Файл: Основы автоматизированного электропривода учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 168
Скачиваний: 2
уменьшается (рис. 1-1, б и в). Очевидно, что потери меха нической энергии покрываются источником энергии — двигателем при прямом потоке энергии и рабочим орга ном’ при обратном.
Работа, совершаемая двигателем или рабочим органом, определяется следующим образом:
при вращательном движении
|
t |
(1-1) |
W = ^ Ма dt |
||
|
о |
|
и при поступательном движении |
|
|
|
i |
(1-2) |
|
W = \Fvdt. |
|
|
о |
|
Механическая мощность определяется как производная |
||
работы по времени, т. е. |
|
|
Р |
dW = Мсо |
(1-3) |
|
dt |
|
для вращательного движения и |
|
|
|
P = Fv |
(1-4) |
для поступательного движения. |
и момент, Н |
|
В последних формулах F и М — сила |
и Н-м; о и v — угловая скорость и линейная скорость, рад/с п м/с.
Задача электропривода в конечном счете состоит в вы полнении заданных по технологическим требованиям зако нов движения рабочего органа с максимальным приближе нием. При реализации этой задачи часто исходят из того, что закон движения ротора двигателя пропорционален указанному закону для рабочего органа. Однако при этом необходимо иметь в виду, что механические звенья могут вносить искажения в передаваемое движение. Эти искаже ния возникают вследствие наличия в механических звеньях инерционности, потерь энергии, вследствие зазоров и упругости элементов, образующих звенья. Однако часто
это искажение несущественно, |
и в этих“СлущшГЪ ИШ1“ ' |
|
можно не считаться. |
I |
Гос. публичная |
научно-т©х«г!чевная |
||
|
| |
библмоте лм COUP |
1-2. ПРИВЕДЕННОЕ МЕХАНИЧЕСКОЕ ЗВЕНО ЭЛЕКТРОПРИВОДА
Механическая часть электропривода, как отмечалось в предыдущем параграфе, состоит пз нескольких звеньев и может представлять собой сложную кинематическую цепь с большим числом движущихся элементов.
Допустим, что указанная механическая часть состоит из абсолютно жестких, недеформируемых элементов и не содержит воздушных зазоров. При этом движение одного элемента дает полную информацию о движении всех остальных элементов, т. е. функциональные зависимости, соответствующие законам движения всех звеньев кине матической цепи привода, пропорциональны друг другу н от движения одпого элемента можно перейти по заранее известной взаимосвязи между координатами к движению любого другого элемента. Таким образом, движение элек тропривода можно рассматривать на каком-либо одном механическом элементе, к которому приведены все внеш ние моменты или силы, а также-все инерционные массы механических звепьев. Обычно за такой элемент прини мают вал двигателя.
Для приведения к валу двигателя момента или усилия нагрузки рабочего органа производственной машины вос пользуемся балансом мощности в механической части привода. При передаче энергии от двигателя к рабочему
органу в соответствии с диаграммой на рис. 1-1, б |
|
Л ^ р .о + ДР, |
(1-5) |
где Рс = М с® — мощность на валу двигателя; Рр.о — мощность на рабочем органе;
АР — мощность потерь в механических звеньях;
ы— угловая скорость вала двигателя;
Мс — момент сопротивления на валу двигате ля, называемый также статическим мо
ментом.
Если для механической части привода известен к. п. д. т], то равенство (1-5) может быть представлено в виде
Ро = Рр.о/Ц- . |
(1-6) |
При вращательном движении рабочего органа
-Рр.О = -^Р.0®Р. 01
где ЛГр.о — момент нагрузки на рабочем органе; соро — угловая скорость рабочего органа.
18
Тогда
М са — Мр.o*Bp.o/r|i |
|
откуда |
(1_7) |
М с= M p0/ipY\, |
где ip = со/С0р о — передаточное отношение редуктора. При поступательном движении рабочего органа
■^р.о= Fp.ovp.o> |
|
где Fp о — усилие нагрузки на рабочем |
органе; |
Vp о — линейная скорость движения рабочего органа. |
|
Тогда |
|
M0a = F p 0Vp0h], |
|
отсюда |
(1-8) |
MC= FV 0р/у], |
где р = у/со — радиус приведения усилия нагрузки к валу двигателя.
При передаче энергии от рабочего органа к двигателю в соответствии с диаграммой на рис. 1-1, в
P c = P p.0- A F |
(1-9) |
и при заданном к. п. д. баланс мощностей может быть представлен в виде
Рс — Рр.с1!- |
|
Тогда для вращательпог.о движения рабочего |
органа ‘ |
- М с = Мр_ oti/ip, |
(1-10) |
а для поступательного движения рабочего органа |
|
M c = Fp'0pT\. |
(1-11) |
Величина ilfc, определяемая полученными формулами, называется моментом сопротивления (или статическим моментом), приведенным к валу двигателя.
