Файл: Основы автоматизированного электропривода учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 168

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

уменьшается (рис. 1-1, б и в). Очевидно, что потери меха­ нической энергии покрываются источником энергии — двигателем при прямом потоке энергии и рабочим орга­ ном’ при обратном.

Работа, совершаемая двигателем или рабочим органом, определяется следующим образом:

при вращательном движении

 

t

(1-1)

W = ^ Ма dt

 

о

 

и при поступательном движении

 

 

i

(1-2)

 

W = \Fvdt.

 

о

 

Механическая мощность определяется как производная

работы по времени, т. е.

 

Р

dW = Мсо

(1-3)

 

dt

 

для вращательного движения и

 

 

P = Fv

(1-4)

для поступательного движения.

и момент, Н

В последних формулах F и М — сила

и Н-м; о и v — угловая скорость и линейная скорость, рад/с п м/с.

Задача электропривода в конечном счете состоит в вы­ полнении заданных по технологическим требованиям зако­ нов движения рабочего органа с максимальным приближе­ нием. При реализации этой задачи часто исходят из того, что закон движения ротора двигателя пропорционален указанному закону для рабочего органа. Однако при этом необходимо иметь в виду, что механические звенья могут вносить искажения в передаваемое движение. Эти искаже­ ния возникают вследствие наличия в механических звеньях инерционности, потерь энергии, вследствие зазоров и упругости элементов, образующих звенья. Однако часто

это искажение несущественно,

и в этих“СлущшГЪ ИШ1“ '

можно не считаться.

I

Гос. публичная

научно-т©х«г!чевная

 

|

библмоте лм COUP


1-2. ПРИВЕДЕННОЕ МЕХАНИЧЕСКОЕ ЗВЕНО ЭЛЕКТРОПРИВОДА

Механическая часть электропривода, как отмечалось в предыдущем параграфе, состоит пз нескольких звеньев и может представлять собой сложную кинематическую цепь с большим числом движущихся элементов.

Допустим, что указанная механическая часть состоит из абсолютно жестких, недеформируемых элементов и не содержит воздушных зазоров. При этом движение одного элемента дает полную информацию о движении всех остальных элементов, т. е. функциональные зависимости, соответствующие законам движения всех звеньев кине­ матической цепи привода, пропорциональны друг другу н от движения одпого элемента можно перейти по заранее известной взаимосвязи между координатами к движению любого другого элемента. Таким образом, движение элек­ тропривода можно рассматривать на каком-либо одном механическом элементе, к которому приведены все внеш­ ние моменты или силы, а также-все инерционные массы механических звепьев. Обычно за такой элемент прини­ мают вал двигателя.

Для приведения к валу двигателя момента или усилия нагрузки рабочего органа производственной машины вос­ пользуемся балансом мощности в механической части привода. При передаче энергии от двигателя к рабочему

органу в соответствии с диаграммой на рис. 1-1, б

 

Л ^ р .о + ДР,

(1-5)

где Рс = М с® — мощность на валу двигателя; Рр.о — мощность на рабочем органе;

АР — мощность потерь в механических звеньях;

ы— угловая скорость вала двигателя;

Мс — момент сопротивления на валу двигате­ ля, называемый также статическим мо­

ментом.

Если для механической части привода известен к. п. д. т], то равенство (1-5) может быть представлено в виде

Ро = Рр.о/Ц- .

(1-6)

При вращательном движении рабочего органа

-Рр.О = -^Р.0®Р. 01

где ЛГр.о — момент нагрузки на рабочем органе; соро — угловая скорость рабочего органа.

18

Тогда

М са Мр.o*Bp.o/r|i

 

откуда

(1_7)

М с= M p0/ipY\,

где ip = со/С0р о — передаточное отношение редуктора. При поступательном движении рабочего органа

■^р.о= Fp.ovp.o>

 

где Fp о — усилие нагрузки на рабочем

органе;

Vp о — линейная скорость движения рабочего органа.

Тогда

 

M0a = F p 0Vp0h],

 

отсюда

(1-8)

MC= FV 0р/у],

где р = у/со — радиус приведения усилия нагрузки к валу двигателя.

При передаче энергии от рабочего органа к двигателю в соответствии с диаграммой на рис. 1-1, в

P c = P p.0- A F

(1-9)

и при заданном к. п. д. баланс мощностей может быть представлен в виде

Рс — Рр.с1!-

 

Тогда для вращательпог.о движения рабочего

органа ‘

- М с = Мр_ oti/ip,

(1-10)

а для поступательного движения рабочего органа

 

M c = Fp'0pT\.

