Файл: Основы автоматизированного электропривода учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 222

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

а критический момент остается неизменным. Из (2-53) следует, что с увеличением R'm пропорционально растет и критическое скольжение, т. е.

$к. и

R .,-{ -R a x x

 

(4-10)

4'и.0

л;

 

где sK.в — критическое скольжение на естественной харак­ теристике.

При постоянном значении тока Г2, как это следует из (2-50), между скольжением и сопротивлением ротор­ ной цепи существует линейная зависимость

s = A (R 2+ R an),

(4-11)

где

У (иф/Г2)2- ^ - я х

Подставляя в (2-49) значение s по (4-11), находим:

м = Ш = - « ; r i W w # - - * J-

Из полученного выражения следует, что при постоян­ ном значении 1'2момент асинхронного двигателя М = const п не зависит от сопротивления цепи ротора, а значит, и от скорости. В частности, при 7* = I'iH

м Ми,

ЛУдоп ” щ А

т. е. при регулировании скорости асинхронного двига­

теля с

фазным

ротором путем изменения сопротивления

в цепи

ротора

допустимый момент остается постоянным

и равным номинальному.

Из (4-11) и (2-49) следует и другой вывод: при реостат­ ном регулировании угловой скорости асинхронного дви­ гателя путем изменения сопротивления в роторе для од­ ного и того же значения тока ротора, а значит, и момента

справедливо соотношение

 

 

 

SI _

R2+ Д2п!

 

(4-12)

SII

R i + R l n l l

 

где si, Six — значения скольжения

при

заданном значе­

нии момента и включении в цепь ротора

добавочных

сопротивлений

соответственно

R'iai И R anil-

170


В частности, для номинального момента на валу можно записать:

%.е _

Да

(4-13)

sit.n

Да+Дзп’

 

где s„ е, sHп — скольжение при поминальном моменте на валу на естественной и искусственной рео­ статной характеристиках.

Рабочий участок механической характеристики асин­ хронного двигателя может быть выражен уравнением

прямой (2-57а)

М = м

Ми

 

 

 

(соо-ш).

 

 

 

Шо®н.ц

 

 

Подставляя

в это выражение значения s„ =

sH„, по

(4-13) находим:

 

 

 

 

“ = “ о- ^ №

+ В Д М = Юо( 1 - ^ м ) - ^ 2пМ

или

со = ие (М) — BMR'2n.

(4-14)

 

Сопоставление последнего уравнения с (4-4) показы­

вает их полную идентичность,

что позволяет

распро­

странить полученные ранее выводы для двигателя постоян­ ного тока независимого возбуждений о характере изме­ нения регулировочных сопротивлений, жесткости меха­

нических характеристик, диапазоне регулирования

и

к. п. д. на асинхронный двигатель с фазным ротором,

ре­

гулирование скорости которого осуществляется измене­ нием симметричных сопротивлений в цепи ротора.

Анализ выражения для коэффициента мощности ро­ тора асинхронного двигателя (2-69) совместно с (4-11) и (4-13) позволяет установить, что при реостатпом регули­ ровании скорости в случае постоянного момента коэф­ фициент мощности цепи ротора остается* неизменным. Следовательно, не изменяется и коэффициент мощности двигателя — см. (2-70).

Следует также подчеркнуть, что в отличие от двига­ телей постоянного тока в рассматриваемом случае необ­ ходимо' осуществлять регулирование сопротивлений од­ новременно в трех цепях. Это означает, что при переклю­ чении ступеней скорости с помощью контакторов необ­ ходимы аппараты,' имеющие не менее двух пар контактов

(см. рис. 4-6, б).

На рис. 4-7, а показана схема регулирования угловой скорости асинхронного двигателя путем изменения сим-

171


метричных сопротивлений в цепи статора. Этот способ применяется для двигателей с короткозамкнутым ротором и позволяет осуществить регулирование скорости в зоне низке основной скорости. Из (2-53) и (2-54) следует, что при введении симметричных добавочных сопротивлений

R in

в фазы обмотки статора будут зшеныпаться значе­

ния

sK и М к, что соответствует сокращению рабочего

участка механической характеристики двигателя, как

показано на рис. 4-8. При этом с увеличением R

крити­

ческий

момент

в двигательном режиме

снижается быст-

[

[

I

h

i b

b

аь

сгь

сзь

 

ЗУ

 

 

 

щ

'

М

j

J

 

 

 

 

 

 

 

'ргУ СЧЬ

С5о СВА

 

 

 

н

 

 

 

 

 

г-1

 

 

Н Г

н г

ЗУ

 

 

 

сз

/?,„

гу

 

 

 

а

сг

н г

н г

б)

I ___ ][___ I

*)

Рис. 4-7. Схемы включения резисторов в цептг статора асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором.

а — плавное регулирование сопротивлений; 6 — ступенчатое регулирование сопротивлений; в — сопротивления включены в разрыв нулевой точки звезды обмоток.

рее, чем критическое скольжение, что приводит к сниже­ нию модуля жесткости рабочего участка механических характеристик.