Значения ip и р определяются по конструктивным па раметрам преобразовательных механизмов. Например, передаточное число ip находится для пары зубчатых колес как отношение их чисел зубьев, а для ременной передачи — как отношение диаметров шкивов. Радиус приведения р для шкивов и барабанов равен их конструктивным радиу
сам, а для кривошипно-шатунного механизма при i?K 1Ш
(рис. 1-2, г)
p?^i?KsincpK,
где фк— угол поворота кривошипа.
19
Приведение инерционных масс и моментов инерции механических звеньев к валу двигателя заключается в том, что эти массы и моменты инерции заменяются одним экви валентным моментом инерции / на валу двигателя. При этом условием приведения является равенство-кинетиче ской энергии, определяемой эквивалентным моментом инерции, сумме кинетических энергий всех движущихся элементов механической части привода, т. е.
Отсюда |
|
|
|
|
|
|
|
|
/ |
= |
+ |
|
|
тр], |
(1-12) |
|
|
|
jLi гр; |
jLi |
|
||
|
|
|
i=1 |
|
j=1 |
|
|
где |
/ дв — момепт инерции ротора двигателя, кг <м2; |
||||||
|
Ji — момент инерции i-го вращающегося эле |
||||||
|
|
мента, кг-м2; |
|
|
|||
|
nij — масса /'-го |
поступательно-движущегося |
|||||
ipj = |
|
элемента, |
кг; |
отношение редукторов от |
|||
со/о)г — передаточное |
|||||||
|
|
вала двигателя до i-ro вращающегося |
|||||
Pj = |
|
элемента; |
|
|
|
||
у/ш — радиус |
приведения поступательно-дви |
||||||
|
|
жущегося /-го элемента' к валу двига |
|||||
|
|
теля, м. |
|
|
|
|
|
Обычно в каталогах для двигателей указывается вели |
|||||||
чина махового |
момента |
GD2, |
выраженного |
в кгс-м2. |
В этом случае^ момент инерции в системе СИ вычисляется по формуле
/ = GD* кг • м2.
Эквивалентный момент инерции J называют результи рующим или суммарным моментом инерции электропри вода, приведенным к валу двигателя. Примерами вращаю щихся элементов в механической части привода могут служить, кроме роторов двигателей, соединительные муфты, тормозные шкивы, барабаны, поворотные плат формы экскаваторов и кранов. К поступательно-движу- щимся элементам относятся мосты, тележки и поднимае мые грузы кранов; клети, скипы подъемников; грузы конвейеров; ползун кривошипно-шатунного механизма и т. и.
20
Из соотношений (1-7), (1-8), (1-10)—(1-12) следует, что в общем случае сложная в кинематическом отношении меха ническая часть электропривода (рис. 1-1, а) заменяется некоторым эквивалентным или приведенным механиче ским звеном, показанным на рис. 1-3. Это звено представ ляет собой твердое тело, вращающееся вокруг своей осе вой линии со скоростью двигателя, которое обладает мо ментом инерции J и находится под воздействием момента двигателя М и статического момента М с. Полученная
простая модель механической части электропривода в виде |
|||
одномассовой системы справедлива, |
|
||
как отмечалось выше, для идеальных |
|
||
механических звеньев без упругости |
|
||
и зазоров. Однако она может быть |
|
||
сохранена в большинстве |
практиче |
|
|
ских случаев и для реальных меха |
|
||
нических звеньев, обладающих не |
|
||
большими зазорами и незначитель |
Рис. 1-3. Приведен |
||
ной механической упругостью. |
|||
ное механическое зве |
|||
В отдельных случаях |
представ |
но электропривода. |
ляет интерес определить законы дви жения непосредственно на рабочем органе производ
ственной машины. Такие задачи часто возникают для подъемно-транспортных машин с поступательно движу щимся рабочим органом. В этом случае момент, разви ваемый двигателем, приводится к РО в виде усилия F. Формулы приведения (1-8) и (1-11) при этом сохраняются, но разрешаются относительно усилия и имеют вид:
|
Р = Мт\/р |
(1-13) |
при |
передаче энергии от двигателя к РО и |
|
|
F = М/рг) |
(1-14) |
при |
передаче энергии от РО к двигателю. |
приводятся |
Маховые массы в данном случае также |
к рабочему органу. При этом они заменяются одной ре зультирующей массой т на рабочем органе, которая опре деляется также из условия сохранения полного запаса кинетической энергии механической части привода:
11
(1-15)
г=1
где
Р— ^р.о/й! Pj — k’p.o
21