(1-11)

Величина ilfc, определяемая полученными формулами, называется моментом сопротивления (или статическим моментом), приведенным к валу двигателя.

Значения ip и р определяются по конструктивным па­ раметрам преобразовательных механизмов. Например, передаточное число ip находится для пары зубчатых колес как отношение их чисел зубьев, а для ременной передачи — как отношение диаметров шкивов. Радиус приведения р для шкивов и барабанов равен их конструктивным радиу­

сам, а для кривошипно-шатунного механизма при i?K

(рис. 1-2, г)

p?^i?KsincpK,

где фк— угол поворота кривошипа.

19



Приведение инерционных масс и моментов инерции механических звеньев к валу двигателя заключается в том, что эти массы и моменты инерции заменяются одним экви­ валентным моментом инерции / на валу двигателя. При этом условием приведения является равенство-кинетиче­ ской энергии, определяемой эквивалентным моментом инерции, сумме кинетических энергий всех движущихся элементов механической части привода, т. е.

Отсюда

 

 

 

 

 

 

 

/

=

+

 

 

тр],

(1-12)

 

 

 

jLi гр;

jLi

 

 

 

 

i=1

 

j=1

 

где

/ дв — момепт инерции ротора двигателя, кг <м2;

 

Ji — момент инерции i-го вращающегося эле­

 

 

мента, кг-м2;

 

 

 

nij — масса /'-го

поступательно-движущегося

ipj =

 

элемента,

кг;

отношение редукторов от

со/о)г — передаточное

 

 

вала двигателя до i-ro вращающегося

Pj =

 

элемента;

 

 

 

у/ш — радиус

приведения поступательно-дви­

 

 

жущегося /-го элемента' к валу двига­

 

 

теля, м.

 

 

 

 

Обычно в каталогах для двигателей указывается вели­

чина махового

момента

GD2,

выраженного

в кгс-м2.

В этом случае^ момент инерции в системе СИ вычисляется по формуле

/ = GD* кг • м2.

Эквивалентный момент инерции J называют результи­ рующим или суммарным моментом инерции электропри­ вода, приведенным к валу двигателя. Примерами вращаю­ щихся элементов в механической части привода могут служить, кроме роторов двигателей, соединительные муфты, тормозные шкивы, барабаны, поворотные плат­ формы экскаваторов и кранов. К поступательно-движу- щимся элементам относятся мосты, тележки и поднимае­ мые грузы кранов; клети, скипы подъемников; грузы конвейеров; ползун кривошипно-шатунного механизма и т. и.

20


Из соотношений (1-7), (1-8), (1-10)—(1-12) следует, что в общем случае сложная в кинематическом отношении меха­ ническая часть электропривода (рис. 1-1, а) заменяется некоторым эквивалентным или приведенным механиче­ ским звеном, показанным на рис. 1-3. Это звено представ­ ляет собой твердое тело, вращающееся вокруг своей осе­ вой линии со скоростью двигателя, которое обладает мо­ ментом инерции J и находится под воздействием момента двигателя М и статического момента М с. Полученная

простая модель механической части электропривода в виде

одномассовой системы справедлива,

 

как отмечалось выше, для идеальных

 

механических звеньев без упругости

 

и зазоров. Однако она может быть

 

сохранена в большинстве

практиче­

 

ских случаев и для реальных меха­

 

нических звеньев, обладающих не­

 

большими зазорами и незначитель­

Рис. 1-3. Приведен­

ной механической упругостью.

ное механическое зве­

В отдельных случаях

представ­

но электропривода.

ляет интерес определить законы дви­ жения непосредственно на рабочем органе производ­

ственной машины. Такие задачи часто возникают для подъемно-транспортных машин с поступательно движу­ щимся рабочим органом. В этом случае момент, разви­ ваемый двигателем, приводится к РО в виде усилия F. Формулы приведения (1-8) и (1-11) при этом сохраняются, но разрешаются относительно усилия и имеют вид:

 

Р = Мт\/р

(1-13)

при

передаче энергии от двигателя к РО и

 

 

F = М/рг)

(1-14)

при

передаче энергии от РО к двигателю.

приводятся

Маховые массы в данном случае также

к рабочему органу. При этом они заменяются одной ре­ зультирующей массой т на рабочем органе, которая опре­ деляется также из условия сохранения полного запаса кинетической энергии механической части привода:

11

(1-15)

г=1

где

Р— ^р.о/й! Pj — k’p.o

21