Файл: Основы автоматизированного электропривода учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 222
Скачиваний: 2
а критический момент остается неизменным. Из (2-53) следует, что с увеличением R'm пропорционально растет и критическое скольжение, т. е.
$к. и |
R .,-{ -R a x x |
|
(4-10) |
|
4'и.0 |
л; |
’ |
||
|
где sK.в — критическое скольжение на естественной харак теристике.
При постоянном значении тока Г2, как это следует из (2-50), между скольжением и сопротивлением ротор ной цепи существует линейная зависимость
s = A (R 2+ R an), |
(4-11) |
где
У (иф/Г2)2- ^ - я х
Подставляя в (2-49) значение s по (4-11), находим:
м = Ш = - « ; r i W w # - - * J-
Из полученного выражения следует, что при постоян ном значении 1'2момент асинхронного двигателя М = const п не зависит от сопротивления цепи ротора, а значит, и от скорости. В частности, при 7* = I'iH
м — Ми,
ЛУдоп ” щ А
т. е. при регулировании скорости асинхронного двига
теля с |
фазным |
ротором путем изменения сопротивления |
в цепи |
ротора |
допустимый момент остается постоянным |
и равным номинальному.
Из (4-11) и (2-49) следует и другой вывод: при реостат ном регулировании угловой скорости асинхронного дви гателя путем изменения сопротивления в роторе для од ного и того же значения тока ротора, а значит, и момента
справедливо соотношение |
|
|
|
|
SI _ |
R2+ Д2п! |
|
(4-12) |
|
SII |
R i + R l n l l |
’ |
||
|
||||
где si, Six — значения скольжения |
при |
заданном значе |
||
нии момента и включении в цепь ротора |
||||
добавочных |
сопротивлений |
соответственно |
R'iai И R anil-
170
В частности, для номинального момента на валу можно записать:
%.е _ |
Да |
(4-13) |
|
sit.n |
Да+Дзп’ |
||
|
где s„ е, sHп — скольжение при поминальном моменте на валу на естественной и искусственной рео статной характеристиках.
Рабочий участок механической характеристики асин хронного двигателя может быть выражен уравнением
прямой (2-57а) |
М = м „ |
Ми |
|
|
|
(соо-ш). |
|
||
|
|
Шо®н.ц |
|
|
Подставляя |
в это выражение значения s„ = |
sH„, по |
||
(4-13) находим: |
|
|
|
|
“ = “ о- ^ № |
+ В Д М = Юо( 1 - ^ м ) - ^ 2пМ |
|||
или |
со = ие (М) — BMR'2n. |
(4-14) |
||
|
||||
Сопоставление последнего уравнения с (4-4) показы |
||||
вает их полную идентичность, |
что позволяет |
распро |
странить полученные ранее выводы для двигателя постоян ного тока независимого возбуждений о характере изме нения регулировочных сопротивлений, жесткости меха
нических характеристик, диапазоне регулирования |
и |
к. п. д. на асинхронный двигатель с фазным ротором, |
ре |
гулирование скорости которого осуществляется измене нием симметричных сопротивлений в цепи ротора.
Анализ выражения для коэффициента мощности ро тора асинхронного двигателя (2-69) совместно с (4-11) и (4-13) позволяет установить, что при реостатпом регули ровании скорости в случае постоянного момента коэф фициент мощности цепи ротора остается* неизменным. Следовательно, не изменяется и коэффициент мощности двигателя — см. (2-70).
Следует также подчеркнуть, что в отличие от двига телей постоянного тока в рассматриваемом случае необ ходимо' осуществлять регулирование сопротивлений од новременно в трех цепях. Это означает, что при переклю чении ступеней скорости с помощью контакторов необ ходимы аппараты,' имеющие не менее двух пар контактов
(см. рис. 4-6, б).
