Файл: Основы автоматизированного электропривода учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 218

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

рости; модуль жесткости механических характеристик уменьшается при снижении угловой скорости, а потери мощности в главной цепи при этом растут; диапазон регулирования ограничен; во всех случаях, кроме регу­ лирования скорости асинхронного двигателя изменением сопротивления в цепи статора, допустимый момент на­ грузки практически можно считать постоянным. Но вместе с тем существуют и специфические особенности регулировочных свойств каждого из двигателей. В связи с этим целесообразно раздельно рассмотреть реостатное регулирование для каждого типа двигателей.

а) Реостатное регулирование скорости двигателей постояиного тока

Схема включения двигателя постоянного тока неза­ висимого возбуждения, регулируемого с помощью рео­ стата в цепи якоря, представлена на рис. 4-2. Регулиро-

Рис. 4-2. Схема включе­

 

ния двигателя

постоян­

Рнс. 4-3. Механические харак­

ного тока независимого

теристики двигателя постоян­

возбуждения

при рео­

ного тока независимого воз­

статном регулировании

буждения при реостатном ре­

скорости. -

гулировании скорости.

ванне скорости осуществляется путем изменения сопро­ тивления R n „. Все остальные параметры схемы остаются неизменными. В частности, остается неизменным и ток возбуждения, а значит, и поток возбуждения двигателя: Ф = Фн. Если считать, что для всех значений угловой скорости допустимым по условиям нагрева током якоря является его номинальный ток, т. е. / я доп = / я н, то допустимый момент при регулировании скорости равен:

Мдоп = /сФ ц/я. ДОП = /с Ф ,Л . II = Мц.

(4 -3)

164

М 3 ) .
<
Рис. 4-4. Регулировочные ха­ рактеристики двигателя по­ стоянного тока независимого возбуждения при реостатном регулировании {М1 < М, <

Таким образом, при реостатном регулировании ско­ рости допустимый момент на валу двигателя не зависит от скорости и равен его номинальному моменту. Йцаче говоря, реостатное регулирование скорости двигателя постоянного тока независимого возбуждения может быть осуществлено при постоянном допустимом моменте ста­ тической нагрузки.

Из анализа уравнения ме­ ханической характеристики (2-9) следует, что при изме­ нении R n я возможно регу­ лирование угловой скорости только вниз от основной ско­ рости. На рис. 4-3 представ­ лены механические характе­ ристики двигателя при рео­ статном регулировании ско­ рости. В двигательном, режиме они все лежат ниже его естественной характери­ стики.

Из уравнения механиче­ ской характеристики следует,

что при постоянном моменте двигателя его угловая ско­ рость является линейной функцией сопротивления регу­ лировочного реостата

 

со = со

Ф„)*

м-

Яп

■м

 

или

о'

 

(АФ„)!

 

 

 

 

М

 

 

 

 

со = сое (М)

 

 

(4-4)

 

(*Фм);Яи.

 

где

со0 — скорость

идеального

холостого

хода;

 

сое — скорость

двигателя, определяемая по его

 

естественной характеристике при

заданном

значении М.

Последний член в (4-4) представляет собой падение скорости, обусловленное введением добавочного сопро­ тивления. На рис. 4-4 представлены зависимости со (Дп я) для ряда значений М = const. Из анализа (4-4) и зави­ симостей со (Дп. я) на рис. 4-4 следует, что по мере сниже­ ния момента на валу двигателя реостатное регулирова­ ние скорости становится малоэффективным, а при М —>■ -> 0 изменение сопротивления в цепи якоря практически не приводит к изменению скорости.

165


При реостатном регулировании модуль жесткости механических характеристик снижается по мере умень­ шения скорости. Этот вывод следует из анализа характе­ ристик на рис. 4-3 и из (2-16). Данное обстоятельство ограничивает диапазон регулирования скорости. В тех случаях, когда бывает задано значение минимального модуля жесткости механических характеристик |Р |мш„ наи­ меньшая скорость при номинальном моменте на валу согласно (2-14) и (2-16) будет равна:

®М11Н — ®0 ( 1

 

Мп

:С0, I Ра ^мин — 1

 

 

 

 

шо ! Р |мин.

 

I Р* |мин

 

Наибольшая скорость, соответствующая естественной

характеристике,

 

 

 

 

 

 

 

® м а д с — ® о ( 1 — Я я * ) = ® о ^

^

 

 

Отсюда

 

 

 

 

I Ре* |

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

Дп*

 

IMIIU

I Ро* I

1

1Р» [мин

(4-5)

I Р*

|мпп

1

I Р* |шш— 1

 

I Ре* |

 

 

 

Из (4-5) следует, что с уменьшением заданного значе­ ния |Р*|Ш1„ увеличивается диапазон регулирования. На величину D влияет также внутреннее сопротивление дви­ гателя: с увеличением Rn% диапазон регулирования уменьшается.

