Файл: Основы автоматизированного электропривода учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 215
Скачиваний: 2
обычно производится вспомогательная операция фазирования, ири которой роторы получают синфазное положение в пространстве, что исключает указанные нежелательные явления при дальнейшем пуске.
Приведение машин электрического вала в сиифазпое положепне осуществляется путем включения только уравнительных машин или основных машин системы рабочего вала при отключенном доба вочном сопротивлении в цени ротора. При атом, еслп все три фазы обмоток статоров обеих машин подключены к сети, развиваемые ими моменты определяются по (3-11) и (3-13) при s = 1. Как видно из кривых на рис. 3-11, в этом случае в зависимости от начального
угла рассогласования 0 мо менты, развиваемые асинхрон ными двигателями, могут из меняться в широких пределах. R частности, при значениях 0, близких л, оба момента имеют одинаковый знак. Под дейст вием таких моментов обе ма шины будут вращаться в одном направлении. При этих усло виях процесс установления роторов в синфазное положе ние затягивается и сопровож дается большими бросками то ков электрических машин.
|
Длительность процесса фа- |
|||
|
знровкн роторов можно за |
|||
Рис. 3-18. Принципиальная схема |
метно сократить, еслп обеспе |
|||
чить |
противоположные знаки |
|||
включения машин электрического |
||||
моментов машин |
независимо |
|||
вала для предварительной фазн- |
||||
-от их взаимного положения. |
||||
ровкн роторов. |
||||
Н этом случае роторы машин |
||||
|
||||
|
будут |
вращаться |
навстречу |
друг другу, что приведет к уменьшению угла рассогласования. Для обеспечения указанных условий фазирования обычно исполь зуется подключение к сети только двух фаз обмоток статоров машин, как это показано на рис. 3-18.
Пульсирующее поле, возникающее при таком включении машин, может быть заменено полями прямой и обратной последователь ностей. Момент асинхронного двигателя в этом случае определяется двумя составляющими Л/П], и Л/орр. При s = 1 напряжения прямой и обратной последовательностей будут равны половине фазного на пряжения при трехфазном включении: |£/пр1 = |[ /0бр| = Uф/2.
Учитывая данное соотношение, можно записать:
I А/к. пр i = . М к. обр i = М к. е/4.
Тогда
-Л-^пр = М 0бР = А/„. сх'4 = о (1/.?,. + sK/l) * |
(3-25) |
Еслп ротор первой машины отстает от прямого поля, то момент прямой последовательности
й/уты1р1 = (Л/ц.РХ/8) [1 —cos 0 - f(l/s K) sin 0]. |
(3-26) |
152
В то же время поле обратной |
последовательности |
машина |
|||
АД1 опережает и ее момент обратной последовательности |
равен: |
||||
■^уд.оит — (ЛЛь сх/8) [1 — cos 0 — (1.-Sit) sin 0J. |
(3-27) |
||||
Тогда |
|
|
|
|
|
^ад! = AIу |
-Л/vu |
-Л1"-сх |
1- sin 6 = |
. (3-28) |
|
Соответственно для |
второй |
машпиы |
|
|
|
Шадг— |
•37ц. ex |
1 |
п |
Л/,, sin 0 |
(3-29) |
|
4 |
*к |
“ |
2(1 + 4) |
|
Уравнительный момент, действующий в системе, складывается из моментов двух машин Мад1 н Л/ад2. Эти моменты стремятся повернуть роторы навстречу друг другу, устанавливая их в синфаз ное положение, при котором угол 0 равен нулю.
При различных статических моментах на валах двигателей угол 0 ие может стать равным нулю. Конечная его величина опреде ляется разностью статических моментов на валах. При этом урав нительный момент, действующий в .системе, определяется разностью э. д. с., возникающей за счет угла рассогласования.
После того как машпиы электрического вала займут синфазное или близкое к нему положение, производится пуск системы до установившейся скорости. В системе с уравнительными машинами он осуществляется любым известным способом пуска главных дви гателей, а в системе рабочего вала с помощью пускового реостата в роторной цепи двигателей. Вследствие наличия уравнительных моментов пуск машин осуществляется практически нрп синфазном положении механических валов.