На рис. 4-7, а показана схема регулирования угловой скорости асинхронного двигателя путем изменения сим-
171
метричных сопротивлений в цепи статора. Этот способ применяется для двигателей с короткозамкнутым ротором и позволяет осуществить регулирование скорости в зоне низке основной скорости. Из (2-53) и (2-54) следует, что при введении симметричных добавочных сопротивлений
R in |
в фазы обмотки статора будут зшеныпаться значе |
ния |
sK и М к, что соответствует сокращению рабочего |
участка механической характеристики двигателя, как
показано на рис. 4-8. При этом с увеличением R |
крити |
||||||||
ческий |
момент |
в двигательном режиме |
снижается быст- |
||||||
[ |
[ |
I |
h |
i b |
b |
аь |
сгь |
сзь |
|
ЗУ |
|
|
|
||||||
щ |
' |
М |
j |
J |
_Г |
|
|
|
|
|
|
|
'ргУ СЧЬ |
С5о СВА |
|||||
|
|
|
н |
|
|
||||
|
|
|
г-1 |
|
|
Н Г |
н г |
ЗУ |
|
|
|
|
сз |
/?,„ |
гу |
||||
|
|
|
а |
сг |
н г |
н г |
б)
I ___ ][___ I
*)
Рис. 4-7. Схемы включения резисторов в цептг статора асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором.
а — плавное регулирование сопротивлений; 6 — ступенчатое регулирование сопротивлений; в — сопротивления включены в разрыв нулевой точки звезды обмоток.
рее, чем критическое скольжение, что приводит к сниже нию модуля жесткости рабочего участка механических характеристик.
Очень важным вопросом для рассматрпваемого способа регулирования является определение допустимых нагру зок двигателя при изменении скорости. Это связано прежде всего с тем, что в данном случае потери скольжения вы деляются только в самой электрической машине, тогда как при изменении сопротивления в цепи ротора часть потерь скольжения, пропорциональная величине этого сопротивления, выделяется вне объема двигателя во внеш них регулировочных резисторах. Полагая, как и прежде, что 7адоП= Гт, находим из (2-49):
М:дол |
3/о-1,До |
Мнgn.e |
(4-15) |
|
|
|
|
|
CO0S |
S |
|
172
или
Мдоп= Мн 2 ? = ^ . (4-lJ5a)
Зависимость Маоп (со) показана на рис. 4-8 пунктир
ной линией.
Из полученных выражений следует, что с уменьше нием скорости значительно снижается величина допусти
мого |
момента |
двигателя. |
В |
|
|||
частности, |
для неподвижного |
>Rim |
|||||
двигателя |
Мдоп = MHsB |
- |
|
||||
= (0,03 - г - |
0,13) М я. |
Поэтому |
|
||||
данный метод регулирования |
|
||||||
более |
целесообразно |
приме |
|
||||
нять для двигателей с отно |
|
||||||
сительно большим номиналь |
|
||||||
ным |
скольжением. |
|
Кроме |
|
|||
того, |
необходимо, чтобы мо |
|
|||||
мент |
статической |
нагрузки |
|
||||
снижался по мере уменыПе- |
|
||||||
ния скорости, |
как |
и |
М д 0П. |
|
|||
В противном |
случае |
возни |
|
кает необходимость завыше |
Рис. 4-8. |
Механические харак |
|||||
ния установленной мощности |
|||||||
теристики |
асинхронного дви |
||||||
двигателя. |
|
|
|
гателя при регулировании ско |
|||
Для определения зависи |
рости изменением сопротивле |
||||||
мости скорости от добавоч |
ния |
в |
цепи статора. |
||||
ного сопротивления при до |
|
|
|
||||
пустимом |
моменте на валу следует обратиться к (2-50), |
||||||