Часто вместо значения минимальной жесткости ха­ рактеристик задают наибольшее отклонение момента ста­ тической нагрузки ДД/с.доп, приводящего к остановке двигателя. В этом случае Л/к. 0 = М п ДЛ/С.доп. При этом в соответствии с (2-14)

®мнн — ®о

Л /|.

Д А Л С. ДОП»

Д-^С. ДОП /

= ®п

ЛЛ| +

0 1 + ДМс. доп*

Тогда

 

D

(1 —Дя*) (1 ~Т ^А/е,доп»)

(4-6)

 

' с. доп*

 

 

 

Обычно

ДМо.доп* = 0,5 -г- 1, тогда Й <

(3 -г 2) х

X (1 — R%).

Таким образом, в схемах реостатного регу­

лирования скорости двигателей постоянного тока неза­ висимого возбуждения при условии М с = const диапазон регулирования обычно не превосходит 2—2,5.

Диапазон регулирования в рассматриваемой схеме ограничен также из-за увеличения потерь энергии при ре-

166


гулировании и соответствующего снижения к. п. д. Дей­ ствительно, при постоянном моменте иа валу двигателя мощность, потребляемая из сети, также остается постоян­ ной

Pc — UCI я = щ М - const,

тогда как его механическая мощность

Рм =

снижается с уменьшением угловой скорости, а потери мощпости возрастают пропорционально падению ско­ рости ДРЭЛ = А соМ. Таким образом, в случае регулиро­ вания скорости при М — const

(4-7)

Среднее значение к. и. д. в заданном диапазоне регу­ лирования может быть определено из (4-2а) при подста­ новке в него (4-7)

ilcp = :^

- Tle,

(4-8)

где ре = <ве* — к- п- Д- при

заданном

значении момента

и работе двигателя на

естественной ха­

рактеристике.

При реостатном регулировании скорости двигателей постоянного тока последовательного и смешанного воз­ буждения также изменяется добавочное сопротивление в цепи якоря. В этом случае основные показатели регу­ лирования остаются такими же, как и у двигателей с не­ зависимым возбуждением. В частности, допустимый мо­ мент остается неизменным и равным номинальному в силу

того, что

при I я = /„ н = const поток двигателей Ф =

= Фи =

const.

Из (2-35а) следует, что при постоянном значении мо­ мента зависимость скорости двигателей последовательного

и смешанного возбуждения от величины сопротивлений

вцепи якоря является линейной. Для построения зави­ симостей со (R„) при М = const можно воспользоваться

естественной механической характеристикой двигателя и зависимостью М (7Я). С помощью последней при'за­ данном М определяется значение / я и величина сопротив­ ления цепи якоря при со = 0 по формуле R a_0 = £/с// я- Соответствующие построения показаны на рис. 4-5. Сле­ дует подчеркнуть, что с помощью зависимостей со (Rn)

167


Рис. 4-5. К построению механических характеристик двигателей последовательного (а) и смешанного (б) возбуждения при реостатном регулировании скорости.

168

могут быть построены реостатные механические харак­ теристики для заданных значений R a Аналогичный метод может быть использован и для построения скоростных характеристик двигателей последовательного и смешан­ ного возбуждения.

Значения скорости на искусственных реостатных ха­ рактеристиках могут быть определены и расчетным путем

при заданном токе

 

если

известна

естественная харак­

теристика. При этом используется формула

 

_m с— (Дя Ди Д]7. я) Ai

(4-9)

и

e

U0- ( R a + R B) I a ’

 

где сое — скорость

на

естественной

характеристике

при

заданном М или / я.

представленных

на

Анализ зависимостей

ю (R n),

рис. 4-5, показывает, что при малых значениях момента реостатное регулирование скорости двигателей последо­ вательного и смешанного возбуждения неэффективно.

б) Реостатное регулирование скорости асинхронных двигателей

Реостатное регулирование угловой скорости асин­ хронных двигателей может осуществляться различными

способами, а именно: регулировочные

резисторы

мо­

гут включаться последо­

 

 

 

 

вательно с обмотками ста­

 

 

 

 

тора или ротора, они могут

 

 

 

 

быть симметричными, т. е.

 

 

 

 

одинаковыми во всех трех

 

pi

рг

рз

фазах, либо несимметрич­

 

м

 

 

ными.

 

 

дви­

 

 

ЗУ

Для асинхронных

 

^2п

 

 

гателей с фазным ро­

 

11-----1Г

тором применяется

регу­

 

1 Г

1 Г

лирование

скорости

пу­

 

 

 

 

тем изменения сопротивле­

 

 

6)

 

ний в цепи ротора, как это

 

 

 

 

 

 

 

показано

на

рис. 4-6, а,

Рис. 4-6. Схемы включения в цепь

а для двигателей с корот­

ротора плавно регулируемых ре­

козамкнутым ротором ис­

зисторов (а) и резисторов, пере­

пользуются

сопротивле­

ключаемых с помощью

контакто­

ров 1У,

2У, ЗУ (б).

 

ния в цепи статора.

При включении симметричных сопротивлений в цепи ротора изменяется значение критического скольжения,

169