3-4. МНОГОДВИГАТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ СОГЛАСОВАННОГО ВРАЩЕНИЯ С ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЕМ ЧАСТОТЫ
Для некоторых производственных комплексов имеется необхо димость в согласовании движения отдельных их механизмов. Такая задача возникает, например, при согласовании движения механиз мов металлорежущих станков, группы конвейеров пт. п. Указанному требованию удовлетворяет система многодвпгателыюго электро привода, схема которого приведена на рис. 3-19. Двигатели Д1 п Д2 в системе согласованного вращения являются машинами двойного питания. Их угловая скорость определяется выражением
со = 2л (fx—faVp-
Если двигатели Д1 м Д2 н асинхронный преобразователь час тоты АПЧ подключены к сети, причем АПЧ находится,в неподвиж ном состоянии, то частоты статорной п роторной цепей двигателей равны. При этом двигатели будут находиться в состоянии покоя. После того как преобразователь частоты начнет вращаться, напри мер, в направлении вращения его поля, частота /а уменьшится п двигатели Д1 и Д2 будут вращаться в направлении вращения пх полей со скоростью, пропорциональной разности частот Д — Д. В случае вращения ротора АПЧ против направления вращения его поля скорость двигателей Д1 п Д2 также направлена против направ-
153
леппя вращения |
полой |
п |
определяется |
разностью |
частот /2 — fi, |
||||||||
так как частота /2 |
при указанных условиях больше Д. |
|
|
||||||||||
|
При равных нагрузках двигатели Д1 и Д2 вращаются снифазно. |
||||||||||||
Векторы э. д. |
с. |
их роторов сдвинуты при этом иа одинаковый угол |
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
относительно вектора э. д. с. |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
ротора преобразователя часто |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
ты. Увеличение нагрузки на |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
валу |
одного |
из |
дпнгателой |
|||
|
|
|
|
|
|
|
приводит к возрастанию ума |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
рассогласования между векто |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
рами э. |
д. с. роторов АПЧ и |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
данного двигателя. При этом |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
увеличивается ток ротора дви |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
гателя |
н соответственно |
его |
||||
Рпс. |
3-19. Система согласован |
момент, а угловая скорость |
|||||||||||
останется неизменной. |
|
||||||||||||
ного |
вращения |
с |
асинхронным |
|
|||||||||
В том случае, когда систе |
|||||||||||||
преобразователем |
частоты |
АПЧ. |
|||||||||||
ма состоит из нескольких дви |
|||||||||||||
Д — двигатель, |
вращающий |
АПЧ; |
|||||||||||
гателей, |
вращающих собствен |
||||||||||||
Д1, |
Д2 — двигатели |
производствен |
ные мехапнзмы и подключен |
||||||||||
|
ных механизмов. |
|
|
||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
ных к сети и кольцам АПЧ- |
||||||
Д2, |
все опп |
работают |
с |
|
аналогично двигателям Д1 и |
||||||||
одинаковой |
скоростью, |
а |
роторы |
их |
сдвинуты в пространстве относительно ротора АПЧ на некоторые углы в соответствии с нагрузкой на их валах.
3-5. ДВУХДВИГАТЕЛЫ1ЫЙ ЭЛЕКТРОПРИВОД С ДИФФЕРЕНЦИАЛОМ
Одна из спстем электропривода с механическим дифференциа лом, соединяющим два двигателя, может быть представлена кине матической схемой, приведенной на рис. 3-20. Прп вращении дви гателей Д1 и Д2 ведущие шестерни 1 \\2 обкатываются по шестерням-
Рпс. 3-20. Кинематическая схема двухдвпгателыгого электропривода с дифференциалом.
Д 1.Д2 — двигатели; 1, |
2 — ведущие шестерни; з — |
выходная |
|
шестерня сателлитов; |
4', |
4” — шестерни-сателлиты; |
5 — ше |
стерня дифференциала; |
6 — подшипники сателлитов. . |
154
сателлитам 4' и 4", осе вращения которых связана с выходной шестерней дифференциала 3. Вращение сателлитов может привести к вращению их оси, а зпачит, и шестерни 3, от которой движение через дополнительную шестерню 5 передается рабочему органу производственного механизма.