Очень важным вопросом для рассматрпваемого способа регулирования является определение допустимых нагру­ зок двигателя при изменении скорости. Это связано прежде всего с тем, что в данном случае потери скольжения вы­ деляются только в самой электрической машине, тогда как при изменении сопротивления в цепи ротора часть потерь скольжения, пропорциональная величине этого сопротивления, выделяется вне объема двигателя во внеш­ них регулировочных резисторах. Полагая, как и прежде, что 7адоП= Гт, находим из (2-49):

М:дол

3/о-1,До

Мнgn.e

(4-15)

 

 

 

 

CO0S

S

 

172


или

Мдоп= Мн 2 ? = ^ . (4-lJ5a)

Зависимость Маоп (со) показана на рис. 4-8 пунктир­

ной линией.

Из полученных выражений следует, что с уменьше­ нием скорости значительно снижается величина допусти­

мого

момента

двигателя.

В

 

частности,

для неподвижного

>Rim

двигателя

Мдоп = MHsB

-

 

= (0,03 - г -

0,13) М я.

Поэтому

 

данный метод регулирования

 

более

целесообразно

приме­

 

нять для двигателей с отно­

 

сительно большим номиналь­

 

ным

скольжением.

 

Кроме

 

того,

необходимо, чтобы мо­

 

мент

статической

нагрузки

 

снижался по мере уменыПе-

 

ния скорости,

как

и

М д 0П.

 

В противном

случае

возни­

 

кает необходимость завыше­

Рис. 4-8.

Механические харак­

ния установленной мощности

теристики

асинхронного дви­

двигателя.

 

 

 

гателя при регулировании ско­

Для определения зависи­

рости изменением сопротивле­

мости скорости от добавоч­

ния

в

цепи статора.

ного сопротивления при до­

 

 

 

пустимом

моменте на валу следует обратиться к (2-50),

принимая

в

нем Д = Гт. Тогда

 

 

 

 

 

 

R

 

 

 

 

Si2h ----------------------- =------------------

Учитывая,

что

 

 

 

 

 

 

U<b/I’2n — V {R-1 +

-%/5ц. е)2 +

 

ХК1

можно записать:

 

Д'„

 

 

 

 

SI9

 

 

(4-16)

 

 

R«/Sa.e—Л1П

 

 

 

 

 

или, вводя R ia/R!2 — а1}

 

 

 

у

 

 

Si,

 

sH.e

 

(4-16а)

 

 

1 — я1$н.е

 

173


Подставляя последнее выражение в (4-15), находим также

Ч.

 

 

71^дон =

Ми(1

ULSnс) .

 

 

 

 

 

Зависимости s*

(с^)

и Мкои (а^) показаны на рис.

4-9.

Анализ этих зависимостей и (4-15) показывает, что

даже

при небольшом снижении скорости резко

падает

sI2h

 

 

 

 

 

 

 

 

допустимый момент дви­

 

 

 

 

 

 

 

 

гателя.

Так,

при

уве­

$н.еГ

 

 

 

 

 

 

1

 

10-

1,0

 

 

 

 

 

 

личении

скольжения в

 

 

 

 

 

 

 

 

N

 

 

 

 

Sue N

 

2

раза

по

сравнению

8-

0,8

 

<?'t2n *

 

с s„ е, т.

е. при сниже­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

нии

скорости

всего

6-

0,6

 

МАon*

 

 

 

лишь

на 8—15%, ■до­

 

 

 

 

 

 

пустимый момент умень­

О-

0,4

 

 

 

 

 

 

 

шается

в 2

раза.

По

 

 

 

 

 

 

 

этой

причине диапазон

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г-

о,г

 

 

 

 

 

 

 

регулирования

обычно

 

 

 

 

 

A

 

не

превышает

1,15—

 

 

 

 

 

CLj

 

01

 

 

 

 

 

1 ,2 .

 

 

 

 

 

о

 

 

 

__ 1lJ L

ю

 

регулировании

 

 

 

 

 

8

 

При

Рис. 4-9. Регулировочные характе­

угловой скорости изме­

ристики й)/о1|

п sr2il

{а-,)

п

зави­

нением

сопротивлений

симость допустимого

момента

от

в цепи статора к. п. д.

величины добавочного сопротивления

привода ниже, чем в

при регулировании скорости асин­

случае

регулирования

хронного двигателя изменением со­

изменением

роторных

противления в

цепи

статора.

 

вод

следует

из

(2-G8).

 

 

 

сопротивлений. Этот вы­

Действительно,

в данном

случае

 

 

 

 

 

11

 

 

1 - х

 

 

 

 

 

(4-17)

 

 

 

 

 

 

(a + nl) s+ l ’

 

 

 

где

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

а-\-а

Rl~ Rl + ^1П

 

 

 

 

 

 

 

 

+

 

1 ~

К.

~

К.

'

 

 

 

 

 

Следовательно, с ростом регулировочного сопротивле­ ния Rin при одном и том же скольжепии снижается к. п. д.

Коэффициент мощности цепей ротора и соответственно статора с ростом R in при одном и том же скольжении, как это следует из (2-69) и (2-70), несколько возрастает.

Для переключения ступеней сопротивлений по схеме рис. 4-7, б должны использоваться трехполюсные контак­ торы. При включении обмотки статора в звезду по схеме рис. 4-7, в могут применяться двухполюсные контакторы.

174