромагнитной

мощности,

преобразуемой в механи­

ческую, к электромагнитной мощности

 

•Ч2:

Рч12

М со

__ со ^ s

(2-67)

Л7сор

со0

 

В частности, в номинальном режиме

 

 

 

Т]2Н'— 1

s H.

 

4 М. Г. Чилпкин

97


Отсюда следует, что с увеличением скольжения и уве­ личением сопротивления 7?гх к. п. д. ротора снижается.

Для оценки к. п. д. двигателя обратимся к его схеме замощения, показанной на рис. 2-35, б. Активная мощ­ ность, потребляемая из.сети, равна:

Ла = 3/22к + % ) .

С другой стороны, из (2-49)

 

 

Рм= Мы = 3I‘i

(1 — s).

 

Тогда

 

 

1 —я

(2-68)

as + 1 '

 

Для крупных машин, когда потерями в цепи статора

можно пренебречь, поскольку а к

0, (2-68) вырождается

в (2-67). Следует подчеркнуть, что значение к. п. д., рассчитанное по (2-68), не учитывает потери на перемагничивание стали статора и ротора, механические потери и потери, обусловленные высшими гармоническими со­ ставляющими. Указанные потери относительно невелики. Поэтому, как и для машин постоянного тока, приведен­ ные выражения позволяют оценить значение к. п. д. двигателя в целом.

Коэффициент мощности для главной цепи двигателя без учета контура намагничивания может быть определен

следующим образом:

 

 

cos ер)

Ft| + T?2v/s

 

l//(^l + ^2s/s)2+ a;i(

 

 

 

Учитывая (2-53), это выражение можно

переписать

в следующем виде:

 

 

COS ф)

S|< (1 + ns)

(2-69)

V s24- 2«sk+ sk

 

 

Из последнего уравнения видно, что коэффициент мощности рассматриваемой цепи двигателя уменьшается

с увеличением скольжения, и при s

оо имеем cos q>J

asK. На рис. 2-44 приведены зависимости cos cpj

от s.

Для крупных машин а ж 0 и при s

оо cos tp(

0.

Однако величина cos ф( не характеризует еще потреб­ ление двигателем реактивной энергии из сети. Для анализа

98


этого вопроса необходимо определить величину cos фх. В соответствии с векторной диаграммой рис. 2-42 можно записать:

cos срх = Го cos ф2// х.

(2-70)

Из (2-66) и (2-64)

IJI'z = У а 1(1 + s'k/s2+ 2as'iJs) + 1 + 2 а ]/1 — a2sT

Учитывая, что а 2 1 и a2s2K< ^ l, можно упростить полученное выражение. Тогда

cos ф1 = .

■ ,

■ ” к(1+ад) ..................... . (2-71)

Y[a*s?t (1 + 2м) + s2 (1 + 2а) ] (s2 + 2as*s-+ s’ )

Соответственно для крупных машин, у которых а яа 0,

cos фХ:

« )2 в* + s-. [а2 +

Г (2-71а)

У {1 +

(1 + а )2 ] S* + а 2s'

Из анализа этих

выражений

следует, что cos фх = 0

при s = 0, т. е. в режиме идеального холостого хода двигатели потребляют из сети чисто реактивный ток намагничивания. Этот же

вывод следует из круговой

 

 

 

диаграммы. При увеличе­

 

 

 

нии

скольжения коэффи­

 

 

 

циент мощности цепи ста­

 

 

 

тора

сначала

возрастает,

 

 

 

а затем

снижается. Из

 

 

 

(2-71а) можно найти сколь­

 

 

 

жение,

соответствующее

 

 

 

максимуму cos фх:

Рис. 2-44. Зависимость

коэффи­

 

 

 

 

s(cos ф)м —

у

1 _|_а ■ (2-72)

циента мощности асинхронного

двигателя

от скольжения.

 

 

 

 

Значение S(COs?) m обычно несколько

меньше

sH, т. е.

s (совф)м — (0,8

ж 0,9) sH. Поэтому в номинальном

режиме

работа двигателя характеризуется почти наибольшим значением cos фх. Подстановка в (2-71a) s (COS<p)M дает:

(cos ф1)макс = 1/(1 + 2а).

(2-73)

Следует заметить, что полученные

здесь выражения

s (С08ф)м и (cos фх) Макс справедливы для двигателей с ма­ лым сопротивлением обмотки статора, когда а «=* 0. Для двигателей небольшой мощности значение s озф)м по

4 *

99



(2-72) только приблизительно соответствует условию мак­

симума cos срх-

При больших значениях скольжения (s оо) cos ->

-v asj{ 1

+ 2а) согласно (2-71) и соответственно cos срх -> О

при й »

0 .

Следует отметить, что для любых значений скольже­

ния cos ф1 <

cos ер}. Этот вывод следует непосредственно

из анализа

векторной диаграммы токов на рис. 2-42,

так как реактивная составляющая тока / х всегда больше реактивной составляющей / 2 на значение тока намагни­ чивания двигателя / р.

Асинхронный двигатель может работать в тех же тормозных режимах, что и двигатель постоянного тока, а именно: в режимах рекуперативного торможения, противовключения, динамического с независимым возбужде­ нием и самовозбуждения.

Режим рекуперативного торможения имеет место при

со > со0

и соответственно

при s *< 0.

В этом случае годо­

графом

вектора

будет

верхняя

полуокружность С2,

а годографом вектора 71 — нижняя полуокружность Сх — см. круговую диаграмму на рис. 2-42. Из векторной диаграммы следует, что активные составляющие токов i'i и представляющие собой проекции указанных

векторов соответственно на векторы Е'г и £/ф, будут отри­ цательными, что соответствует отдаче асинхронной маши­ ной в сеть активной мощности (энергии), т. е. рекуперации энергии. Вместе с тем реактивная составляющая / х поло­ жительна, т. е. в этом случае асинхронная машина потреб­ ляет из сети реактивную мощность (энергию), необходимую для возбуждения.

С ростом угловой скорости, а значит, и с увеличением модуля s ток в цепи ротора увеличится. При этом конец вектора 1'2стремится к точке D2(рис. 2-42), а конец вектора /i — к точке Dx. Для указанных точек активные состав­ ляющие токов / 3 и /2 равны нулю, т. е. в этом случае рекуперация энергии в сеть прекращается. Учитывая, что

указанному положению соответствует cos cpj =

0, из (2-69)

находим:

 

s = srp = —i/a.

(2-74)

Таким образом, полученное ранее значение скольже­ ния sr „, соответствующее максимуму тока Г% при s < 0, соответствует также границе режима рекуперации энергии в сеть. Для машин небольшой мощности srp ^ — 1, что

100