Для определения основных соотношений в таком дифференциале следует обратиться к его принципиальной схеме, показанной на
рнс. 3-21. Из приведенной |
||||
схемы следует, что для опре |
||||
деления |
угловой скорости ш3 |
|||
выходной |
шестерни |
сателли |
||
тов 3 и передаваемого на нее |
||||
момента необходимо найти уг |
||||
ловую скорость оси сателли |
||||
тов 0'л — 0 3 — Oj' относитель |
||||
но оси |
Oj — 0 3 — 0 2 и соот |
|||
ветствующий |
момент |
относи |
||
тельно той же осп. Обратим |
||||
внимание |
на |
то, что угловая |
||
скорость <в3 может быть опре |
||||
делена |
по |
линейной |
скорости |
|
у0 | точка |
0\ |
|
|
|
шз = ио \ / 0 \ 0 3. |
(3-30) |
|
|
|
|
Для точек а |
н б, являю |
Рис. 3-21. Принципиальная ки |
||||
щихся общими как для сател |
||||||
лита, так н для ведущих ше |
нематическая |
схема |
дифферен |
|||
стерен 1 |
н 2, линейные |
ско |
|
циала. |
|
|
рости |
|
|
|
1 п 2 — основпые окружности веду |
||
va — bijR; |
иб = со2R, |
щих шестерен; |
з — выходной шестер |
|||
ни; 4’ и 4" — сателлитов; |
М, и со, — |
|||||
где R |
радиус |
ведущих ше- |
момент н угловая скорость двигате |
|||
ля Д1; М2 п и2'— то же для Д 2. |
||||||
стерши |
|
|
|
|
|
|
Линейную скорость точки 0\, |
учитывая, что эта точка является |
центром основной окружности сателлита 4‘, можно записать в виде
„ . _ уа + г>б |
--R |
ац+ Шз |
|
|
vOt ----- 5— |
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
Подставляя полученное значение Vq ' |
в (3-30) |
н учитывая, что |
||
в соответствии с кинематической схемой |
0'л0 3 =-R, |
паходим: |
||
. 0>з — СЧдиф = |
COi ~(—СОо |
(3-31) |
||
----- ------ . |
Момент на выходной шестерне равен сумме моментов двигателей. Действительно, момент относительно оси Ог — 0 3 — 0 а:
М3= Л/диф = FaR-^-FqR.
Сдругой стороны,
F a = M j R - F 6 = M2/R.
Следовательно,
М3= Мдцф= Мj М3.
155
Если пренебречь потерями сил трения в подшипниках сателли тов, то момент сил Fa н Fg относительно оси 0\ —0 3 —0'{ должен быть равен нулю, т. е. FaR,, — FgRi = 0, где Я., — радиус основной окружности шестерни сателлита. Подставляя в это выражение зна чения Fa п Fq, находим:
(RJR) (Л/!-Л/2)=0,
т. е.
Тогда
FIдцф — М3 —2Л/. |
(3-32) |
Уравнения механических характеристик двигателей Д1 и Д ‘2 имеют соответственно вид:
(Di = co0i — М / | Pi |; С0а = шо2 — Л // | Ра |.
Тогда угловая скорость выходной шестерни 3
шдиф — |
ш (,1 — |
М / 1 P i |
| |
со02 — |
Л/,/ i Ра I |
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
“ o i + W o a |
Л / / |
1 |
1 |
\ |
|
2 |
2 \ | Pi | "^ | Ра I / ' |
Учитывая (3-32), можно записать:
М дцф |
1 |
|
шДИф —мОДИф ~т ~ |
ГРТТ |
(3-33) |
|
|
|
где |
|
|
Идиф = (Ио1 + ш02),2. |
(3-34) |
Из (3-33) следует, что жесткость характеристики электропривода с дифференциалом
( 3 - 3 5 )
Если двигатели Д1 и Д2 имеют одинаковые механические харак теристики, го
а)и1 = (0и2= С0дпф; |
Pi = P2 = Pi |
Р д н Ф = |
2 р . |
Характеристики двигателей п электропривода с дифференциа лом удобно изображать в одних координатных осях, как это сделано для двух случаев па рис. 3-22. При заданном моменте двигателей М скорость выходной шестерни дифференциала определяется полу суммой скоростей двигателей, а момент на ее валу равен удвоенному моменту, как показано на рпс. 3-22, а п 6.
Применение дифферепцпала открывает дополнительные воз можности в отношении плавного регулирования скорости электро приводов. Так, например, иа рис. 3-23, а приведены характеристики 7 п 2 двигателей, имеющих одинаковые по величине положитель ную и отрицательную жесткости. Характеристика 3 электропривода прп этом является абсолютно жесткой, |рДИ,|,| = со. При вращении
156