принимая |
в |
нем Д = Гт. Тогда |
|
|
|||
|
|
|
|
R |
|
|
|
|
|
Si2h ----------------------- =------------------ |
|||||
Учитывая, |
что |
|
|
|
|
||
|
|
U<b/I’2n — V {R-1 + |
-%/5ц. е)2 + |
|
ХК1 |
||
можно записать: |
|
Д'„ |
|
|
|||
|
|
SI9 |
|
|
(4-16) |
||
|
|
R«/Sa.e—Л1П |
|
||||
|
|
2н |
|
|
|||
или, вводя R ia/R!2 — а1} |
|
|
|
у |
|||
|
|
Si,2н |
|
sH.e |
|
(4-16а) |
|
|
|
1 — я1$н.е |
|
173
Подставляя последнее выражение в (4-15), находим также
Ч. |
|
|
71^дон = |
Ми(1 |
ULSnс) . |
|
|
|
|
|
|||||
Зависимости s* |
(с^) |
и Мкои (а^) показаны на рис. |
4-9. |
||||||||||||
Анализ этих зависимостей и (4-15) показывает, что |
|||||||||||||||
даже |
при небольшом снижении скорости резко |
падает |
|||||||||||||
sI2h |
|
|
|
|
|
|
|
|
допустимый момент дви |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
гателя. |
Так, |
при |
уве |
||||
$н.еГ |
|
|
|
|
|
|
1 |
|
|||||||
10- |
1,0 |
|
|
|
|
|
|
личении |
скольжения в |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
|
N |
|
|
|
|
Sue N |
|
2 |
раза |
по |
сравнению |
||||
8- |
0,8 |
|
<?'t2n * |
|
с s„ е, т. |
е. при сниже |
|||||||||
|
|
|
|
||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
нии |
скорости |
всего |
||||
6- |
0,6 |
|
МАon* |
|
|
|
лишь |
на 8—15%, ■до |
|||||||
|
|
|
|
|
|
пустимый момент умень |
|||||||||
О- |
0,4 |
|
|
|
|
|
|
|
шается |
в 2 |
раза. |
По |
|||
|
|
|
|
|
|
|
этой |
причине диапазон |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
г- |
о,г |
|
|
|
|
|
|
|
регулирования |
обычно |
|||||
|
|
|
|
|
A |
|
не |
превышает |
1,15— |
||||||
|
|
|
|
|
CLj |
|
|||||||||
01 |
|
|
|
|
|
1 ,2 . |
|
|
|
|
|
||||
о |
|
|
|
__ 1lJ L |
ю |
|
регулировании |
||||||||
|
|
|
|
|
8 |
|
При |
||||||||
Рис. 4-9. Регулировочные характе |
угловой скорости изме |
||||||||||||||
ристики й)/о1| |
п sr2il |
{а-,) |
п |
зави |
нением |
сопротивлений |
|||||||||
симость допустимого |
момента |
от |
в цепи статора к. п. д. |
||||||||||||
величины добавочного сопротивления |
привода ниже, чем в |
||||||||||||||
при регулировании скорости асин |
случае |
регулирования |
|||||||||||||
хронного двигателя изменением со |
изменением |
роторных |
|||||||||||||
противления в |
цепи |
статора. |
|
||||||||||||
вод |
следует |
из |
(2-G8). |
|
|
|
сопротивлений. Этот вы |
||||||||
Действительно, |
в данном |
случае |
|||||||||||||
|
|
|
|
|
11 |
|
|
1 - х |
|
|
|
|
|
(4-17) |
|
|
|
|
|
|
|
(a + nl) s+ l ’ |
|
|
|
||||||
где |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
а-\-а |
— Rl~ — Rl + ^1П |
|
|
|
|
|
||||||
|
|
|
+ |
|
1 ~ |
К. |
~ |
К. |
' |
|
|
|
|
|
Следовательно, с ростом регулировочного сопротивле ния Rin при одном и том же скольжепии снижается к. п. д.
Коэффициент мощности цепей ротора и соответственно статора с ростом R in при одном и том же скольжении, как это следует из (2-69) и (2-70), несколько возрастает.
Для переключения ступеней сопротивлений по схеме рис. 4-7, б должны использоваться трехполюсные контак торы. При включении обмотки статора в звезду по схеме рис. 4-7, в могут применяться двухполюсные контакторы.
174